Природа управления история развития менеджмента. Природа управления и исторические тенденции его развития. с позиций группового поведения
Природа управления
Определение 1
Природа управления и исторические тенденции его развития – это важнейшие вопросы, подлежащие исследованию в рамках теории управления.
В процессе труда производственные отношения постоянно трансформируются и нуждаются в управлении. Иными словами, они выступают объектом управления. Экономика служит аппаратом изучения и описания этого объекта для целей управления.
В общем случае задача управления (если рассматривать систему жизнеобеспечения общества) крайне сложна – как в детализированной постановке, так и в реализации. Чтобы ее сформировать, требуется установить:
- объект управления с его связями,
- структуру системы управления,
- средства воздействия на объект в рамках процессов управления.
Чтобы управлять процессами в системах общественного жизнеобеспечения, их приводят к определенным организационным формам.
Механизмы управления позволяют реализовать приемы придания общественным отношениям количественной меры. Выделяют два типа управленческого механизма:
- стихийный, который формируется интуитивно, на основе инициативной деятельности многих хозяйствующих субъектов,
- организованный, который формируется на основе логических доказательств, отражающих эмпирические знания многих хозяйствующих субъектов.
Осуществление функций управления производится исполнителями, в роли которых выступают профессионалы управления. Их главный инструмент и одновременно результат деятельности – это верные управленческие решения.
Определение 2
Управление можно определить как совокупность скоординированных мероприятий, ориентированных на достижение установленных целей.
Указанное определение не является единственным возможным, у разных авторов можно найти разные формулировки.
Определение 3
Под управлением понимается такое руководство людьми и использование средств, которое дает возможность выполнить поставленные задачи рациональным, гуманным и экономичным способом.
В человеческом обществе главными признаками управления являются:
- сохранение целостности сообщества людей или его части (государства, организации, коллектива и т.д. – в зависимости от рассматриваемого уровня управления),
- обеспечение устойчивого функционирования и развития сообщества (или той его части, на которую распространяется управление),
- выполнение управления в виде управляющих воздействий и получения реакции на них.
Таким образом, в управление включаются все аспекты общественной жизнедеятельности, общественных отношений – в том числе:
- правовых,
- экономических,
- культурных,
- производственных,
- поведенческих,
- то есть всего, определяющего целесообразность в функционировании и развитии человеческих сообществ. Как базис человеческого развития и общественных отношений рассматриваются производственные (экономические) отношения.
Управление реализуется во взаимодействии двух систем:
- управляемая система – объект управления,
- управляющая система – субъект управления (то, что осуществляет управляющее воздействие).
Исторические тенденции развития управления
Управление как практическая деятельность уходит корнями в далекое прошлое. Уже в первобытнообщинном строе возникла необходимость управлять человеческим обществом, и именно возникновение управления создало предпосылки общественной эволюции. Если говорить о менеджменте, то он зародился позже, когда люди начали осуществлять предпринимательскую (производственную) деятельность в тех или иных формах (прообразах современных организаций).
Определение 4
История управления – это возникновение, развитие и смена систем управления в определенных исторических условиях прошлого, а также совокупность накопленных знаний (включая научные результаты) об этих процессах.
Возникновение управления и его становление на начальных этапах было связано с первыми общественными отношениями, реализуемыми через инстинкты и базирующимися на зарождении властных механизмов, в частности рычагов:
- повиновения,
- понукания,
- исполнения,
- послушания,
- подчинения,
- уважения к старшему и более опытному,
- опасения наказания,
- инстинктивного стремления к коллективизму и т.д.
История управления (как и история экономики) может периодизироваться по разным основаниям:
- хронологически,
- цивилизационно,
- по способам производства,
- по способам распределения продукции,
- по этапам развития отношений в сфере производства,
- формационно,
- по странам,
- технологически.
Исследователи выделяют семь управленческих революций (принципиальных этапов в развитии управления). Они совпадают с историческими вехами смены культур и социальных сословий. Эти исторические периоды могут быть раздроблены на менее длительные интервалы. Наиболее важно это для трех последних этапов, которые характеризуются усилением влияния управления на общественную жизнь и формированием соответствующих концепций:
- религиозно-коммерческий этап (4-5 тысяч лет назад). Возникают особые жрецы – религиозные функционеры, занимающиеся торговыми операциями и коммерческими расчетами,
- светски-административный. Управление выводится из бытового уровня на государственный, вводятся элементы нормотворчества. Появляется светская манера управления, возникают формальные организации,
- производственно-строительный. Выделяется группа людей, профессионально занимающихся управлением в сферах строительства и производства,
- доминирование профессиональных гильдий и сотрудничество в Средние века,
- отделение управления от собственности, капитала и сферы непосредственного производства, зарождение профессионального управления после индустриальной революции. Начало систематического развития теории и практики менеджмента,
- бюрократический. Господство профессиональных менеджеров, господствующих в сфере управления духовным и материальным производством,
- постиндустриальный. Возникают новые модели организации, ориентированные на развитие личности.
63. Природа управления и исторические тенденции его развития.
Современная наука управления сформировалась как особая область знаний, оформилась в основных концептуальных положениях, стала предметом изучения в высшей школе.
Развитие управления определяется развитием производства и экономики в целом. Это наиболее заметно на примере США, когда на рубеже XIX и XX вв. производство в США достигло сравнительно больших масштабов, заметны стали процессы концентрации производства, приобрела общенациональное значение конкуренция, возникли новые технологии (машинные технологии), дальнейшее развитие производства требовало концентрации финансовых средств; возникли проблемы социального характера, обострялись классовые противоречия.
Все это свидетельствовало о необходимости управления, точнее, его развития и совершенствования. Именно практика обнаружила потребность большого внимания уделять управлению, именно практика показала зависимость успехов в производстве от успехов в управлении.
Это обстоятельство имеет большое значение в понимании тенденций развития менеджмента: практика будит мысль мысль рождает науку развитие науки требует изучения истории знание прошлого воплощает в проекты будущего.
Развитие менеджмента в западных странах - наиболее разработанная часть истории менеджмента. Но менеджменту присущи как общие черты, так и национальные особенности; он непосредственно связан с культурой; уровнем экономического развития, природными и этническими особенностями существования человека.
Говоря об исторических тенденциях развития управления, мы подразумеваем несколько факторов: во-первых, объективные изменения, приходящие в самом управлении под влиянием различных факторов развития производства, общества, человека; во-вторых, развитие управленческой мысли; в-третьих, общее развитие науки, которое определяет методологию осмысления историческх фактов на каждом из этапов развития; в-четвертых, потребность в знании истории; в-пятых, роль истории в социально-политической жизни страны; в-шестых - потребности будущего как фактор структурирования исторических тенденций.
Природа современного менеджмента двояка: с одной стороны, управление – это производительный труд, возникающий в условиях комбинированного производства с высоким уровнем специализации работников, обеспечивающий связь и единство всего производственного процесса, а с другой стороны, управление – это деятельность по надзору и контролю, в основе которой лежит противоположность между наемным трудом как непосредственным производителем и собственником средств производства. Труд по управлению предполагает выполнение общественно необходимых задач по регулированию, организации, координации и контролю социально-экономических процессов. При этом системы мер по надзору и контролю охватывают как капитал, так и приводящую его в движение рабочую силу. Как функция собственности управление выступает в качестве «командования» над трудом, ибо собственность – материальная основа жизни общества – реально обеспечивает право управления социально-экономическими процессами классу собственников (капиталовладельцев).
Понятие «менеджмент», как и ряд других понятий в экономической теории, появилось не сразу, а формировалось в течение многих лет с участием многих авторов, а поэтому имеет различные интерпретации. Наиболее распространено понимание менеджмента, как науки о подготовке людей для работы в области управления различными объектами:
– предприятиями и организациями, производящими различные товары, работы, услуги;
– военными подразделениями и соединениями;
– разработкой новых технологий и нововведений;
– финансовыми операциями.
Взгляды на управление принципиально зависели от того, в какой социально-политической системе они создавались и разрабатывались. В условиях коммунистической идеологии разрабатывалась теория управления, существенно отличная от управленческой мысли, развивавшейся в системах со свободными рыночными отношениями.
В условиях рыночной экономики объектом управления менеджмента является предприятие. Такое четкое выделение объекта управления важно для исследования целей управления, определения принципов и методов управления и т.д.
Управление предприятием как составной частью национального хозяйства сводится к оперированию некоторыми воспроизводственными ресурсами, которые обеспечивают эффективное состояние хозяйственной системы, элементами которой являются объекты и субъекты управления.
История управления можно разделить условно на два периода: 1) наличие практики управления; 2) управление, как научная дисциплина. Фактически первый период длился до начала ХХ века, т.е. управление существовало, но его характер и структура сильно отличались от сегодняшнего управления. Объяснить этот факт возможно, если обратиться к организациям, существовавшим в древности.
Развитие управления в научно-технических дисциплинах происходит в начале ХХ века. В 1911 году Тейлор опубликовал работу "Принципы научного управления" С этого момента официальные источники стали считать менеджмент как науку.
Основные причины превращения управления в науку: промышленная революция в Англии => появление гигантских монополий, работа в которых требовала организации и координации действий. Однако "Родиной" менеджмента становится не Англия, а США.
США поддерживает идею образования для всех => появляется много высокообразованных и способных к сложной деятельности работников.
В США отсутствует государственное регулирование бизнеса => размеры предприятий быстро увеличиваются, и ставится задача централизованного управления, то есть именно практика обнаружила потребность больше внимания уделять управлению, показала зависимость успехов в производстве от успехов в управлении.
64. Производственный менеджмент и его функции. Производственный менеджмент - комплексная система обеспечения конкурентоспособности впускаемого продукта на конкретном рынке. В производственном менеджменте рассматриваются теоретические, методические и практические вопросы организации производственной деятельности. Производственный менеджмент интегрирует в себе или вокруг себя все виды менеджмента: инновационный, финансовый, налоговый, маркетинговый и др. Эффективность производственного менеджмента во многом определяется точностью прогнозов стратегических тенденций развития общества, идеологии, производственных и информационных технологий, форм интеграции, организации производства, инновационной политики и др. К функциям производственного менеджмента относятся: стратегический маркетинг, планирование, организация процессов, учет и контроль, мотивация, регулирование. Если перечисленные функции представить как систему переходящих один в другой компонентов, то в его центре будет функция координации, соединенная с каждой функцией.
Производство - это создание товаров и услуг.
Производственный менеджмент является деятельностью, которая относится к созданию товаров и услуг путем преобразования входов (необходимых ресурсов всех видов) в выходы (готовые товары и услуги).
Процесс производственного менеджмента представляется как совокупность последовательных действий аппарата управления по определению целей для производственных подразделений и их фактического состояния на основе обработки соответствующей информации, формирование и доведение экономически обоснованных производственных программ и оперативных заданий.
Сущность производственного менеджмента выражается в его функциях (планирование, организация, координация, мотивация и контроль). При этом используются организационные, административные, экономические и социально-психологические методы , которые реализуются в соответствии с определенными принципами , основными из которых являются: научность, целенаправленность, последовательность, оптимальное сочетание централизованного регулирования управляемой системы с ее саморегулированием, учет личных особенностей работников и общественной психологии, обеспечение соответствия прав, обязанностей и ответственности всех участников управления в достижении целей производства, всемерное обеспечение состязательности управленческих работников.
Основная цель дисциплины "Производственный менеджмент" - дать основополагающее представление о принципах эффективного функционирования системы управления современным производством, а также освоение технологии управления предприятием.
Объектом производственного менеджмента является производство и производственные системы.
Под производством понимают целенаправленную деятельность по созданию чего-либо полезного - изделия, продукта, материала, услуги. Причем важнейшим элементом производственного процесса является технологический процесс, который определяет производственную и организационную структуру предприятия, квалификационный состав работников и многое другое.
Производственные системы состоят из трудящихся, орудий и предметов труда а также других элементов, необходимых для функционирования системы при создании продукции или услуг. Элементами производственной системы являются работники и материальные объекты -технологические процессы, сырье, материалы и инструмент, технологическая оснастка, оборудование и т. д.
Структура производственной системы - это совокупность элементов и их устойчивых связей, обеспечивающих целостность системы и тождественность ее самой себе, т. е. способность сохранения основных свойств системы при различных внешних и внутренних изменениях.
Таким образом, производственная система предполагает наличие внешней и внутренней среды, а также обратной связи между ними. К компонентам внешней среды, влияющим на устойчивость и эффективность функционирования предприятия, относятся макро - (международная, политическая, экономическая, социально-демографическая, правовая, экологическая, культурная сферы) и микросреда (конкуренты, потребители, поставщики, законодательство по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности), инфрастуктура региона (банки, страховые и другие финансовые учреждения, промышленность, здравоохранение, наука и образование, культура, торговля, общественное питание, транспорт и связь, и др.). К компонентам внутренней среды предприятия можно отнести целевую подсистему (качество выпускаемых изделий, ресурсосбережение, сбыт товара, охрана труда и окружающей среды); обеспечивающую подсистему (ресурсное, информационное, правовое и методическое обеспечение); управляемую подсистему (НИОКР, планирование, организационно-техническая подготовка производства); управляющую подсистему (разработка управленческого решения, оперативное управление реализацией решений, управление персоналом).
Задачами ПМ являются:
1) постоянное внедрение (освоение) в производство новых более совершенных изделий;
2) систематическое сокращение всех видов затрат на производство продукции;
3) повышение качеств, потребительских характеристик при снижении цен на выпускаемую продукцию;
4) снижение издержек во всех звеньях производственно-сбытового цикла при постоянном освоении новых изделий, расширение номенклатуры выпускаемой продукции и изменение ее ассортимента.
65. (см.64) Производственный менеджмент. Его методы и сферы применения. Объектом производственного менеджмента является деятельность по созданию продуктов, выполнению работ и оказанию услуг внутренним и внешним потребителям. Современный уровень развития производительных сил, характеризующийся использованием сложной и разнообразной техники и технологии производства, большими масштабами выпуска продукции, многономенклатурной кооперацией, предполагает совместный труд большого количества людей. Такой труд немыслим без организациитруда, выступающей как упорядоченная система взаимодействия работников со средствами производства и друг с другом в едином производственном процессе. Основными принципами организации производства являются: Специализация; Пропорциональность; Параллельность; Непрерывность; Прямоточность; Гибкость; Ритмичность. На уровне предприятия организация труда представляет собой систему рационального взаимодействия работников со средствами производства и друг с другом, основанную на определенном порядке построения и последовательности осуществления трудового процесса, направленную на получение высоких конечных социально-экономических результатов. Исходя из определения организации труда, она призвана решать следующие задачи: - технико-технологические, которые выражают влияние, оказываемое организацией и нормированием труда на совершенствование структуры предприятия, специализацию производств, выбор оптимальных вариантов технологических процессов; - экономические, выражающие направленность организации труда на создание такой системы взаимосвязи человека со средствами производства и друг с другом, которая обеспечивает максимальную производительность труда, минимальную себестоимость изготовления продукции, высокую рентабельность производства; - психофизиологические, предполагающие создание благоприятных условий труда на рабочих местах, обеспечивающих высокую и устойчивую работоспособность человека в течение длительного периода времени, сохранение его здоровья; - социальные, ставящие целью повышение содержательности и привлекательности труда. Все перечисленные задачи решаются в комплексе, причем в увязке не только между собой, но и с совершенствованием техники, технологии, организации производства и управления. Только такой подход может обеспечить максимальную эффективность организации труда, направления которой, исходя из перечисленных групп задач, можно сформулировать следующим образом: 1. Разработка рациональных форм разделения и кооперации труда основана на обособлении частей производственного процесса исходя из технологических особенностей, выполняемых функций и квалификационных требований к рабочим; 2. Организация рабочих мест предполагает оснащение средствами производства, предметами труда, инструментом, приспособлениями и оснасткой, средствами связи, а также их рациональное размещение на рабочей площадке и в рабочей зоне, способствующее применению рациональных методов и приемов труда и в конечном итоге – высокой эффективности труда каждого работника; 3. Обслуживание рабочих мест как важный элемент организации труда предполагает по существу поиск оптимальных вариантов взаимодействия основных и вспомогательных рабочих, что позволяет обеспечить бесперебойное снабжение рабочих мест исходным сырьем, материалами, заготовками, услугами наладочного и ремонтного характера, транспортным и хозяйственным обслуживанием и др.; 4. Оптимизация трудового процесса путем внедрения рациональных методов и приемов труда предусматривает построение любого трудового процесса на основе приемов и методов труда, обеспечивающих максимальную экономию рабочеговремени при наименьших затратах физической энергии и оптимальном темпе работы; 5. Создание благоприятных условий труда на рабочих местах, рационализация режимов труда и отдыха; 6. Аттестация и рационализация рабочих мест, представляющие собой периодический учет, всестороннюю оценку и аттестацию рабочих мест на предмет их соответствия современным требованиям, а в случае этого несоответствия – разработку мероприятий по их рационализации; 7. Нормирование труда, представляющее собой деятельность по управлению трудом и производством, направленную на установление необходимых затрат и результатов труда, а также соответствия между численностью различных групп персонала и количеством единиц оборудования. Рабочее место – пространственная зона, оснащенная техническими средствами, в которой совершается трудовая деятельность работников, совместно выполняющих работу или операции. Организация рабочего места – совокупность мероприятий по оснащению рабочего места средствами и предметами труда и их размещению в определенном порядке. Цель рационального размещения персонала состоит в том, чтобы уменьшить время, необходимое для выполнения работы, устранить ненужные перемещения служащих, обеспечить хорошие условия труда и уменьшить напряжение и утомляемость сотрудников, наиболее экономично использовать площади и максимально повысить производительность труда персонала. Качество продукции - совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Термин «качество», применяемый в международных стандартах ИСО имеет двоякий смысл - в отношении к продукции (качество продукции) и к системе управления качеством (система качества). Номенклатура параметров, используемых при оценке конкурентоспособности, включает две обобщающие группы: параметров качества (технических); экономических параметров. К группе технических относятся параметры потребности, которые характеризуют содержание этой потребности и условия ее удовлетворения. К ним относятся: параметры назначения; эргономические параметры; эстетические параметры; нормативные параметры. Системой качества называется совокупность организационных и технических мер, необходимых для обеспечения потребителю гарантий стабильно высокого качества продукции и ее соответствия требованиям стандартов и условиям контракта. Без тщательно разработанной и выполняемой системы качества невозможно успешное функционирование любого предприятия любой формы собственности. Это связано с тем, что рынок и качество - понятия тесно связанные между собой. Завоевать потребителя можно только через качество - таково кредо процветающих фирм всего мира.
Новая концепция менеджмента в рыночных условиях строится на взаимосвязи управления предприятием с управлением качеством и ставит своей главной целью удовлетворение потребителя. Поэтому наиболее важной проблемой по управлению качеством в России в настоящее время является создание на российских предприятиях и в организациях систем качества, согласно требованиям международных стандартов ИСО серии 9000 и их последующая сертификация.
ИСТОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА. Природа управления и исторические тенденции его развития
К классической теории управления близко примыкает теория идеального типа административной организации, названная ее автором, немецким социологом Максом Вебером (1864–1920) «бюрократией». Большинство американских теоретиков управления, высоко оценивая эвристическое значение организационной модели Вебера, подчеркивают вместе с тем, что он интересовался лишь формальной организацией управления, а все отклонения от нее рассматривал как «идиосинкразию», которая не представляет интереса для теоретика.
Школа «человеческих отношений» (гуманистический менеджмент). уделяет внимание психологии отношений, поведению и потребностям людей, социальным взаимодействиям и групповым интересам. Выделяют три области направления: человеческие отношения, человеческие ресурсы и бихевиоризм. (Г. Мюнстерберг, Э.Мейо, А. Маслоу).
Считается, что начало этому направлению положил Элтон Мэйо (1880–1945); который пришел к сенсационному в то время открытию, исследуя зависимость производительности труда от физических аспектов работы (например, освещения). После многочисленных экспериментов (хоторнские эксперименты) был сделан вывод о том, что поведение группы может в большой степени не зависеть от рабочих условий или схемы оплаты труда.
Еще до получения Э. Мэйо практических результатов, их теоретически предвосхитила англичанка Мэри Фоллет (1868–1933). Теория управления, доказывала Фоллет, должна базироваться не на интуитивных представлениях о природе человека и мотивах его поведения, а на достижениях научной психологии.
Большой вклад в развитие школы «человеческих отношений» был сделан в 40–60-е годы, когда учеными-бихевиористами (от англ. behaviour – поведение) было разработано несколько теорий мотивации. Одной из них является иерархическая теория потребностей Абрахама Маслоу (1908–1970).
Одной из наиболее известных концепций мотивации, продолжающей теорию Маслоу, являются взгляды профессора Фредерика Херцберга (род. 1904), обусловливающие мотивацию удовлетворенностью или неудовлетворенностью работой
Современная система взглядов на менеджмент сформировалась в 50-е гг. XX в. как количественная школа науки управления, основанная на понимании сложных управленческих проблем, благодаря разработке и применению моделей с использованием количественных методов (Р. Акофф, С. Бир, А. Голдберг и др.). В школе науки управления различают два главных направления: производство рассматривается как «социальная система», а также используются системный и ситуационный анализ с применением матметодов и ЭВМ. Среди новых подходов: дерево решений, мозговой штурм, управление по целям, диверсификация, бюджетирование, кружки качества, портфельный менеджмент. Другим направлением является выведение общих принципов сложных систем с помощью синергетической методологии (принципов нелинейности, самоорганизации, неравновесности экономических процессов). Это движение в общем менеджменте получило название «эволюционный менеджмент».
История менеджмента
курс лекций
Тема 1. Природа управления и исторические тенденции его развития
Вопросы: 1.1. Содержание и сущность понятия менеджмент
1.2. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента
1.3. Управленческие революции
1.4. «Пионеры» менеджмента и их вклад в теорию и практику управления
1.5. Этапы и школы в истории менеджмента, их классификация
1.1. Приступая к изучению науки, которая называется "менеджмент", перво-наперво, надо уяснить, а что же означает это нерусское слово, пришедшее к нам из английского языка?
В античной Греции буквального аналога слову «менеджмент» не существовало. Искусство управления людьми по-гречески именовалось «демагогией». Странно, но таким оскорбительным для нашего слуха словом называли тех, кто брал на себя нелегкие и ответственные функции. «Demagogia» переводится как «руководство народом» (demos – народ, ago – веду). Расцвет древнегреческой демократии требовал специфической формы управления – умения с помощью слова повести за собой массы людей («демо – кратия» означает силу и власть народа). Другой метод управления – с помощью силы, физического воздействия, назывался «деспотизмом» (корень «дес» означал сковывать, связывать). Деспотия – это, прежде всего власть господина, государя над рабами. Демагог же имеет дело с равными себе гражданами, свободными в своем волеизъявлении. Стоит только поменять приставку demos на приставку paid (дитя) и мы получим новое слово paidagogeo. Педагогика – искусство воспитания и ухода за детьми.
Время шло, и на смену греческой цивилизации пришла римская!
Слово "менеджмент" в том виде, в котором оно существует в современном английском языке, возникло во времена У.Шекспира. Этот термин имеет латинские, итальянские и французские корни. Но в первую очередь, он ведет свое происхождение от латинского "manus ", что означает "рука", а также и "власть", "сфера полномочий (в свое время Англия была колонией Рима).
Итальянское слово "manneggiare " возникло в средние века в сфере управления собственностью и коммерческими предприятиями; примерно в тот же период вошло в употребление и французское "manegerie ".
Английское слово "manage " впервые появилось в 1561 году, слово "manager " - в 1588 году, и слово "management " в 1589 году, причем все они первоначально имели отношение к особенностям сельской местности.
Согласно Краткому оксфордскому словарю английского языка слово "management " впервые стало использоваться в своем современном значении в 1670 году и с тех пор оно означает "управление коммерческими делами" в противоположность прежнему значению, подразумевавшему умение "владеть" мечом или управлять лошадью.
Слово "management " переводится на русский язык как "управление" и часто эти два термина употребляются как синонимы. Однако следует учитывать некоторое отличие между ними.
Управление , в самом общем смысле, - это процесс целенаправленного воздействия на какой-либо объект. Объект управления может иметь любую природу: физическую, химическую, технологическую, биологическую, социальную и т.д. (управлять самолетом, управлять взрывом, управлять оркестром и т.д.) Говоря же о менеджменте, традиционно имеют в виду объекты социально-экономической природы, т.е. речь идет только об управлении организациями и людьми, которые в них работают.
Менеджмент сегодня рассматривается как многозначное понятие, определение которому дается с точки зрения разных подходов, каждый из которых уточняет новые аспекты этого процесса.
Эти подходы не противоречат друг другу, наоборот, они помогают глубже уяснить сущность и содержание менеджмента:
Менеджмент - наука междисциплинарного характера, область человеческих знаний, помогающая осуществлять деятельность по руководству людьми в различных организациях.
Менеджмент как наука направлен на изучение природы управленческого труда, факторов и условий, которые влияют на его эффективность.
Начало менеджмента как научной дисциплины положил период систематизации, выработки рекомендаций по улучшению управления. Именно систематизация знаний ведет к появлению концепций и теорий, которые можно изучать.
Но что послужило причиной систематизации? Почему столь остро встал вопрос о повышении эффективности управления и необходимости его изучения? На эти вопросы мы ответим, изучая второй вопрос этой темы: Условия и факторы возникновения и развития менеджмента.
Наука управления разрабатывает свою теорию, уточняет основные категории: принципы, функции, методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления.
Менеджмент - вид деятельности человека, направленный на руководство организациями и людьми, которые в них работают.
Менеджмент - процесс интеграции, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения (реализация менеджмента как процесса предполагает выполнение управленческих функций).
Менеджмент
Наука
Процесс
Категория
Искусство
Вид
деятельности
Аппарат управления
Менеджмент - аппарат управления организации. Частью любой организации является орган или аппарат управления. Именно в нем концентрируется управленческая деятельность. Без него организация как целостное образование не может существовать и эффективно функционировать.
Менеджмент - искусство управления . Такой подход к менеджменту основан на том, что организация - это сложная система, на которую воздействуют множество внутренних и внешних факторов. Учитывать и использовать в управлении все эти факторы могут лишь люди, обладающие опытом, а особенно талантом к такой деятельности. Т.е. многим из необходимых менеджеру навыков невозможно научиться, даже читая самые умные книги. Необходим талант!
1.2. Человечество существовало веками до того, как были сделаны значительные открытия в области энергетики, транспорта, коммуникаций и технологии, известные как промышленная революция . Индустриализация коренным образом изменила организацию деятельности людей. Наряду с традиционно существовавшими до этого домашними хозяйствами, церковью, армией и правительством появились различного рода организации, производившие товары на национальный и внешний рынок, для массового потребителя.
Рынок стал неотъемлемым атрибутом жизни людей, а управление – основой их деятельности, признанным, наряду с землей, трудом и капиталом фактором, от которого зависит материальное обеспечение и благополучие общества.
Важно различать менеджмент как практику и функцию, и менеджмент как область знаний и дисциплину.
Практика управления уходит своими корнями далеко в историческое прошлое, ведь даже первобытные люди жили организованными группами.
В истории вы найдете тому огромное количество подтверждений: Египетские пирамиды, Великая китайская стена, Римская католическая церковь и т.д.
Великая китайская стена построена в основном в 3 веке до н.э., имеет протяженность 4тыс км (по другим предположениям 6 тыс.км), высотой 6,6 м, на отдельных участках до 10 метров.
В строительстве Египетских пирамид принимали участие сотни тысяч человек, каждая строилась около 20 лет (гробница Тутанхамона с 1351 – 1342 года до н.э.).
Кто указывал рабочим, что они должны делать? Кто обеспечивал достаточное количество каменных блоков и других строительных материалов? Кто обеспечивал согласованность работ?
Ответ один – менеджмент! И как бы не назывались менеджеры тех времен, именно они планировали деятельность, организовывали наличие людей и материалов, руководили рабочими и осуществляли контроль над тем, чтобы все выполнялось, как запланировано.
Специалисты считают, что уже к 4 тысячелетию до н.э. в Египте сформировались централизованные органы управления. Даже Библия ссылается на некоторые управленческие положения (например: единоначалие). Римская католическая церковь также представляет собой интересный пример управленческой практики: почти 2 тысячи лет назад была создана иерархическая структура управления этой организацией, и она сохранилась до наших дней.
Эти и другие примеры доказывают, что организации и менеджмент существовали тысячи лет.
Однако в виде систематизированного знания, науки его еще не было даже во времена А.Смита и К.Маркса. И один и другой считали, что экономика подчинена действию объективных экономических законов, независящих от человека, в соответствии с которыми и следует организовывать экономическую жизнь, производство национального богатства.
Последний из великих английских классиков политической экономии, основоположник неоклассики А.Маршалл добавил фактор организации (менеджмента) к трем другим факторам производства : земле, труду, и капиталу. Но менеджмент все же не был центральным фактором.
Итак, рынок стал неотъемлемым атрибутом жизни людей, а управление – основой их деятельности. Более того, управление стало сущностью всей государственной и личной деятельности, предпосылкой достижений не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня.
Управленческая мысль этого периода получила всестороннее письменное изложение в многочисленных разработках общих вопросов менеджмента. Появились и специальные работы по вопросам эволюции управления, систематизации его различных подходов и школ. Для чего нам необходимо знать историю?
Изучение истории имеет огромное значение для всех руководителей, ибо речь идет об образе мышления, взаимосвязи между происходящими событиями и оценке возможности их повторения в будущем.
Т.е. изучение прошлого вносит весомый вклад, как в понимание настоящего, так и в попытку предсказать будущее.
Это способ обучения, во-первых, учеба на чужих ошибках позволяет не повторять их, во-вторых, учеба на чужих достижениях позволяет в случае возникновения схожей ситуации воспроизвести успех, и что самое главное,
понимание природы вещей позволяет усовершенствовать их в будущем.
Итак, мы рассмотрели историю понятия «менеджмент», а теперь обратимся к истории менеджмента как социального института и смене типов управления. Выберем только ключевые, самые важные моменты, когда менеджмент изменялся настолько радикально, что, в пору говорить, об управленческих революциях. Таким образом, под управленческой революцией мы будем понимать пе реход от одного качественного состояния менеджмента к другому.
Имейте в виду, что представление о менеджменте может быть проанализировано как с точки зрения времени, так и с точки зрения пространства, т.е. оно имеет как историческую, так и географическую размеренность.
Первая революция произошла 4-5 тыс. лет назад - в период формирования рабовладельческих государств на Древнем Востоке. В Шумере, Египте и Аккаде историки менеджмента отметили первую трансформацию - превращение касты священников в касту религиозных функционеров, т. е. менеджеров. Эта трансформация удалась благодаря тому, что жрецы удачно переформулировали религиозные принципы. Если раньше боги требовали человеческих жертв, то теперь, как заявляли жрецы, они не нужны. Богам стали приносить не человеческую жизнь, а символическую жертву. Достаточно, если верующие ограничатся подношением денег, скота, масла, ремесленных изделий и даже пирогов.
В результате на свет явился принципиально новый тип деловых людей - еще не коммерческий делец или капиталистический предприниматель, но уже и не религиозный деятель, чуждый всякой наживы. Собираемая с населения дань, под видом отправления религиозного обряда, не пропадала даром. Она скапливалась, обменивалась и пускалась в дело. Оборотливые шумерские жрецы вскоре стали самым богатым и влиятельным классом. Их нельзя назвать классом собственников, так как, приносимое в жертву являлось собственностью богов, а не людей. Оно не могло присваиваться в личное пользование явным образом. Деньги для жрецов не служили самоцелью, они были побочным результатом религиозной и государственной деятельности. Ведь жрецы, помимо соблюдения ритуальных почестей, заведовали сбором налогов, управляли государственной казной, распределяли государственный бюджет, ведали имущественными делами.
Сохранились глиняные таблички, на которых жрецы Шумера аккуратно вели юридические, исторические и деловые записи. Некоторые из них, говорит американский историк, автор известного учебника по менеджменту Ричард Ходжеттс, относились к практике управления шумерских священников. Жрецы прилежно вели деловую документацию, бухгалтерские счета, осуществляли снабженческие, контрольные, плановые и прочие функции. Сегодня эти функции составляют содержание управленческого процесса.
Побочный результат управленческой деятельности жрецов - появление письменности. Запомнить весь объем деловой информации было невозможно, к тому же приходилось производить непростые расчеты. Из чисто утилитарной надобности родился письменный язык, которым в последствии овладели и низшие слои населения. И опять же, проникновение письменности в народные массы происходило не как благотворительная акция жрецов, решивших просветить шумерцев. Рядовые шумерцы овладевали навыками письменного языка в той мере, в какой им приходилось постоянно отвечать на различного рода запросы, официальные приказы, вести тяжбы, рассчитывать свой бюджет. Итак, в результате первой революции менеджмент сформировался как инструмент коммерческой и рели гиозной деятельности, превратившись позже в соци альный институт и профессиональное занятие.
Вторая революция в области менеджмента произошла приблизительно через тысячу лет после первой и связана с именем вавилонского правителя Хаммурапи (1792-1750 г.г.до н. э.), Выдающийся политик и полководец, он подчинил соседние Мессопотамию и Ассирию. Для управления обширными владениями требовалась эффективная административная система, с помощью которой можно было бы успешно руководить страной не по личному произволу или племенному праву, а на основе единообразных написанных законов. Знаменитый свод Хаммурапи, содержащий 285 законов управления различными сферами жизни общества, - ценный памятник древневосточного права и этап в истории менеджмента.
II. ОСНОВЫЕ МЕНЕДЖМЕНТА
1. Природа управления и исторические тенденции его развития
Каждый человек многое знает об экономике, поскольку люди живут в экономической среде.
Экономика – законы ведения домашнего хозяйства. На практике это понятие применяется к объектам различного уровня и масштаба: предприятие, отрасль, национальное хозяйство. Предметом исследования в экономике являются с одной стороны – процессы производства, а с другой – институциональные средства и механизмы, облегчающие осуществление этих процессов.
Производственные отношения в процессе труда непрерывно изменяются и нуждаются в управлении, т.е. являются объектом управления, а экономика как теория является аппаратом изучения и описания этого объекта в целях управления.
Задача управления обществом в системе его жизнеобеспечения чрезвычайно сложна в своей детализированной постановке, а тем более в реализации. Во все времена своего развития общество постоянно решает эту задачу. Чтобы ее сформулировать, необходимо установить: структуру системы управления, объект управления и его связи, средства воздействия на него в процессах управления. Для управления процессами в системе жизнеобеспечения общества им придаются определенные организационные формы.
Собственность
– ведущая категория экономики, на которой основаны многие
постулаты отношений между людьми в процессах производства, распределения
и перераспределении материальных благ. Эволюция общественных отношений
показывает, что в практике хозяйствования могут возникать различные типы
взаимодействия субъектов общества, которые различаются между собой по
двум признакам:
– формы собственности;
– уровень регулирующего влияния на субъекты хозяйствования со стороны
органов государственной власти и управления.
Процессы установления субъектов собственности характеризуются действиями органов управления по идентификации субъектов производственно-хозяйственной деятельности. Субъектами процессов, происходящих в экономическом пространстве общества, являются органы государства: территориальные регистрационные центры, нотариаты, загсы, суды, юридические фирмы, трастовые и консалтинговые компании, органы госстатистики, предприятия, граждане.
Механизмы управления
реализуют приемы придания количественной меры отношениям
в обществе в процессах управления ими. Различают два типа механизма управления:
- стихийный,
формируемый интуитивно, на инициативной
основе деятельности множества субъектов хозяйствования;
- организованный
, формируемый на логически доказательной
основе, отражающей эмпирическое знание множества субъектов хозяйствования.
Функции управления осуществляются исполнителями, профессионалами управления. Результатом их деятельности и, одновременно, главным инструментом являются правильные управленческие решения. В явлении регулирования проявляется назначение.
Понятие «менеджмент», как и ряд других понятий в экономической теории, появилось
не сразу, а формировалось в течение многих лет с участием многих авторов,
а поэтому имеет различные интерпретации. Наиболее распространено понимание
менеджмента, как науки о подготовке людей для работы в области управления
различными объектами:
– предприятиями и организациями, производящими различные товары,
работы, услуги;
– военными подразделениями и соединениями;
– разработкой новых технологий и нововведений;
– финансовыми операциями.
Интегральной характеристикой общественного объединения труда является уровень производительности общественного труда. На определенном этапе развития общества производительность общественного труда начинает определяться качеством управления частными видами деятельности в общественном объединении труда.
Взгляды на управление принципиально зависели от того, в какой социально-политической системе они создавались и разрабатывались. В условиях коммунистической идеологии разрабатывалась теория управления, существенно отличная от управленческой мысли, развивавшейся в системах со свободными рыночными отношениями. Многие выдающиеся ученые и практики управления бывшего Советского Союза и других стран коммунистической ориентации выдвигали интересные и оригинальные идеи, касавшиеся управления. Однако будучи привязанными к исторически не оправдавшей себя социально-экономической системе, эти идеи и теоретические разработки в своей массе оказались не принятыми мировым опытом менеджмента и в конечном счете оказались вне основного русла развития управленческой мысли.
В условиях рыночной экономики объектом управления менеджмента является предприятие. Такое четкое выделение объекта управления важно для исследования целей управления, определения принципов и методов управления и т.д.
Управление предприятием как составной частью национального хозяйства сводится к оперированию некоторыми воспроизводственными ресурсами, которые обеспечивают эффективное состояние хозяйственной системы, элементами которой являются объекты и субъекты управления.