Дают ли артисты клятву после окончания института. Дает ли доктор клятву Гиппократа? Клятва врача Российской федерации
Опытным путём проверено, что любой медицинский холивар рано или поздно упирается в один вечный довод: "вы клятву Гиппократа давали"(с), а потому всем должны. Такое мнение живёт в головах домохозяек, офисного планктона и прочих представителей средне-интеллектуального населения России. В таком случае любой медицинский работник оказывается в ситуации "припёрли к стенке": вроде как человек подписавший контракт, но не вчитавшийся в мелкий шрифт, загоняющий его в рабство. То есть такая точка зрения декларирует: врач "обязан" вне зависимости от внешних условий, уровня оплаты и качества оснащения. Врач обязан - и точка. И соответственно врач несёт ответственность - только он, вне зависимости от того, кто на самом деле виноват.
Этот идиотизм, когда самопожертвование превращается из подвига в непреложную обязанность (с наказанием за уклонение от исполнения оной обязанности), произрастает из неграмотности населения. Идеологический образ врача как самоотверженного "борца с болезнью, капитализмом и за счастье народное" достался нам от СССР. Идеология знаете ли. Этот образ скрестился с клятвой Гиппократа, рождая в результате следующее представление: правильный хороший врач - такой, которого хлебом не корми, а дай жизни поспасать. Он как бэтмен мчится по первому сигналу и готов расстелиться перед пациентом, лишь бы угодить ему. Потому что - призвание такое. А дело пациента - благосклонно принимать знаки внимания врача... или вытирать об него ноги, ежели что не понравится. То есть люди массово путают "беззаветное бескорыстное служение" с "профессиональной работой" (корыстной по своему определению). Но я не об этом...
Остановиться хочу вот на чём - на мотивации такого заблуждения, а именно на пресловутой клятве Гиппократа. Потому как опыт показывает: 99,95% тех, кто начинают говорить о неё - ничего про неё не знают акромя самого названия.
Итак - Клятва Гиппократа .
Приписываемая "Гиппократу второму - отцу медицины" клятва написана вообще не им, а кем-то из его учеников или последователей. Вообще из более чем шести десятков трудов, составляющих так называемый "гиппократовский корпус" достоверно самим гиппократом написано не более десятка (самые оптимистичные предположения -18). "Клятва" входит в деонтологический раздел корпуса вместе с другими трудами: "Закон", "О враче", "О благоприличии", "Наставление"...
Сам текст клятвы неоднократно переписывался и менялся, в зависимости, например, от смены религиозных доктрин. Собственно приводимый здесь текст просто наиболее достоверно изначальный...
Вот перевод Клятвы с древнегреческого на греческий и в последующем - на русский язык:
Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.
Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.
Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому
Начинаем "загибать пальцы". Итак - о чём же дословно говорит клятва?
1. обязательства перед учителями, коллегами и учениками
2. обязательство лечить "сообразно с моими силами и моим разумением" (как могу и как считаю правильным).
3. отказ от эвтаназии
4. отказ от абортивного пессария (хирургического инструмента). Кстати, нет в клятве отказа от абортов как таковых;)
5. обязательство жить "чисто и непорочно"... "Руссо туристо - облико морале, фирштейн?"(с)
6. обязательство не лечить каменную болезнь (видимо имеется ввиду "не лезть в бизнес хирургов") ***
7. обязательство об отказе от интимных связей с пациентами
8. обязательство хранить врачебную тайну
*** - стоит помнить что Гиппократ был асклепиатом, лекарем-жрецом, считавшим, что его предком был Асклепий, древнегреческий бог медицины и врачевания. Очевидно, что "врачеватели каменной болезни", прообраз хирургов, не имели происхождения от Асклепия, как не имели происхождения от него многие другие медицинские профессии.
Собственно говоря - всё.
Вышеперечисленный список обязательств (и только их) накладывает на врача клятва Гиппократа.
Что же по поводу платности-бесплатности медицины, то старик Гиппократ вообще был весьма хитрым в этом деле. Вот отрывок из его труда "Наставление", где он обращается к ученику:
"...И я советую, чтобы ты не слишком негуманно вел себя, но чтобы обращал внимание и на обилие средств (у больного), и на их умеренность а иногда лечил бы и даром, считаю благодарную память выше минутной славы" (с)
Ключевое слово - ИНОГДА. Советую помедитировать на эту тему всем, требующим бесплатной медицины на основании дачи врачами клятвы Гиппократа;)
«Я хороший врач, потому что свободный, и у меня 480 свободных врачей. «Клятва Гиппократа» - это все фикция. А на самом деле есть реальная жизнь - кушать нужно каждый день, квартиру иметь, одеваться. Думают, что мы какие-то ангелы летающие. Ангел, получающий зарплату в 350 рублей? И таких врачей сегодня в России полтора миллиона. Полтора миллиона бедняков с высшим образованием, интеллектуальных рабов. Требовать, чтобы медицина хорошо работала в этих условиях- абсурд!»
(c) последнее интервью известного офтальмолога Святослава Федорова.
ГИППОКРАТА КЛЯТВА – врачебная клятва, выражающая основополагающие морально-этические принципы поведения врача.
Гиппократ, живший в Элладе две с половиной тысячи лет тому назад, в дошедших до нашего времени сочинениях привел клятву, отметив, что «...медицина поистине есть самое благородное из всех искусств. Но по невежеству тех, которые занимаются ею, и тех, которые с легкомысленной снисходительностью судят их, она далеко теперь ниже всех искусств». Им написаны статьи О враче, О благоприличном поведении. По мнению Гиппократа, врач – единственная профессия, которая должна начинаться с присяги обществу, поскольку человек, избравший себе эту профессию, учившийся много лет, чтобы помогать человеку, страдающей личности, естественно, должен давать обещание быть достойным избранного дела.
Гиппократ считал, что врачебная клятва имеет особое значение. Будучи одним из основателей медицины, Гиппократ просил врачей присягнуть:
«Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: почитать научившего меня наравне с моими родителями, делиться с ним своим достатком и в случае надобности помогать ему в нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям его учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимому у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно также не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду проводить свою жизнь и своё искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошёл, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.
Чтобы при лечении – а также и без лечения – я ни увидел и ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому»
Упоминаемый здесь бог Аполлон – покровитель врачей в Древней Греции и Риме (и бог музыки, поэзии, прорицаний и основания городов). Асклепий, сын Аполлона, считался особым богом – покровителем врачей. Гигиея (Гигиена) – богиня здоровья, Панакея (Панацея) – богиня-целительница всех болезней – дочери Асклепия.
Если отбросить непременных изначальных свидетелей царствующих мифов того времени, эта клятва и поныне современна. Она появилась, когда еще не были известны десять заповедей Моисея, не было Нагорной проповеди Христа, но уровень нравственности Гиппократа ничуть не уступает уровню нравственности сегодняшних праведников.
Клятва, предложенная Гиппократом, в основе своей сохранилась до наших дней. С небольшими изменениями она и сегодня произносится вступающим на это поприще. В 1948 Генеральная Ассамблея Международной медицинской ассоциации приняла декларацию (называемую Женевской), которая, по существу, есть не что иное, как современная редакция клятвы Гиппократа.
В 1949 Генеральная Ассамблея приняла Международный кодекс медицинской этики, включающий в себя и Женевскую декларацию.
Тем не менее, во многих странах есть и свои «Клятвы Гиппократа». В России до революции врачи принимали так называемое Факультетское обещание, текст которого прилагался к свидетельству обne окончании медфака.
В наше время «присягу врача Советского Союза», утвержденную в 1971, сменила «Клятва российского врача», а в 1999 Госдумой был принят новый текст Клятвы врача, которую медики дают в торжественной обстановке при получении диплома. И отличие от текста Гиппократа и его последующих вариантов – в запрете на эвтаназию.
С течением времени меняется форма и язык присяги, но основа медицинской этики следует главным положениям клятвы Гиппократа.
ДОКУМЕНТЫ
Факультетское обещание (дореволюционная Россия). Принимая с глубокой признательностью даруемые мне наукой права врача и постигая всю важность обязанностей, возлагаемых на меня сим званием, я даю обещание в течение всей своей жизни не помрачать чести сословия, в которое ныне вступаю: Помогая страждущим, обещаю свято хранить вверяемые мне семейный тайны и не употреблять во зло оказанного доверия: Обещаю быть справедливым к своим сотоварищам-врачам и не оскорблять их личности, однако же, если бы этого потребовала польза больного, говорить правду без лицемерия. В важных случаях обещаю прибегать к советам врачей, более меня сведущих и опытных; когда же сам буду призван на совещание, обязуюсь по совести отдавать справедливость их заслугам и стараниям».
Женевская декларация (1949). Я торжественно клянусь посвятить свою жизнь служению человечеству. Я воздам моим учителям должное уважение и благодарность; я достойно и добросовестно буду исполнять свои профессиональные обязанности; здоровье моего пациента будет основной моей заботой; я буду уважать доверенные мне тайны; я всеми средствами, которые в моей власти, буду поддерживать честь и благородные традиции профессии врача; к своим коллегам я буду относиться как к братьям; я не позволю, чтобы религиозные, национальные, расовые, политические или социальные мотивы помешали мне исполнить свой долг по отношению к пациенту; я буду придерживаться глубочайшего уважения к человеческой жизни, начиная с момента зачатия; даже под угрозой я не буду использовать свои знания против законов человечности. Я обещаю это торжественно, добровольно и чистосердечно».
Клятва российского врача. Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:
Честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;
Быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
Проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;
Хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;
Доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы больного, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;
Постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины.
Клятва Гиппократа – это клятва, которую приносят будущие врачи, завершившие обучение и готовые приступить к своим обязанностям. Эта клятва устанавливает морально-этические принципы поведения будущего врача.
Клятва Гиппократа возникла значительно раньше сроков жизни самого Гиппократа. Согласно имеющейся информации, впервые эту клятву произнесли прямые потомки Асклепия, тогда она передавалась в устном виде от одного члена семьи другому. Впервые эта клятва была задокументирована во времена эллинистической Александрии при Герофиле.
В V веке до нашей эры Гиппократ записал ее первоначальный вариант, с того момента ее несколько раз переписывали, переводили на разные языки и вносили корректировки, меняя ее смысл. До нашего дня дошла полностью измененная версия, которая не имеет ничего общего с первоначальным вариантом.
В тексте клятвы, написанной Гиппократом, говорится о том, что у врача есть определенные обязательства перед учителями, коллегами и учениками. Согласно этому документу, доктор обязан придерживаться нескольких принципов: принципа непричинения вреда; принципа милосердия – медик не может отказать в помощи больному; принципа заботы о больном; принципа уважения к жизни – ни один медик не должен давать разрешения на эвтаназию и присутствовать при абортах; врачам запрещалось вступать в интимные связи с пациентами.
Среди врачей даже в V веке до нашей эры поощрялось самосовершенствование, оно было обязательным, также врачи должны были соблюдать принцип конфиденциальности – запрещалось раскрывать посторонним лицам информацию о состоянии здоровья пациента.
Почему отменили клятву Гиппократа?
Первыми от клятвы Гиппократа отказались американцы. Кодекс был написан в 2006 году. По словам авторов документа, клятва, которую медики давали еще во времена Гиппократа, неактуальна на сегодняшний день, так как в тексте ничего не говорится об уважении к коллегам и о праве пациента на собственный выбор. В Кодексе содержится та же клятва, только из нее убрали требования по неучастию в абортах. Также на территории Америки действует запрет на оказание медицинской помощи террористам и потенциальным террористам, за это введена уголовная ответственность, что также противоречит принципам клятвы Гиппократа (принцип милосердия).
Что касается других стран, то еврейские медики произносят клятву еврейского врача. Ни в одном из университетов Израиля никогда не звучала клятва Гиппократа, причиной этому служит тот факт, что текст клятвы Гиппократа содержит в себе имена богов, относящихся к древнегреческим богам, в то время как евреи всегда признавали одного Бога, именем которого нельзя приносить клятвы.
В большинстве стран Европы медики постепенно отходят от клятвы Гиппократа, так как считают ее устаревшей, учитывая, что сейчас в Европе активно обсуждается возможность разрешить эвтаназию для тяжелобольных людей на законодательном уровне.
Чем отличается текст клятвы Гиппократа от Клятвы российского врача?
В тексте клятвы российского врача, одобренной Борисом Ельциным, говорится, что каждый выпускник медицинского колледжа и университета, получив звание врача, клянется честно исполнять свой долг. Окончив обучение, будущий врач обязуется направить все свои знания на помощь больному и приложить все усилия для сохранения жизни; медик должен быть готов оказать медицинскую помощь в любой момент, когда это потребуется; врач обязан хранить врачебную тайну и внимательно, с пониманием относиться к каждому пациенту; медик присягает оказывать медицинскую помощь вне зависимости от пола, расы, национальности, языка и происхождения больного.
В тексте присяги российского врача также говорится об уважении к жизни человека и содержится запрет на осуществление эвтаназии, российские медики обязаны самосовершенствоваться и с уважением относиться к своим учителям. Нарушение этой клятвы карается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Гиппократ , живший в Элладе две с половиной тысячи лет тому назад, в дошедших до нашего времени сочинениях привел клятву, отметив, что «...медицина поистине есть самое благородное из всех искусств. Но по невежеству тех, которые занимаются ею, и тех, которые с легкомысленной снисходительностью судят их, она далеко теперь ниже всех искусств». Им написаны статьи О враче , О благоприличном поведении . По мнению Гиппократа, врач – единственная профессия, которая должна начинаться с присяги обществу, поскольку человек, избравший себе эту профессию, учившийся много лет, чтобы помогать человеку, страдающей личности, естественно, должен давать обещание быть достойным избранного дела.
Гиппократ считал, что врачебная клятва имеет особое значение. Будучи одним из основателей медицины, Гиппократ просил врачей присягнуть:
«Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием , Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: почитать научившего меня наравне с моими родителями, делиться с ним своим достатком и в случае надобности помогать ему в нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям его учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимому у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно также не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду проводить свою жизнь и своё искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошёл, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.
Чтобы при лечении – а также и без лечения – я ни увидел и ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.»
Упоминаемый здесь бог Аполлон – покровитель врачей в Древней Греции и Риме (и бог музыки, поэзии, прорицаний и основания городов). Асклепий, сын Аполлона, считался особым богом – покровителем врачей. Гигиея (Гигиена) – богиня здоровья, Панакея (Панацея) – богиня-целительница всех болезней – дочери Асклепия.
Если отбросить непременных изначальных свидетелей царствующих мифов того времени, эта клятва и поныне современна. Она появилась, когда еще не были известны десять заповедей Моисея, не было Нагорной проповеди Христа, но уровень нравственности Гиппократа ничуть не уступает уровню нравственности сегодняшних праведников.
Клятва, предложенная Гиппократом, в основе своей сохранилась до наших дней. С небольшими изменениями она и сегодня произносится вступающим на это поприще. В 1948 Генеральная Ассамблея Международной медицинской ассоциации приняла декларацию (называемую Женевской), которая, по существу, есть не что иное, как современная редакция клятвы Гиппократа.
В 1949 Генеральная Ассамблея приняла Международный кодекс медицинской этики, включающий в себя и Женевскую декларацию.
Тем не менее, во многих странах есть и свои «Клятвы Гиппократа». В России до революции врачи принимали так называемое Факультетское обещание , текст которого прилагался к свидетельству обne окончании медфака.
В наше время «присягу врача Советского Союза», утвержденную в 1971, сменила «Клятва российского врача», а в 1999 Госдумой был принят новый текст Клятвы врача , которую медики дают в торжественной обстановке при получении диплома. И отличие от текста Гиппократа и его последующих вариантов – в запрете на эвтаназию.
С течением времени меняется форма и язык присяги, но основа медицинской этики следует главным положениям клятвы Гиппократа.
Юлий Крелин
ДОКУМЕНТЫ
Факультетское обещание
(дореволюционная Россия). Принимая с глубокой признательностью даруемые мне наукой права врача и постигая всю важность обязанностей, возлагаемых на меня сим званием, я даю обещание в течение всей своей жизни не помрачать чести сословия, в которое ныне вступаю: Помогая страждущим, обещаю свято хранить вверяемые мне семейный тайны и не употреблять во зло оказанного доверия: Обещаю быть справедливым к своим сотоварищам-врачам и не оскорблять их личности, однако же, если бы этого потребовала польза больного, говорить правду без лицемерия. В важных случаях обещаю прибегать к советам врачей, более меня сведущих и опытных; когда же сам буду призван на совещание, обязуюсь по совести отдавать справедливость их заслугам и стараниям».
Женевская декларация
(1949). Я торжественно клянусь посвятить свою жизнь служению человечеству. Я воздам моим учителям должное уважение и благодарность; я достойно и добросовестно буду исполнять свои профессиональные обязанности; здоровье моего пациента будет основной моей заботой; я буду уважать доверенные мне тайны; я всеми средствами, которые в моей власти, буду поддерживать честь и благородные традиции профессии врача; к своим коллегам я буду относиться как к братьям; я не позволю, чтобы религиозные, национальные, расовые, политические или социальные мотивы помешали мне исполнить свой долг по отношению к пациенту; я буду придерживаться глубочайшего уважения к человеческой жизни, начиная с момента зачатия; даже под угрозой я не буду использовать свои знания против законов человечности. Я обещаю это торжественно, добровольно и чистосердечно».
Клятва российского врача.
Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:
Честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;
Быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
Проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;
Хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;
Доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы больного, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;
Постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины.
Клятва Гиппократа, пожалуй, одна из самых узнаваемых среди различного рода клятв. Но мало кто из людей, непосвященных в медицину, да и некоторых врачей, знают, о чем клятва Гиппократа. Немногие догадываются, что данной клятвы современные врачи после выпуска из ВУЗа не дают. Здравствуйте, уважаемые читатели блога “Сахар в норме!”. После небольшого перерыва я снова с вами. Я – это автор данного блога, а также врач-эндокринолог по совместительству))
Смотрю, что читателей у меня собралось около 1000 человек, и большинство из вас люди не с медицинским образованием. А также большинство испытывает трудности при встрече с реалиями нашей медицины. И наверняка некоторые пытаются найти правду, призвать внимание мед. персонала, апеллируя к якобы данной клятвой Гиппократа, но многие попросту тихо проглатывают свое недовольство, хотя и вспоминают о некой клятве.
Друзья, я хочу открыть вам одну большую тайну: клятвы Гиппократа из всех ныне живущих и работающих врачей никто не давал и не подписывался. Я также в их числе. Но спешите бросать в меня помидоры, у меня нет задачи выгораживать ни своих коллег, ни поддерживать самих пациентов. Статью я решила написать с целью рассказать вам о самой клятве, откуда она взялась, почему вокруг нее столько разговоров и в чем же тогда клянутся молодые врачи?
История клятвы Гиппократа
На самом деле, врачи давали свою клятву еще во времена древнего Египта, но тогда она еще не имела этого названия. Раньше текст клятвы передавали из уст в уста, а записал его впервые тот самый Гиппократ в 300 г. до н.э. С тех пор текст клятвы Гиппократа многократно менялся, переводился на разные языки, и конечно, менялся истинный смысл клятвы.
Представляю вам оригинал клятвы, после чего вы поймете, что использование ее в нашей жизни неактуально:
«Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.
Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости.
Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство.
Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом.
В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.
Что бы при лечении - а также и без лечения - я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.
Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому»
Чем клянутся врачи России?
В настоящее время в нашей стране врачи клянутся, произнося “Клятву врача России”, но никак не “Клятву Гиппократа”. В советские времена врачи произносили “Присягу врача Советского Союза “. В каждой из клятв присутствуют основные постулаты оригинальной клятвы Гиппократа с добавлением пунктов, соответствующих своему времени.
Итак, “Клятва врача России” была изменена последний раз в 2011 году согласно статье 71 федерального закона № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 и по настоящее время звучит так:
“Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:
- честно исполнять свой врачебный долг
- посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека
- быть всегда готовым
- оказать медицинскую помощь
- хранить врачебную тайну
- внимательно и заботливо относиться к пациенту
- действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств
- проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии
- хранить благодарность и уважение к своим учителям
- быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту
- доброжелательно относиться к коллегам
- обращаться к коллегам за помощью и советом, если этого требуют интересы пациента
- никогда не отказывать коллегам в помощи и совете
- постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство
- беречь и развивать благородные традиции медицины”
К слову, в США и в Европе нет такой клятвы, у них действует “Профессиональный кодекс врача”, а в Израиле – “Клятва еврейского врача”.
Врачи-бессеребреники – кто они?
Обсуждая данную тему, я не могла не затронуть и жизнь самого клянущегося, т. е. врача. Наверняка вы со мной согласитесь, что в настоящее время в нашем социуме сформировался образ эдакого врача-бессеребреника, хотя во всех клятвах не сказано, что он должен влачить жалкое существование, а также отдавать всего себя обществу, забывая при этом о своих родных и о себе самом.
Почему же так получилось? Оказывается, корни растут с советских времен, когда уважаемый товарищ Семашко обронил такую фразу: “Хорошего врача народ прокормит, а плохие нам не нужны”. С этого времени началась активная пропаганда, что врач должен быть заложником своей профессии – отдавать все и не ждать ничего взамен. Хотя все тот же Гиппократ и его ученики были очень богатые и почитаемые люди своего времени.
У Гиппократа есть такое напутствие молодым врачам:
“И я советую, чтобы ты не слишком негуманно вел себя, но чтобы обращал внимание и на обилие средств (у больного) и на их умеренность, а иногда лечил бы и даром, считая благодарную память выше минутной славы”.
Т. е. он советует коллегам брать вознаграждение за работу согласно сословию и достатку человека, а бедных и неимущих иногда лечить бесплатно в качестве благотворительности.
Привожу еще одно изречение Гиппократа, которое характеризует его отношение к вознаграждениям:
“Если ты поведешь сначала дело о вознаграждении, то, конечно, наведешь больного на мысль, что, если не будет сделано договора, ты оставишь его или будешь небрежно относиться к нему, и не дашь ему в настоящий момент совета. Об установлении вознаграждения не следует заботиться, так как мы считаем, что обращать на это внимание вредно для больного, в особенности при остром заболевании – быстрота болезни, не дающая случая к промедлению, заставляет хорошего врача искать не выгоды, а скорее приобретения славы. Лучше упрекать спасенных, чем наперед обирать находящихся в опасности”
Как выйти из данной ситуации? Конечно, нужно решать все прежде всего на государственном уровне. Платить достойные зарплаты и врачам, и пациентам, которые могли бы оплачивать качественные медицинские услуги, которые не могут быть бесплатными. Ведь нет страшнее голодного врача, потому что он уже не думает о работе, он думает о том, чем будет кормить свою семью.
Подводя итог, я хочу сказать, что неважно, в чем клянется или не клянется врач. Если у человека имеется крепкое чувство ответственности, искреннее желание помочь, человеческая порядочность и внимательность к людям, то ему вовсе не нужна никакая клятва, потому что он и без нее будет хорошо работать.
А если вы встретите прохладное отношение врача, не спешите относить его к “плохим”, возможно, у него проблемы в семье или с начальством, а может, он болен или всю ночь пробыл на тяжелом дежурстве. Попробуйте взглянуть на врача как на человека, а не как на очередного исполнителя определенных услуг. Я тоже обращаюсь за медицинской помощью, и бывает, что сталкиваюсь с хамством и беспределом, но что я могу сделать в этом случае? Написать жалобу, наорать? Что это даст? Я просто разворачиваюсь и иду к другому. Еще заметила, что если обращаться за помощью более вежливо и учтиво, а не входить в кабинет с видом, что вы мне все должны, то отношение куда более приятное.
Напоследок приведу слова всем известного офтальмолога С. Федорова:
“Я хороший врач, потому что свободный, и у меня 480 свободных врачей. «Клятва Гиппократа» – это все фикция. А на самом деле, есть реальная жизнь – кушать нужно каждый день, квартиру иметь, одеваться. Думают, что мы какие-то ангелы летающие. Ангел, получающий зарплату в 350 рублей? И таких врачей сегодня в России полтора миллиона. Полтора миллиона бедняков с высшим образованием, интеллектуальных рабов. Требовать, чтобы медицина хорошо работала в этих условиях – абсурд!”
С теплотой и заботой, эндокринолог Лебедева Диляра Ильгизовна