Общая процедура прогнозирования - основные этапы. Типология и классификация прогнозов. Этапы прогнозирования Прогнозирование включает в себя следующие этапы
Общая логическая последовательность важнейших операций разработки политического прогноза сводится к следующим основным этапам.
Первый этап - предпрогнозная ориентация (программа исследования). Идет уточнение задания на прогноз, анализируется характер прогноза, его масштабы, периоды основания и упреждения, формулируется цель и задачи, рабочие гипотезы, определяются методы и сам процесс организации прогнозирования. Однако главным моментом является анализ объекта прогнозирования. Цель анализа - разработка прогностической модели, позволяющей получить прогнозную информацию об объекте. Описание объекта начинается уже при разработке задания на прогноз. Сначала производится предварительное описание. Оно содержит сведения о наиболее обобщенных показателях объекта. Здесь ведущую роль обычно играют опыт и интуиция специалистов.
политическое прогнозирование поисковый нормативный
При анализе объекта прогнозирования должны соблюдаться методические принципы. Так принцип системности требует рассматривать объект и прогнозный фон в соответствии с целями и задачами исследования. Принцип природной специфичности предполагает обязательный учет специфики природы объекта прогнозирования, закономерностей его развития, абсолютных и расчетных значений пределов развития. При нарушениях этого принципа (особенно часто возникающих при формальной экстраполяции процесса) ошибки могут достигать больших размеров, а прогнозы - становятся просто абсурдными. Например, формальная экстраполяция роста и значения пролетарской, классовой идеологии дала в конечном итоге отрицание социал-демократической мысли, привела к игнорированию достижений общечеловеческих ценностей.
Принцип аналогичности предполагает при анализе объекта постоянное сопоставление его свойств с известными в данной области сходными объектами и их моделями с целью отыскания объекта-аналога и использования при анализе и прогнозировании его модели или отдельных ее элементов. Принцип позволяет, с одной стороны, минимизировать затраты на анализ и прогноз путем использования части готовых прогнозных моделей, а с другой - обеспечивает верификацию прогнозов путем сопоставления с прогнозами объектов-аналогов.
Второй этап разработки прогноза - построение исходной (базовой) модели прогнозируемого объекта методами системного анализа. Для уточнения модели возможен опрос населения и экспертов. В теории системного анализа используются два подхода к анализу и синтезу подобных структур, которые применимы и к анализу объектов прогнозирования.
Первый подход называется объектным, он предполагает выделение подсистем путем поэлементного деления объектов на более мелкие. Каждый из последних затем рассматривается в качестве объекта прогнозирования соответствующего уровня иерархии. При таком структурировании каждая система (подсистема) рассматривается как совокупность свойств и взаимосвязей соответствующего объекта. Объектный принцип анализа структуры системы рекомендуется в том случае, когда объект имеет количественно сложную структуру при относительно небольших сложностях и разнообразии составляющих подсистем (первичных объектов). Целесообразно выделять группы сходных по свойствам первичных объектов и анализировать наиболее типичные характеристики каждой группы. Этим существенно упрощается решение задачи.
Второй подход к анализу и синтезу структур называется функциональным. Он отличается от объектного тем, что за основу структурного членения объекта берется функциональный признак. Этот подход рекомендуется в том случае, когда число первичных объектов, которые составляют объект прогнозирования, невелико, но сами они являются весьма сложными по своим характеристикам и взаимосвязям. Тогда целесообразно выделять группы сходных функций и прослеживать их реализацию вне зависимости от принадлежности к тем или иным первичным объектам.
Третий этап разработки прогноза - сбор данных прогнозного фона методами, о которых говорилось выше Прогнозный фон - это совокупность внешних по отношению к объекту прогнозирования условий, существенных для решения задачи политического прогнозирования. Например, прогноз стабильности политической системы предполагает как необходимое условие учет прогнозов экономического развития на перспективу. Без этого рассчитывать на точность политического прогноза вряд ли возможно.
Четвертый этап - построение динамических рядов показателей - основы, стержня будущих прогнозных моделей методами экстраполяции; возможно обобщение этого материала в виде прогнозных предмодельных сценариев. Динамический ряд - это временная последовательность ретроспективных значений переменной объекта прогнозирования. В свою очередь переменная объекта прогнозирования означает количественную характеристику объекта, которая является или принимается за изменяемую в течение периода основания и периода упреждения прогноза.
Пятый этап - построение серии гипотетических (предварительных) поисковых моделей методами поискового анализа профильных и фоновых показателей с конкретизацией минимального, максимального и наиболее вероятного значения. Как известно, содержанием поискового прогноза является определение возможных состояний объекта прогнозирования в будущем. К поисковым методам обычно относят экстраполяцию, а также историческую аналогию, написание сценариев, аналитический метод и др.
Шестой этап - построение серии гипотетических нормативных моделей прогнозируемого объекта методами нормативного анализа с конкретизацией значений абсолютного (т.е. неограниченного рамками прогнозного фона) и относительного (т.е., привязанного к этим рамкам) оптимума по заранее определенным критериям сообразно заданным нормам, идеалам, целям. Цели и нормы должны быть реальными.
Седьмой этап - оценка достоверности и точности, а также обоснованности (верификации) прогноза - уточнение гипотетических моделей методами опроса экспертов.
Искусство политического прогнозирования состоит в том, чтобы основываясь на объективных законах развития тех или иных явлений, суметь определить будущие качества, направление и характер развития этих явлений и вместе с тем суметь направить это развитие по нужному руслу в соответствии с поставленной целью. Сколько умов сегодня занято отысканием ответа на вопрос: “Куда мы идем? ” (2) .
В целом методами проверки достоверности прогноза следует считать его научную обоснованность, логическую доказательность, экспериментальную проверку и интуитивную очевидность.
Восьмой этап - выработка рекомендаций для решений в сфере управления на основе сопоставления поисковых и нормативных моделей. Изменения в области внутренней и внешней политики со всей очевидностью требует, чтобы при принятии политических решений максимально учитывались прогностические разработки. Это накладывает на политологов-прогнозистов огромную ответственность.
Девятый этап - разбор (экспертиза) подготовленного прогноза, и рекомендаций, их доработка с учетом обсуждения и сдача заказчику.
Десятый этап - вновь предпрогнозная ориентация на основе сопоставления материалов уже разработанного прогноза с новыми данными прогнозного фона и новый цикл исследования (прогнозирование должно быть таким же непрерывным, как целеполагание, планирование, вообще управление, повышению эффективности которого оно призвано служить).
И здесь необходимо сделать следующие замечания:
эффективность прогнозов политических событий не может сводиться только к степени их достоверности, точности. Не менее важно знать, насколько тот или иной прогноз содействует повышению обоснованности, объективности, эффективности разработанных на его основе политических решений.
проверяемость прогнозов имеет существенные особенности, отличающие ее от верификации прогнозов данных анализа или диагноза (вывода). В прогнозировании помимо абсолютной верификации, т.е. эмпирического подтверждения или отрицания правильности гипотезы, существует относительная (предварительная) верификация. Она позволяет развивать научное исследование и практически использовать его результат до наступления возможности абсолютной проверяемости. Способы относительной верификации известны: это проверка полученных, но еще не поддающихся абсолютной проверяемости результатов контрольными исследованиями.
Разумеется, в отношении прогноза абсолютная проверяемость возможна только после перехода периода упреждения из будущего в прошлое.
Даже предварительное знакомство с современным инструментарием прогнозирования показывает, что последнее отнюдь не универсально и невсесильно, что оно не в состоянии подменить собой предвидение.
Особенности способов разработки прогноза накладывают принципиальные ограничения на возможности прогнозирования как в диапазоне времени (пять-десять лет), так и в диапазоне объектов исследования (не все явления в одинаковой степени поддаются прогнозным оценкам).
В заключение приведем 9 вопросов анкеты для экспертов, которые могут быть (по заполнении) использованы при написании прогностических сценариев.
- 1. Сущность политического прогнозирования.
- 2. Объективные основы политического прогнозирования.
- 3. Некоторые формы политического прогнозирования.
I. Термин "прогноз" (от греческого "прогнозис") означает предвидение, предсказание. Прогнозирование - это разработка прогноза.
Прогнозирование обычно понимают в широком и узком значении.
В широком - это выработка вероятного суждения о состоянии какого-либо явления в будущем. В узком - это специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления, преимущественно с количественными оценками и с указанием более или менее определенных сроков изменения данного явления. По выражению Б.И. Краснова "в самом общем виде прогнозирование - это опережающее отражение действительности".
Основная причина, побуждающая человека заниматься прогнозированием, состоит в том, что существуют явления, будущее которых он не знает, но они имеют важное значение для решений, принимаемых им сегодня. Поэтому он стремится проникнуть своим интеллектом в будущее. Каждый прогноз разрабатывается с целью избежать нежелательных результатов вероятного развития событий и ускорения вероятного развития в желательном направлении, а также с целью приспособиться к неизбежному.
Поэтому прогнозирование как одна из форм научного предвидения находится в социальной сфере во взаимосвязи с целеполаганием, планированием, программированием, проектированием, управлением. Там же, где объекты неуправляемы, особенно в природе, имеет место безусловное предсказание с целью приспособить действия к ожидаемому состоянию объекта.
Прогнозирование в социальной сфере как научное предсказание, предвидение будущего состояния объекта требует информации о прошлом и настоящем состоянии этого объекта, о тенденциях его развития. Но даже при наличии исходных данных мы не способны сделать прогноз, если не понимаем социальных и экономических взаимосвязей внутри процесса, объекта, явления. Поэтому прогнозирование должно основываться на определенной теории. Без теории оно будет простым собиранием информации и разных предположений.
Прогнозирование практикуется во всех сферах жизни общества. Одним из его направлений является политическое прогнозирование, объектом которого выступает политика. Как известно, различают политику внутреннюю и внешнюю. Каждая из двух основных областей политики имеет свою специфику. Поэтому прогнозирование в области политики выступает в двух видах: внутриполитическое и внешнеполитическое.
Для выявления сущности политического прогнозирования необходимо охарактеризовать его особенности, специфику. Эта специфика прежде всего проявляется в своеобразии объекта прогнозирования, а затем связанных с ним особенностях целей и задач разработки прогнозов, а также подхода к выбору методов прогнозирования.
Объект политического прогнозирования очень широкий и сложный по структуре. Поэтому понятие "политическое прогнозирование" означает многогранную и разноаспектную деятельность по проведению специальных научных исследований и разработке прогнозов многочисленных составляющих политики, в сфере их разносторонних взаимосвязей и взаимодействий, а также в области взаимосвязей с другими сферами жизнедеятельности общества: экономической, социальной, духовной.
Политические прогнозы разрабатываются с целью повысить эффективность и результативность принимаемых решений, избежать нежелательного направления развития событий в различных областях политической жизни и на участках воздействия политики на экономику, социальную и духовную сферы.
В целом в рассматриваемой сфере важнейшей задачей прогнозирования считается выявление перспективных политических проблем и наилучших путей их решения в интересах оптимизации управления политическими процессами, а также предвидение тех или иных политических событий, как желательных, так и нежелательных.
Типологизация политических прогнозов строится на различных критериях в зависимости от цели, задач, объектов, характера периода упреждения, методов и других факторов.
На основе проблемно-целевого критерия, то есть в зависимости от того, для чего разрабатывается прогноз, различают прогнозы поисковые и нормативные.
По периоду упреждения - промежутку времени, на который рассчитан прогноз - различают оперативные (до 1 месяца), краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (обычно до 5 лет), долгосрочные (до 15-20 лет) и дальносрочные (за пределами долгосрочных).
Объективная основа прогнозирования политических событий состоит в том, что их будущее заключено в настоящем, но только в возможности. Поэтому научные прогнозы политических событий, явлений и процессов - это осмысленные, осознанные возможности развития политической жизни общества, взятые в их теоретической обоснованности.
Возможность существует объективно в самой действительности как скрытая тенденция ее дальнейшего развития. Поэтому иного пути для прогнозирования будущего нет, кроме познания возможностей, тенденций, заключенные в настоящем состоянии политической системы. Таким образом, научный прогноз раскрывает будущее политическое событие как нечто объективно обусловленное предыдущим ходом вещей, то есть нечто детерминированное, предопределенное законами развития и функционирования политической системы.
Обычно считается, что за новыми явлениями, фактами и процессами развития настоящего стоит будущее, что в них имеется будущее. Однако утверждать это с достоверностью можно лишь с учетом действия вскрытых наукой законов развития объектов политического прогноза. Иначе говоря, важнейшей основой прогнозирования является действие объективных законов определенной области действительности, в данном случае политической.
Политическая жизнь представляет собой одну из сфер жизнедеятельности людей, общества. И ей так же, как и другим сферам, присущи существенные, устойчивые, повторяющиеся и необходимые связи и отношения, то есть объективные закономерности.
Законы, действующие в социально-политической области, проявляются как тенденции или возможности, которые не всегда превращаются в действительность. Это, естественно, затрудняет разработку политических прогнозов.
Объективной основой прогнозирования является и системное строение политической сферы общества. Любая система - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, образующих определенную целостность, единство. Свойства системы не сводятся к сумме свойств ее компонентов. Система активно воздействует на свои компоненты и преобразует их сообразно собственной природе. В то же время изменение каких-то элементов может привести к определенному изменению всей системы. Система иерархична по своей сущности: каждый ее элемент в свою очередь может рассматриваться как система, а сама исследуемая система представляет лишь один из компонентов более широкой системы. Все это необходимо учитывать при постановке целей и задач прогнозирования в рамках функционирования и развития политической системы, при разработке прогнозов и их использовании в практической политике.
Практика прогнозирования и ее теоретическое осмысление показали, что при осуществлении этой деятельности необходимо руководствоваться определенными принципами. Важнейшими из них являются принципы альтернативности и верификации.
Принцип альтернативности в данном случае означает, что при разработке прогноза должны быть предусмотрены, обоснованы все вероятные направления развития объекта, разные варианты превращения имеющейся возможности в действительность.
Принцип верификации (проверяемости) означает, что прогноз должен содержать в себе возможность его подтверждения или опровержения. Прогноз, который не может быть ни подтвержден, ни опровергнут, бесполезен. Верификация - это эмпирическая проверка теоретических положений путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами.
В настоящее время политическое прогнозирование располагает целым рядом методов. Среди них - экстраполяция, моделирование, экспертиза, коллективная генерация идей, построение сценариев, прогнозные графы, а также другие группы методов. Каждая группа содержит несколько способов разработки прогнозов.
Некоторые политологи подразделяют методы политического прогнозирования на объективные и спекулятивные. Объективные - это такие методы, которые основываются на существующих, установленных опытом тенденциях. В данном случае и решение принимается на этой же основе. К таким методам относятся экстраполяция, моделирование, экспертиза и некоторые другие. Спекулятивные - это такие методы, которые основываются на интуитивных рассуждениях, на осмыслении оснований науки и культуры. К подобным методам относятся коллективная генерация идей ("мозговая атака"), написание сценариев, прогнозные графы и многие другие.
Рассмотрим кратко некоторые группы методов того и другого типа.
Одним из важнейших способов современного социально-экономического и политического прогнозирования является экстраполяция. Ее сущность заключается в том, что достоверные выводы по одной части какого-либо явления распространяются на другую часть, на явление в целом, на будущее данного явления. Экстраполяция - это ведущий метод прогнозирования будущего на основе существующих, действующих в настоящем тенденций.
Моделирование - это метод исследования объектов познания, то есть явлений, процессов, систем, на их моделях. Возможность моделирования, то есть переноса результатов, полученных в ходе построения и исследования модели, на оригинал, основана на том, что модель в определенном смысле отображает, воспроизводит, моделирует какие-либо его стороны. Прогнозирование методом моделирования базируется на том, что модель имеет теоретическую основу. При отсутствии теории, которая послужила бы основой для разработки предположения о будущих отношениях, одной информации о настоящем для этого недостаточно.
Из числа спекулятивных методов рассмотрим брейнсторминг, то есть метод внезапных идей (по отечественной терминологии "мозговая атака"). Первая ступень брейнсторминга - это генерация большого количества идеей в небольшой период времени и в небольшой группе (5-12 человек). На данной ступени не делается оценки или комментариев насчет осуществимости этих идей, что могло бы привести к преждевременному отрицанию. После того, как эта творческая стадия завершена, идеи объединяются и оцениваются, создаются дополнительные возможности к вариантам вероятных событий, затем наиболее важные прогностические идеи выделяются.
Конкретные методики, по которым ведется политическое прогнозирование, образуются путем сочетания ряда методов.
Научно обоснованное прогнозирование является важным инструментом современного менеджмента. Оно используется как для стратегического планирования развития отдельных предприятий, так и для разработки долгосрочных социально-экономических программ на государственном уровне. Структура и этапы этого процесса тесно связаны с методикой и принятой моделью.
Определение
Прогнозирование - это система теоретически обоснованных представлений о возможных будущих состояниях какого-либо объекта и о направлениях его развития. Это понятие схоже с термином гипотеза, но, в отличие от последней, оно основано на количественных показателях и обладает большей достоверностью. Общей чертой этих двух понятий является то, что они исследуют еще не существующий объект или процесс.
Прикладные методики прогнозирования получили активное развитие в 70-е гг. XX в., а бум их использования за рубежом продолжается и в наши дни. Главным образом это связано с новым направлением в исследованиях - глобальной проблематикой, основной задачей которой является решение мировых ресурсных, демографических и экологических проблем.
Прогнозирование - это наука, которая имеет тесную связь со статистикой и ее аналитическими методами. При проведении анализа широко используются достижения математики, естественных и других наук.
Прогнозирование и планирование дополняют друг друга в различных вариациях. В большинстве случаев прогноз разрабатывают до создания плана. Он также может следовать за планом - для определения возможных последствий. В крупномасштабном исследованиях (на уровне государства или региона) прогноз может выступать в роли самого плана.
Цели
Основной задачей прогнозирования является выявление эффективных способов управления социально-экономическими процессами в обществе или экономико-техническим развитием предприятия.
Методологическими основами для достижения таких целей являются следующие:
- анализ тенденций развития экономики и техники;
- предвидение различных вариантов;
- сопоставление сложившихся тенденций и поставленных целей;
- оценка возможных последствий принятых экономических решений.
Методы прогноза
Прогнозирование проводится по определенной методике, под которой понимают систему показателей и подходов к исследуемому объекту, логику проведения исследований. От того, какая выбрана методика, зависят и другие параметры - сколько этапов прогнозирования будет проводиться и каково будет их содержание.
Среди огромного количества методов прогнозирования можно выделить следующие основные группы:
1. Индивидуальные экспертные оценки:
- Интервью - информацию получают в ходе беседы (формализованная и неформализованная, подготовительная и независимая, направленная и ненаправленная).
- Анкетный опрос (индивидуальное, групповое, массовое, очное и заочное анкетирование).
- Разработка прогнозного сценария (применяется в сферах управленческой деятельности).
- Аналитический метод - построение дерева целей (для оценки иерархических или структурных процессов).
2. Коллективные основанные на получении согласованного мнения в группе экспертов:
- совещания;
- «круглые столы»;
- «Дельфи»;
- «мозговой штурм»;
- метод «суда».
3. Формализованные методики, основанные на использовании математических способов оценки:
- экстраполяция;
- математическое моделирование;
- морфологический метод и другие.
4. Комплексные методики, сочетающие в себе несколько вышеуказанных:
- «двойное дерево» (используется для фундаментальных исследований и НИОКР);
- прогнозный граф;
- «Паттерн» и другие.
Правильно выбранный метод прогноза значительно влияет на его погрешности. Например, при стратегическом планировании не используется способ экстраполяции (предвидение за пределами экспериментальных данных или распространение свойств с одной предметной области на другую).
Этапы
Последовательность этапов прогнозирования в общем случае представляет собой проведение работ по следующей схеме:
- Подготовка.
- Анализ внутренних и внешних условий в ретроспективе.
- Выработка вариантов развития событий по альтернативному пути.
- Экспертиза.
- Подбор подходящей модели.
- Ее оценка.
- Анализ качества проведенной экспертизы (априорный и апостериорный).
- Реализация прогностических разработок, их контроль и корректировка (при необходимости).
Ниже дано описание основных этапов прогнозирования и их характеристика.
Подготовительный этап
На первой стадии решают следующие вопросы:
- Предпрогнозная ориентация (формулирование объекта исследования, постановка проблемы, определение целей и задач, первичное моделирование, оформление рабочих гипотез).
- Информационная и организационная подготовка.
- Формулировка задания на прогноз.
- Подготовка компьютерного сопровождения.
На постановочном этапе прогнозирования определяют также исполнителей, которые должны провести прогноз. Эта группа может состоять из компетентных работников, ответственных за организационную работу и информационное обеспечение, а также включает экспертную комиссию.
Документально фиксируют следующие моменты:
- решение о прогнозировании;
- состав рабочих комиссий;
- график проведения работ;
- аналитический обзор по изучаемой проблеме;
- контракты или иные соглашения со специалистами, привлекаемых к прогнозированию.
Анализ
На втором, аналитическом этапе прогнозирования, проводят следующие виды работ:
- исследование информации об объекте в ретроспективе;
- разделение качественных и количественных показателей;
- анализ внутренних условий (применительно к предприятию это могут быть: его организационная структура, технологии, кадры, производственная культура и другие качественные параметры);
- изучение и оценка внешних условий (взаимодействие с партнерами по бизнесу, поставщиками, конкурентами и потребителями, общее состояние экономики и общества).
В процессе анализа проводят диагностику текущего состояния объекта и определяют тенденции его дальнейшего развития, выявляют основные проблемы и противоречия.
Альтернативные варианты
Стадия выявления других, наиболее вероятных вариантов развития объекта, является одним из ключевых этапов прогнозирования. От правильности их определения зависит точность прогноза и, соответственно, эффективность решений, принятых на его основе.
На данном этапе выполняются такие работы:
- разработка перечня альтернативных вариантов развития;
- исключение тех процессов, которые в данный период имеют вероятность реализации ниже порогового значения;
- детальная проработка каждого дополнительного варианта.
Экспертиза
На основе имеющейся информации и ранее проведенного анализа производится экспертное исследование объекта, процесса или ситуации. Результатом данного этапа прогнозирования является обоснованное заключение и определение сценариев, по которым развитие будет наиболее вероятным.
Экспертиза может проводиться различными методами:
- интервьюирование;
- анкетирование;
- одноразовый или многотуровый опрос экспертов;
- анонимный или открытый обмен информацией и другие способы.
Выбор модели
Модель прогнозирования - это упрощенное описание исследуемого объекта или процесса, которое позволяет получить необходимую информацию о его будущем состоянии, направлениях для достижения такого состояния и о взаимосвязях отдельных элементов системы. Ее выбирают на основе метода исследования.
В экономической науке выделяют несколько видов таких моделей:
- функциональные, описывающие работу главных составных частей;
- модели, характеризуемые методами экономической физики (определение математических зависимостей между различными переменными процесса производства);
- экспертные (специальные формулы для обработки экспертных оценок);
- экономические, основанные на определении зависимостей между экономическими показателями прогнозируемой системы;
- процедурные (описывающие управленческие взаимодействия и их порядок).
Существуют также другие классификации моделей:
- По отражаемым в них аспектам - производственные и социальные.
- Модели, предназначенные для описания доходов, потребления, демографических процессов.
- Экономические модели различного уровня (долгосрочные для прогнозирования экономического развития, межотраслевые, отраслевые, производственные).
В прогнозных моделях выделяют следующие формы описания явлений:
- текстовая;
- графическая (методы экстраполяции);
- сетевая (графы);
- построение блок-схем;
- матричная (таблицы);
- аналитическая (формулы).
Модель формируют при помощи таких способов, как:
- феноменологический (прямое изучение и наблюдение за происходящими явлениями);
- дедуктивный (выделение деталей из общей модели);
- индуктивный (обобщение из частных явлений).
После подбора модели, производится прогноз на определенные периоды. Полученные результаты сравнивают с известной на данный момент информацией.
Оценка качества
Этап верификации прогноза, или проверка его надежности, проводится на основании предшествующего опыта (апостериори) или независимо от него (априори). Оценку качества делают с помощью следующих критериев: точность (разброс прогнозных траекторий), достоверность (вероятность осуществления выбранного варианта), надежность (мера неопределенности процесса). Для оценки отклонения прогнозных критериев от их фактических значений применяется такое понятие, как ошибки прогноза.
В процессе контроллинга также осуществляется сопоставление результатов с другими моделями, разработка рекомендаций по управлению объектом или процессом, если такое воздействие может оказать влияние на развитие событий.
Выделяют 2 методики для проведения оценки качества:
- Дифференциальная, при которой используются четкие критерии (определение ясности постановки задания на прогноз, своевременности проведения поэтапных работ, профессионального уровня исполнителей, надежности источников информации).
- Интегральная (обобщенная оценка).
Основные факторы
На точность прогноза оказывают влияние следующие главные факторы:
- компетентность экспертной группы;
- качество подготовленной информации;
- точность измерения экономических данных;
- уровень методов и процедур, используемых при прогнозировании;
- правильность выбора модели;
- согласованность методологических подходов между различными специалистами.
Часто большие погрешности возникают также из-за того, что не учитываются особенности условий, в которых применяется данная модель.
Реализация
Последним этапом прогнозирования является реализация прогноза и мониторинг за ходом его выполнения. При выявлении критических отклонений, которые могут существенным образом повлиять на дальнейшее развитие событий, прогноз корректируют.
Уровень принятия поправочных решений может быть различным. Если они незначительны, то корректировка осуществляется аналитической группой, которая отвечает за разработку прогноза. В отдельных случаях к этой работе привлекают экспертов.
Основной целью анализа объекта прогнозирования, как указывалось, является разработка его прогнозной модели. В литературе понятие модели трактуется весьма широко. Этим термином называют такие понятия, как математическое описание процесса или объекта, алгоритмическое описание объекта, формулу, определяющую закон функционирования объекта, графическое представление объекта (процесса) в виде графика или блок- схемы.
В строгом смысле модель определяется как «явление, предмет, установка, знаковое образование или условный образ (описание, схема и т. д.), находящиеся в некотором соответствии с изучаемым объектом и способные замещать его в процессе исследования, давая информацию об объекте». В прогностике это понятие специфично и более узко. Прогнозная модель - модель объекта прогнозирования, исследование которой позволяет получить информацию о возможных состояниях объекта в будущем и путях достижения этих состояний. Таким образом, цель прогнозной модели - получение информации не об объекте вообще, а о его будущих состояниях.
Это определяет особенности построения и проверки адекватности прогнозных моделей. При их построении и оценке невозможно осуществить прямую проверку соответствия модели и оригинала в связи, так как модель должна относиться к будущим состояниям объекта. При этом либо самого объекта в настоящий момент не существует (проектируемый объект), либо он существует, но неизвестно, какие изменения могут с ним произойти в будущем.
Классификация моделей управления, наиболее типичных в указанных выше областях, выгладит следующим образом: функциональные модели; модели физических процессов; экономические модели; процедурные модели.
Функциональные модели описывают функции, выполняемые основными составными частями системы или управляемого процесса. Эти модели обычно составляются в начале проведения исследования системы или модельного эксперимента. Правильнее было бы назвать, такие модели структурно-функциональным и. Строится структурно-функциональная модель в виде схемы. Функции чаще всего описываются дополнительно в словесной форме.
Модель физического процесса определяет математические зависимости между переменными физического процесса производства. Это могут быть технологические параметры процесса: температура, давление, расход топлива, скорость проката, усилие прессования, процентное содержание вещества в смеси и т. д. В соответствии с характером изучаемого процесса такие модели могут быть непрерывными и дискретными во времени, детерминированными и статистическими, а по способу получения информации - аналитическими и экспериментальными.
Экономические модели определяют зависимость между различными экономическими показателями процесса или системы и различного рода ограничениями, накладываемыми на экономические показатели, критерии, позволяющие оптимизировать процесс в экономическом плане. Они могут, как и модели физических процессов, иметь вид формул, уравнений, а также алгоритмической записи, если аналитическое представление процесса затруднительно. Этот класс моделей можно, в свою очередь, подразделить на плановые модели и производственные.
Плановые модели служат целям оптимизации разрабатываемых планов развития системы. К ним относятся и модели прогнозирования, которые направлены на формулирование вероятных альтернатив развития системы с целью выбора оптимального планового решения. Плановые экономические модели призваны обеспечить количественную оценку различных вариантов плана в соответствии с заложенным в модель критерием оптимальности.
Производственные модели определяют взаимосвязи экономических показателей с параметрами процесса в ходе его развития. Они предназначаются для оперативного управления функционированием системы. При этом, как правило, формулируется математическое или алгоритмическое описание целевой функции, определяются способы ее оперативного расчета и оптимизации в различных внешних условиях.
Экономические модели в зависимости от масштабов моделируемого процесса подразделяют на макро- и микроэкономические. Мак-, роэкономические модели относятся к процессам на уровне общегосударственной экономики, к задачам планирования и управления отраслями и к решению межотраслевых проблем. Наиболее распространенной формой макроэкономических моделей являются балансовые модели планирования. Микроэкономические модели касаются проблем планирования и управления на уровне предприятий или этапов процесса создания больших технических систем.
Процедурные модели описывают операционные характеристики систем, т. е. порядок и содержание управленческих воздействий. Наиболее важными в этом классе моделей, представляющими особый интерес для системы оптимизации процессов и автоматизации управления, являются информационные модели. Кроме них к этому классу можно отнести модели режимов и обеспечения безопасности работы. Информационные модели определяют структуру информационных потоков в системе, содержание, формат, скорость обработки информации, точки возникновения и потребления информации, основные этапы ее прохождения и контроля за ней. Процедурные модели режимов и обеспечения безопасности работы описывают действие, изменяющее состояние системы (пуск, остановка, изменение нагрузки и т. д.), а также совокупность правил и ограничений, налагаемых на функционирование систем по условиям безопасности. Характерным для последнего типа моделей является включение в схему модели человека-оператора. Он выполняет функции контроля режимов работы и принятия решений, предупреждающих срыв или аварийную ситуацию.
Классификация моделей зависит не только от сущности моделируемого процесса, но и от методического аппарата, который положен в основу модели. Очевидно, что в данном аспекте классификация прогнозных моделей будет совпадать с классификацией методов прогнозирования. В этой связи можно отметить специфический вид прогнозных моделей - экспертные модели. Они предполагают формальное описание процедур функционирования, представление объекта моделирования в виде процесса, специальные формулы и алгоритмы для обработки экспертных оценок. Однако сама процедура генерации этих оценок является творческой, неформальной.
Основными принципами социального прогнозирования являются следующие:
системность прогнозирования, требующая взаимоувязанности и соподчиненное™ прогнозов объекта прогнозирования и прогнозного фона и их элементов с учетом обратных связей;
согласованность - согласование нормативных и поисковых прогнозов различной природы;
вариативность - разработка вариантов прогноза, исходя из особенностей рабочей гипотезы, цели прогноза и вариантов прогнозного фона;
непрерывность - корректировка прогнозов по мере поступления новых данных об объекте прогнозирования;
верифицируемость - определение достоверности, точности, обоснованности прогнозов;
рентабельность - повышение экономического эффекта от использования прогноза над затратами на его разработку.
Различают следующие виды прогнозов: поисковый, содержанием которого является определение возможных состояний объекта прогнозирования в будущем;
нормативный, содержанием которого является определение путей и сроков достижения возможных состояний объекта прогнозирования в будущем;
комплексный, содержащий элементы поискового и нормативного прогнозов;
интервальный, результат которого представлен в виде доверительного интервала характеристики объекта прогнозирования для заданной вероятности осуществления прогноза;
точечный, результат которого представлен в виде единственного значения характеристики объекта прогнозирования без указания доверительного интервала;
оперативный, с периодом упреиедения для объекта прогнозирования до одного месяца;
краткосрочный, с периодом упреждения для объекта прогнозирования от одного месяца до одного года;
среднесрочный, с периодом упреждения для объекта прогнозирования от одного года до пяти лет;
долгосрочный, с периодом упреждения для объектов прогнозирования от пяти до пятнадцати лет;
дальнесрочный, с периодом упреждения для объекта прогнозирования свыше пятнадцати лет;
многомерный, содержащий несколько качественных или количественных характеристик объекта прогнозирования;
одномерный, относящийся к Земле и человечеству в целом; общегосударственный, относящийся к государству в целом.
К параметрам прогнозов относятся:
период основания прогноза - промежуток времени, на базе которого строится ретроспекция;
точность прогноза - оценка доверительного интервала прогноза для заданной вероятности его осуществления;
достоверность прогноза - оценка вероятности осуществления прогноза для заданного доверительного интервала;
обоснованность прогноза - степень соответствия методов и исходной информации объекту, целям и задачам прогнозирования;
ошибка прогноза - апостериорная величина отклонения от прогноза, от действительного состояния объекта или путей и сроков осуществления прогноза.
Этапами прогнозирования являются:
предпрогнозная ориентация - совокупность работ, предшествующих разработке задания на прогноз и включающих определение объекта, цели и задач прогнозирования, а также периода основания и периода упреждения прогноза;
задание на прогноз - документ, определяющий цели и задачи прогноза и регламентирующий порядок его разработки;
прогнозная ретроспекция - исследование истории развития объекта прогнозирования и прогнозного фона с целью получения их систематизированного описания;
прогнозный диагноз - исследование систематизированного описания объекта прогнозирования и прогнозного фона с целью выявления тенденций их развития и выбора моделей и методов прогнозирования;
прогнозная проспекция - разработка прогноза по результатам прогнозного диагноза;
верификация прогноза - оценка достоверности и точности или проверка обоснованности прогноза;
корректировка прогноза - уточнение прогноза на основании его верификации и дополнительных данных;
синтез прогноза - разработка системного прогноза.
Основные стадии прогнозирования
Этап прогнозирования – это часть процесса разработки прогнозов, характеризующаяся своими задачами, методами и результатами.
Процесс разработки прогнозов (вне зависимости от объекта прогнозирования) включает следующие основные этапы:
1) Предпрогнозная ориентация (программа исследования) – это стадия, предшествующая прогнозированию. Она предполагает уточнение задания на прогноз, формулировку цели и задач, предмета, проблем и рабочих гипотез, методов, структуры и организации исследования.
2) Построение исходной (базовой) модели прогнозируемого объекта методами системного анализа, для уточнения которой возможно проведение опроса населения и экспертов.
3) Сбор данных прогнозного фона.
Прогнозный фон - это совокупность внешних по отношению к объекту прогнозирования условий, существенных для решения задачи прогноза.
4) Построение рядов динамики показателей основы будущих прогнозных моделей методами экстраполяции;
5) Построение серии гипотетических (предварительных) поисковых моделей прогнозируемого объекта методами поискового анализа профильных и фоновых показателей.
6) Построение серии гипотетических норматвных моделей прогнозируемого объекта методами нормативного анализа с конкретизацией значений абсолютного (т. е. не ограниченного рамками прогнозного фона) и относительного (т. е. привязанного к этим рамкам) оптимума.
7) Оценка достоверности и точности, а также обоснованности (верификация) прогноза.
9) Экспертное обсуждение (экспертиза) прогноза и рекомендаций, их доработка с учетом обсуждения и сдача заказчику.
10) Вновь предпрогнозная ориентация на основе сопоставления материалов уже разработанного прогноза с новыми данными прогнозного фона и новый цикл исследования с целью соблюдения принципа непрерывности.
Верификация результатов прогнозов:
Ценность прогнозирования определяется тем, насколько правдоподобно отражено в нем будущее. Научный прогноз должен быть проверяемым, т.е. должна существовать реальная возможность проверить, оказался прогноз правильным или нет, причем должна существовать вероятность для обоих исходов.
Под верификацией результатов прогнозирования понимают проверку точности и достоверности прогноза, она может быть абсолютной и относительной.
Относительная верификация - это различные способы оценки качества прогнозов до наступления прогнозируемого события. Результаты относительной верификации будут менее точны, чем результаты абсолютной, но более оперативны и в силу этого более ценны для принятия управленческих решений.
Абсолютная верификация прогноза, т.е. установление степени его соответствия действительному состоянию объекта в прогнозируемом будущем, практически возможна лишь к завершению периода упреждения. Это особая задача, которая выходит за рамки собственно прогнозирования.
Процедура верификации желательна и обязательна. В сравнительно простых случаях роль этой процедуры фактически играют экспертные опросы. В более сложных случаях требуется специальная процедура по одному из восьми видов верификации: (ВИДЫ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ)
1) Прямая верификация – проверка прогноза путем его разработки методом, отличным от первоначально использованного.
2) Косвенная верификация - проверка прогноза путем его сопоставления с прогнозами, полученными из других источников информации.
3) Инверсная верификация – проверка прогноза путем проверки адекватности прогностической модели на ретроспективном периоде.
4) Консеквентная (дублирующая) верификация - проверка прогноза путем аналитического или логического выведения прогноза из ранее полученных прогнозов.
5) Верификация повторным опросом - проверка прогноза путем использования дополнительного мнения, отличающегося от мнения большинства.
6) Верификация оппонентом - проверка прогноза путем опровержения критических замечаний оппонента по прогнозу.
7) Верификация учетом ошибок - проверка прогноза путем выявления и учета источников регулярных ошибок прогноза.
8) Верификация компетентным экспертом - проверка прогноза путем сравнения с мнением наиболее компетентного эксперта.
Министерство экономического развития России. Основные задачи и функции в системе макроэкономического прогнозирования и планирования
Минэкономразвития – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий проведение единой гос социально-эконом политики. Главная задача - определение путей и разработка методов эффективного развития экономики.
Функции: (в скобках примеры)
1.аналитическая (анализ экономического положения РФ, тенденций социально-экономического развития, экономической ситуации в регионах, хода проводимых в стране реформ)
2. информационная (подготовка годовых и ежеквартальных докладов о состоянии российской экономики)
3. экспертная (заключения по вопросам развития отдельных отраслей экономики и регионов страны, развитию инфраструктуры рынка; совершенствованию законодательной базы)
4. консультационная (предложения по ценовой политики в РФ; развитию рыночной инфраструктуры)
5. разработка и обоснование различных аспектов внутренней политики государства (формирование и обоснование региональной экономической политики; социально-экономической политики государства)
6. выработка методов реализации внутренней политики государства (решение задач экономической, социальной, структурной политики)
7. разработка прогнозов, проектов стратегических федеральных программ и планов (разрабатывает комплексный прогноз соц-эк развития РФ, ее регионов, отраслей и секторов экономики)
8. организационно-методическое руководство плановой работы в РФ (координация работы по составлению и реализации федеральных и межгосударственных целевых программ; формирование перечня целевых программ)
Стратегическое планирование как инструмент государственного регулирования современной рыночной экономики.
Важность государственного планирования состоит в реизмерении системы
экономических отношений.
Концептуальная модель стратегического планирования
Любая организация создается с определенной целью, и по своему характеру они
разделяются на рыночные и не рыночные .
В свою очередь, рыночные организации делятся на коммерческие и не
коммерческие организации (государственные предприятия и объекты
инфраструктуры).
Целью коммерческих организаций является прибыль. Цель не коммерческих
организаций, это обеспечение работы рыночного механизма.
Общая цель стратегического планирования – конкретизировать статус фирмы и
обеспечить направление и ориентиры для выработки более конкретных целей и
стратегий на различных уровнях. Эти цели должны быть конкретными и
измеримыми, чтобы создать базу для принятия последующих решений и оценки
работ по их выполнению. Если цели превышают реальные возможности организации,
то деятельность фирмы может зайти в тупик.
Вырабатывая стратегию и осуществляя стратегическое планирование руководство
фирмы должно учитывать множественность и иерархичность целей объективно
существующих в рамках фирмы, для того чтобы избежать разнобоя в стратегиях и
программах.
Общая концепция путей достижения поставленных целей называется стратегией.
Стратегия отражает общее движение к цели, направление движения, способы
достижения и ресурсы, которые должны быть для этого использованы. Стратегия
должна быть официально документирована, а ее выполнение подлежит строгому
контролю. В соответствии с выработанной стратегией осуществляется перестройка
организационной системы, ее управление, формирование планов, предание общего
направления оперативным решениям. Разработанная в фирме стратегия не
является единственной, возможно наличие других альтернативных стратегий,
которые могут определять и другие виды деятельности. В случае наступления
непредвиденной ситуации разрабатываются ситуационные планы, на основе которых
в дальнейшем составляется стратегический план действий.
Единой стратегии, готовой на все случаи жизни не существует.
Основные цели, принципы и функции системы государственного стратегического планирования (ФЗ о стратегическом планировании РФ, 2014г)
Основные принципы государственного стратегического планирования
· Принцип единства и целостности
· Принцип единства и целостности системы государственного стратегического планирования означает единство подходов к организации и функционированию системы государственного стратегического планирования, единство порядка осуществления процесса государственного стратегического планирования, совершенствование мониторинга и формирования отчетности по реализации документов государственного стратегического планирования.
· Принцип внутренней сбалансированности
· Принцип внутренней сбалансированности системы государственного стратегического планирования означает согласованность основных элементов системы государственного стратегического планирования между собой по целям, задачам и мероприятиям социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности.
· Принцип результативности и эффективности функционирования системы
· Принцип результативности и эффективности функционирования системы государственного стратегического планирования означает, что выбор способов и методов достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации и укрепления национальной безопасности должен основываться на необходимости достижения заданных результатов с рациональными затратами ресурсов.
· Принцип самостоятельности выбора путей решения задач
· Принцип самостоятельности выбора путей решения задач означает, что участники процесса государственного стратегического планирования в пределах своей компетенции самостоятельны в выборе путей и методов достижения целей и решения задач социально-экономического развития.
· Принцип ответственности участников процесса государственного стратегического планирования
· Принцип ответственности участников процесса государственного стратегического планирования означает, что участники процесса несут ответственность за эффективность решения задач и осуществление мероприятий по достижению целей социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
· Принцип разграничения предметов ведения и полномочий в закрепленной сфере ответственности
· Принцип «Открытости»
Основные цели
1. повышения качества жизни населения,
2. рост российской экономики
3. обеспечения безопасности страны
Основные функции
Первая группа функций связана с оценкой внутренних и внешних условий и тенденций социально-экономического развития и выявлением на этой основе возможностей и ограничений социально-экономического развития.
Вторая группа функций связана с целеполаганием. Согласно закону задача системы государственного стратегического планирования – своевременно определить конкретные цели социально-экономического развития Российской Федерации на перспективу и четко сформулировать приоритеты социально-экономической политики.
Третья группа функций нацелена на выбор путей и способов достижения установленных рубежей, обеспечивающих наибольшую эффективность использования имеющихся ресурсов.
Реализация этой группы функций требует, в свою очередь, во-первых, формирования комплексов мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей социально-экономического развития в соответствующих областях экономики и социальной сферы.
Приложение 1. МЕТОДЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В БИЗНЕСЕ
3. Основные этапы прогнозирования и типы прогнозов
Построение прогноза и связанные с ним построение и экспериментальная проверка
(верификация) вероятностно-статистической модели обычно основаны на одновременном
использовании информации двух типов:
- априорной информации
о природе и содержательной сущности анализируемого
явления, представленной, как правило, в виде тех или иных теоретических закономерностей,
ограничений, гипотез;
- исходных статистических данных
, характеризующих процесс и результаты
функционирования анализируемого явления или системы.
Можно выделить следующие основные этапы прогнозирования.
1-й этап (постановочный ) включает в себя определение конечных прикладных целей прогнозирования; набора факторов и показателей (переменных), описание взаимосвязей между которыми нас интересует; роли этих факторов и показателей – какие из них, в рамках поставленной конкретной задачи, можно считать входными (т.е. полностью или частично регулируемыми или хотя бы легко поддающимися регистрации и прогнозу; подобные факторы несут смысловую нагрузку объясняющих в модели), а какие – выходными (эти факторы обычно трудно поддаются непосредственному прогнозу; их значения формируются как бы в процессе функционирования моделируемой системы, а сами факторы несут смысловую нагрузку объясняемых ).
2-й этап (априорный , предмодельный ) состоит в предшествующем построению модели анализе содержательной сущности изучаемого процесса или явления, формировании и формализации имеющейся априорной информации об этом явлении в виде ряда гипотез и исходных допущений (последние должны быть подкреплены теоретическими рассуждениями о механизме изучаемого явления или, если возможно, экспериментальной проверкой).
3-й этап (информационно-статистический ) заключается в сборе необходимой статистической информации, т.е. регистрации значений участвующих в анализе факторов и показателей на различных временных и (или) пространственных тактах функционирования моделируемой системы.
4-й этап (спецификация модели ) включает в себя непосредственный вывод (опирающийся на принятые на 2-м этапе гипотезы и исходные допущения) общего вида модельных соотношений, связывающих между собой интересующие нас входные и выходные переменные. Говоря об общем виде модельных соотношений, мы имеем в виду то обстоятельство, что на данном этапе будет определена лишь структура модели, ее символическая аналитическая запись, в которой наряду с известными числовыми значениями (представленными в основном исходными статистическими данными) будут присутствовать величины, содержательный смысл которых определен, а числовые значения – нет (их обычно называют параметрами модели, неизвестные значения которых подлежат статистическому оцениванию).
5-й этап (исследование идентифицируемости и идентификация модели ) состоит в проведении статистического анализа модели с целью «настройки» значений ее неизвестных параметров на те исходные статистические данные, которыми мы располагаем. При реализации этого этапа «прогнозист» должен сначала ответить на вопрос, возможно ли в принципе однозначно восстановить значения неизвестных параметров модели по имеющимся исходным статистическим данным при принятой на 4-м этапе структуре (способе спецификации) модели. Это составляет так называемую проблему идентифицируемости модели. А затем, после положительного ответа на этот вопрос, необходимо решить уже проблему идентификации модели, т.е. предложить и реализовать математически корректную процедуру оценивания неизвестных значений параметров модели по имеющимся исходным статистическим данным. Если проблема идентифицируемости решается отрицательно, то возвращаются к 4-у этапу и вносят необходимые коррективы в решение задачи спецификации модели.
6-й этап (верификация модели ) заключается в использовании различных процедур сопоставления модельных заключений, оценок, следствий и выводов с действительностью. Этот этап называют также этапом статистического анализа точности и адекватности модели. При пессимистическом характере результатов этого этапа необходимо возвратиться к этапу 4, а иногда и к этапу 1. Если же этап верификации модели дает положительные результаты, то модель может быть непосредственно использована для построения прогноза в соответствии с описанной выше общей схемой (10).
В описании содержания 1-го этапа процедуры прогнозирования речь шла, в частности,
о необходимости определения конечных прикладных целей прогнозирования. Это подразумевает,
в частности, и определение требуемого типа прогноза
. Тип прогноза определяется
двумя факторами:
горизонтом прогнозирования
и
иерархическим уровнем прогнозируемого показателя
.
По горизонту прогнозирования прогнозы делятся на краткосрочные (на 1-2 такта времени вперед), среднесрочные (на 3-5 тактов) и долгосрочные (более чем на 5 тактов времени вперед).
По уровню прогнозируемого показателя целесообразно выделять макро- , мезо- и микропрогнозы . Все, что связано с прогнозированием показателей, характеризующих деятельность фирм, компаний и предприятий, относится к микроуровню. Мезо- (региональный и отраслевой уровни) и макропрогнозы используются при описании внешней среды.
Следует подчеркнуть, что в реальности бизнесмен, руководитель предприятия может, конечно, успешно вести бизнес и не владеть методами построения математических моделей прогнозирования. Однако в условиях ужесточающейся конкуренции знание этих методов предоставляет бизнесмену и его бизнесу порой не менее значимые конкурентные преимущества, чем завоевание определенной доли рынка или получение выгодного кредита.
Предыдущая |