Искусство плаката, его основные функции. Плакат - это что такое? Значение и виды плакатов Какие задачи ставятся создателем плаката
Мастер-класс
12.12.14.
Учитель русского языка и литературы Мухаметшина Л.К.
Плакат как вид искусства и средство пропаганды
Цель:
рассказать историю развития плаката как вида искусства;
остановиться на плакатах периода Великой Отечественной войны;
познакомить с особенностями плаката как средства пропаганды;
развивать умения писать слоганы, способствовать обогащению словарного запаса обучающихся;
воспитывать ответственность за написанный текст.
Планируемый результат:
Предметные умения : иметь представление о плакате, требованиях к языку плаката;
Универсальные регулятивные учебные действия: формирование умения выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретные вопросы.
Универсальные познавательные учебные действия: формирование представления о видах плакатов, речевых ошибках; формирование познавательного интереса к русскому языку через различные информативные источники;
Универсальные коммуникативные учебные действия: формирование умения общаться, сотрудничая в малых группах.
Подготовительная работа:
Подготовка презентаций
Подготовка карточек с заданиями.
Подготовка высказываний.
Оформление, оборудование, инвентарь:
Школьный кабинет, стулья расставлены вдоль стен, столы для двух команд; места для гостей.
Ноутбук, проектор, экран.
Ход урока
1. Психогимнастика: «Меня зовут…» и «Я люблю себя за то, что…»
В кабинете рассаживаются ученики 9-10 классов из разных школ, делятся на две команды.
Добрый день! Мы начинаем с вами необычное занятие «Плакат как вид искусства и средство пропаганды». Почему необычное? Потому что нет в школьной программе ничего похожего. И я надеюсь, что собрались в этом кабинете только заинтересованные люди.
Давайте немного разомнемся и проделаем такое упражнение: Нужно будет каждому поочередно говорить две фразы: «Меня зовут…» и «Я люблю себя за то, что…» по кругу.
Вот мы и познакомились.
2. Слово учителя.
Плакат в нашей жизни занимает довольно значительную роль. Он оказывал и оказывает на умы и сердца людей определённое влияние. Именно благодаря этому плакат как разновидность графики выделился в ряду других видов искусства
1). История развития социального плаката (Презентация 1).
1. Слово «плакат» немецкого происхождения, в переводе означает объявление, афиша.
2. Плакат - это сравнительно крупное по размеру изображение с текстом, в котором художественный образ возникает от взаимодействия слова и изображения.
3. Плакат - один из самых молодых видов искусства, разновидность графики - окончательно сложился в конце Х1Х века. Начало плаката можно видеть в гравюрах времен Реформации и крестьянских войн в Германии XVI века или в политических афишах во Франции XVIII века.
4. Первыми плакатами в России можно считать лубочные картинки времен 1812 года. В них уже была сделана попытка соединить изображение с текстом.
5. В конце Х1Х века плакат был официально признан фактом если и не «высокого искусства», то культуры. Инициатором выступила Россия. В 1897 году в Петербурге под покровительством «Общества поощрения художеств» открылась Международная выставка афиш. Это был первый общественный смотр нового жанра. Выставка собрала 700 произведений из 13 стран.
В конце Х1Х века плакат в основном имел рекламно-промышленный характер и был связан с конкуренцией капиталистических предприятий. С этих пор плакат становится самым демократичным видом искусства.
6. Новый качественный скачок плаката совпадает с Первой мировой войной. Колоссальное распространение получил агитационный плакат.
В России издается большая серия плакатов, которые призывают собирать деньги в помощь госпиталям и жертвам войн.
7. Подлинное рождение социально-политического плаката начинается в периоды Октябрьской революции и Гражданской войны, а затем восстановления народного хозяйства.
В 1917 году художники авангарда во главе с Маяковским создают знаменитые Окна РОСТА (Российское телеграфное агентство). Они пропагандируют через плакаты новое пролетарское искусство в стране, где подавляющая часть народа неграмотна.
Плакат РОСТА представляет собой, как правило, многокадровую композицию. В этих картинках действуют узнаваемые персонажи: буржуй, рабочий, крестьянин, поп, пан и так далее, под каждой картинкой лаконичная рифмованная подпись. Плакаты РОСТА - это газета для неграмотных.
8. В годы Гражданской войны самыми выразительными и простыми по форме были замечательные плакаты выдающегося советского художника Дмитрия Мора. Все знают его плакат «Ты записался добровольцем?».
9. Но особенной, потрясающей силой обладает плакат «Помоги!», посвященный голодающему крестьянству Поволжья во время засухи 1922 г. На черном фоне - белая фигура изможденного старика-крестьянина с поднятыми в крике руками. Образ крестьянина выглядит на нем не как изображение конкретного человека, а как олицетворение призыва о помощи
10. В дальнейшем плакат сыграл немалую роль в мобилизации советского народа на социалистическое строительство, в борьбе с внешними врагами Советского государства. Крупным мастером в 20-е - 30-е годы выступил Александр Дейнека. Вот его плакат «Работать, строить и не ныть».
11. Плакаты и другие виды агитмассовой продукции делались в те годы не только в Москве и Питере, но и во многих городах российской провинции.
12. Во второй половине ХХ века плакат в СССР проникает в самые разные уголки жизни: в городскую среду, на территорию фабрик и заводов, в колхозы, клубы, школы и больницы, затрагивая все стороны жизни советского человека.
13. Большую роль играет советский плакат в антиалкогольной пропаганде.
14. В настоящее время былая жанровая широта плаката на улице сузилась до торговой рекламы. Все мыслимые и немыслимые места в городах забиты рекламными щитами. Но художественного плаката на них мало.
Учитель: В 2015 году наша страна празднует 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, поэтому мы не могли обойти стороной плакаты этого времени.
2). Плакат в годы Великой Отечественной войны (Презентация 2).
Большой вклад в дело мобилизации народа на борьбу с врагом сделали плакаты советских художников во время Великой Отечественной войны. Значение его трудно переоценить. Плакаты помогали людям преодолевать лишение и голод, физические и душевные муки, защищать Родину, идти к победе.
1. По аналогии с Окнами РОСТА художниками выпускаются Окна ТАСС, в которых принимает участие большинство выдающихся художников-плакатистов, живописцев и графиков всех поколений.
2. Плакаты М. Черемных, В. Дени, И. Тоидзе, В. Иванова, Н. Ватолиной, Д. Шмаринова, Н. Голованова, В. Корецкого, Кукрыниксов и многих других замечательных художников стали истинно народными, и по силе воздействия их можно сравнить разве что с песнями военного времени. Уже на второй день войны был выпущен плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага».
3. Плакаты И. Тоидзе «Родина-мать зовет», А. Кокорекина «Смерть фашистской гадине», «За Родину» сопровождали в бой солдат Советской Армии, а также вдохновляли тружеников тыла.
4. Одним из самых ярких и действенных в годы войны был плакат В.Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!». Простая фотография молодой русской матери с плачущим ребенком на руках приобрела потрясающую силу в сочетании с изображением направленного на ребенка штыка фашистского солдата.
5. Одним из наиболее распространенных сюжетов был образ женщины, заменившей ушедшего на фронт мужчину у станка, за рулем трактора, за штурвалом комбайна.
Лучшие плакаты этой темы: «Больше хлеба для фронта и тыла. Убрать урожай полностью!» Н. Ватолиной и Н. Денисова, «На трактор девушки садятся смело!» Т. Ереминой, «Чем крепче тыл, тем крепче фронт!» О. Эйгес.
Многие плакаты затрагивали тему трудовой дисциплины: «Прогулы ликвидировать полностью!» С. Игуманова, «Брак - Враг» Б. Клинч, «Водители машин! Бесперебойно доставляйте грузы на фронт!» Я. Бекетова, «Собирай ЛОМ!», «Ты чем помог фронту?» и другие.
6. Один из самых известных плакатов тыловой тематики - «Не болтай!» принадлежит московской художнице Н. Ватолиной. Позировала для плаката соседка художницы - мать солдата-фронтовика. Текст к плакату написал С. Я. Маршак.
Учитель: Сейчас мы проведём небольшое соревнование. Вы сели за столы, интуитивно выбрав себе партнёров по команде. Итак, у нас образовалось две команды. Ваша задача – творчески подойти к заданиям, научиться разбираться в плакатах и выиграть.
Будьте предельно внимательны при прослушивании. Вся информация вам затем пригодится.
Разрешите познакомить вас с составом жюри:
3) . Принципы создания плаката (Презентация 3).
Плакат на современном этапе становится самым демократичным видом искусства, и ему приходится решать несколько специфических задач .
Какие задачи ставятся создателем плаката?
А) заставить зрителя обратить на себя внимание. Восприятие другого вида искусства предполагает некоторую подготовку. Человек идет на выставку или открывает книгу добровольно, с определенным настроем, он согласен получать новую информацию, он хочет этого. Плакат же подстерегает зрителя неожиданно и заставляет обратить на себя внимание. Потенциальный зритель занят своими мыслями, он спешит, у него нет времени, поэтому он может заметить только лист броский, выделяющийся на окружающем информационном фоне. Для этого все средства хороши. Крупный размер, яркий цвет, острый текст, неожиданное пятно и ритм - все идет в дело!
Б) донести до зрителя смысл плаката. Плакату отведены секунды внимания, и за эти мгновения он должен передать нужную информацию. Именно из-за дефицита времени для восприятия в плакате часто используются краткий текст, ясные символы и знаки.
В плакате может быть использована любая графическая техника, фотография, живопись и т. д.
Каковы условия эффективного воздействия плакатов на людей?
1. На плакате не должно быть много деталей. Плакат состоит из крупного изображения и надписи.
2. Цветовая гамма насыщенная, контрастная.
3. Крупный шрифт, краткий и понятный текст-призыв.
4. Изображение плаката должно соответствовать тексту.
Какие бывают плакаты?
Социальные плакаты – это плакаты, затрагивающие те или иные проблемы общества с целью привлечения внимания к той или иной негативной чаще черте общества (алкоголизм, наркомания, бездомные дети, бездомные животные и так далее).
Бывают ещё и политические плакаты, которые чаще появляются во время предвыборной кампании.
Несколько советов по речевому оформлению
Стремитесь к простым , коротким, но достаточно информативным предложениям
Не используйте сложные предложения с придаточными условия, причины, иначе вы можете заронить сомнение.
Не используйте вводные слова «мы убеждены», «мы считаем». Лучше не говорите ничего.
Не преувеличивайте. Эмоционально-оценочная лексика («великолепный». «восхитительный», «фантастический») часто раздражает, а не привлекает.
Будьте точны , когда создаёте рекламный плакат. Не используйте «размытые» данные: неправдоподобно низкая цена, увидите и удивитесь. Лучше укажите точные цифры.
Используйте глаголы только в настоящем времени изъявительного наклонения. Слова «будет », «может », «мог бы » не убедительны. Товар делает то-то, и все.
В последнее время надписи на плакатах называть слоганами.
Словарная работа
Слоган – это лаконичная, легко запоминающаяся фраза, выражающая суть плаката.
Примеры слоганов (взяты с сайтов )
А) Политические слоганы
Опыт и знание, преданность делу и верность слову!
Отечество, народовластие, справедливость, благосостояние!
Возродим промышленность – возродим Россию!
Мы просто любим свою страну.
Пристегните самого дорогого – пристегнитесь сами!
Вместе мы можем помочь.
Помогите детям-сиротам, и они подарят вам свою улыбку.
Будьте бдительны, водители. Почти все из вас – родители.
Когда в жизни ест цель, наркотики не нужны!
Кто не рискует, тот не пьёт шампанское. Кто пьёт за рулём – рискует потерять всё.
А теперь задания. Мы даём время на обсуждение.
Задание 1.
Определите, в какой исторический период возникает данный плакат? По каким признакам вы об этом догадались?
Задание 2.
Каково назначение плаката? Это средство пропаганды или социальная реклама?
Задание 3.
Представьте себе, что вы должны создать плакат. Слоган вам дан, а ваша задача - представить, что будет на плакате изображено.
Итак, слушаем слоган.
Миру нужен новый герой.
Задание 4.
Перед вами плакат, состоящий из фотографий. Снимки сделаны очевидцами гражданской войны в Украине. Ваша задача – придумать такой слоган, который очень точно отражал бы мысль фотографов-художников.
Подведение результатов.
Выявление победителя
6. Вывод
Чему мы научились сегодня?
К особенностям жанра можно отнести следующее: плакат должен быть виден на расстоянии, быть понятным и хорошо восприниматься зрителем. В плакате часто используется художественная метафора , разномасштабные фигуры, изображение событий, происходящих в разное время и в разных местах, контурное обозначение предметов. Для текста важным является шрифт , расположение, цвет. В плакатах используется также фотография в сочетании с рисунком и с живописью .
История
Считается, что плакат возник в результате эволюции от шрифтовых театральных афиш и объявлений, на которых все большее место занимали орнамент и фигурные изображения в Западной Европе во 2-й половине XIX века . В большинстве плакатов этого времени в основном используется большое количество орнаментально-декоративных композиций (стиль модерн), за исключением работ французского художника А.Тулуз-Лотрека . В течение этого времени наблюдается постепенный переход от книжно-журнальной графики в стиле модерн и натуралистически-картинного стиля к стилю станковой картины.
Рост популярности плаката связан с увеличением общественно-политической и культурной жизни (развитие зрелищных учреждений, увеличение количества промышленных и художественных выставок , с появлением митингов и манифестаций). Тогда плакаты создавались вручную или методом литографии .
Современный плакат обычно является воспроизведением полиграфическим способом единичного изображения.
Представители жанра плаката 2-й половины XIX века : Ж. Шере, А. Тулуз-Лотрек , Т.Стейнлен , Э. Грассе и А. Муха (Франция) (считается, что в работах Тулуз-Лотрека впервые проявились специфические черты плаката: обобщённость форм, гротескность , кадрированность изображения, использование силуэта , приём яркого цветового пятна); О. Бёрдсли , Ф. Брэнгвин (Англия); У. Брэдли, Э. Пенфилд (США); О. Фишера (Германия).
Отдельное место в ряду рекламных плакатов занимают плакаты рекламирующие фильмы (киноплакаты ). Эта разновидность появилась благодаря развитию кинематографа . Первоначально киноплакаты создавались на основе отображения отдельных кадров фильма. Позже в плакат добавилась образность, стремление показать главных героев , передать жанр фильма и пр.
С 1920-1930-х г. г. плакат стал популярным средством пропаганды техники безопасности в промышленности и строительстве .
В отдельный вид плаката можно выделить политический плакат , появившийся в начале XX века . Представители авторов плаката этого времени: французский художник Т. Стейнлен , немецкие художники Ю. Вальткорн и К. Кольвиц .
Ознакомиться с плакатами, гравюрами, репродукциями, открытками начала эпохи и современности можно в Российской государственной библиотеке . Фонд РГБ насчитывает порядка 1,5 млн.экземпляров.
См. также
- Советские плакаты
Напишите отзыв о статье "Плакат"
Примечания
Ссылки
- Плакат / М. Л. Иоффе // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
- - [военная техника, оружие, медицина, связь, инженерная и физическая подготовка]
Отрывок, характеризующий Плакат
Все это по пятидесятилетней привычке физически тревожно подействовало на старого генерала; он озабоченно торопливо ощупал себя, поправил шляпу и враз, в ту минуту как государь, выйдя из саней, поднял к нему глаза, подбодрившись и вытянувшись, подал рапорт и стал говорить своим мерным, заискивающим голосом.Государь быстрым взглядом окинул Кутузова с головы до ног, на мгновенье нахмурился, но тотчас же, преодолев себя, подошел и, расставив руки, обнял старого генерала. Опять по старому, привычному впечатлению и по отношению к задушевной мысли его, объятие это, как и обыкновенно, подействовало на Кутузова: он всхлипнул.
Государь поздоровался с офицерами, с Семеновским караулом и, пожав еще раз за руку старика, пошел с ним в замок.
Оставшись наедине с фельдмаршалом, государь высказал ему свое неудовольствие за медленность преследования, за ошибки в Красном и на Березине и сообщил свои соображения о будущем походе за границу. Кутузов не делал ни возражений, ни замечаний. То самое покорное и бессмысленное выражение, с которым он, семь лет тому назад, выслушивал приказания государя на Аустерлицком поле, установилось теперь на его лице.
Когда Кутузов вышел из кабинета и своей тяжелой, ныряющей походкой, опустив голову, пошел по зале, чей то голос остановил его.
– Ваша светлость, – сказал кто то.
Кутузов поднял голову и долго смотрел в глаза графу Толстому, который, с какой то маленькою вещицей на серебряном блюде, стоял перед ним. Кутузов, казалось, не понимал, чего от него хотели.
Вдруг он как будто вспомнил: чуть заметная улыбка мелькнула на его пухлом лице, и он, низко, почтительно наклонившись, взял предмет, лежавший на блюде. Это был Георгий 1 й степени.
На другой день были у фельдмаршала обед и бал, которые государь удостоил своим присутствием. Кутузову пожалован Георгий 1 й степени; государь оказывал ему высочайшие почести; но неудовольствие государя против фельдмаршала было известно каждому. Соблюдалось приличие, и государь показывал первый пример этого; но все знали, что старик виноват и никуда не годится. Когда на бале Кутузов, по старой екатерининской привычке, при входе государя в бальную залу велел к ногам его повергнуть взятые знамена, государь неприятно поморщился и проговорил слова, в которых некоторые слышали: «старый комедиант».
Неудовольствие государя против Кутузова усилилось в Вильне в особенности потому, что Кутузов, очевидно, не хотел или не мог понимать значение предстоящей кампании.
Когда на другой день утром государь сказал собравшимся у него офицерам: «Вы спасли не одну Россию; вы спасли Европу», – все уже тогда поняли, что война не кончена.
Один Кутузов не хотел понимать этого и открыто говорил свое мнение о том, что новая война не может улучшить положение и увеличить славу России, а только может ухудшить ее положение и уменьшить ту высшую степень славы, на которой, по его мнению, теперь стояла Россия. Он старался доказать государю невозможность набрания новых войск; говорил о тяжелом положении населений, о возможности неудач и т. п.
При таком настроении фельдмаршал, естественно, представлялся только помехой и тормозом предстоящей войны.
Для избежания столкновений со стариком сам собою нашелся выход, состоящий в том, чтобы, как в Аустерлице и как в начале кампании при Барклае, вынуть из под главнокомандующего, не тревожа его, не объявляя ему о том, ту почву власти, на которой он стоял, и перенести ее к самому государю.
С этою целью понемногу переформировался штаб, и вся существенная сила штаба Кутузова была уничтожена и перенесена к государю. Толь, Коновницын, Ермолов – получили другие назначения. Все громко говорили, что фельдмаршал стал очень слаб и расстроен здоровьем.
Ему надо было быть слабым здоровьем, для того чтобы передать свое место тому, кто заступал его. И действительно, здоровье его было слабо.
Как естественно, и просто, и постепенно явился Кутузов из Турции в казенную палату Петербурга собирать ополчение и потом в армию, именно тогда, когда он был необходим, точно так же естественно, постепенно и просто теперь, когда роль Кутузова была сыграна, на место его явился новый, требовавшийся деятель.
Война 1812 го года, кроме своего дорогого русскому сердцу народного значения, должна была иметь другое – европейское.
За движением народов с запада на восток должно было последовать движение народов с востока на запад, и для этой новой войны нужен был новый деятель, имеющий другие, чем Кутузов, свойства, взгляды, движимый другими побуждениями.
Александр Первый для движения народов с востока на запад и для восстановления границ народов был так же необходим, как необходим был Кутузов для спасения и славы России.
Кутузов не понимал того, что значило Европа, равновесие, Наполеон. Он не мог понимать этого. Представителю русского народа, после того как враг был уничтожен, Россия освобождена и поставлена на высшую степень своей славы, русскому человеку, как русскому, делать больше было нечего. Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер.
Пьер, как это большею частью бывает, почувствовал всю тяжесть физических лишений и напряжений, испытанных в плену, только тогда, когда эти напряжения и лишения кончились. После своего освобождения из плена он приехал в Орел и на третий день своего приезда, в то время как он собрался в Киев, заболел и пролежал больным в Орле три месяца; с ним сделалась, как говорили доктора, желчная горячка. Несмотря на то, что доктора лечили его, пускали кровь и давали пить лекарства, он все таки выздоровел.
Все, что было с Пьером со времени освобождения и до болезни, не оставило в нем почти никакого впечатления. Он помнил только серую, мрачную, то дождливую, то снежную погоду, внутреннюю физическую тоску, боль в ногах, в боку; помнил общее впечатление несчастий, страданий людей; помнил тревожившее его любопытство офицеров, генералов, расспрашивавших его, свои хлопоты о том, чтобы найти экипаж и лошадей, и, главное, помнил свою неспособность мысли и чувства в то время. В день своего освобождения он видел труп Пети Ростова. В тот же день он узнал, что князь Андрей был жив более месяца после Бородинского сражения и только недавно умер в Ярославле, в доме Ростовых. И в тот же день Денисов, сообщивший эту новость Пьеру, между разговором упомянул о смерти Элен, предполагая, что Пьеру это уже давно известно. Все это Пьеру казалось тогда только странно. Он чувствовал, что не может понять значения всех этих известий. Он тогда торопился только поскорее, поскорее уехать из этих мест, где люди убивали друг друга, в какое нибудь тихое убежище и там опомниться, отдохнуть и обдумать все то странное и новое, что он узнал за это время. Но как только он приехал в Орел, он заболел. Проснувшись от своей болезни, Пьер увидал вокруг себя своих двух людей, приехавших из Москвы, – Терентия и Ваську, и старшую княжну, которая, живя в Ельце, в имении Пьера, и узнав о его освобождении и болезни, приехала к нему, чтобы ходить за ним.
Московская областная государственная детская библиотека и Американский центр в Москве продолжают знакомить читателей с историей, культурой, литературой
Соединенных Штатов Америки.
Внимание! В конкурсе могут принимать участие жители Москвы и Московской области. К сожалению, наши возможности не позволяют расширить географию и пригласить к участию жителей других регионов.
Условия конкурса:
Возраст участников : 6 – 14 лет
Дорогие ребята! Предлагаем вам следующее задание. Нарисуйте плакат (постер) по книге американского автора.
Требования к предъявляемым работам:
· Сюжет плаката: книга (или книги) любого американского писателя, американские писатели, персонажи книг американских авторов – полезные цитаты, любая интересная информация для читателей. В сюжет плаката можно включать иллюстрации рисунки, фотографии, коллажи и т.п.
· Размер готового плаката 297 х 420 мм (формат А3).
· Работы должны быть выполнены на бумаге. Допускается применение разных техник и материала исполнения: карандаш, фломастер, гуашь, акварель, коллаж, фотография и т.п.
· Прежде чем приступить к рисованию вы должны понять, что такое плакат и чем он отличается от простого рисунка, составить его макет.
· Текст плаката должен быть на английском языке.
· У каждой работы может быть только один автор. На конкурс представляются только собственные авторские работы.
· Работы в этой номинации в электронном виде не принимаются .
Критерии оценки:
Раскрытие темы;
Оригинальность графического решения;
Знание английского языка;
Чувство юмора.
Работы принимаются только вместе с заполненным бланком заявки.
Уважаемые родители!
Ваш ребёнок принял решение участвовать в конкурсе плакатов. Это значит, что ему понадобится помощь.
Во-первых, необходимо выбрать такую книжку, которая нравится и которую хочется порекомендовать другим. Затем нужно помочь юному дизайнеру определиться с техникой выполнения работы.
Объясните ребёнку, что такое плакат и чем он отличается от простого рисунка.
Обсудите с ребенком прочитанную книгу и решите, какой текст поместить на плакат. Это могут быть как цитаты из книги, так и собственные мысли (а может, и то, и другое), или высказывание известного человека и т.п. Главное – ребёнок должен понимать, почемуон выбрал эти слова, что хочет ими выразить.
Помогите ребенку составить текст на английском языке. Не нужно писать за него, просто помогите найти нужные слова иностранного языка.
Подумайте над макетом плаката: как расположить изображения и текст. Можно создать несколько разных вариантов, а потом на семейном совете выбрать лучший. Старайтесь прислушиваться к детскому мнению и не пытайтесь сделать всю работу сами. «Взрослая рука» всегда видна в работах ребят.
Уверены, что наши маленькие художники справятся с заданием и надеемся, что работа доставит им удовольствие!
Плакат (нем. Plakat от фр. placard – объявление, афиша, от plaquer – налепить, приклеивать) – броское, как правило крупноформатное, изображение, сопровожденное кратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях. В современном дизайне плакат воспринимается как «сведенное в четкую визуальную формулу сообщение, предназначенное современнику для выводов и конкретных действий».
К особенностям жанра можно отнести следующее: плакат должен быть виден на расстоянии, быть понятным и хорошо восприниматься зрителем. В плакате часто используется художественная метафора, разномасштабные фигуры, изображение событий, происходящих в разное время и в разных местах, контурное обозначение предметов. Для текста важным является шрифт, расположение, цвет. В плакатах используется также фотография в сочетании с рисунком и с живописью.
II. Номинация «Мои приключения на войне Севера и Юга». Пишем рассказ.
Возраст участников : 12 – 17 лет
Дорогие ребята! Предлагаем вам написать небольшой рассказ, о Гражданской войне в США в 1861-1865 годах или как ее еще называют «Войне Севера и Юга». Что вы знаете о ней? Какие чувства она вызывает у вас? Возможно, вы читали об этом книги, смотрели кинофильмы или, может быть, вам рассказывали об этих событиях учителя на уроке истории. В ходе войны произошло около двух тысяч сражений. В этой войне граждан США погибло больше, чем в любой другой из войн, в которых участвовали Соединенные Штаты Америки.
Представьте себе, что вы перенеслись во времени и стали участником этих событий Выберите какой-либо интересный для вас эпизод и сочините небольшой текст от своего имени или имени выдуманного вами героя. Не забудьте написать в своем рассказе, на какой стороне вы могли бы участвовать и почему.
- У каждой работы должен быть только один автор.
- Объем работы 1-3 печатные страниц.
- Оформление работы рисунками приветствуется.
- Работа должна быть выполнена только на английском языке .
- Работы в этой номинации принимаются в печатном или в электронном виде.
К работам, представляемым в электронном виде, предъявляются следующие требования:
–файл не должен быть объемом более 3 Mb;
–файлы, если их несколько, должны быть правильно пронумерованы, иметь названия на латинском языке по фамилии автора работы, например: Petrov01.doc, Petrov02.doc, Ivanova01.jpg, Ivanova02.jpg.
– Внимание! Презентации PowerPoint не принимаются !
· Не забудьте заполнить бланк заявки.
III. Номинация «Создаём видеоролик о прочитанной книге» .
Возраст участников : 14 – 17 лет.
Дорогие ребята! Вы, конечно, любите смотреть видеоклипы. Вам предоставляется возможность сделать рекламный ролик о книге американского писателя. Попробуйте создать видеоролик так, чтобы ваши, друзья и знакомые, также любой человек, который увидел ролик, понял, о чем эта книга и захотел прочитать ее.
Вашу фантазию и творчество мы ничем не ограничиваем. На конкурс мы принимаем произведения видео-арта в любом жанре, исполненные в любой форме: мультфильм, видеофильм, музыкальный клип, рекламный ролик, компьютерная графика, флэш-анимация, и др. Вы можете использовать любую книгу, но обязательно американского писателя (даже если вы прочитали эту книгу на русском языке).
Требования к представляемым работам:
- Видеоролик должен быть выполнен по книге американского писателя .
- Работа должна быть выполнена только на английском языке .
- Продолжительность ролика – не более 2 минут.
- В этой номинации могут быть представлены как индивидуальные, так и групповые работы. Состав группы – не более 4 человек. При подаче заявки на конкурс обязательно указать состав группы (Ф.И.О., возраст каждого участника) и контактную информацию для всей группы.
- Работа предоставляется в жюри на электронном носителе, по электронной почте (если объем файла не превышает 7-8 МБ) или пересылается через файлохранилище (Rapid Share, depositfiles и т.п.)
- Работы могут быть выполнены в любом из указанных форматов .wmv, .mpg, .avi, .mpeg, .flv, .swf, .mov, .mkv, .divx, .ts.
- На конкурс должны быть представлены оригинальные, незаимствованные материалы. Если вы решили использовать музыкальное сопровождение, то обязательным условием для принятия работы на конкурс является соблюдение авторских прав (подробнее см. информацию об использовании музыки для видео вы найдете здесь http://snimifilm.com/post/gde-vzyat-muzyku-dlya-filma). Работы, нарушающие авторские права к конкурсу допущены не будут.
В современном мире плакат - это нечто привычное, с чем человек сталкивается по несколько раз в день и поэтому уже научился не реагировать на него. Однако всего 100 лет назад эта вещь была диковинкой и заставляла каждого кто ее видит, замирать в восхищении и верить всему, что было написано на ней. Как появился плакат? Что это? Какие виды плакатов существуют? Давайте узнаем об этом.
Значение слова «плакат»
Прежде всего, стоит разобраться с определением рассматриваемого существительного.
Иногда их называют постерами или афишами.
Обычно такие изображения крепятся на стенах и дверях зданий или на специально отведенных для этого местах. Некоторые любители плакатов оклеивают ими свои жилища.
В более узком значении под этим словом подразумевают специфический вид графики.
Также этим существительным было названо одно из самых известных пропагандистских издательств СССР, существовавшее со средины 70-х до 2006 г. На протяжении всего этого времени «Плакат» специализировался не только на выпуске одноименной продукции, но и на печати открыток, портретов, фотографий и т. п.
Этимология рассматриваемого термина
Узнав ответ на вопрос: «Что это такое - плакат?», стоит рассмотреть происхождение этого существительного.
Впервые в русском языке это слово было зафиксировано в 1704 г. Однако активно стало использоваться лишь в конце XIX в.
В русский оно пришло из латыни, из французского и немецкого языков. На закате Римской империи граждане часто использовали термин placatum, которым называли объявления.
Через несколько веков во французском языке был образован от placatum глагол plaquer («налеплять что-то»). А он, в свою очередь, способствовал появлению placard.
От французов термин был заимствован немцами и немного изменен - das Plakat. Именно в таком виде это существительное оказалось в русском языке и сохранилось по сей день.
Стоит отметить интересный факт: во Франции сегодня термин placard используется крайне редко, вместо него актуально слово affich. А в англоязычных странах его именуют постером.
Особенности плакатов
Изображение такого рода имеет ряд особенных черт, выделяющих его среди другой
Прежде всего, это цель, для которой оно создается: привлекать внимание окружающих и информировать их о чем-то. В связи с этим постеры и надписи на них обычно делаются большими и яркими. Кроме того, в них используется минимум текста, чтобы не утомлять наблюдателей долгим чтением и давать им возможность быстро понять смысл.
Как правило, надпись на плакате - это какой-нибудь запоминающийся слоган (часто с элементом юмора или игры слов) и название продукта или услуги, для оповещения о которых сделано это изображение.
История появления плаката
Информативно-агитационные афиши впервые стали использоваться человечеством еще в Древнем Египте. Правда, в то время плакаты служили для поимки беглых рабов.
Греки и римляне оказались более практичны и культурны. Они использовали листовки с рисунками и текстом для информирования о торговых предложениях, а также как афиши для театра.
Первый плакат (в современном его понимании) был нарисован по заказу британского торговца книгами Батдольда в 1482 г. Бизнесмен с его помощью пытался разрекламировать новое издание «Евклидовой геометрии».
После этого постеры несколько веков появлялись довольно редко. Однако в средине XIX в. французский литограф Жюль Шере решил развить идею Батдольда. В 1866 г. он открыл в Париже собственную мастерскую, специализирующуюся на Предприятие Шере имело огромный успех. За пару лет он создал более тысячи ярких афиш, приглашавших посетить спектакли или выставки. Каждый его плакат - это было настоящее произведение искусства, причем все они делались вручную. Кстати, именно Шере заложил основные принципы искусства оформления постеров, которые не утратили своей актуальности и сегодня.
К концу XIX в. плакаты стали неотъемлемой частью любого важного события. При этом все чаще они стали использоваться не как афиши, а для рекламы каких-то товаров или услуг.
Жители Российской империи в эти годы довольно хорошо знали что такое плакат. Это было связано с тем, что в последние десятилетия XIX в. создание рекламных изображений стало очень популярным в империи. Об этом свидетельствует тот факт, что в этот период именно в России проводилась Всемирная выставка плакатов и афиш.
Особенно усилилось использование политического плаката после начала Первой мировой войны. Чтобы призывать юношей идти добровольцами на фронт, а также агитировать граждан финансово помогать государству, во всех странах Европы печатались и рисовались тысячи постеров.
После революции 1917 г. на территории бывшей империи несколько лет создавался только один вид агитационных изображений - политический плакат. Значение его прекрасно понимали все главы государства, поэтому часто такая продукция выпускалась на последние деньги, вместо того чтобы отдать их голодающим гражданам.
В русском языке слово плакат (от немецкого «das Plakat») появилось в XIX веке. В Англии и Америке использовали слово poster, а во французском варианте это слово звучит как «affich» - афиша.
Человечеству плакат известен с давних времен. Впервые плакаты (а вернее, их предтечи, поскольку эти изображения нельзя в полной мере соотнести с современным понятием плаката) появились в Древнем Египте. Это было связано с господствовавшим тогда рабовладельческим строем, и тем, что иногда рабам удавалось бежать. И именно для того, чтобы разместить информацию о поимке беглых рабов, в то время применялись особые объявления, которые, с некоторой натяжкой, можно считать родоначальниками современных плакатов.
Далее, по мере развития культуры и искусства, своеобразные плакаты стали применять в Древней Греции и Риме для оповещения населения о предстоящих спектаклях и интересных торговых предложениях. В каком-то смысле, с тех пор мало что изменилось - до сих пор плакаты с успехом применяются, помимо прочего, и для этих целей.
Официальным днем рождения плаката считается 1482 г. Именно тогда английский книготорговец Батдольд, рекламируя новое издание «Геометрии Эвклида» впервые использовал для привлечения покупателей плакат. С этого времени начинается история возникновения плаката, но к сожалению, он не сохранился.
Современная жизнь плаката началась в XIX веке, именно тогда и появилось привычное для нас слово плакат - в переводе с немецкого "das Plakat". Началом истории плаката считается 1866, когда француз Жюль Шере, график и декоратор сцены, основал небольшую литографию в Париже. Именно этот человек сформулировал основные принципы современного плаката - броскость (в первую очередь, за счет контрастных и ярких цветов), возможность восприятия изображения и текста "на ходу", лаконичность и концентрацию внимания на одной главной фигуре. Шере создал больше тысячи плакатов, в основном это была реклама маскарадов, выставок.
Говоря о истории развития плаката, нельзя не упомянуть великого Анри де Тулуз-Лотрека. Афиши парижских кабаре, созданные им в 90-х годах XIX века, вознесли рекламное искусство плаката на недосягаемую высоту. Первый из них - плакат открывшегося в 1889 г. "Мулен Руж" со скандально известной танцовщицей Ла Гулю ("Ненасытная") - произвел фурор.
Долгое время многие рекламные художники использовали в качестве основы написания своих плакатов различные популярные на то время стили изобразительного искусства. Поэтому с течением времени рекламный плакат перешёл в раздел художественных произведений. На нём всё чаще старались изобразить мир в радужных красках, привлечь потенциального посетителя или покупателя.
История плаката неотъемлемо связана с процессами, происходившими в социальной среде.
Художники моментально реагировали на это, и выпускали в свет новые, шагающие в ногу со временем произведения.
Ближе к концу XIX века рекламный плакат, получил официальное признание культурного факта, а организатором и инициатором этого важного в истории плаката события стала Россия. В конце 1897 года в Санкт-Петербурге была открыта Всемирная выставка плакатов и афиш, на которую собралось множество талантливых рекламных художников. Они привезли с собой свои лучшие на тот момент произведения и представили их взгляду широкой публики. Выставка имела ошеломительный успех и завоевала всеобщее признание.
В современном понятии под словом плакат подразумевают графическое изображение, крупного формата нанесенное на бумагу или ее аналог. Современные плакаты - это продукт высоких технологий в сфере изобразительного искусства и печати.
В последнее время все чаще на обсуждениях и в печати поднимается разговор о специфике плакатного искусства. Этот действительно важный вопрос и по сей день остается неясным и своей нерешенностью мешает практической работе художников.
Плакат -- особая форма изобразительного искусства, отличная от станковой живописи и графики. В плакате самое важное--это заключенная в нем степень убедительности и умелая передача идеи.
Плакат с детских лет всюду сопутствует нам, начиная с почтовой марки на конверте до огромной рекламы на бигборде. Плакат разнообразен не только по размерам, он богат по видам, жанрам и формам. Он прочно вошел в общественно-политическую, хозяйственную и культурную жизнь страны и всего мира, в наш быт и обычаи. Мы постоянно встречаем его на улицах, на заборах, на стенах учреждений или цехов, клубов, на фасадах кинотеатров, в витринах магазинов, на рекламных щитах вдоль шоссейных дорог, и, наконец, зажигая газ или и закуривая, - держим и видим его в своих руках на спичечной коробке.
Словом, плакат знаком каждому из нас, но не все по-настоящему знают об особенностях, о специфике этого многообразного искусства.
Даже среди художников и искусствоведов до сих пор существует разноголосица в терминологии и классификации плаката в критериях, определяющих его качество и недостатки, в значении традиции и новаторства.
Всем известно, что плакаты бывают разные по величине. Но не только это отличает или роднит их между собой.
Название "плакат" происходит от позднелатинского "placatum" - объявление. Виды плакатов очень многообразны. Это наиболее массовый вид изобразительного искусства, выполняющий задачи наглядной агитации и пропаганды или служащий целям рекламы, инструктажа, информации и обучения.
Соответственно своему назначению плакаты (обычно представляющие собой изображение, сопровождающееся текстом) делятся на следующие:
политические -- агитационные, пропагандистские и лубки;
инструктивные -- по технике безопасности, сангигиене, агротехнике и т.д.;
информационные -- лотерейные, библиотечные и т. п.;
учебные -- пособия по различным областям знаний;
монографические,-- посвященные выдающимся деятелям, событиям, юбилеям.
По технике воспроизведения плакаты бывают:
печатные, -- издающиеся массовым тиражом при помощи литографских или офсетных машин;
трафаретно-шелкографские,-- тиражируемые ручным способом при посредстве трафаретов из картона или матриц на шелковой или нейлоновой (как очень прочной) сетке. Раньше этот способ использовался художниками-оформителями
рисованные от руки -- в одном или нескольких экземплярах, например: реклама фильмов на фасаде кинотеатров, торговая или другая реклама на многоэтажных зданиях, разные по содержанию плакаты на рекламных щитах вдоль шоссейных дорог и т. д.;
световые -- статичные или динамичные, сочетающиеся с изображением, или чисто шрифтовые с широким использованием цветного неона и аргона (главным образом для городской рекламы) или обычных электрических ламп (при оформлении празднеств);
объемные -- сложные по конструкции сооружения, широко распространенные в зарубежной торговой рекламе.
Различны плакаты и по средствам исполнения оригинала художником. Эти средства бывают графическими или живописными,
В зависимости от них плакат делается плоскостным, объемно-пространственным или комбинированным, одноцветным или многоцветным.
Плакаты выполняются разными материалами: углем, сангиной, карандашом, гуашью, акварелью, темперой, маслом -- на бумаге, картоне, фанере, холсте и т. д.; реже -- путем автолитографии, линогравюры или фотомонтажа.
В последнем случае имеется в виду творческое использование специальных фотоснимков, порой в сочетании с рисунком или цветными плоскостями, а не механическая склейка случайных фотографий.
Разнятся между собой плакаты по жанру.
Существуют плакаты призывные (героические) и сатирические, иногда сочетающие в себе ту и другую особенности, юмористические, декоративные и «чисто» шрифтовые.
И, наконец, самый важный признак различия в плакатах -- это степень их идейно-художественного качества. Об этом лучше всего можно судить по политическому плакату, так как это самый массовый вид изобразительного искусства, одна из самых действенных и доходчивых форм агитации, обращенной к широким массам зрителей.
Назначение плаката -- звать и убеждать. Он должен быть деловым, предельно ясным и доходчивым. А так как жизнь плаката проходит не в выставочных залах со специальным освещением, а в самых случайных местах -- и под дождем, и под солнцем, -- то плакат должен быть таким, чтобы при любых условиях делать свое дело. И содержание плаката, и его форма должны быть ударны. Таков идеал прекрасного в плакате. Такова его специфика. Мерило художественности в плакате другое, нежели в живописи или станковой графике.
Специфика заключается еще и в том, что большое содержание, большую идею надо высказать не на сотнях страниц романа, не в тысячах кадров кинофильма и не на любом размере холста многофигурной станковой композиции, а всего-навсего на одном стандартном листе бумаги. Вместе с тем при небольшом формате листа плакат обязан оперировать крупными изображениями, иначе он не будет достаточно заметен. Плакат, который демонстрируется в разных условиях, очень чувствителен и к формату и к размеру. И чем они больше и разнообразнее, тем лучше.
Работая над плакатом, художник обязан сделать его отточенным и острым и тем повысить уровень его воздействия на зрителя. Поэтому вопрос о сумме приемов, делающих плакат наиболее эффективным, не является излишним, а, наоборот, имеет практически важное значение.
Сейчас в плакатном искусстве прослеживается возросшее умение художников дать углубленную трактовку образа, видны определенные достижения в воплощении идеи.
Художник-плакатист порой встречается с такими темами, изобразить которые чрезвычайно трудно. Решая подобные темы, в ряде случаев надо прибегать к широкому использованию таких условных приемов, как сопоставление на одном листе разных сюжетов, разных пространств, разных масштабов; прибегать к локальной, обобщенной трактовке формы и цвета взамен неуместного в плакате пленера, «тонких» рефлексов и других художественных средств станкового произведения; применять символику; использовать натюрмортные и пейзажные решения. Расширение арсенала художественных средств -- одна из дорог к разнообразию, свежести и новизне решений, усилению активности плаката.
Иногда художники-плакатисты забывают о специфике и особенностях жанра, в котором они работают. Искусство плаката имеет свои законы, свое понимание красоты, чувство цвета, которые составляют его природу и отличают его от живописи. Плакатист должен использовать приемы, свойственные данному виду искусства. Естественно, что канонизированной суммы таких приемов не существует, есть лишь несколько обязательных требований, которые должны развиваться всякий раз в абсолютной зависимости от темы плаката, его идеи, целенаправленности, от индивидуальных творческих наклонностей. Плакат должен восприниматься издали, не дробиться, поэтому в нем применяется локальный цвет, форма моделируется крупными объемами и плоскостями.
Также большое значение в плакате имеют литературная формулировка и композиционное размещение текста. На деле смысловая и композиционная связь между текстом и изображением плаката зачастую оказывается очень слабой. Нередко это происходит потому, что окончательный текст устанавливается только после того, как плакат закончен художником. Из-за этого, как правило, текст пишется внизу плаката, что усиливает впечатление шаблона.
В идеале текст плаката должен быть слитным с изображением, должен органически включаться в изобразительную плоскость, то есть быть составной частью плаката не только в смысловом, но и в композиционном отношении. Не хорошо, когда текст многословен и плохо запоминается.
Лаконизм и выразительность текста плаката имеют огромное значение в достижении ударной силы плаката, страстности агитационного призыва, в том, что этот призыв, это краткое словесное определение идеи, органически связанное с изобразительным образом плаката, усиливало бы эмоциональное впечатление от него и, хочет того зритель или не хочет, укоренялось в его сознании, внушало ему определенную мысль, убеждение.
Между тем в выборе, текста мы часто допускаем перестраховку и в ущерб лаконизму «размазываем» его, стремясь предупредить мнимые недоумения, которые якобы могут возникнуть у зрителя.
Из-за недоверия к зрителю (а вдруг не поймет, вдруг истолкует не точно?) многие плакаты и поныне портятся многословными, неэнергичными, незапоминающимися подписями. Именно подписями, а не призывами. К тавтологии, к ненужному повторению в тексте того, что ясно из изображения, прибегают потому, что на формулировку призыва смотрят изолированно, как будто текст его будет жить самостоятельно, без изображения. А это вовсе не так.
Для плаката очень существенными признаками является лаконизм, краткость и четкость выражения. Лаконизм в плакате -- это отбор и обобщение как содержания, так и формы.
Существует суждение, что хорош тот плакат, который ясен и без подписи. Нет правил без исключения. Однако если быть принципиальным до конца, то это не совсем так.
Стремление молодых художников к поиску новых форм, методов и идей закономерно, так как рекламная деятельность, которой проникнута наша жизнь, требует от художников полнокровного, правдивого и в высшей степени эмоционального искусства.
Стремясь к обобщению и выразительности в плакате, художник проходит три стадии работы. Первая -- поиски композиции из элементов, выражающих идею плаката, его образ. Этой стадии присуще общее, схематическое или, как принято говорить, эскизное определение формы. На второй стадии идет изучение и разработка элементов, отобранных для плаката. На третьей -- такое обобщение формы, когда удаляется все лишнее и подчеркивается только существенное ради пластической выразительности формы, ради активности плакатного образа.
Коротко эти стадии можно определить тремя понятиями: схема, разработка, обобщение.
Ошибкой многих художников является то, что они начинают работу со схемы и ею же заканчивает. В результате они добиваются не обобщения, а обедненного упрощения формы. «Опущенные» детали в таких работах потому «не угадываются», что их не было. В глаза бросаются «непостроенность» и приблизительность формы. Эту приблизительность обычно пытаются оправдать плакатной условностью, ее спецификой.
То, что плакату действительно присуща условность, известно давно. Но этим никак нельзя оправдать приблизительность и схематизм. Художественность, а с нею и лаконизм в плакате -- плод большого творческого труда, при котором путь к простоте далеко не прост.
Схематизация плаката - это не примитивность, не упрощение, Это использование общих законов искусства, приспособленных для решения своей, специфической задачи. Художник-плакатист так же пишет пейзажи и так же рисует, как и любой другой художник, но, приступая к работе над плакатом, он отбрасывает многое, не свойственное этому виду искусства, и внимательно выбирает именно те средства, которые ему необходимы в работе, В этом и заключается профессиональность плакатиста, трудность и увлекательность его деятельности.
Плакат прежде всего должен быть произведением искусства -- броским, запоминающимся и обязательно образным. Хороший плакат всегда лаконичен. Если живописец предоставляет зрителю постепенно сделать нужный вывод, то плакат призывает к немедленному действию. Это то, о чем не должен забывать начинающий художник-плакатист. Чтобы лучше понять сказанное, можно вспомнить, как по-настоящему требовательный к себе художник Валентин Серов работал над иллюстрациями к басням И. А. Крылова. Добиваясь характерности, выразительности и лаконизма в своих работах, он без конца «калькировал» один вариант рисунка за другим, отсекая все лишнее и оставляя только существенное и необходимое, Это были иллюстрации. В плакате все иначе.
В плакате все должно быть собранным, концентрированным. Ведь только концентрированное, типичное производит большое впечатление.
В целях усиления активности плаката допустимы условные приемы: обобщение рисунка и цвета, опущение второстепенных деталей, совмещение разных масштабов и т. д.
Символичность образов является основным художественным свойством плаката. Это искусство обобщающего, органически вырастающего из жизни символа. Ведь лучшие плакаты, созданные на всем протяжении этого искусства, были всегда символичны.
Символика лучших плакатов всегда основывается на непосредственных жизненных впечатлениях. Всегда хорошо смотрятся и «работают» плакаты, в которых остроумно найдено узловое действие или деталь.
Известно много примеров, когда интересно, изобретательно освещенная подробность заставляет задуматься над сложными проблемами жизни, и мы знаем множество примеров того, когда безупречно в стилистическом отношении выполненная работа, но без яркого узла выдумки, оставляет нас равнодушными. Основное в плакате,-- находчивость сюжета, остроумие в раскрытии темы.
Основа специфики плаката та, что плакат -- это агитация средствами изобразительного искусства. В этой короткой формуле обе ее части одинаково важны -- если будет агитация, но выраженная антихудожественно, то не будет искусства, если же будет только художественность, то не будет агитации, Здесь нужен естественный синтез, и очень важен такт.
Важнейшей чертой плаката является сочетание в нем изобразительных и текстовых моментов. Текст должен органически входить в плакат, быть связанным с ним и цветом и композицией.
Текст должен быть красноречивым. Трудно, например, представить себе хорошего оратора, произносящего речь в одном тоне, без оттенков. Опытный оратор обогащает свою речь интонациями, «нажимая» на ударные слова и фразы, приглушая образы, подготавливающие и связывающие главные мысли. Надпись в плакате должна «говорить» со зрителем, поэтому художник не только вправе, но и обязан разнообразить ее формы.
В последнее время художественный уровень плакатов в рисунке, композиции и цвете намного повысился, приобрел свой стиль. Выпускаемые плакаты стали разнообразны по форме, смелее в решениях. Именно поэтому особенно нетерпимы некоторые недостатки в развитии этого важного участка изобразительного искусства. Многие художники и дизайнеры начали объединяться в группы.
Очень известна на сегодняшний день Ассоциация дизайнеров-графиков «4-й Блок» - общественное объединение дизайнеров, арт-менеджеров, заинтересованных в решении экологических проблем средствами искусства. Эта Ассоциация создана на добровольной основе с целью поддержки и развития творческих инициатив в области экологии, дизайна и культуры.
Ассоциация «4-Блок» названа так в память о взрыве ядерного реактора 4-го энергоблока Чернобыльской атомной станции 26 апреля 1986 года. Основными направлениями ее деятельности являются: проведение Международной триеннале плаката экологического направления «4-й Блок» (триеннале проводится с 1991 г. один раз в три года); пополнение коллекции современного экологического плаката, графики и дизайнерских проектов, связанных с экологией; создание Дизайн-Центра для демонстрации и пропаганды экологических идей средствами графического дизайна и искусства. Ассоциация дизайнеров-графиков «4-й Блок» является единственным от Украины членом Международного координационного совета Ассоциаций по графическому дизайну ICOGRADA.
Таким образом, современный тип печатного плаката зародился в XIX в. в Европе, в условиях быстрого развития экономики, расцвета шрифтового творчества и усовершенствования цветной литографии. Тогда же возник принцип уникального, субъективного подхода художника к созданию плаката - плакат стал действительно художественным, авторским. Возникнув в отношении к иллюстративной рекламе, этот принцип в дальнейшем стал применяться и в работе над шрифтовым плакатом.
Активнейшее развитие различных художественных течений в Украине и Европе в XX в. окончательно сформировало облик современного шрифтового художественного плаката: асимметричная композиция текста и функционализм (минимум и важность информации, ясность структуры, выражение сути текстового сообщения художественными средствами шрифта). Плакаты такого типа продолжают создаваться и сегодня, являясь почти универсальным решением в работе над шрифтовыми плакатами рекламного назначения. Помимо таких, функциональных, сегодня существует большое количество сложных и художественно или информационно насыщенных шрифтовых плакатов. Их наличие связано с возникшим в конце XX в. постмодернистическим направлением в искусстве, особенно активно развившимся после начала использования компьютера в дизайне в 1990-х гг.
На сегодняшний день можно выделить два основных художественных типа плаката: минималистично-функциональный и сложно-экспрессивный. Первый тип обязан своим появлением традиции стандартизированного текстового блока, а также функциональной типографике XX в. Второй тип вобрал в себя национальные особенности шрифтовых культур разных народов, традиции каллиграфии, принцип живой асимметрии и выражает собой не только суть представляемого зрителю сообщения, но и творческое лицо автора плаката. Следует также отметить, что минималистично-функциональный тип шрифтового художественного плаката является международным, носит черты наднационального современного дизайна, а сложно-экспрессивный тип - наоборот -- представляет собой современную интерпретацию национальных традиций и художественных особенностей конкретного народа.
Оба направления в настоящее время продолжают активно развиваться, возникают многочисленные произведения смежного типа. Многие факторы, в том числе непрекращающееся развитие компьютерных и полиграфических технологий, дают основания полагать, что настоящее столетие будет временем ещё более активных изменений в сфере художественного плаката.