Образец приказа о наказании нарушителя. Перечень основных распространенных нарушений требований охраны труда. Образец приказа о наказании нарушителя Ответственность за невыполнение инструкции по охране труда
1. Нарушение правил техники безопасности
или иных правил охраны труда, совершенное
лицом, на котором лежали обязанности по
соблюдению этих правил, если это повлекло
по неосторожности причинение тяжкого вреда
здоровью человека, -
(в ред. Федерального
закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
наказывается
штрафом в размере до двухсот тысяч рублей
или в размере заработной платы или иного
дохода осужденного за период до
восемнадцати месяцев, либо исправительными
работами на срок до двух лет, либо лишением
свободы на срок до одного года.
(в ред.
Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
2.
То же деяние, повлекшее по неосторожности
смерть человека, -
наказывается
лишением свободы на срок до трех лет с
лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до трех лет или без
такового.
(в ред. Федерального закона от
08.12.2003 N 162-ФЗ)
Комментарий к статье 143
Конституция Российской Федерации
гарантирует право на труд в условиях,
отвечающих требованиям безопасности и
гигиены (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ). Также
Конституцией гарантируется право на охрану
здоровья (ст. 41 Конституции РФ).
Тем
самым родовым объектом посягательства
этого состава преступления является
конституционное право на охрану здоровья.
Непосредственным объектом
посягательства будет право на труд в
условиях, отвечающих требованиям
безопасности и гигиены.
В Основах
законодательства Российской Федерации об
охране труда от 6 августа 1993 г. дается
понятие охраны труда как системы
обеспечения безопасности жизни и здоровья
работников в процессе трудовой
деятельности. Эта система включает
правовые, социально-экономические,
организационно-технические,
санитарно-гигиенические,
лечебно-профилактические,
реабилитационные и иные мероприятия. Но
самое важное, что этим Законом обязанности
по обеспечению охраны труда возлагаются на
работодателя, который помимо мероприятий
по охране труда обязан обеспечить и
персональную ответственность из числа
подчиненных ему лиц на конкретных участках.
В противном случае он сам выступает
субъектом правонарушений за несоблюдение
правил по обеспечению безопасности труда и
гигиены.
Основы законодательства
Российской Федерации об охране труда, утв.
ВС РФ 06.08.1993 N 5600-1, утратили силу в связи с
принятием Федерального закона от 17.07.1999 N
181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской
Федерации". Трудовой кодекс Российской
Федерации (далее - ТК РФ), вступивший в силу с
1 февраля 2002 г., более четко и определенно
обозначает общие, можно сказать, "рамочные"
требования по вопросам охраны труда,
соблюдения правил гигиены и промышленной
санитарии.
Обеспечению прав работников
на охрану труда посвящена глава 36 ТК РФ. В
соответствии с тем, что каждый имеет право
на безопасные условия труда независимо от
того, к какой форме собственности относится
предприятие, организация, учреждение,
государство гарантирует работникам защиту
их права на труд в условиях,
соответствующих требованиям охраны труда
(ст. 220 ТК РФ). Эти государственные гарантии
обеспечиваются и различными формами
государственного принуждения, санкциями за
неисполнение требований по охране труда, в
том числе и наступлением уголовной
ответственности по комментируемой статье
уголовного закона.
При рассмотрении
данного состава следует учитывать, что
законом предусмотрена уголовная
ответственность за нарушение правил
техники безопасности или иных правил труда,
что значительно уже понятия охраны труда.
Охрана труда предполагает целый комплекс
мер, не только влекущих какие-либо виды
ответственности за их неисполнение, но и
меры профилактического,
предупредительного, восстановительного
характера, организационные, экономические
и иные мероприятия. Правила техники
безопасности и иные правила охраны труда -
это такие правила, которые создают,
обуславливают и регламентируют систему
обеспечения безопасности жизни и здоровья
работников непосредственно в процессе их
трудовой деятельности.
Диспозиция
части первой рассматриваемой статьи
подверглась изменению ФЗ от 08.12.2003 N 162-ФЗ, и
из нее исключен квалифицирующий признак -
причинение вреда средней тяжести здоровью
человека. В настоящее время уголовная
ответственность по ч. 1 ст. 143 УК РФ может
носить бланкетный характер, отсылающей к
специальным нормативным правовым нормам по
технике безопасности и иным правилам по
охране труда. Эти правила могут содержаться
непосредственно в федеральных законах,
законах субъектов Федерации, указах
Президента РФ, постановлениях
Правительства РФ применительно к отдельным
сферам производства и видам особо опасных
работ. Но обычно они содержатся в правовых
актах федеральных органов исполнительной
власти, правовых актах органов
исполнительной власти субъектов Федерации,
актах органов местного самоуправления, в
нормативных актах межведомственного
характера, а также в локальных правовых
нормах. Последние имеют большое значение,
они определяют наименования и перечни лиц,
которые персонально несут ответственность
за обеспечение правил техники безопасности
и охраны труда в определенных сферах
производства или на конкретных участках
работ, в том числе и при производстве
отдельных видов работ, требующих
повышенных мер безопасности. Наконец,
индивидуальные правовые акты
руководителей министерств, комитетов,
ведомств, руководителей предприятий - о
возложении обязанностей по обеспечению
правил техники безопасности или иных
правил охраны труда на конкретных лиц.
Объективная сторона может исполняться как
путем действия, т.е. сознательного
нарушения правил техники безопасности или
охраны труда, так и путем бездействия, когда
соблюдение этих правил игнорируется
субъектом или им не принимаются меры к их
соблюдению.
Наиболее сложным является
вопрос о причинной связи. Верховный Суд РФ
требует, чтобы при рассмотрении каждого
уголовного дела о нарушении правил охраны
труда и безопасности работ особое внимание
обращалось на тщательное и всестороннее
исследование причинной связи между этими
нарушениями и наступившими вредными
последствиями, что и должно быть обосновано
в приговоре. Суд обязан в приговоре
сослаться на конкретные пункты действующих
правил безопасности работ и охраны труда,
нарушение которых повлекло указанные в
законе последствия.
Типичной ошибкой
по делам данной категории является
смешение условий, способствовавших
наступлению вреда с причиной. В доктрине
уголовного права некогда существовала
теория равнозначных условий (conditio sine qua non),
согласно положениям которой любое из
условий, способствовавших наступлению
вреда правоохраняемым интересам,
истолковывалось как причина наступления
такого вреда. Находясь под впечатлением
тяжких последствий и констатации
допущенных нарушений, которые в
действительности послужили лишь условием
наступления вреда, суды нередко принимали
эти условия за причину и постановляли
обвинительные приговоры. Так, по одному из
дел был осужден К., который не обесточил
ячейку трансформатора, хотя вывесил
предупреждающий плакат, поставил барьер и
провел устный инструктаж среди рабочих с
прямым запретом заходить в эту ячейку.
Однако один из них, имевший большой стаж
работы в качестве электромонтера,
проигнорировал все эти меры по недопущению
несчастного случая, самовольно вошел в
ячейку трансформатора и был смертельно
травмирован током. По правилам техники
безопасности ячейка действительно при
производстве профилактических работ
должна была быть обесточенной, на что и
сослался суд в приговоре. Как нам
представляется, по данному делу не имелось
прямой и непосредственной причинной связи
между невыполнением этого пункта правил по
технике безопасности и наступлением тяжких
последствий. Осужденный, не обесточив
ячейку, лишь создал условия для наступления
несчастного случая, но они не были его
причиной, поскольку К. предпринял все
возможные меры для того, чтобы несчастный
случай не наступил.
Другой ошибкой,
которая иногда может иметь место, является
игнорирование привходящих причин, т.е.
когда в развитие причинной связи между
допущенным нарушением и возможными
последствиями примешивается третья сила,
которая и становится непосредственной
причиной события. Это могут быть силы
природы. Например, в результате
поднявшегося ветра упал со столба и был
смертельно травмирован электромонтер,
который, как констатировано заключением
технической экспертизы, работал без
надлежащих средств защиты от поражения
электротоком. Уголовное дело было
обосновано прекращено, ибо в данном случае
прямой и непосредственной причиной его
гибели стало не поражение электротоком, а
падение с высоты по причинам, не зависящим
от ответственных за соблюдение техники
безопасности лиц.
Однако чаще всего
такой привходящей причиной является
небрежность со стороны самого
потерпевшего. Позиция Верховного Суда РФ по
этому вопросу достаточно определена. Еще в
п. 5 своего Постановления от 23 апреля 1991 г. "О
судебной практике по делам о нарушении
правил охраны труда и безопасности горных,
строительных и иных работ" Верховный Суд
рекомендовал выяснять по каждому
несчастному случаю роль потерпевшего в
происшествии. При установлении, что
несчастный случай произошел вследствие
небрежности потерпевшего, суд должен, при
наличии к тому оснований, решить вопрос о
вынесении оправдательного приговора в
отношении подсудимого, а в случае признания
его виновным - учитывать при назначении
наказания факт небрежности, допущенной
самим потерпевшим. Так, при расследовании
конкретного уголовного дела выяснилось,
что взрыв на автозаправке произошел по
причине грубой небрежности самого
потерпевшего, который, несмотря на
категорический запрет, стал курить. Дело
было на вполне законных основаниях
дальнейшим производством прекращено за
отсутствием состава преступления в
действиях лица, отвечавшего за соблюдение
правил по технике безопасности, ибо
согласно должностным инструкциям на него
не возлагалось обязанностей непрерывно
находиться вместе с рабочими. Последние
периодически проходили инструктаж по
технике безопасности, о чем своевременно
расписывались в журнале.
Иногда
работники являются на производство в
нетрезвом состоянии и гибнут либо получают
тяжкие травмы по собственной небрежности.
Факт нахождения работника при исполнении
своих трудовых обязанностей в нетрезвом
состоянии не всегда освобождает их
непосредственного начальника от уголовной
ответственности. Вопрос в том, знал ли
субъект, что работник находится в нетрезвом
состоянии, обязан ли был в соответствии с
должностными инструкциями систематически
до начала работ проверять состояние
работников. Согласно трудовому
законодательству работник, явившийся в
нетрезвом состоянии, должен быть отстранен
от работы. Если этого сделано не было и к
выполнению работ было допущено лицо,
заведомо для субъекта находившееся в
нетрезвом состоянии, то субъект может быть
привлечен к уголовной ответственности. По
одному из уголовных дел совершенно
обоснованно был осужден сменный мастер,
допустивший заведомо для него пьяного
работника к исполнению своих трудовых
обязанностей, который затем упал с высоты,
получив смертельную травму. В данном
случае, несмотря на падение с высоты по
собственной небрежности вследствие
опьянения, наступление тяжких последствий
было бы исключено, если бы работник
своевременно был бы отстранен от
выполнения работ. По этим основаниям
бездеятельность сменного мастера
находится в прямой причинной связи с
наступившими последствиями. Здесь
необходимые причинные связи выстроены в
одну цепочку - допуск к выполнению работ
пьяного работника и далее его собственная
небрежность. Разумеется, что назначенное
судом наказание по этому делу было весьма
мягким, судом была учтена и грубая
небрежность самого потерпевшего.
Субъективная сторона состава преступления
характеризуется неосторожной формой вины
по отношению к наступившим последствиям, о
чем прямо указано в диспозиции
комментируемой нормы. Само нарушение
правил техники безопасности или иных
правил охраны труда может быть как
умышленным, так и неосторожным.
Соответственно в зависимости от содержания
вины по отношению к нарушению правил
техники безопасности или иных правил
охраны труда определяется и вид
неосторожности по отношению к наступившим
последствиям. Легкомыслие - при умышленном
нарушении и игнорировании нормативных
требований, когда субъект предвидит
возможность наступления вредных
последствий, но самонадеянно без
достаточных к тому оснований рассчитывает
на предотвращение этих последствий. При
небрежности субъект в силу разных причин
(по незнанию, хотя в силу служебного
положения обязан был знать, недооценки и
т.п. правил техники безопасности и охраны
труда), не исполняя этих требований, не
предвидит возможности наступления вредных
последствий, хотя при необходимой
внимательности и предусмотрительности
должен был и мог предвидеть эти
последствия. На практике небрежность
проявляется с субъективной точки зрения
допущения так называемых незначительных
отступлений от соблюдения правил техники
безопасности или иных правил охраны труда
по принципу "все так делают". По одному из
дел был серьезно травмирован рабочий,
который вместо использования подъемника,
как это предписано правилами техники
безопасности, совместно с другими рабочими
использовал подручные средства, в
результате чего груз соскочил и это
повлекло наступление тяжких последствий.
Начальник участка был хорошо осведомлен о
такой сложившейся практике перемещения
тяжестей, но не предвидел такого исхода,
хотя при необходимой дисциплинированности
и предусмотрительности должен был и мог
предвидеть. Здесь его вина выступает в виде
небрежности.
Для небрежности
необходимо наличие и одновременное
сочетание объективного и субъективного
критериев. Объективный критерий
долженствования существует практически во
всех случаях, он является предпосылкой
наступления уголовной ответственности. Но
для этого необходимо наличие и
субъективного критерия. Исходя из
индивидуальных качеств предполагаемого
субъекта преступления и обстановки
происшествия, следует определить, могло ли
это лицо предвидеть возможность
наступления вредных последствий. Учет
только одного объективного критерия -
долженствования, что иногда и встречается,
приводит к объективному вменению и
постановлению неправосудного приговора.
Содержание вины в данном составе носит
сложный характер, виновным отношением
должно охватываться и развитие причинной
связи. Как в свое время отмечал проф. Н.С.
Таганцев: "Для применения наказания
недостаточно ни одной виновности, ни одной
причинности, а необходима виновная
причинность" (Н.С. Таганцев. Русское
уголовное право. Лекции. Часть общая. Т. 1. М.,
1994. С. 284).
Изучение содержания вины по
делам рассматриваемой категории требует
углубленного анализа. В
правоприменительной практике обязательно
следует учитывать положения, содержащиеся
в ч. 2 ст. 28 УК РФ: "Деяние также признается
совершенным невиновно, если лицо, его
совершившее, хотя и предвидело возможность
наступления общественно опасных
последствий своих действий (бездействия),
но не могло предотвратить эти последствия в
силу несоответствия своих
психофизиологических качеств требованиям
экстремальных условий или
нервно-психическим перегрузкам".
Постараемся пояснить это на одном
конкретном случае. При ликвидации аварии на
предприятии работы производились круглые
сутки и лицо, ответственное за соблюдение
правил техники безопасности, будучи
чрезвычайно утомленным, не смогло
надлежащим образом среагировать на
нарушения правил техники безопасности и
произошел несчастный случай с тяжелым
исходом. С учетом этих конкретных
обстоятельств это лицо к уголовной
ответственности не привлекалось. Согласно
приведенной выше норме уголовного закона
(ст. 28 УК РФ) субъективный критерий
виновности нейтрализуется наличием
экстремальной ситуации или
нервно-психическими перегрузками.
В
рассматриваемом аспекте весьма
показательно привести отрывок речи
известного русского адвоката Н.П.
Карабчевского по делу о крушении парохода
"Владимир", по которому обвинялся капитан
Криун: "Здесь было провозглашено: "Капитан
не должен теряться, кто растерялся - тот не
капитан". Далее Н.П. Карабчевский
констатирует: "Некоторые из господ
экспертов на вопросы, обращенные к ним по
этому поводу, заявили: капитан - не машина, и,
в пределах того тягостного и
исключительного положения, в котором
находился капитан Криун, он со своей
стороны сделал все возможное" (Судебные
речи известных русских юристов. М., 1958. С.
347).
В правоприменительной практике
необходимо учитывать и иные
обстоятельства, исключающие преступность
деяния: ст. 39 УК (крайняя необходимость), ст.
41 УК (обоснованный риск) и ст. 42 УК
(исполнение приказа или распоряжения).
Поясним это на примерах из практики. На
предприятии производились работы
повышенной опасности и при этом по правилам
техники безопасности должно было
непрерывно присутствовать ответственное
лицо. Однако в ходе производства работ на
другом участке предприятия возникла
аварийная ситуация, грозящая выбросом
вредных химических веществ и
представлявшая угрозу здоровью населения в
данной местности. Ответственный за
производство работ после быстрого
инструктажа по технике безопасности
вынужден был отлучиться на аварийный
участок, и в его отсутствие произошел
несчастный случай с тяжелыми
последствиями. Здесь имели место крайняя
необходимость и одновременно обоснованный
риск, что и было учтено при принятии
процессуального решения о прекращении
уголовного дела в отношении этого лица.
В другом случае вышестоящий руководитель в
устной форме распорядился незамедлительно
перевести на время производства неотложных
работ на другой участок ответственного за
соблюдение правил техники безопасности. В
отсутствии последнего произошел
несчастный случай, и это лицо было
освобождено от уголовной ответственности
за отсутствием состава преступления по
основаниям ст. 42 УК РФ - исполнение приказа
или распоряжения.
Субъект
рассматриваемого состава преступления -
специальный. Это лицо, на которое были
возложены обязанности по соблюдению правил
техники безопасности или иных правил
охраны труда. Такие обязанности возникают в
силу служебного положения или по
специальному распоряжению.
Субъектами
уголовной ответственности могут быть также
руководители предприятий и организаций, их
заместители, главные инженеры, главные
специалисты предприятий и организаций,
если они не приняли мер к устранению
заведомо известного им нарушения правил
техники безопасности или иных правил
охраны труда либо дали указания,
противоречащие этим правилам, либо, взяв на
себя непосредственное руководство
отдельными видами работ, не обеспечили
соблюдение тех же правил. Такова позиция
Верховного Суда, изложенная в
Постановлении от 23 апреля 1991 г. Во многом
терминология и понятийный аппарат этого
разъяснения устарели с позиций УК РФ. По
действующему УК РФ основная масса
субъектов уголовной ответственности не
является должностными лицами. По этой
причине целесообразно подразделить
субъектов ответственности на несколько
видов.
Во-первых, это прежде всего лица,
на которых в силу их служебного положения
или по специальному распоряжению возложена
обязанность обеспечивать соблюдение
правил охраны труда на определенном
участке работ. Такие лица, как правило,
имеются на крупных предприятиях.
Во-вторых, это руководители предприятий и
организаций. Это весьма важно при большом
количестве мелких и средних частных
предприятий. Многие, начиная заниматься
предпринимательством, не проявляют никакой
заботы по элементарному обеспечению правил
техники безопасности или иных правил по
охране труда. Эти руководители, взяв на себя
непосредственное руководство не только
отдельными, но и всеми видами работ своего
предприятия, должны выступать субъектами
ответственности по данной статье.
В-третьих, там, где имеются главные
инженеры, они должны выступать в качестве
субъекта ответственности при отсутствии
лиц, на которых специально возложены
функции по соблюдению правил безопасности
и охраны труда, а также в тех случаях, когда
им было заведомо известно о нарушениях либо
они дали указания, противоречащие правилам
по охране труда, или взяли на себя
непосредственное руководство этими видами
работ.
В-четвертых, заместители
руководителя и главные специалисты несут
ответственность за несоблюдение правил по
технике безопасности или охране труда на
возглавляемых ими участках работ.
По
одному из дел к уголовной ответственности
за грубейшие нарушения правил техники
безопасности, повлекшие несчастный случай
со смертельным исходом, были привлечены
начальник участка Ц., руководитель
предприятия и главный инженер объединения,
в состав которого входило это предприятие.
Было установлено, что руководителю
предприятия и главному инженеру в течение
длительного времени было заведомо известно
о постоянно повторявшихся нарушениях
правил техники безопасности, но мер к их
устранению они не принимали. Все трое были
признаны судом виновными, кассационная
инстанция подтвердила приговор.
В тех
случаях, когда руководитель предприятия не
принимает мер по обеспечению безопасных
условий труда (не разрабатывает
соответствующих инструкций, не
обеспечивает осуществления надлежащего
контроля и т.п.), он может нести
ответственность по данной норме. Такой
подход соответствует положениям Основ
законодательства Российской Федерации об
охране труда, согласно которым обязанность
обеспечения охраны труда возлагается на
работодателя, которым и является
руководитель.
Основы
законодательства Российской Федерации об
охране труда, утв. ВС РФ 06.08.1993 N 5600-1, утратили
силу в связи с принятием Федерального
закона от 17.07.1999 N 181-ФЗ "Об основах охраны
труда в Российской Федерации". Главный
признак потерпевшего по делам
рассматриваемой категории - это постоянное
или временное выполнение им обязанностей
на данном предприятии, вытекающих из
трудового договора.
На многих
небольших частных предприятиях в нарушение
трудового законодательства практикуется
работа без заключения трудового договора
(контракта) и без ведения трудовых книжек. В
таких случаях следует исходить из
положений законодательства о труде, когда
фактическое допущение к работе считается
заключением трудового договора и
руководитель обязан обеспечить безопасные
условия труда, т.е. он может выступать
субъектом ответственности по данной
статье.
Иногда фактические трудовые
отношения маскируются различными видами
гражданско-правовых договоров. В этих
случаях следует тщательно проверять,
подчинялся ли работник правилам
внутреннего трудового распорядка,
находился ли в подчинении руководителя
предприятия, организации, руководителей
соответствующих структурных подразделений
и т.п.
Причинение тяжкого вреда
здоровью или смерти третьим лицам, не
являющимся работниками предприятия,
вследствие нарушения на этом предприятии
правил техники безопасности и охраны труда
подлежит квалификации как преступление
против жизни и здоровья, совершенное по
неосторожности (ст. ст. 118 и 109 УК РФ).
Состав считается оконченным при
наступлении указанных в законе
последствий. Признаки преступления будут
иметь место и при несколько отдаленном
наступлении последствий, поскольку в этих
случаях не устраняется развитие причинной
связи между допущенными нарушениями и
наступившими последствиями. Однако если
эти последствия вызваны неадекватными или
ошибочными методами лечения, то уже
действуют иные причинно-следственные
связи, развитие которых нельзя
квалифицировать по рассматриваемой норме
уголовного закона, и вменить лицу
ответственному за соблюдение правил
техники безопасности или иных правил
охраны труда невозможно.
В ч. 2 ст. 143 УК
РФ устанавливается повышенная уголовная
ответственность за то же деяние, повлекшее
по неосторожности смерть человека.
Признаки преступления аналогичны
рассмотренному выше основному составу.
Уместно отметить, что ФЗ от 08.12.2003 N 162-ФЗ
значительно смягчены санкции по обеим
частям рассматриваемой нормы уголовного
закона.
В заключение целесообразно
сказать несколько слов о разграничении
ответственности по настоящей статье от
состава преступления, предусмотренного
статьей 216 , - нарушение правил безопасности при
ведении горных, строительных или иных
работ. На практике встречаются отдельные
случаи ошибочной квалификации деяния по ст.
216 УК РФ по признаку нарушения правил
безопасности при ведении "иных работ". При
этом не принимается во внимание, что
законодатель говорит в одной норме о
нарушении правил безопасности при ведении
"иных работ" наряду с нарушениями правил
безопасности при ведении горных и
строительных работ. Эта норма по сравнению
с комментируемой предусматривает и более
серьезные санкции. Отсюда следует вывод,
что, говоря в ст. 216 УК РФ об "иных работах",
законодатель имеет в виду не любые работы, а
работы повышенной опасности, имеющие
сходный характер с горными и строительными
работами. По этой причине в каждом
конкретном случае необходимо изучать
нормативный материал, регламентирующий
производство того или иного вида работ,
использовать консультативное мнение
специалистов, привлекая их к участию в деле
на основании и в порядке, предусмотренном
УПК РФ, а при наличии оснований - назначать
проведение судебных экспертиз.
При
решении вопросов об уголовной
ответственности по ст. 143 УК РФ следует
весьма критически относиться к выводам
различного рода ведомственных и
вневедомственных проверок обстоятельств
несчастного случая, а также и к заключениям
экспертиз. Нередко они констатируют массу
нарушений правил техники безопасности и
охраны труда, многие из которых не
находятся в прямой причинной связи с
наступившими последствиями. Выводы таких
ведомственных и межотраслевых
расследований несчастного случая, а также
заключения экспертиз освещают часто
техническую сторону исследуемого события.
Оценка же причинно-следственных связей
находится в компетенции следователя и суда.
Ответственность за нарушение правил охраны труда на производстве в первую очередь несут должностные лица, т. е. лица, на которых возложено выполнение обязанностей по охране труда. Рабочие несут ответственность за нарушение требований техники безопасности и несоблюдение инструкций как за нарушение трудовой дисциплины, за исключением случаев, когда в нарушении правил техники безопасности есть признаки уголовной ответственности.
Различают следующие виды ответственности за нарушение правил техники безопасности: административную, дисциплинарную, материальную и уголовную.
Административная ответственность предусматривает целый ряд штрафов. Дисциплинарная ответственность осуществляется либо в порядке подчиненности, либо в порядке, предусмотренном правилами трудового распорядка. Должностные лица привлекаются к дисциплинарной ответственности только руководителями организаций и предприятий. На виновное лицо могут быть наложены следующие взыскания: замечание, выговор, смещение на низшую должность сроком не более года, лишение полностью или частично премий. При повторении тех или иных нарушений техники безопасности виновные могут быть освобождены от занимаемой должности и даже уволены с работы.
Существуют следующие меры дисциплинарных взысканий за нарушение правил техники безопасности: выговор, строгий выговор, перевод на другую, нижеоплачиваемую работу на срок до трех месяцев или смещение на низшую должность на тот же срок, независимо от специальности и квалификации работника.
За систематические нарушения правил техники безопасности может (при согласии построечного комитета) последовать увольнение, но только в том случае, если все меры дисциплинарного и общественного воздействия на нарушителя уже исчерпаны. За нарушения трудовой дисциплины администрация не имеет права снижать рабочему разряд. В приказе о переводе на другую работу в порядке дисциплинарного взыскания администрация обязана указать, в чем конкретно выразилось нарушение трудовых обязанностей и каков срок перевода.
К материальной ответственности привлекаются лица, виновные в нанесении реального ущерба работнику или предприятию в результате умышленных или неосторожных действий, а также при наличии причинной связи между действиями работника и причиненным ущербом.
Руководство предприятия имеет право удержать с виновного в несчастном случае должностного лица часть расходов в размере 1/3 его оклада, понесенных предприятием по оплате больничных листов, выплате пенсий и др. Такое удержание может быть произведено только при наличии письменного согласия работника, в противном случае для взыскания ущерба следует обратиться в народный суд.
Уголовной ответственности подвергаются лица, по вине которых произошли несчастные случаи с телесными повреждениями, тяжелым исходом или если была создана опасность для здоровья рабочих.
Нарушение должностным лицом правил техники безопасности, промышленной санитарии или иных правил охраны труда, если это нарушение создавало опасность для жизни или здоровья трудящихся, наказывается исправительными работами на срок до одного года, или штрафом в размере до ста рублей, или общественным порицанием. Если те же нарушения повлекли за собой несчастные случаи с людьми, то виновные наказываются лишением свободы на срок до четырех лет.
Нарушение при производстве строительных работ строительных, санитарных и противопожарных правил, а также правил эксплуатации строительных механизмов, если оно причинило вред здоровью людей или заведомо могло повлечь человеческие жертвы или иные тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок до одного года, или исправительными работами на тот же срок, или штрафом в размере до ста рублей. Те же нарушения, если они повлекли за собой человеческие жертвы или иные тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.
Уголовную ответственность несут лица, совершающие нарушения законодательства в отношении беременных женщин и матерей. Так, отказ в приеме на работу по мотивам беременности или отказ в приеме на работу матери, имеющей грудного ребенка, а равно снижение заработной платы или увольнение женщины с работы по тем же мотивам наказывается исправительными работами на срок до шести месяцев или лишением права занимать определенные должности на срок до двух лет.
Право всех и каждого в России на работу в благоприятных условиях труда, которые будут отвечать правилам безопасности и гигиены, закреплено в Конституции.
Нарушение правил охраны труда: обязанность и ответственность
России развивает конституционные положения и возлагает обязанность по обеспечению безопасного трудового процесса, условия которого будут соответствовать нормативным требованиям государства, непосредственно на работодателя. Данный факт закреплен в статье 22. Одновременно государство гарантирует, что будет защищать права граждан. Данный процесс производится посредством контроля (надзора) и дисциплинарной и гражданско-правовой (419 ст. ТК РФ), а также административной и уголовной.
Ст. 143 УК РФ: нарушение правил охраны труда
В данной правовой норме установлены виды (исчерпывающий список) ответственности за нарушение установленных обязательных требований ОТ, совершенное должностным лицом, на которого были возложены обязанности (должностные) по их выполнению. Как правило, это индивидуальные предприниматели, действующие без образования юрлица, руководитель предприятия либо его заместители, а также должностные лица.
Согласно тексту статьи под требованиями ОТ следует понимать государственные нормативы, которые содержатся в федеральных законах и иных НПА России, а также ее субъектов. Санкции отличаются в зависимости от характера последствий, которые наступили в результате данного преступного деяния.
Причинения тяжкого вреда
Уголовная ответственность за нарушение правил охраны труда, в результате которого по неосторожности здоровью человека причинен вред, квалифицируемый как тяжкий, подразумевает одну из следующих санкций:
- штраф до 400 тыс. руб. или в размере, равном заработной плате (либо иному доходу осужденного) за период до 1,5 года;
- от 180 до 240 часов обязательных работ;
- до 2 лет исправительных работ;
- до 1 года принудительных работ;
- до 1 года лишения свободы; дополнительно осужденного могут лишить права занимать какую-либо определенную должность, либо заниматься конкретным видом деятельности на период до года.
Что грозит в случае смертельного исхода?
Уголовная ответственность за нарушение правил охраны труда, в результате которого по неосторожности погиб человек подразумевает:
- до 4 лет принудительных работ;
- лишение свободы сроком до 4 лет, дополнительно лишение права вести определенную деятельность либо занимать конкретную должность до 3 лет.
Если по неосторожности лица, на которого были возложены обязанности (должностные) по соблюдению правил ОТ, погибли два и более человек, то указанные выше сроки увеличиваются на год, то есть до 5 и 4 лет соответственно.
Что является объектом преступления?
Рассматриваемая нами статья 143 (нарушение правил охраны труда) УК РФ содержит указание на два объекта посягательства (непосредственных): основной и дополнительный. Под первым подразумеваются такие общественные отношения, которые обеспечивают соблюдение правил ОТ, в их число входит и техника безопасности. Дополнительный объект данной нормы - это жизнь и/или здоровье людей. При этом потерпевшими могут быть не только сотрудники предприятия, но и другие лица, чья деятельность на постоянной или временной основе так или иначе связана с компанией.
Объективная сторона: характеристика
Объективная сторона рассматриваемого преступного деяния (нарушение правил охраны труда) обладает тремя обязательными признаками, а именно:
- Деяние (бездействие или действие), связанное с нарушением правил ОТ, в том числе и техники безопасности.
- Последствие: смерть сотрудника или вред его здоровью, определенный как тяжкий.
- Присутствие между деянием и наступившими неблагоприятными последствиями причинно-следственной связи.
По конструкции состав данного преступления материальный и имеет определенную специфику. Преступное деяние считается оконченным в момент причинения здоровью потерпевшего вреда, определяемого как тяжкий. В каждом конкретном случае в обязательном порядке организуется судебно-медицинская экспертиза. В случаях когда нарушение правил ОТ не тянет за собой наступления последствий, указанных выше, то состав покушения не образуется, в связи с тем что оно не относится к предмету уголовно-правового регулирования.
Субъект и субъективная сторона
Уголовно-правовая норма, устанавливающая за нарушение правил охраны труда ответственность, имеет специальный субъект. Таковым является лицо, на которое в организации возложили обязанности (должностные) по соблюдению в организации (на производстве, на участке) техники безопасности (ТБ) и других правил ОТ или контролю за их выполнением.
Что касается субъективной стороны, то она определяется как неосторожное отношение в виде легкомыслия или небрежности виновного лица. Если в процессе расследования будет доказано иное, то есть наличие умысла на наступление тяжких последствий для потерпевшего или его смерти, то речь уже будет идти об уголовной ответственности за преступление, направленное против здоровья и/или жизни человека.
Таким образом, нарушение правил охраны труда (УК РФ, 143-я ст.) имеет один квалифицирующий признак - наличие связи причинно-следственного характера между деянием и последствием. Говоря иначе, смерть или вред здоровью (только тяжкий) должны быть результатом нарушения правил ОТ.
Отграничение от ст. 285, 293 УК РФ
Согласитесь, нарушение правил охраны труда достаточно близко по смыслу к нормам ст. 285, 293 уголовного законодательства, регламентирующим злоупотребление своими должностными полномочиями и халатность соответственно. На практике подобные ситуации случаются довольно часто, и нужно грамотно отделить одно от другого. Анализ и разграничение проводят, основываясь на трудовых обязанностях, которые были возложены на то или иное должностное лицо. В преступлении по ст. 143 субъект, как уже было сказано, - это человек, на которого была непосредственно возложена обязанность обеспечить безопасность труда, соблюдение правил ОТ и который их проигнорировал либо исполнил недобросовестно.
В случае со ст. 293 все обстоит несколько иначе. Субъектом будет являться тот, кто в соответствии со своим служебным положением обязан был обладать информацией о том, как обстоят на производстве или в организации по обеспечению безопасности труда, и принять соответствующие меры во избежание несчастного случая.
Практика судов
Практика по делам о привлечении к ответственности за нарушение правил охраны труда (УК РФ) отражена в Постановлении ВС РФ № 1 от 24.04.1991 г. Остановимся на некоторых разъяснениях.
Согласно положениям постановления наступление ответственности за указанное преступление не зависит от формы собственности предприятия. Субъект специальный, но при это могут быть не только граждане России, но и лица без гражданства, а также иностранцы. Если деяние, а именно нарушение норм и правил ОТ, совершено работником, не являющимся лицом, указанным в норме 143 УК, но его действие или бездействие повлекло наступление последствий, то содеянное рассматривается как преступление, совершенное против личности.
При назначении наказания судьи обязаны учитывать виды нарушений правил охраны труда, которые имели место, их характер, тяжесть последствий, настувших в результате их совершения, а также иные обстоятельства в соответствии с Уголовным кодексом. принимая их во внимание, следует обсудить вопрос о назначении не только основного наказания, но и дополнительного.
Основным нормативным актом, содержащим нормы по охране труда, является ТК РФ. перечисляет основные обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. В Постановлении Правительства №399 перечислены правовые акты, содержащие нормативные требования по охране труда.В статье 419 ТК РФ установлены виды ответственности за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:
«Лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами».Дисциплинарная ответственность - статья 90, 192 ТК РФ. За совершение дисциплинарного проступка, на работника может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания, выговора, увольнения по соответствующим основаниям. Дисциплинарный проступок – это неисполнение либо ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, предусмотренных трудовым законодательством, трудовым договором, локальными нормативными актами работодателя.
Нельзя привлечь к дисциплинарной ответственности работника, в действиях которого нет умысла или неосторожности при нарушении норм по охране труда.
Наиболее распространенными дисциплинарными проступками работников в сфере охраны труда являются – нарушение правил по охране труда, содержащихся в инструкциях.
К дисциплинарной ответственности могут быть привлечены помимо работников и должностные лица организации, в чьи обязанности входит обеспечение безопасных условий труда в организации, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение данных обязанностей.
Для должностных наиболее распространенными являются следующие нарушения правил охраны труда:
- допуск работников к выполнению работ без проверки знания ими требований охраны труда;
- допуск к работе без прохождения обязательного медицинского осмотра;
- допуск к работе на неисправном оборудовании либо к эксплуатации технологического оборудования с нарушением технических требований,
- допуск к работе при отсутствии предохранительных и оградительных устройств, без применения работниками средств индивидуальной защиты;
- привлечение отдельных категорий работников к тяжелым работам, работам с вредными или опасными условиями труда, к ночным и сверхурочным работам, которые законодательством для них запрещены.
В случае совершения дисциплинарного проступка к работникам, которые заняты в организациях с особо опасным производством в области использования атомной энергии, помимо взысканий, предусмотренных ТК РФ, могут быть применены следующие виды дисциплинарных взысканий:
- предупреждение о неполном служебном соответствии;
- перевод с согласия работника на другую нижеоплачиваемую работу или другую низшую должность на срок до 3 месяцев;
- перевод с согласия работника на работу, не связанную с проведением работ в особо опасном производстве в области использования атомной энергии, с учетом профессии (специальности) на срок до 1 года;
- освобождение от занимаемой должности, связанной с проведением работ в особо опасном производстве в области использования атомной энергии, с предоставлением, с согласия работника, иной работы с учетом его профессии (специальности).
В соответствии со статьей 193 ТК РФ за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Оно применяется не позднее месяца со дня обнаружения поступка.
Материальная ответственность
Материальная ответственность сторон трудового договора предусмотрена разделом 11 ТК РФ.
Материальная ответственность работника может быть предусмотрена в трудовом договоре либо в дополнительном соглашении к трудовому договору о полной материальной ответственности, заключенном с ним. Основные права и обязанности работника перечислены в статье 21 ТК РФ, одной из которых является соблюдение требования по охране труда и обеспечению безопасности труда.
Для привлечения работника к материальной ответственности необходимо наличие таких условий как:
- противоправность действий (бездействия) причинителя вреда
- виновность (форме умысла или неосторожности) стороны в причинении ущерба;
- причинная связь действия (бездействия) и последствиями в виде, причиненного ущерба.
Прямой действительный ущерб, согласно ТК РФ, – это реальное уменьшение либо ухудшение состояния имеющегося имущества работодателя, а также имущества третьих лиц в случае, если работодатель несет ответственность за него, влекущее излишние затраты для работодателя по восстановлению либо приобретению утраченного имущества.
Работник будет нести материальную ответственность, как за прямой действительный ущерб, непосредственно причиненный им работодателю, так и за ущерб, который возник у работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам.
Согласно статье 241 ТК РФ работник несет материальную ответственность в пределах своего среднемесячного заработка. Руководитель организации несет, как правило, полную материальную ответственность.
В Приложении №1 к Постановлению Минтруда Российской Федерации от 31 декабря 2002 года №85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности» приведен Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества.
К таким работникам в частности относятся начальники (руководители) участков и иных строительно-монтажных подразделений, производители работ и мастера (в том числе старшие, главные) строительных и монтажных работ.
Кроме того, частью 3 статьи 242 ТК РФ определены случаи полной материальной ответственности работников в возрасте до 18 лет:
- умышленного причинения ущерба;
- причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
- причинения ущерба в результате совершения преступления или административного проступка.
В статье 243 ТК РФ указаны случаи, когда материальная ответственность на работника возлагается в полном объеме, а в статье 240 ТК РФ законодатель предоставляет работодателю возможность отказаться (полностью или частично) от взыскания с работника материального ущерба.
В статье 239 ТК РФ перечислены случаи возникновения ущерба, при наступлении которых, материальная ответственность работника исключается вследствие:
- наступления обстоятельств непреодолимой силы;
- нормального хозяйственного риска;
- крайней необходимости либо необходимой обороны;
- неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.
В соответствии с частью 1 статьи 246 ТК РФ размер ущерба, который причинен работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества.
В этой же статье говорится, что Федеральным законом может быть установлен особый порядок определения размера подлежащего возмещению ущерба, который причинен работодателю хищением, умышленной порчей, недостачей либо утратой отдельных видов имущества и иных ценностей, а также в тех случаях, когда фактический размер причиненного ущерба превышает его номинальный размер.
Согласно статье 247 ТК РФ до принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками на работодателе лежит обязанность по проведению проверки, в целях установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодателем может быть создана комиссия с включением в ее состав соответствующих специалистов. При этом в обязательном порядке должно быть истребовано у работника объяснение в письменной форме для установления причины возникновения ущерба.
В соответствии с частью 3 статьи 247 ТК РФ работнику и (или) его представителю предоставлено право знакомиться со всеми материалами проверки и обжаловать их в порядке, который установлен ТК РФ. При этом работник может воспользоваться своим правом вне зависимости от того - признан он виновным в причинении ущерба либо нет.
Согласно возмещение ущерба производится вне зависимости от привлечения работника к дисциплинарной, административной либо уголовной ответственности за действия или бездействие, которыми причинен ущерб работодателю.
Административная ответственность.
Ответственность за нарушение законодательства об охране труда предусмотрена статей 5.27 КоАП РФ. Лицами, которые могут быть привлечены к ответственности по данной статье, являются должностные лица организаций, юридические лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В данном случае – это будут лица, на которых лежит обязанность по соблюдению норм по охране труда. КоАП РФ в статье 2.4 дает определение должностного лица.
Должностное лицо – это лицо «постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации».Руководители, работники других организаций, индивидуальные предприниматели, в случае совершения ими административного правонарушения, связанного с выполнением ими организационно-распорядительных либо административно-хозяйственных функций будут нести административную ответственность как должностные лица.
Нарушение законодательства в об охране труда может выражаться как в действии, так и в бездействии должностных лиц. В любом случае здесь речь идет об умышленной форме вины. Согласно статье 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, в случае если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.
В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» Верховный Суд Российской Федерации (далее – Постановление Пленума ВС РФ №5) разъясняет, что:
«В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности».
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, согласно части 2 статье 2.1 КоАП РФ, в случае, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но этим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Ответственность, предусмотренная по статье 5.27 КоАП РФ:
- Нарушение законодательства об охране труда влечет наложение административного штрафа в размере от 5 до 50 МРОТ на должностных лиц, отвечающих в организации за охрану труда;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица штраф в размере от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
- на юридических лиц - от 300 до 500 МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
- нарушение законодательства об охране труда должностным лицом, которое ранее было подвергнуто административному наказанию за аналогичное административное правонарушение – влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
«В соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме, как юридического лица, так и указанных должностных лиц».
Обратите внимание!
Частью 1 статьи 5.27 предусмотрены в виде административного наказания либо административный штраф, либо административное приостановление деятельности.
Наложение административного взыскания по части 1 статьи 5.27 КоАП осуществляет, в соответствии со статьей 23.12 КоАП РФ, инспектор федеральной инспекции по труду.
Судом установлено, что гражданин, состоявший с предпринимателем в трудовых отношениях, 30 мая 2003 года погиб от несчастного случая на производстве. О данном факте предприниматель не сообщил в Государственную инспекцию труда Свердловской области, чем нарушил требования законодательства, предусмотренные статьей 5.27 КоАП РФ (Постановление ФАС Уральского округа от 10 декабря 2003 года по делу №Ф09-4171/03-АК)).
Административное приостановление деятельности как вид административного наказания предусмотрено статьей 3.12. КоАП РФ. Согласно части 1 статьи 3.12 КоАП РФ оно заключается во временном прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Согласно этой же части статьи 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности может быть применено в случае:
- угрозы жизни либо здоровью людей;
- возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами;
- наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы;
- причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды;
- совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
- в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Временный запрет деятельности применяется как мера обеспечения в случае совершения административного правонарушения, за которое предусмотрено наказание в виде административного приостановления деятельности Временный запрет деятельности как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении установлен статьей 27.16 КоАП РФ. В нашем случае его будет осуществлять государственный инспектор труда путем составления протокола и передачи его в суд.
Поскольку в производственном помещении, принадлежащем предпринимателю, выявлены нарушения государственных нормативных требований труда, которые создают угрозу жизни и здоровья работников, требования инспектора труда по приостановке эксплуатации производственного помещения до устранения выявленных недостатков признаны правомерными. (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 3 февраля 2005 года по делу №Ф04-317/2005(8149-А03-19)).
Частью 1 статьи 27.16 КоАП РФ установлено, что временный запрет деятельности заключается в кратковременном прекращении деятельности. Согласно части 1 статьи 27.17 КоАП РФ срок временного запрета деятельности не должен превышать 5 суток с момента фактического прекращения деятельности. Как следует из пункта 1 части 1 статьи 27.16 КоАП РФ временный запрет деятельности применяется только в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно.
Согласно части 5 статьи 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановление деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено судьей не позднее 5 суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.
Согласно части 3 статьи 3.12 КоАП РФ судья на основании ходатайства лица, которое осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения, данного административного наказания.
В части второй статьи 5.27 КоАП РФ предусмотрена в виде административного наказания – дисквалификация, которая может быть применена к должностному лицу, которое ранее было подвергнуто административному наказанию за аналогичное административное правонарушение. В пункте 17 Постановление Пленума ВС РФ №5 Верховный Суд Российской Федерации разъясняет, что следует понимать под аналогичным правонарушением:
«Под аналогичным правонарушением, указанным в части 2 статьи 5.27 КоАП РФ, следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда (например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного, а позднее - при увольнении другого работника)».
Дисквалификация может быть применена только в качестве основного административного наказания. Дисквалификация согласно статье 3.11. КоАП РФ заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 3.11 КоАП РФ дисквалификация может быть применена также к лицам, которые осуществляют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров и к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.
Дисквалификация может быть применена к физическим лицам, работающим в организациях вне зависимости от их организационно-правовой формы.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 КоАП РФ, рассматриваются мировыми судьями. Согласно пункту 6 части 1 статьи 23 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров.
Статьей 5.44. КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность за сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При этом сокрытием несчастного случая будет считаться несообщение о нем в течение суток.
Совершение этого правонарушения влечет наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда;
- на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;
- на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа Постановлением по делу №Ф09-6045/04-АК от 26 января 2005 года подтвердил обоснованность привлечения работодателя к административной ответственности, предусмотренной статьей 5.44 КоАП РФ за сокрытие страхового случая.
Кроме того, в главе 9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за целый ряд правонарушений конкретно в области строительства.
Так в предусмотрена ответственность за нарушение норм и правил безопасности при проектировании, строительстве, приемке, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации либо выводе из эксплуатации гидротехнического сооружения. Нарушение данных норм влечет:
Для граждан - наложение административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;
Для должностных лиц - наложение административного штрафа в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;
Для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - наложение административного штрафа в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
Для юридических лиц - наложение административного штрафа в размере от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных этой статьей в соответствии со статьями 23.23, 23.31 КоАП РФ рассматриваются органами, осуществляющими государственный надзор и контроль за использованием и охраной водных объектов и органами, осуществляющими государственный горный и промышленный надзор.
В предусмотрена ответственность за нарушение правил или норм эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и оборудования.
- Для граждан - наложение административного штрафа в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда или лишение права управления транспортными средствами на срок от трех до шести месяцев;
- для должностных лиц - наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
Предусмотрена ответственность за нарушение обязательных требований государственных стандартов, технических условий, строительных норм и правил, утвержденных проектов, других нормативных документов в области строительства при выполнении инженерных изысканий, проектных, строительно-монтажных работ, а также при производстве строительных материалов, конструкций и изделий.
Нарушение норм указанной статьи влечет:
- Для граждан - наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;
Так Постановлением ФАС Поволжского округа от 24 марта 2005 года по делу №А06-2036У/3-18/04 правомерно отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным предписания Государственного архитектурного надзора, согласно которому предпринимателю было предложено произвести демонтаж дымохода, выполненного выше кровли аптеки в нарушение проекта, поскольку материалами дела подтвержден факт нарушения заявителем требований по проектированию и строительству.
предусмотрена ответственность за нарушение установленного порядка строительства объектов, приемки, ввода их в эксплуатацию:Дела об административных правонарушениях, предусмотренных этой статьей, в соответствии со статьей 23.56 КоАП РФ рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих государственный архитектурно-строительный надзор.«1. Строительство без разрешения зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, в том числе жилых зданий, а также объектов индивидуального строительства -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
2. Нарушение правил приемки и ввода объектов в эксплуатацию, в том числе заселение жилых домов и использование гражданских и производственных объектов без оформления в установленном порядке документов о вводе в эксплуатацию, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
3. Нарушение порядка выдачи архитектурно-планировочных заданий и разрешений на строительство - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда».
Предусмотрена ответственность за ввод в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов без разрешения органов, осуществляющих государственный надзор на указанных объектах. Нарушение норм указанной статьи влечет:
- для должностных лиц - наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;
- для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
- для юридических лиц - наложение административного штрафа в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из части 2 статьи 23.1 КоАП РФ судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 9.2-9.4, 9.9 в случае, если орган либо должностное лицо, к которым поступило это дело, передает его на рассмотрение судьи.
КоАП РФ предусмотрена также административная ответственность для должностных лиц строительных организаций по следующим нижеперечисленым статьям:
«Статья 19.4. Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)Рассматривать дела об административных правонарушениях в области строительства, предусмотренных данными статьям, имеют право:1. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
Статья 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)
1. Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
Статья 19.6. Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения
Непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.
Статья 19.7. Непредставление сведений (информации)
Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьями 19.7.1, 19.8, 19.19 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда».
- должностные лица федеральных инспекций охраны труда в соответствии с пунктом 16 статьи части 2 статьи 28.3 КоАП РФ;
- должностные лица органов государственного энергетического надзора в соответствии с пунктом 38 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ;
- должностные лица органов государственного горного и промышленного надзора в соответствии с пунктом 39 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ;
- должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в соответствии с пунктом 43 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ;
- должностные лица органов государственного архитектурно-строительного надзора в соответствии с пунктом 70 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ.
Так частью 1 данной статьи установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ. Нарушение данных норм влечет:
- для граждан - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;
- для должностных лиц - наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;
- для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
- для юридических лиц - наложение административного штрафа в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
- для граждан - в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;
- для должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;
- для юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
- для граждан - в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда;
- для должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда;
- для юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
- для граждан - в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда;
- для должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;
- для юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
При разграничении административного правонарушения от уголовного преступления имеет значение квалификация вины и общественно опасных последствий деяния.
Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека будет квалифицироваться как преступление, предусмотренное часть 1 статьи 143 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ). А в случае, если не наступили последствия, предусмотренные этой статьей – причинен легкий или средний вред здоровью, то содеянное будет рассматриваться как административное правонарушение, предусмотренное статьей 5.27 КоАП РФ.
Уголовная ответственность.
УК РФ предусмотрена ответственность за действия, которые грубо попирают положения законодательства о труде и охране труда, либо которые повлекли за собой значительные негативные последствия, например причинение вреда здоровью, либо гибель людей. К числу уголовных преступлений, нарушающих законодательство об охране труда можно отнести следующие:
- статья 143 УК РФ нарушение правил охраны труда;
- статья 215 УК РФ Нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики;
- статья 216 УК РФ. Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ;
- статья 217 УК РФ. Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах;
- статья 218 УК РФ. Нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий;
- статья 219 УК РФ. Нарушение правил пожарной безопасности.
Статья 143 УК РФ:Субъектами (виновными лицами) по данному преступлению могут быть лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению, непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил охраны труда на определенном участке работы, в случае если они не приняли меры к устранению заведомо известного им нарушения правил охраны труда либо дали указания, противоречащие этим правилам, или не обеспечили соблюдение тех или иных правил (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 апреля 1991 года №1 «О судебной практике по делам о нарушениях правил охраны труда и безопасности горных, строительных и иных работ»).«1 Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, -
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, - наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».
К таким лицам относятся:
- индивидуальный предприниматель без образования юридического лица;
- руководитель организации, его заместители,
- должностные лица организаций или учреждений: главные инженеры, главные специалисты предприятий.
Руководители организации, должностные лица в подобных случаях могут быть привлечены к ответственности за злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) или халатность (статья 293 УК РФ).
Ответственность по данному преступлению предусмотрена за неосторожное действие (бездействие), в результате которых при нарушении правил охраны труда был причинен тяжкий вред здоровью. Неосторожная вина может быть в форме легкомыслия или небрежности. Согласно статье 26 УК РФ легкомыслием является, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий, а небрежностью – если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.
Разграничение таких преступлений, как нарушение правил охраны труда (статья 143 УК РФ) и преступлений, предусмотренных статьями 285, 293 УК РФ должна проводиться исходя из обязанностей, возложенных на конкретное должностное лицо Субъектом (виновным лицом) преступления, предусмотренного статьей 143 УК РФ будет лицо, на которое непосредственно возложена обязанность за обеспечение безопасных условий труда и которое игнорировало либо недобросовестно исполняло эти обязанности. А субъектом преступления, предусмотренного статьей 293 УК РФ будет являться лицо, которое в силу своего служебного положения обязано было иметь информацию о том, каким образом обстоят дела по обеспечению безопасности на каждом участке работ и принять соответствующие меры, чтобы несчастный случай на производстве не произошел.
УК РФ предусмотрены специальные составы преступлений, предусмотренные статьями 215-219 УК РФ.
При квалификации преступлений по статьям 143, 215-219 УК РФ необходимо знать, что данные преступления могут быть совершены только по неосторожности. При наличии косвенного или прямого умысла на совершение преступлений, предусмотренных статьями 143, 215-219 УК РФ, содеянное будет квалифицироваться как преступление, предусмотренное уже другими статьями УК РФ.
При разграничении составов преступлений, предусмотренных нормами статей 215-219 УК РФ и статьей 143 УК РФ, имеет значение личность потерпевшего. Потерпевшим от преступления, ответственность за которое предусмотрена по статье 143 УК РФ, может быть только лицо, имеющее трудовые отношения с работодателем, а потерпевшим при совершении преступлений, предусмотренных статьями 215-219 УК РФ - любое лицо, вне зависимости от наличия трудовых отношений у него с данной организацией (работодателем).
Обеспечение безопасных условий труда работника является одной из основных обязанностей работодателя. Один мой знакомый, работающий в строительной организации и отвечающий за этот аспект, был оштрафован за нарушения правил охраны труда. И он еще легко отделался. Давайте посмотрим, какая ответственность за несоблюдение правил по охране труда возлагается на работника и организацию.
За неисполнение своих обязанностей по обеспечению безопасных условий труда, работодатель, а также должностное лицо, ответственное за соблюдение правил охраны труда, могут быть привлечены к серьезной ответственности.
Административная ответственность за нарушение правил охраны труда
Прежде всего, это административная ответственность, которая предусмотрена статье 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ. В соответствии с ней, нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 1000 до 5000 рублей, на организацию - от 30000 до 50000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Если виновный ранее был подвергнут административному наказанию за аналогичное правонарушение, то мера наказания будет более строгая - дисквалификация на срок от 1 до 3 лет.
То есть, если в результате проверки обнаружиться, что в вашей организации, например, не проводилась аттестация рабочих мест, работники не обеспечены специальной одеждой, обувью, другими средствами индивидуальной защиты, отсутствуют защитные ограничения опасных зон и т.д., то проверяющая организация наложит штраф или же приостановит деятельность вашей организации. Все зависит от серьезности нарушений.
Уголовная ответственность за несоблюдение правил охраны труда
Также законодательством предусмотрена уголовная ответственность за несоблюдение правил охраны труда и условий безопасности работников. В соответствии со статьей 143 Уголовного кодекса РФ лицо, на котором лежали обязанности по соблюдению правил техники безопасности или иных правил охраны труда, будет привлечен к уголовной ответственности, если его действия (бездействие) повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.
Данное лицо накажут:
- штрафом в размере до 200000 рублей или в размере его заработной платы (иного дохода) за период до 18 месяцев, либо
- обязательными работами на срок до 480 часов, либо
- исправительными работами на срок до двух лет, либо
- принудительными работами на срок до одного года, либо
- лишением свободы до одного года.
За гибель человека - наказание более строгое. Лицо, ответственное за соблюдение правил техники безопасности и иных правил охраны труда обяжут выполнять принудительные работы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо. Или это лицо может быть лишено свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Уголовная ответственность установлена также за:
- нарушение правил безопасности при проведении горных, строительных или иных работ (статья 216 Уголовного кодекса РФ);
- нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (статья 215 Уголовного кодекса РФ);
- за нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (статья 217 Уголовного кодекса РФ);
- за нарушение правил пожарной безопасности (статья 219 Уголовного кодекса РФ);
- за ряд других нарушений правил охраны труда.