Обоснование стратегия развития компании автомобильного транспорта. Цели и методы развития автотранспортного предприятия. Развитие автотранспортного предприятия
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Цели, задачи и принципы транспортной логистики. Классификация видов транспортных средств. Транспортный процесс и методы повышения его качества. Анализ изменений в логистической системе предприятия. Ускоренное планирование автомобильных перевозок.
курсовая работа , добавлен 20.09.2013
Цель маркировки. Маркировка транспортной тары регламентируется ГОСТ 14192 - 77. Содержание маркировки. Мероприятия, снижающие опасность хищения грузов. Межгосударственный стандарт маркировка грузов. Таблица маркировки грузов.
контрольная работа , добавлен 09.04.2007
Общая характеристика предприятия, история его развития и особенности организационной структуры. Анализ факторов внешней и внутренней среды, сильных и слабых сторон предприятия, классификация и ранжирование проблем. Выбор и планирование стратегии.
курсовая работа , добавлен 25.07.2011
Построение модели рационального варианта загрузки транспорта. Перечень грузов для доставки потребителям. Определение свойств грузов. Факторы, влияющие на выбор транспортного средства. Определение наиболее производительного транспортного средства.
курсовая работа , добавлен 25.04.2012
Инвестиционная стратегия и ее роль в развитии предприятия. Классификация инвестиционных стратегий. Эффективность инвестиционной оценки предприятия. Стратегическое инвестиционное планирование на примере ОАО "Уфамолагропром": рекомендации по разработке.
курсовая работа , добавлен 18.04.2011
Транспортное хозяйство и его роль в производственном процессе. Оценка уровня организации и планирования работы транспортного хозяйства на предприятии КУП "Минсктранс" (филиал "Автобусный парк №1"), разработка предложений по ее совершенствованию.
курсовая работа , добавлен 27.03.2013
Антикризисные стратегии как стратегии, оптимизирующие поведение предприятий в условиях спада в отрасли, знакомство с видами. Общая характеристика ОАО "АГАТ": анализ видов деятельности, рассмотрение способов разработки антикризисной стратегии предприятия.
дипломная работа , добавлен 14.12.2013
Понятие и сущность стратегии предприятия, виды и классификация. Анализ стратегических целей развития и конкурентной позиции ООО "Стройлаин". Выбор оптимальной стратегии на основе метода анализа иерархии. Маркетинг в системе стратегического планирования.
дипломная работа , добавлен 11.08.2009
Подобные документы
Разработка эффективной стратегии развития предприятия в долгосрочном периоде на основе оценки влияния факторов внешней и внутренней среды. Анализ экономических показателей его деятельности, конкурентной среды, конъюнктуры рынка, функций маркетинга.
курсовая работа , добавлен 15.12.2015
Понятие и сущность функциональных стратегий организации: маркетинга, производства, финансовой, научно-исследовательских и опытно-кострукторских работ. Общая характеристика предприятия ООО "СКА-Сервис". Оценка конкурентной среды организации и swot-анализ.
реферат , добавлен 23.05.2015
О понятиях конкуренции. Предпосылки выбора конкурентной стратегии предприятия. Характеристика предприятия–изготовителя, поставщика продукции. О методике подхода к построению конкурентной стратегии. Актуальные стратегии конкурентной борьбы на рынке.
реферат , добавлен 23.08.2002
Экономическое содержание, значение и методические основы анализа валовой прибыли современного торгового предприятия. Анализ формирования и распределения чистой прибыли организации. Разработка стратегии развития ООО "Эгида" с применением SWOT-анализа.
дипломная работа , добавлен 14.09.2014
Общие принципы формирования стратегии развития предприятия и осуществления стратегического управления. Понятие, назначение, этапы и виды стратегического планирования. Общий вид структуры стратегического плана. Факторы для выбора экономической стратегии.
курсовая работа , добавлен 01.12.2014
Анализ уровня инвестиционной привлекательности отрасли и конкурентной позиции компании. Финансовая оценка стратегических альтернатив и формирование образа будущего компании. Разработка маркетингового, организационного и технологического плана развития.
реферат , добавлен 11.07.2011
Определение технико-экономических показателей автотранспортного предприятия (АТП). Расчет потребностей АТП в материальных, трудовых и финансовых ресурсах. Оценка рационального варианта плана организации производства с учетом маркетинговой стратегии.
курсовая работа , добавлен 12.11.2012
Характеристика состояния малого бизнеса в Калининградской области. Анализ процесса разработки и оценка конкурентной стратегии ООО "Балтмедэксп" в условиях неопределённости внешней среды. Финансово-хозяйственная деятельность, построение дерева целей.
дипломная работа , добавлен 25.11.2012
Понятие стратегии, ее сущность. Основные методы и этапы процесса разработки стратегии. Изучение стратегических альтернатив и выбор стратегии. Исследование внутренних факторов фирмы. Анализ финансового состояния и показателей деятельности предприятия.
дипломная работа , добавлен 23.01.2012
Сущность, понятие и критерии эффективности производственно-хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия. Антикризисная политика и пути ее оптимизации. Перспективы развития фирмы, принципы бережливого производства и финансовое оздоровление.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Направление подготовки – 190700 Технология транспортных процессов
Профиль «Организация перевозок на автомобильном транспорте»
Квалификация выпускника – бакалавр
Санкт-Петербург
Стратегия развития автотранспортных предприятий
: программа / авт.-сост. В.Г. Башкирцев, Т.К. Екшикеев, СПб.: ИВЭСЭП, 2013. – 21 с.
Утверждена на заседании кафедры
экономики и управления на транспорте,
протокол № 5 от 16.01.2013
кандидат технических наук, доцент
В.Г. Башкирцев
Т.К. Екшикеев
Рецензенты
кандидат экономических наук, доцент
Н.Б. Бронзова
1. Цели и задачи дисциплины
Цели дисциплины:
Изучение методических основ, приемов и подходов к определению наиболее эффективных вариантов развития предприятий автомобильного транспорта.
Задачи дисциплины:
Дать теоретические и практические знания по выбору стратегии развития автотранспортного предприятия на основе:
анализа ресурсов предприятия и организационно-экономических резервов;
выбора и оценки стратегических зон хозяйства;
формирования стратегии освоения рынков товаров и услуг, а также укрепления позиций в уже освоенных зонах хозяйствования;
разработки технической политики фирмы;
формирования структуры управления и социальной политики фирмы.
2. Место дисциплины в структуре ОПП
Факультативная часть.
Предшествует изучению дисциплин:
Организация транспортных услуг и безопасность транспортного процесса, основы транспортно-экспедиционного обслуживания, транспортно-складские комплексы, лицензирование и сертификация на транспорте, организация коммерческой работы.
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Уметь использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);
Способность приобретать новые знания, использовать современные образовательные и информационные технологии (ОК17);
Владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели выбору путей ее достижения (ОК-1);
Стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6).
В производственно-технологической деятельности:
Способность осуществлять экспертизу технической документации, надзор и контроль состояния и эксплуатации подвижного состава, объектов транспортной инфраструктуры, планировать деятельность предприятия, выявлять пути и формы развития автотранспортного предприятия (ПК-5).
В расчетно-проектной деятельности:
Способность к расчету экономико-математических моделей производственных процессов и их использование в стратегическом планировании развития АТП;
Способность выявлять приоритеты решения транспортных задач с учетом показателей экономической эффективности и экологической безопасности (ПК-16).
В экспериментально-исследовательской деятельности:
Готовность к применению методик проведения исследований, разработки проектов и программ, проведения необходимых мероприятий, связанных с управлением автотранспортным предприятием, а также по выбору стратегии развития предприятия (ПК-23).
В организационно-управленческой деятельности:
Способность к работе в составе коллектива исполнителей по реализации управленческих решений в области организации производства и труда, организации работы по повышению научно-технических знаний работников (ПК-28).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Основные концепции стратегического планирования и управления;
Формы и методы развития автотранспортных предприятий;
Экономико-математические модели производственных процессов;
Методы анализа ресурсов предприятия и оценки стратегических зон хозяйства.
Использовать научно-техническую и справочную литературу, в том числе и зарубежную, для решения конкретных задач по выбранной специальности;
Применять экономико-математические методы производственных процессов в стратегическом планировании.
Методами формирования стратегии развития предприятия автомобильного транспорта.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
очная форма обучения
Вид учебной работы | Всего часов / зачетных единиц | Семестр |
Аудиторных занятий | 36/1 | 36/1 |
В том числе: | ||
Лекции | 18/0,5 | 18/0,5 |
| 18/0,5 | 18/0,5 |
Самостоятельная работа | 36/1 | 36/1 |
Вид промежуточной аттестации | зачет |
|
Общая трудоемкость Часы Зачетные единицы | 72 | 72 |
2 | 2 |
заочная форма обучения
Вид учебной работы | Всего часов / зачетных единиц | Семестр |
Аудиторных занятий | 8/0,22 | 8/0,22 |
В том числе: | ||
Лекции | 6/0,16 | 6/0,16 |
Практические (семинарские) занятия | 2/0,055 | 2/0,055 |
Самостоятельная работа | 64/1,77 | 64/1,77 |
Вид промежуточной аттестации | зачет |
|
Общая трудоемкость Часы Зачетные единицы | 72 | 72 |
2 | 2 |
№ | Наименование темы | Содержание темы |
1 | 2 | 3 |
1. | Предмет и содержание курса | Предмет и содержание курса «Стратегия развития автотранспортных предприятий». Особенности курса и связь с другими дисциплинами. |
2. | Концепции стратегического управления предприятием | Понятие стратегии. Стратегические зоны хозяйствования и стратегические хозяйственные центры. Выбор и оценка привлекательности стратегических зон хозяйствования. Постановка стратегической задачи. Балансирование набора стратегических зон хозяйствования. Управление предприятием в условиях стратегических изменений. |
3. | Цель, задачи и формы развития предприятий автомобильного транспорта | Развитие предприятий как закономерный процесс изменения производительных сил. Влияние размеров предприятий автомобильного транспорта на их эксплуатационные и экономические показатели. Формы развития предприятий: расширение, реконструкция и техническое перевооружение. Разработка технической политики фирмы. |
4. | Технико-экономические обоснования создания автотранспортных предприятий различных организационно-правовых форм | Выбор профиля и видов деятельности предприятия. Оценка объемов производства. Расчеты величины капитальных вложений и размеров текущих затрат. Оценка экономической эффективности инвестиционных проектов. |
5. | Моделирование показателей развития автотранспортных предприятий | Анализ ресурсов АТП и организационно-экономических резервов. Система моделей развития автотранспортного предприятия. Оптимизация показателей производственно-хозяйственной деятельности АТП. Порядок и принципы построения системы экономико-математических моделей функционирования автотранспортных предприятий. Критерий эффективности и ограничения центральной экономико-математической модели. Виды и характеристика вспомогательных ЭМ. |
6. | Выбор стратегии развития предприятия | Анализ факторов, влияющих на уровень конкурентоспособности предприятия. Использование «дерева целей» для анализа стратегических зон хозяйствования АТП. Подготовка и анализ данных для оценки и выбора стратегической линии развития предприятия. Проведения оптимизационных расчетов и анализ полученных результатов. ЭММ формирования стратегии освоения рынков товаров и услуг, а также укрепления позиций в уже освоенных зонах хозяйствования. |
7. | Выбор основных форм организации внутрихозяйственной деятельности подразделений АТП | Проектирование структуры управления АТП в стратегической перспективе. Организация внутрихозяйственных взаимоотношений подразделений предприятий. Контролинг в системе стратегического управления АТП. |
5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ | Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин | № тем данной дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин |
||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
||
1. | Организация транспортных услуг и безопасность транспортного процесса | + | + | + | + | + |
||
2. | Основы транспортно-экспедиционного обслуживания | + | + | + |
||||
3. | Транспортно-складские комплексы | + | + | + |
||||
4. | Лицензирование и сертификация на транспорте | + | + | + | + |
|||
5. | Организация коммерческой работы автотранспортных средств | + | + | + |
5.3. Разделы дисциплины и виды занятий
очная форма обучения
Тема | Количество часов |
|||
Лекции | Практ. занят. | Сам. работа | Всего часов |
|
| 2 | - | 4 | 6 |
| 2 | 4 | 4 | 10 |
| 2 | - | 6 | 8 |
| 2 | - | 6 | 8 |
| 4 | 6 | 4 | 14 |
| 4 | 8 | 4 | 16 |
| 2 | - | 8 | 10 |
Итого | 18 | 18 | 36 | 72 |
заочная форма обучения
Тема | Количество часов |
|||
Лекции | Практ. занят. | Сам. работа | Всего часов |
|
Тема 1. Предмет и содержание курса | 1 | - | 6 | 7 |
Тема 2. Концепции стратегического управления предприятием | 1 | - | 6 | 7 |
Тема 3. Цель, задачи и формы развития предприятий автомобильного транспорта | - | - | 8 | 8 |
Тема 4. Технико-экономические обоснования создания автотранспортных предприятий различных организационно-правовых форм | - | - | 8 | 8 |
Тема 5. Моделирование показателей развития автотранспортных предприятий | 1 | - | 10 | 11 |
Тема 6. Выбор стратегии развития предприятия | 2 | 2 | 14 | 18 |
Тема 7. Выбор основных форм организации внутрихозяйственной деятельности подразделений АТП | 1 | - | 12 | 13 |
Итого | 6 | 2 | 64 | 72 |
6. Практические занятия
№ | Тема | Наименование практических работ | Трудоемкость (часы /зачет. ед.) |
1. | Тема 2. Концепции стратегического управления предприятием | Анализ стратегических зон хозяйствования с использованием матрицы Бостонской консультативной группы (БКГ) | 4/0,11 |
2. | Тема 5. Моделирование показателей развития автотранспортных предприятий | Расчет объемов перевозок и показателей развития предприятия | 6/0,16 |
3. | Тема 6. Выбор стратегии развития предприятия | Выбор стратегии освоения рынков товаров и услуг и укрепление позиций в освоенных СЗХ. | 8/0,22 |
7. Тематика рефератов для студентов заочной формы обучения
Современные концепции стратегического менеджмента
Оценка риска и неопределенность в стратегическом управлении
Функциональные стратегии АТП
Ценовые стратегии
Маркетинговые стратегии АТП
Ситуационный подход в стратегическом управлении
Портфельный подход в стратегическом управлении
Методика анализа внешней среды в процессе разработки стратегии АТП
Методика анализа внутренней среды АТП в процессе стратегического управления
Кадровые стратегии автотранспортных предприятий
Процесс выработки стратегии. Трудности при освоении процесса выработки стратегии
Стратегические зоны хозяйствования и стратегические хозяйственные центры
Матрица Бостонской консультативной группы
Оценка привлекательности стратегической зоны хозяйствования и уровня стратегических капиталовложений
Матрица «Дженерал Электрик» – «МакКинзи»
Оценка стратегической гибкости предприятия
Оценка внутренней среды в процессе стратегического планирования АТП
Оценка внешней среды в процессе стратегического планирования АТП
Вопросы для зачета
Цель и задачи стратегического планирования на АТП.
Понятие и характеристика категории «стратегия».
Понятие и характеристика стратегических зон хозяйствования и стратегических хозяйственных центров.
Выбор позиции в конкуренции. Матрица БКГ.
Оценка привлекательности СЗХ.
Расчет показателя «привлекательности СЗХ».
Жизненные циклы спроса, технологии и прибыли.
Оценка уровня стратегических капиталовложений.
Алгоритм расчета конкурентного статуса фирмы.
Продуктовая и рыночная дифференциация и их характеристика.
Факторы, определяющие стратегию на различных фазах производства товаров и услуг.
Факторы, определяющие стратегию конкуренции.
Расчет показателя конкурентного статуса фирмы и его характеристика.
Матрица «Мак-Кинзи» и ее использование при выборе стратегии фирмы.
Матрица фирмы «Шелл» и ее характеристика.
Принятие стратегического решения по критериям прироста прибыли и отдачи капиталовложений.
Методика (последовательность) изучения рынка транспортных услуг.
Анализ конкурентоспособности товаров и услуг.
Построение «дерева целей» рынок и факторы транспортных услуг.
ЭММ освоения рынков товаров (услуг) и укрепления позиций в уже освоенных зонах хозяйствования.
Использование методов экспертных оценок при определении параметров ЭММ стратегического управления.
Методы и приемы моделирования параметров ЭММ стратегического управления АТП.
Планирование конкурентных цен на продукцию и услуги транспорта.
Метод подробных аналитических расчетов и его использование при оценке параметров ЭММ стратегического управления.
Характеристика различных подходов в ценообразовании.
Расчет нижнего уровня цен на продукцию и услуги при выборе стратегических решений.
Факторы, влияющие на уровень цены и закономерности их изменения.
Блок-схема формирования договорных цен.
Стратегические приемы ценообразования.
Анализ вариантов моделирования развития АТП и принятие стратегических решений.
Анализ набора СЗХ.
Цель и задачи курса «Стратегия развития АТП».
Цель и задачи развития предприятий транспорта.
Пути и формы развития автотранспортных предприятий.
Целесообразность и принципы объединения предприятий.
Кооперирование как форма развития предприятия.
Экономическая эффективность специализации и кооперирования производства.
Технология и методы разработки стратегии развития АТП.
Блок-схема формирования стратегии фирмы и ее характеристика.
Виды и характеристики стратегий.
Общие стратегии и их характеристика.
Частные стратегии, их виды и характеристика.
Стратегии динамики роста фирм и их разновидности.
Модель товарно-рыночной стратегии.
Конвейерная и эксклюзивная стратегии. Их особенности.
Формы технического развития предприятий транспорта.
Принципы и технология построения систем ЭММ стратегического управления.
Реконструкция предприятий как форма их технического развития.
Классификация видов реконструкции предприятий.
Техническое перевооружение и его характеристика.
Тема реферата выбирается студентом самостоятельно из имеющегося перечня тем. Желательно, чтобы студент выбрал такую тему реферативной работы, которая могла бы быть написана с использованием практического материала и близка к имеющемуся опыту практической деятельности.
В реферате необходимо осветить основные вопросы, раскрывающие содержание выбранной темы.
При изложении содержания материала необходимо показать теоретические знания, полученные при изучении данной темы.
Конкретный фактический и цифровой материал может быть представлен в форме таблиц, схем, графиков и рисунков.
В конце реферата необходимо представить краткий список использованной литературы.
Объем работы 20-25 страниц машинописного текста (формат А-4). Допускаются рукописные тексты, набранные на компьютере – такого же объема.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература
Бачурин А.А. Планирование и прогнозирование деятельности автотранспортных организаций (1-е изд.) учеб. пособие / А.А. Бачурин. – М.: Академия, 2011 - 272 с.
Бачурин А.А. Анализ производственно-хозяйственной деятельности автотранспортных организаций: учебное пособие / А.А. Бачурин; Под ред. З.И. Аксеновой. – 3-е изд. стер. - М.: Академия, 2007. – 320 с.
Долгов А.И. Стратегический менеджмент [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.И. Долгов, Е.А. Прокопенко – М.: изд. Флинта; МПСИ, 2011. – 277 с. //ЭБС «Книгафонд». – Режим доступа: http :// www . knigafund . ru
Дополнительная литература
Белашов Л.А. Экономика предприятия (организации) [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л.А. Белашов, Е.Ф. Николаева - М.: МГОУ, 2009. - 160 с. //ЭБС «Книгафонд». – Режим доступа: http :// www . knigafund . ru
Волгин В.В. Автотранспортное предприятие (справочник кадровика) [Электронный ресурс]: справочник / В.В. Волгин – М.: Дашков и К, 2010. – 727 с. //ЭБС «Книгафонд». – Режим доступа: http :// www . knigafund . ru
Парахина В.Н. Стратегическ ий менеджмент [Электронный ресурс]: учебник / В. Н. Парахина, Л. С. Максименко, С. В. Панасенко. - Электрон. дан. - М. : КНОРУС, 2010. - эл. опт. диск (CD-ROM)
Программное обеспечение
Microsoft Word
Электронные таблицы: Microsoft Excel
Создание презентаций в Microsoft Power Point
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
1. Автоматизированная библиотечная информационная система (АБИС) ИРБИС 64 (Электронный каталог, созданный библиотекой СПб ИВЭСЭП.
3. ЭБС «КнигаФонд» (Электронная библиотека) ООО «Центр Цифровой Дистрибуции» www . knigafund . ru
4. «Гарант» информационно-правовое обеспечение
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Мультимедийная установка, лектор-2000, слайды
10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Прикладная сторона дисциплины тесно связана с общепрофессиональными и специальными дисциплинами:
Экономика отрасли, прикладная математика, менеджмент, организация коммерческой работы, организация транспортных услуг и безопасность транспортного процесса, информационные технологии на транспорте, техника транспорта, обслуживание и ремонт.
Всего по программе отводится 72 час.
Изучение дисциплины осуществляется на лекциях, практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.
Лекционные занятия проводятся в составе курса, практические занятия проводятся в составе группы.
ЛЕКЦИИ. На лекциях излагается содержание курса, даются основные понятия и определения в области стратегического управления.
Чтение лекций сопровождается рассмотрением примеров, соответствующих основным положениям лекций.
Начиная с первой лекции следует разъяснять, что дисциплина обеспечивает логическую связь фундаментальных дисциплин, таких как прикладная математика, экономика, менеджмент, маркетинг с профилирующими, которые формируют инженерное творческое мышление.
В процессе обучения лектор должен излагать тот или иной вопрос дисциплины более доступно, чем он изложен в официальном документе (общетехническом стандарте), при сохранении существа вопроса.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. На практических занятиях предусматривается:
Изучение и практическое применение справочной литературы по основам стратегического управления организацией; проведение аналитических расчетов для обоснования выбранных стратегий и форм организации деятельности автотранспортного предприятия.
Объем и порядок САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ работы обучаемых устанавливает преподаватель на предыдущем занятии.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ работа студентов является одним из видов плановых учебных занятий и составляет по данной дисциплине: для очной формы обучения в 7 семестре 36 часов; для заочной формы обучения - 64 часа.
Цель данной работы - самостоятельный анализ методов исследования рынка, концепций стратегии организации с использованием специальной литературы и периодических изданий.
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ.
Результативность изучения предмета обеспечивается эффективной системой контроля знаний, которая включает опрос студентов перед каждым практическим занятием, опрос в ходе занятий, проверку выполнения текущих заданий, зачет в конце 7-го семестра для студентов очной и заочной формы обучения. Преподаватель обязан добиваться ритмичности учебного процесса, не допуская перегрузки к концу семестра.
Разработчики:
ИВЭСЭП, доцент, к.э.н. Т.К. Екшикеев
ИВЭСЭП зав. кафедрой ЭУТ В.Г. Башкирцев
Заведующий кафедрой Экономики и управления
на транспорте В.Г. Башкирцев
Декан Экономического факультета А.Н. Костевят
РАЗВИТИЕ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Необходимость непрерывного и целенаправленного развития АТП определяется тем, что экономически эффективные преобразования АТП - это предпосылка удлинения его жизненного цикла.
Каждое АТП проходит через определенные стадии перемен. Иногда причина этих перемен определена внешней средой. Так, массовое разукрупнение отечественных АТП в 90-е гг. XX в. происходило в связи с общей экономической ситуацией в стране. В других случаях менеджеры предприятий сами приходят к мысли о необходимости нововведений, например, признают необходимость приобретения таких автомобилей, которые позволили бы освоить международные перевозки, и/или необходимость расширения функции маркетинга при определенной ситуации на рынке транспортных услуг. Изменения, если объединить их по области реализации, могут касаться:
Техники, используемой на АТП, и технологии производства транспортных услуг. Такие изменения затрагивают методы организации перевозок и технического воздействия на подвижной состав, влияют на состав и структуру парка автомобилей и других основных фондов и т. п. Изменения заключаются и в обновлении знаний и навыков работников, соответствующем технико-технологическим новациям;
Перечня и структуры производимых АТП транспортных и других услуг. Это могут быть как изменения параметров качества уже освоенных транспортных услуг, так и выполнение новых для данного АТП услуг или его выход на новый сегмент рынка и т.п.;
Структуры организации управления АТП. Изменения здесь касаются не только размера АТП или типа его организационной структуры, но и системы вознаграждений работников, организации трудовых отношений, системы контроля и информации, финансовой отчетности и методов планирования и т.п.;
Корпоративной культуры. Здесь речь идет об изменениях в установках, ожиданиях, поведении работников, об изменениях принятых на АТП норм и правил и т.д.;
Другие изменения.
Обоснование и выбор стратегии развития АТП. Изменения, проводимые в АТП, должны отвечать стратегии АТП (см. рис. 3.5), за разработку которой отвечают работники высших уровней управления. В существующих сегодня условиях хозяйствования обоснование стратегии развития АТП - одна из ведущих задач управления его производственно-финансовой деятельностью.
При этом следует иметь в виду, что зачастую стратегию развития АТП определяют без помощи современных методов, в результате чего стратегия подменяется долгосрочным планом развития АТП. Такая подмена неоправданна, поскольку долгосрочное планирование в связи с бурной динамикой внешней среды в настоящее время зачастую оказывается несостоятельным.
Стратегия развития АТП предполагает использование такой формы управляемого развития как нововведение. Те изменения, которые происходят в АТП помимо воли менеджеров, не относятся к нововведениям. Не считается также нововведением и простое нарастание качества или количества по какому-либо определенному признаку (например, рост численности водителей, обновление однотипного подвижного состава и т.п.). Нововведением можно назвать то целенаправленное изменение, которое вносит в АТП новые относительно стабильные элементы. Это знак перехода АТП как системы из одного состояния в другое (более стабильное).
Обоснование стратегии развития выполняется на основе анализа внешней среды АТП и внутренних факторов эффективности его деятельности с учетом их взаимосвязей и обусловленного этими взаимосвязями синергетического эффекта.
В настоящем учебном пособии мы не детализируем содержание и методы анализа, предшествующего разработке стратегии, так как они являются предметом рассмотрения учебной дисциплины «Стратегическое планирование». Литература по этим вопросам представлена достаточно широко . Кроме того, в гл. 7 дано общее описание организации аналитической работы на предприятии. Не останавливаясь на процедуре анализа, все же подчеркнем, что правильный выбор стратегии развития АТП во многом зависит от качества его комплексной диагностики.
Стратегия развития предприятия должна отражать не только направленность в решении его основных проблем, но и реальные возможности АТП (финансовые, организационные, кадровые), а также учитывать наиболее вероятные изменения внешней и внутренней среды. Характерными особенностями стратегии являются ее непрерывность и трансформация, что определяет необходимость постоянного управления развитием АТП.
Кроме общей для АТП стратегии развития, в крупном АТП могут разрабатываться также:
деловая стратегия, направленная на обеспечение эффективных стратегий развития отдельных видов деятельности, напри-
Мер: контейнерных перевозок; экспедиционной деятельности; международных перевозок и т.д.;
операционная стратегия, устанавливаемая для основных структурных единиц, например для территориально отделенного филиала АТП;
функциональная стратегия, формируемая для каждого функционального направления определенной сферы деятельности АТП. Так, это может быть разрабатываемая АТП стратегия логистики, стратегия финансов, стратегия маркетинга, кадровая стратегия, стратегия информационно-аналитического обеспечения управления предприятием и др.
Развитие АТП в соответствии с выбранной им стратегией может происходить в форме организационного перепроектирования, которое достигается следующими взаимосвязанными действиями:
Определение перспективы и целей развития АТП, разработка показателей достижения этих целей и общей программы необходимых действий по преобразованию АТП;
реструктуризация (структурное реформирование) - проведение совокупности мероприятий по комплексному переустройству АТП в соответствии со стратегией его развития. Это цепь взаимосвязанных организационных инноваций, предназначенных для обретения предприятием способности адекватно реагировать на динамичные изменения внешней среды и достижения им текущей и долгосрочной конкурентоспособности;
Установление четких процедур совершенствования связи АТП с внешней средой, что позволяет повысить адаптивность АТП путем внутриорганизационных перестроек;
Обеспечение работников АТП новыми знаниями, новыми навыками и задачами, формирование позитивного представления работников об ожидаемых в результате реструктуризации выгодах и системах вознаграждения за труд.
Реструктуризацию АТП можно считать высокоэффективным рычагом повышения конкурентоспособности АТП, так как она предполагает совершенствование структуры и функций управления; технические и технологические преобразования; изменение финансово-экономической политики АТП. Реализация программы реструктуризации АТП непосредственно связана с его инно-вационностью - способностью осваивать новации в технико-технологической, управленческой и других сферах финансово-хозяйственной деятельности АТП. Как правило, реструктуризация включает в себя реструктуризацию активов АТП.
Определение приоритета задач реструктуризации и очередности их решения. Несмотря на то, что реструктуризация должна быть комплексной, все же в ее ходе следует установить приоритет решаемых задач и определить очередность внедрения проектов. Такая оценка может быть проведена на основе анализа задач развития
АТП, выявленных в результате его диагностики. К таким задачам могут относиться обновление подвижного состава; использование субконтрактных отношений; переход к другому типу организационной структуры; слияние с другим транспортным предприятием; использование прогрессивных методов организации перевозок; освоение предприятием производства других услуг (другой продукции); внедрение системы управления качеством перевозок или общей системы управления качеством; децентрализация управления и формирование центров ответственности; изменение схемы материально-технического снабжения; оптимизация административной нагрузки; внедрение адекватных информационных технологий; введение норм поведения работников АТП и т.д.
Составив общий перечень задач реструктуризации, следует упорядочить этот перечень - исключить дублирование задач, их взаимовключение, а также уравнять масштаб задач. Неудовлетворяющие этим требованиям формулировки задач должны быть исключены из их общего перечня. Таким образом достигаются сопоставимость, взаимосвязь и одновременно некоторая автономность задач.
Уточненный перечень задач реструктуризации должен подвергнуться экспертной оценке, в результате которой устанавливают ранг (значимость) каждой задачи и отбирают задачи, наиболее актуальные для АТП в данный момент его существования. Задачи, не требующие немедленного решения, могут быть либо исключены из списка, либо помещены в список задач следующей очереди.
Наиболее актуальные задачи реструктуризации оценивают затем с позиций вероятности их успешного решения. Здесь учитываются как финансовые возможности АТП, так и степень его компетенции в решении отдельных задач, т. е. насколько возможно в ходе решения задач преодолеть влияние внешних факторов. На этом этапе снова происходит отбор задач, т.е. список их вновь сокращается.
Те задачи, которые удачно сформулированы и одновременно оцениваются как особо актуальные, а также могут быть решены в основном силами самого АТП, рассматриваются далее с точки зрения стратегии АТП: выясняется, насколько решение этих задач соответствует стратегическим целям. В программу реструктуризации включают те задачи, которые удовлетворяют этому требованию.
Такой многоэтапный отбор задач позволяет обеспечить эффективность мероприятий, предусмотренных программой реструктуризации АТП и избежать распыления сил и средств предприятия.
Реструктуризация (реформирование структуры) может включать в себя любые изменения в номенклатуре услуг, производимых АТП: изменение в структуре его капитала; образование биз-
Нес-единиц; процедуры слияния предприятий и т.д. Поэтому реструктуризация - это категория не только экономическая и организационно-управленческая, но и юридическая.
Чаще всего реструктуризация включает в себя четыре основных этапа:
1) диагностика финансового положения АТП, анализ его технико-экономического состояния, оценка сильных и слабых сторон, маркетинговые исследования на рынке транспортных услуг, ранжирование проблем, выявление основных задач реструктуризации;
2) уточнение стратегии развития предприятия с учетом результатов диагностики и выделения отдельных стратегических подцелей. Формирование организационной концепции развития АТП;
3) проектирование изменений в составе и организационной структуре управления и в составе и структуре управленческого персонала АТП. Если предполагаются радикальные изменения (реорганизация предприятия), то необходима разработка детального проекта этих изменений, предусматривающая решение вопросов подбора персонала, юридической поддержки, инженерного и информационного обеспечения деятельности новых структурных единиц, внутреннего ценообразования, финансового контроля и т.п.;
4) разработка и реализация программы мероприятий по реструктуризации предприятия в соответствии с выводами, принятыми в ходе первых двух этапов. В программе указьшаются не только конкретные мероприятия, но и сроки их выполнения, ответственные исполнители, а также необходимые финансовые средства.
Преодоление социально-психологических проблем реформирования АТП. Следует выделить группу социальных факторов развития АТП. Особое внимание к социальным факторам объясняется следующим.
Необходимость поиска общих решений экономических и социальных проблем, возникающих в процессе трудовой деятельности человека в рамках определенного АТП, определяется тем, что экономические явления АТП следует анализировать и проектировать с учетом интересов и работников, и АТП, а не только в связи с конечными результатами производственно-финансовой деятельности АТП.
При проектировании решений, направленных на развитие АТП, чаще всего исходят из той посылки, что все работники безусловно разделяют эту цель и подчиняют ей свои прочие интересы.
Однако существуют факторы, дополняющие, уточняющие, ограничивающие или даже заменяющие цель развития АТП для конкретного работника {группы работников). Ниже перечислены некоторые из этих факторов.
1. Стремясь сохранить хорошие взаимоотношения и не нанести обиды сотрудникам, работники могут отказаться от жесткого соблюдения тех процедур, которые обеспечивают процесс развития АТП. Так, менеджер по перевозкам может сознательно ослабить контроль за деятельностью водителей, исходя из желания не вступать с ними в конфликт, и дать возможность приписок объемов работ, работы «на стороне» и т.п.
2. Часть исполнителей может воздержаться от предложений и действий, направленных на развитие АТП, так как в противном случае это будет нарушать порядок, заведенный и пропагандируемый руководителем. Это относится, например, к широко используемой практике привлечения водителей к ремонтно-обслужива-ющим работам, что является экономически нерациональным, но, к сожалению, традиционным для многих АТП решением.
3. Стремление работников избежать риска может стать причиной отказа от реализации некоторых методов развития, даже если эти методы достаточно проверены и оправдали себя в практике других предприятий. На автомобильном транспорте такое стремление особенно характерно для малых предприятий, предпочитающих уклонение от риска.
4. Интересы работников могут быть направлены прежде всего на свою заработную плату, и эта заинтересованность часто более сильна, чем заинтересованность в прибыли АТП, доходах его собственников и т.п.
5. Возможно, что заинтересованность в развитии АТП отходит на задний план в силу желания определенной группы руководителей (менеджеров) сохранить контроль в своих руках. В частности, борьба за власть, стремление к повышению статуса и т.п. могут привести к принятию решений, противоречащих целям развития АТП.
6. На пути мер, обеспечивающих развитие АТП, могут встать и такие, казалось бы неожиданные, факторы, как желание руководителя осуществлять благотворительную деятельность или стремление быть в ладу с собственной совестью, а также стремление работников к особому мастерству, самоценная демонстрация своих профессиональных возможностей и т. п. Эти факторы могут с большой вероятностью войти в противоречие с отдельными решениями.
7. При наличии осознанного стремления работников к развитию АТП эта цель все же может быть не достигнута в полной мере в связи с недостаточным уровнем их профессиональной компетентности, что может и не осознаваться работниками или осознаваться ими не в полной мере.
Итак, можно отметить, что каждая из проблем реструктуризации АТП связана с принятием достаточно сложных решений, с преодолением не только информационной неопределенности, но
И традиционной недооценки социально-психологических проблем реформирования. Однако если в ходе преобразований пренебречь этими проблемами, то структурное реформирование (реструктуризация) АТП не достигнет цели, и предприятие не перейдет в качественно новое высокоэффективное состояние.
Общий экономический эффект реструктуризации складывается из четырех компонентов: эффекта с точки зрения собственника (руководителя) предприятия, с точки зрения кредиторов, с точки зрения бюджета и социального эффекта.
Как правило, развитие предприятия требует вложений денежных средств, и здесь на первый план выходит проблема инвестирования предприятия, кратко представленная в следующем подразделе и более подробно рассмотренная в гл. 14.
Введение……………………………………………………………………………………………….…..3
1 Характеристика автотранспортной организации, её потенциала и области деятельности……......4
2 Миссия и цели автотранспортной организации……………………………………………...............6
3 Анализ внешней среды автотранспортной организации……………………………………............7
4 Определение стратегии автотранспортной организации………………………………………..….10
5 Формирование допущений, используемых при планировании………………………………….....11
6 Производственный план………………………………………………………………………............12
7 Организационный план…………………………………………………………………………..……17
8 Обоснование текущих издержек автотранспортной организации…………………………..……..18
9 Обоснование величины оборотных средств автотранспортной организации……………….…....31
10 Финансовый план и оценка риска……………………………………………………………….….34
Заключение………………………………………………………………………………………….....…37
Список использованной литературы….…………………………………………………………….….39
Приложение А Расчет количества водителей ………………………………………………………....41
Приложение Б Расчет количества ремонтных рабочих ………………………………………………43
Приложение В Расчет количества прочих категорий персонала ……………………………………47
Приложение Г Расчет средних значений эксплуатационных показателей по маркам автомобилей.……………………………………………………………………………………………..48
Введение
Важную роль в развитии экономики страны занимает автомобильный транспорт. В настоящее время практически не существует таких экономических проблем, которые бы его не затрагивали. Основной задачей транспорта является полное и своевременное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках, повышение эффективности и качества работы транспортной системы.
Автомобильный транспорт обеспечивает экономию общественного времени в перевозках грузов, способствует развитию производительных сил общества, расширению межрегиональных связей, а также улучшению культурно-бытового обслуживания населения. В тоже время автомобилизация оказывает существенное влияние на структуру капитальных вложений, архитектуру и планировку городов, а также на различные сферы жизни общества- здравоохранение, культуру, просвещение и др.
Бизнес-план предприятия является одним из основных инструментов управления предприятием, определяющих эффективность его деятельности. Разработка бизнес-плана позволяет эффективно использовать планирование бизнеса для грамотного управления предприятием.
В условиях рынка и жесткой конкурентной борьбы предприятие должно уметь быстро и адекватно реагировать на изменения, происходящие во внешней среде и внутри самого предприятия. Это становится возможным, когда выполняется несколько условий: администрация и инвестор правильно оценивают реальное финансовое положение предприятия и его место на рынке; существуют конкретные цели, к достижению которых должно стремиться предприятие; строго контролируется и выполняется каждый шаг плана.
Цель курсовой работы: разработать план развития бизнеса автотранспортной организации ООО «Петрович», осуществляющей автомобильные перевозки по и г. В.Новгород и пригороду.
Основные задачи курсовой работы:
Провести анализ внешней и внутренней среды автотранспортной организации
Обосновать стратегии развития бизнеса и конкуренции
Составить производственный план
Определить величину оборотных средств
Определить результирующий финансовый результат и риск
Характеристика автотранспортной организации, её потенциала и области деятельности
ООО «ПЭК» учреждено в сентябре 2013 года в Великом Новгороде частным лицом.
Среднесписочный состав фирмы, уставной капитал, основные и оборотные средства компании приведены в таблице 1.
Таблица 1 – Сведения о компании
Компания «ПЭК» специализируется на перевозках различных грузов в Великом Новгороде и пригороде.
Вид перевозимых грузов на данный момент представлен в таблице 7. Перевозка грузов осуществляется только с использованием собственного подвижного состава.
Финансово-экономические показатели деятельности компании на 2016 год сведены в таблицу 2.
Таблица 2 – Финансово-экономические показатели деятельности компании
Компания «ПЭК» расположено по адресу: г. Великий Новгород, пер. Базовый, 13
Наша компания имеет собственную базу для проведения ТО и ремонта автомобилей.
При организации перевозочного процесса наша компания использует подвижной состав, характеристики которого приведены в таблице 3.
Таблица 3 – Характеристика подвижного состава
Основное направление деятельности компании - предоставление клиентам услуг в сфере автотранспортных грузоперевозок. Мы гарантируем достижение оптимального сочетания цены, маршрута и времени доставки. Для обеспечения интересов наших клиентов - всегда уделяется внимание вопросам безопасности и сохранности груза.
Мы делаем ставку на молодых специалистов, которые, по возможности, уже имеют опыт работы. Ремонтные рабочие обладают высокой квалификацией и регулярно повышают её. Водители имеют большой опыт и стаж работы, 1го и 2го класса. Основное требование для всего персонала компании – соблюдение трудовой дисциплины.
Компания планирует долгосрочную деятельность и поэтому считает необходимым активно участвовать в развитии экономики региона, способствовать развитию культуры и спорта. Кроме того, ООО «ПЭК» ведет честную налоговую политику и проводит своевременные отчисления по налогам и сборам.
Качество услуг предоставляемых нашей компанией характеризуется своевременностью доставки и сохранностью груза. При организации перевозок мы руководствуемся международными стандартами ISO.
Высокое качество услуг обеспечивается эффективной системой эксплуатации и обслуживания подвижного состава, позволяющей предотвратить сбои в доставке грузов.
Наша компания соблюдает все требования, предписываемые положением по безопасности перевозки грузов, тем самым не подвергая опасности жизнь людей и сохранность перевозимых грузов. Также регулярно проводятся учебные занятия и инструктажи с водителями по правилам перевозок и безопасности дорожного движения. Завод-изготовитель при выпуске автомобилей гарантирует содержание вредных веществ в отработанных газах в тех пределах, которые соответствуют норме. Кроме того, компания располагается на окраине города, тем самым оказывая наименьшее влияние на экологическую обстановку в районе. Все автомобили регулярно проходят технический осмотр.
Миссия и цели автотранспортной организации
Миссия компании состоит в предоставлении организациям качественных услуг в области автоперевозок грузов характеризующихся своевременностью доставки и сохранностью груза.
Основная цель компании состоит в завоевании рынка услуг и в развитии своего бизнеса в целом. Цели компании (долгосрочные – на 5 лет и краткосрочные – до 1 года) приведены в таблице 4.
Таблица 4 – Описание целей компании.
Функциональная область | Цели | |
Долгосрочные (5 лет) | Краткосрочные (до 1 года) | |
Прибыльность | Достигнуть увеличения прибыли на 25-30% на один вложенный рубль | В течение года достигнуть увеличения чистой прибыли в пределах 5¸7% от её величины |
Рынки | Увеличить охват рынка автомобильных перевозок до 15¸20% | К концу года довести удельный вес на рынке до 4¸5%. |
Услуги | Расширить номенклатуру перевозимых грузов | Организовать предоставление услуг по дополнительной упаковке товара |
Издержки | Не допустить увеличение издержек более чем на 10-15%. | В течение года удерживать издержки на перевозки на достигнутом уровне |
Финансовые ресурсы | Увеличить ОПФ на 15 млн. рублей; добиться увеличения оборотных средств до 1 млн. рублей | Добиться увеличения ОПФ на 4%; |
Исследования, внедрение новшеств | В течение пяти лет увеличить количество подвижного состава до 40 единиц | Произвести обновление технологического оборудования. |
Организация | Расширить перечень населённых пунктов области, в которые осуществляется доставка грузов | Ввести в кадровый состав компании отдел по сбору и обработки информации |