Совершенствование нормирования труда медицинских работников означает. Нормирование труда и расчет численности медицинского персонала: проблематика, примеры расчета. Методика расчета нормирования труда
Вопросам нормирования труда в здравоохранении уделяют серьезное внимание на уровне Министерства здравоохранения и социального развития.
Для правильной адаптации, эффективного использования персонала, как раз и появилась возможность с новыми знаниями и опытом обратиться к вопросам нормирования труда в бюджетных учреждениях.
↯ Больше статей в журнале
Главное в статье
Положение о нормировании труда
Основная лечебная группа, связанная напрямую с объемами доведенных плановых государственных заданий, должна быть пересмотрена или адаптирована к условиям в каждом медицинском учреждении.
Министерством здравоохранения выпущено несколько методических рекомендаций, связанных с нормированием труда субъектов и государственных муниципальных медицинских учреждений.
При подготовке положения мы руководствуемся понятием «плановая функция врачебной должности».
Это заданный норматив времени, выработки, нагрузки (в зависимости от специфики выполнения медицинской деятельности), который доводится до каждого исполнителя и является сигналом к его эффективному труду.
! в Системе Главный врач.
Нормативы существуют для всех групп врачей, оказывающих лечебно-диагностические услуги. Эти нормы утверждены для всей группы параклиники.
Однако, изменение организационно-экономических условий деятельности казенных, автономных, бюджетных учреждений делает необходимым внесение корректировок в принятые ранее нормы труда в здравоохранении.
Во-первых, до медицинских организаций доводятся плановые объемы деятельности. Во-вторых, основным источником финансирования становятся средства обязательного медицинского страхования со своим подходом к выставлению счетов-фактур, со своими требованиями к страховому обеспечению медицинской деятельности.
Сегодня эти требования жестко привязаны к выполнению федеральных стандартов.
Нормирование службы «параклиника», наряду с существующими эталонами по выполнению тех или иных трудовых операций, надо проконтролировать и привязать к реальным условиям, в которых функционирует медицинская организация.
Зачастую положение о нормировании труда начинает разрабатываться для внесения корректировок в нормативы группы параклиника или установления новых временных норм, связанных с лечебно-диагностическими услугами.
⏰
Как установить режим неполного рабочего времени
в Системе Главный врач
В прошлом году по отдельным направлениям работы специалистов группы «параклиника» (для оказывающих услуги в условиях амбулаторно-поликлинических учреждений) Министерство здравоохранения выпустило Приказ №290н. Он устанавливает подходы к определению нормы времени на посещение.
В тексте документа содержатся рекомендации, нормативы на время продолжительности приема для ряда специалистов: офтальмолога, отоларинголога, врача-терапевта, педиатра и т.д. То есть не вся группа специалистов параклиники охвачена через типовые нормы труда в здравоохранении, принятыми Минздравом.
Поэтому следует подумать о внутреннем установлении норм в локальном нормативном акте - «Положении о нормировании труда».
Нормирование труда в здравоохранении: источники методических рекомендаций
Методологические основы совершенствования оплаты труда в системе здравоохранения России заложены нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, нормативными правовыми актами и рекомендациями Министерства труда и социального развития РФ и Министерства здравоохранения РФ.
Комплекс мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами базируется на принципах системного подхода и осуществляется в 3 стратегических направлениях:
- Совершенствование планирования и использования кадровых ресурсов отрасли.
- Совершенствование системы подготовки специалистов с медицинским и фармацевтическим образованием.
- Формирование и расширение материальных и моральных стимулов медицинских работников.
Нормирование труда в учреждении здравоохранения
Согласно п. 16 Методических рекомендаций, утв. приказом Минтруда России от 30 сентября 2013 г. № 504 , при отсутствии типовых норм труда учреждения могут самостоятельно разрабатывать соответствующие нормы труда с учетом рекомендаций организации, осуществляющей функции и полномочия учредителя, либо с привлечением соответствующих специалистов в установленном порядке.
Разработанные в бюджетном учреждении нормы труда закрепляются в Положении о системе нормирования труда учреждения, которое либо утверждается локальным нормативным актом с учетом мнения представительного органа работников, либо включается в качестве отдельного раздела в коллективный договор (ст. 162 ТК РФ, п. 20 Методических рекомендаций).
Для использования в качестве основы для разработки систем нормирования труда медицинского персонала можно руководствоваться соответствующими порядками оказания медицинской помощи.
Так, например типовые нормы в здравоохранении, касающиеся нагрузки врача-акушера-гинеколога консультативно-амбулаторного приема установлены в п. 2 примечания к Приложению № 2 приказа Минздрава России от 1 ноября 2012 г. № 572н.
Для получения средневзвешенных затрат времени врача на посещение по той или иной специальности были проведены соответствующие расчеты:
- Рассчитывалась структура посещений по возрастным группам;
- Затем в соответствии с этой структурой рассчитывался средневзвешенный показатель затрат.
- Итоги расчетов представлены в таблице. Готовая для скачивания
таблица средневзвешенных временных затрат
врачей разных специальностей на посещение в Системе «Главный врач».
Кроме того, нормы нагрузки медицинского персонала в субъектах РФ могут устанавливаться соответствующими региональными нормативно-правовыми актами и территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Так, в соответствии с письмом Минздрава России от 12 декабря 2014 г. № 11-9/10/2-9388 для определения количества медицинских работников, необходимого для оказания стационарной медицинской помощи по территориальной программе следует учитывать предложенные данным письмом нормативы нагрузки, а также нормативные значения средних сроков лечения 1-го больного в стационаре и установленные нормативы объема койко-дней в разрезе профильных отделений больничных учреждений, дифференцированные по уровням оказания медицинской помощи.
Для основы при разработке систем нормирования труда немедицинского персонала можно руководствоваться Приказами Минздрава СССР от 6 июня 1979 г. № 600, от 26 сентября 1978 г. № 900 , от 31 мая 1979 г. № 560 (данные приказы официально не отменены и в соответствии с приказом Минздрава СССР от 31 августа 1989 г. № 504 носят рекомендательный характер) а также приказом Минздрава РФ от 9 июня 2003 г. № 230, который устанавливает зависимость количества штатных единиц рабочих профессий от объема работ по технически обоснованным нормам, а в их отсутствии – по нормам, разрабатываемым учреждением опытно-статистическим путем.
Нормирование труда в здравоохранении: методы
Необходимо определиться, при помощи какого метода учреждение будет устанавливать внутренние нормы. Нормативные и рекомендательные документы предлагаются нам выбор.
Аналитический метод. При проведении программы модернизации во все службы были закуплены новые единицы медицинской техники. Это позволяет пересмотреть трудовые нормативы сотрудника, работающего по схеме «врач-оборудование-пациент».
Оборудование поменялось, значит требования к временным затратам труда медика тоже должны быть изменены. Аналитический метод позволяет установить, как это сложилось в практике, в связи с изменением организационно-технических условий труда. На основании чего мы выводим среднюю норму, согласовываем ее с профсоюзной организацией и желательно – с вышестоящей.
Второй метод, который так же хорош и часто используется - фотография рабочего времени. Специально созданная комиссия утверждается приказом главного врача и руководствуется в своей работе положением о нормировании труда и календарным планом проведения мероприятий.
С самого начала и до окончания рабочего дня комиссия отслеживает все функции, которые выполняет тот или иной специалист. «Фотографирует» все его функции, фиксирует в специальном документе.
Методы планирования:
1) аналитический метод – используется для оценки исходного и достигнутого уровней при сопоставлении плана и анализе его выполнения; планируется:
– обеспеченность населения врачебным и средним медицинским персоналом, больничными койками
– показатели объема медицинской помощи (процент госпитализаций, среднее число посещений на одного жителя в год)
– функция врачебной должности
– функция больничной койки (оборот койки) и др.
2) сравнительный метод – составная часть аналитического, дает возможность определить направление процессов развития, оценить различные показатели (заболеваемость, смертность и др.) в динамике в пространстве (при сопоставлении их с аналогичными показателями других административных территорий) и во времени (при сопоставлении их за ряд лет)
3) балансовый метод – обеспечивает пропорциональность развития ЗО между реальными возможностями и плановыми показателями, позволяет вскрыть намечающиеся диспропорции во время выполнения плана; используется при составлении межотраслевых балансов (балансов подготовки кадров и роста сети больничных и амбулаторно-поликлинических учреждений и др.)
4) экспертный метод – высокопрофессионален, независим, но не всегда учитывает традиции страны
5) экономико-математический метод – применяется при необходимости научно обосновать оптимальные варианты плана, наиболее часто используют линейное программирование, теорию массового обслуживания и метод статистических испытаний.
6) нормативный метод – основа при планировании государственной системы ЗО, его основа – использование норм и нормативов, утвержденных МЗ; применяется при составлении любого плана, основанного на использовании балансового метода, т. е.во всех случаях, когда необходимо обеспечить пропорциональность развития. Данный метод также широко применяется при разработке и исполнении бюджета и сметы учреждений ЗО.
Норма – количественный показатель состояния окружающей среды, лечебно-профилактической помощи, деятельности медицинских организаций в конкретных организационно-технических условиях.
Норматив – расчетный показатель, который характеризует совокупность средств, необходимых для достижения установленной нормы при определенных типовых организационно-технических условиях.
Количество коек на 1 врачебную должность – это норматив, а количество физиотерапевтических единиц в год на 1 должность медсестры – это норматив.
Нормы и нормативы могут быть:
А) социальными – направлены на удовлетворение потребности населения в медицинской помощи (обеспеченность врачами общей практики и участковыми терапевтами – 1 врач на 1300 жителей, койками – 9 промилле, аптеками – 1 на 8 тыс. жителей, бригадами скорой помощи – 1 на 2,5 тыс. жителей) и Экономическими – направлен на обеспечение финансовой и хозяйственной деятельности ЛПО (бюджетные расходы на ЗО – 170 у. е. на 1 жителя)
Б) минимальными – отражают уровень необходимых на данном этапе социально-экономического развития условий жизнедеятельности людей и потребности ЗО в ресурсах, ниже которых происходит нарушение нормального процесса функционирования системы охраны здоровья (нормативы потребности в медицинской помощи, удельных капитальных вложений в развитие отрасли) и Рациональными – ориентированы на полное удовлетворение потребностей населения и отрасли (нормативы по врачебным кадрам и среднему медицинскому персоналу).
В) комплексные – характеризуют социально-экономические аспекты управления и обеспечения населения медицинской помощью и Частные – характеризуют отдельные стороны протекающих процессов
В ЗО действуют нормы и нормативы:
– по сфере применения: местные и отраслевые
– по сроку действия: временные и условно постоянные
– по способу построения: единые и типовые
– по методу обоснования: научно-обоснованные, статистические, опытные, усредненные
– по единице измерения: нормы времени, нормы нагрузки, обслуживания, численности персонала, материальных затрат и т. п.
Нормы и нормативы в ЗО можно объединить в 4 группы:
1. оказания медицинских услуг (нормативы труда, нормативы развития сети организаций, нормативы стоимости медицинских услуг)
2. потребления (нормативы заработной платы, нормативы финансирования ЗО)
3. развития отрасли (потребность отрасли в специалистах и др.)
4. санитарно-гигиенические (строительные нормы и правила, предельные нормы содержания веществ в почве и воздухе)
Основные принципы разработки норм и нормативов:
– использовать оценку населением степени удовлетворения потребностей в услугах системы ЗО
– принимать во внимание общественное мнение по ключевым вопросам развития ЗО
– учитывать при разработке норм и нормативов рекомендации ВОЗ и уровень удовлетворения потребностей в медицинской помощи в развитых странах
– разрабатывать нормы и нормативы не только для страны в целом, но и по регионам с учетом уровня оказания медицинской помощи, потребления медицинских услуг по поло-возрастным и профессиональным группам населения в территориальном разрезе, а также структуры заболеваемости
Функции норм и нормативов:
– анализ достигнутого уровня развития отрасли и результатов деятельности ЛПО
– планирование и прогнозирование деятельности ЛПО
– контроль за использованием материальных, финансовых и трудовых ресурсов
– необходимый элемент хозяйственного механизма отрасли для организации работы по оказанию медицинских услуг
7) метод экстраполяции – применяется для выявления тенденции изменения показателей заболеваемости по отдельным нозологическим формам, рождаемости, смертности и др. в последующие годы и др.
Территориальные программы государственных гарантий (ТПГГ) по оказанию медицинской помощи населению определяют виды и объем медицинской помощи, а также условия их предоставления за счет средств бюджета, содержат нормативы по конкретным объемам медицинской помощи и плановые показатели их финансового обеспечения, утверждаются ежегодно исполнительными органами власти.
Основа ТПГГ – гарантированный государством объем медицинской и лекарственной помощи, предусматривающий оказание количественно-регламентированной медицинской помощи по профилактике, диагностике и лечению заболеваний, определенный ежегодно МЗ РБ в виде государственных минимальных социальных стандартов в области ЗО.
Законодательные акты при составлении ТПГГ:
1. Конституция РБ
2. Закон о государственных минимальных социальных стандартах
3. Постановление Совета министров РБ о государственных минимальных социальных стандартах в области ЗО (2002 г.)
4. Постановление МЗ РБ об утверждении среднереспубликанских нормативов объема медицинской помощи, которые предоставляются государственными организациями гражданам РБ за счет средств бюджета (число посещений поликлиники 10600 на 1 тыс., уровень госпитализации 220 на 1 тыс., средняя длительность лечения 11,7 дней, число вызовов скорой 260 на 1 тыс. и др.)
5. Инструкция по разработке и реализации ТПГГ
Также необходимо знание нормативов обеспечения медицинской помощью (норматив бюджетного финансиярования на 1 человека, обеспеченность врачами первичного звена – 1 на 1300, обеспеченность койками – 9 на 1000 населения, аптеками – 1 на 8000 жителей, бригадами СМП – 1 на 12,5 тыс. жителей), показатели здоровья (заболеваемость, смертность, инвалидность), данные о финансах.
Структура ТПГГ:
1. Общие положения
2. Перечень видов медицинской помощи, представляемой населению за счет бюджета конкретного района
3. Условия предоставления медицинской помощи населению
4. Объемы медицинской помощи
5. Обязанности и ответственность местных органов власти и органов ЗО
Действует Редакция от 02.10.1987
Наименование документ | ПИСЬМО Минздрава СССР от 02.10.87 N 02-14/82-14 "О ПОРЯДКЕ РАСШИРЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЫШЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ПРИКАЗА МИНЗДРАВА СССР ОТ 13 АВГУСТА 1987 Г. N 955" |
Вид документа | письмо, методические рекомендации |
Принявший орган | минздрав ссср |
Номер документа | 02-14/82-14 |
Дата принятия | 01.01.1970 |
Дата редакции | 02.10.1987 |
Дата регистрации в Минюсте | 01.01.1970 |
Статус | действует |
Публикация |
|
Навигатор | Примечания |
ПИСЬМО Минздрава СССР от 02.10.87 N 02-14/82-14 "О ПОРЯДКЕ РАСШИРЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЫШЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ПРИКАЗА МИНЗДРАВА СССР ОТ 13 АВГУСТА 1987 Г. N 955"
Глава 2. НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ОСНОВНЫХ ТИПОВ УЧРЕЖДЕНИЙ
2.1. Бюджет рабочего времени медицинского персонала
Одним из основных показателей при проектировании нормативов по труду во всех типах учреждений здравоохранения, анализе объема работы должности является бюджет рабочего времени.
Определение годового бюджета рабочего времени медицинского персонала имеет свои особенности в отличие от принятого в производственной сфере народного хозяйства.
При планировании численности рабочих основных профессий в промышленных отраслях народного хозяйства учитывается явочный и списочный их состав и применяется методика расчета численности работников, то есть живой рабочей силы для выполнения намеченного плана с учетом всех факторов, мешающих работнику быть на рабочем месте.
Нормирование труда в здравоохранении имеет свою специфику и методически решается по должностному принципу, согласно которому предусматривается выполнение определенного объема работы при определенных организационных условиях одной должностью независимо от числа лиц, которые будут выполнять работу по этой должности в течение года. Это предполагает отработку определенного времени в течение рабочего дня и числа рабочих дней в году. В учреждениях здравоохранения определяется, таким образом, не численность живой рабочей силы, а штатное количество должностей.
Под врачебной должностью понимается круг обязанностей и конкретный объем работы врача на определенный период рабочего времени, регламентируемый расчетными нормами нагрузки врача, длительностью рабочего времени и продолжительностью отпуска. Должность, как показатель плана здравоохранения, является измерителем объема работы врача в различных сферах его деятельности.
Содержание понятия "врачебная должность" понятию "врач", как физическому лицу, соответствует только в том случае, когда один врач будет выполнять работу по одной врачебной должности и баланс рабочего времени по этой должности будет полностью соответствовать фактически отработанному рабочему времени врачом в течение года в соответствии с установленным рабочим временем по действующему законодательству.
Однако, в течение года у врачей отмечаются невыходы на работу по болезни, в связи с до- и послеродовым отпуском, уходом за ребенком, больными членами семьи. Помимо этого, врачебный персонал часто отвлекается от работы, связанной с оказанием лечебно-профилактической помощи населению, для прохождения курсов усовершенствования и специализации, работой в различных комиссиях и на совещаниях, выполнение государственных и общественных обязанностей. В этих случаях руководитель учреждения на время отсутствия работника имеет право пригласить другое лицо в качестве его заместителя и тем самым обеспечить выполнение запланированного объема работы. При этом невыход на работу сотрудника в учреждении здравоохранения не задерживает работу другого персонала и сама работа может быть выполнена в другую смену. В то же время, отсутствие во многих случаях достаточного объема работы для введения полных штатных должностей в учреждении здравоохранения позволяет устанавливать дробные ее части и занимать работниками-совместителями. Таким образом, наличие совместительства и заместительства, позволяющее заменить врача на время его отсутствия в отпуске, по болезни и другим уважительным причинам, фактически предопределяет различие в нормировании труда в здравоохранении от промышленных отраслей народного хозяйства.
Расчет плановой длительности рабочего времени в течение года медицинского персонала осуществляется путем исключения из числа календарных дней в году выходных и праздничных дней, продолжительности отпуска.
В году 365 календарных дней, в том числе 52 выходных и 8 праздничных. Поскольку один из праздничных дней в году, как правило, совпадает с воскресным днем, в расчет принимается 59 выходных и праздничных дней в году. Общая продолжительность отпуска работников здравоохранения, имеющих право на один или несколько видов дополнительных отпусков, складывается из основного отпуска в 12 рабочих дней и продолжительности дополнительного отпуска (отпусков). Согласно "Списку производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день" (раздел "Здравоохранение"), утвержденному постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам, труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 25.10.74 г. N 298/П-22, медицинские работники имеют дополнительный отпуск продолжительностью 6, 12, 18, 24 и 30 рабочих дней в зависимости от занимаемой должности и места работы. Помимо этого, некоторым работникам предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска сверх предусмотренных настоящим постановлением:
Дополнительный оплачиваемый трехдневный отпуск предоставляется врачам участковых больниц и амбулаторий, расположенных в сельской местности, участковым терапевтам и педиатрам территориальных городских поликлиник, выездных бригад станций и отделений скорой и неотложной медицинской помощи, станций санитарной авиации и отделений плановой и экстренной консультативной помощи за непрерывную работу в указанных учреждениях и территориальных участках свыше 3 лет;
Дополнительный отпуск предоставляется донорам после каждого дня сдачи крови; матерям, имеющим 2 и более детей в возрасти 12 лет, если ежегодный отпуск в общей продолжительности не превышает 28 календарных дней; студентам высших и средних специальных учебных заведений на период выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов.
Необходимым элементом расчета годового бюджета рабочего времени должности является число часов работы в день.
Для большинства врачей и среднего медицинского персонала установлена сокращенная продолжительность рабочего "времени - не более 38,5 часов в неделю, обусловленная прежде всего нервно-психическим напряжением в работе. Врачам и медицинским сестрам, как правило, устанавливается рабочий день продолжительностью 6,5 часов при шестидневной рабочей неделе; младшему медицинскому персоналу - 7 часов. Накануне выходных и праздничных дней рабочий день сокращается на 30 минут, а для работников с 7 - часовым рабочим днем - на 1 час. В ряде случаев, в связи с вредными условиями труда, для медицинского персонала устанавливается рабочий день продолжительностью 6 часов: в туберкулезных и инфекционных больницах и отделениях, психиатрических, психоневрологических, наркологических и нейрохирургических учреждениях и отделениях. В этих случаях в предвыходные и предпраздничные дни рабочий день не сокращается. Для некоторых медицинских работников установлен рабочий день еще меньшей продолжительности; так, 5,5 часовой рабочий день имеют, например, врачи врачебно-трудовых экспертных комиссий (ВТЭК) и врачебно-консультативных комиссий, врачи-стоматологи (кроме стоматологов-хирургов стационара), зубные врачи и зубные врачи-протезисты.
Помимо младшего медицинского персонала, 7-часовой рабочий день имеют:
Главные врачи и их заместители;
Врачи и средний медицинский персонал санаториев общего типа и домов отдыха;
Диетсестры всех лечебно-профилактических учреждений и средний медицинский персонал молочных кухонь;
Зубные техники.
На основании вышеприведенных данных о числе дней работы должности в году и ежедневном рабочем времени осуществляется расчет, годового бюджета рабочего времени должности, выраженный в часах или минутах.
Как указывалось ранее, в течение рабочего дня врача в среднем около 30 мин. времени затрачивается на работы, не связанные с приемом больных, оказанием им лечебно-профилактической помощи, и это время необходимо учитывать и исключать при расчете годового бюджета рабочего времени должности.
Таким образом, расчет годового бюджета рабочего времени должности (в часах) осуществляется по формуле:
Б = а х (в - с) - d
а - число рабочих дней должности в году;
в - ежедневное время работы;
с - затраты времени в течение дня, не связанные с лечебно-диагностической работой;
d - сокращение рабочего времени в предвыходные и предпраздничные дни (в часах).
При расчете числа должностей врачей-эндоскопистов, медицинских сестер по физиотерапии, массажу, санитарок централизованной стерилизационной и др. определяется годовой бюджет времени, учитываемый в условных единицах.
Многие исследователи, анализируя деятельность амбулаторно-поликлинических учреждений, приходят к заключению, что фактическая годовая нагрузка врачей ниже плановой, в то время как дневная нагрузка врача чаще выше, чем это предусмотрено нормативами. Это следует отнести как за счет недостаточно удовлетворительной организации труда врачей, так и за счет того, что фактически врач работает на приеме значительно меньшее количество дней и часов, чем это предусмотрено плановыми расчетами нагрузки врачебной должности.
Проблеме изучения потерь рабочего времени врачебного персонала и путей их сокращения уделяется особое внимание, так как неполное использование рабочих дней в году приводит к снижению доступности, объема и качества медицинской помощи.
Как указывалось выше, дни невыхода медицинского работника на работу, за исключением выходных, праздничных дней и отпуска не учитываются при расчете планового бюджета рабочего времени должности, что обусловлено системой заместительства и совместительства, действующей в здравоохранении.
В то же время в учреждениях здравоохранения необходимо проводить анализ причин невыхода на работу, возможностей замещения отсутствующего работника в соответствии с действующим законодательством (рис. 4).
По материалам специально проведенного изучения уровня и структуры потерь рабочего времени 765 врачей 20 амбулаторно-поликлинических учреждений число дней невыхода одного врача на работу в течение года составляет в среднем 41,7 дней.
Более половины этих потерь приходятся на временную нетрудоспособность в связи с заболеванием, до- и послеродовыми отпусками. Специализация и усовершенствование, командировки, выполнение государственных обязанностей, составляют около 20%, т.е. 9 дней.
Полное использование руководителем учреждения возможностей заместительства и совместительства при контроле за отработкой соответствующего рабочего времени будет способствовать более рациональной расстановке кадров и сокращению разницы между плановым бюджетом рабочего времени должности и показателями фактического его использования.
Рис. 4
ГОДОВОЙ БЮДЖЕТ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА
2.2. Нормирование труда медицинского персонала амбулаторно-поликлинических учрежденийНормирование труда медицинского персонала амбулаторно-поликлинических учреждений основывается главным образом на изучении труда врачебного персонала. Проектирование нормативов должностей врачей, ведущих амбулаторный прием, осуществляется по двум ведущим показателям:
1. Потребности населения в разных видах медицинской помощи, выраженной показателями посещаемости.
2. Плановой функции врачебной должности.
Основой для определения потребности населения в том или ином виде медицинской помощи служат разработанные в научных исследованиях интенсивные показатели посещаемости на перспективный период, которые отражают характер патологии населения, уровень заболеваемости, демографическую ситуацию, а также достижения медицинской науки и эффект от их внедрения в практику здравоохранения. Показатели потребности населения в амбулаторно-поликлинической помощи устанавливаются на основе комплексной методики, включающей изучение заболеваемости по обращаемости, углубленные медицинские осмотры населения, применение экспертной оценки полноты и качества оказания медицинской помощи. Однако, отсутствие распределения посещаемости по типам учреждений (уровням обслуживания), цели посещения создают значительные трудности при их применении в нормативно-исследовательских работах. Кроме того, заболеваемость, выявленная в результате дополнительных медицинских осмотров с учетом применения экспертного метода, как правило, не реализуется в виде обращений населения в учреждения здравоохранения. Задача планирования, составной частью которого является нормирование труда, заключается в наиболее рациональном сочетании реальных возможностей учреждений здравоохранения и стремления максимально удовлетворить потребность населения в медицинской помощи.
Определение потребности населения в том или ином виде медицинской помощи в целях нормирования базируется на изучении трех групп данных:
1. Материалов научных исследований потребности населения в медицинской помощи.
2. Показателей деятельности врачей исследуемых типов учреждений в 19 экономико-географических регионах страны, используемых в качестве баз для сбора материалов по труду.
3. Показателей деятельности врачебного персонала в специально выбранных учреждениях, укомплектованных кадрами, применяющих передовые, прогрессивные формы обслуживания, методы профилактики, диагностики и лечения.
Как правило, разница в показателях посещаемости между второй и третьей группой учреждений составляет 15-20%. Например, уровень посещаемости населения к врачам-фтизиатрам в городских диспансерах по учреждениям второй группы составил 168 на 1000 населения, а третьей группы - 203.
Для сопоставления этих данных с первой группой показателей - научно разработанной потребностью населения в том или ином виде медицинской помощи - требуется проведение соответствующего анализа и уточнение показателя.
Это связано с тем, что в нормативно-исследовательских работах изучается посещаемость населения по той или иной специальности в конкретном типе учреждения. Потребность же определяется в целом на все население на всех этапах оказания медицинской помощи. Перерасчеты показателей с учетом удельного веса городских и сельских жителей, данных научных исследований о распределении посещаемости по этапам оказания медицинской помощи позволяют получить единый суммарный показатель, отражающий потребность населения по тому или иному виду медицинской помощи. Реализация же удовлетворения потребности населения по изучаемому виду помощи зависит как от степени развития службы, так и от ее доступности.
Сопоставление фактических показателей посещаемости населения с данными потребности правомерно проводить лишь в целом по всем специальностям с учетом уровня развития специализированных служб, так как возможная "недогрузка" в числе посещений по той или иной специальности может быть в известной мере компенсирована более высокими показателями деятельности по другой, более широкой специальности. Однако и такое сопоставление не может претендовать на полноту анализа, так как не учитывается пропорциональность или возможные диспропорции развития амбулаторно-поликлинической, стационарной и скорой медицинской помощи.
Перспективный показатель потребности населения в амбулаторно-поликлиническом обслуживании определяется на основе данных о фактической посещаемости населения в третьей группе учреждений с ретроспективным анализом показателей посещаемости за ряд предшествующих лет (3-5 и более). Тогда, средний прирост числа посещений в год рассчитывается как среднеарифметическая величина по формуле:
a = | b - b_1 | (2.2.1.) | |
n |
a - среднегодовой прирост числа посещений к врачам;
b - уровень посещаемости к врачам данного расчетного года;
b_1 - уровень посещаемости к врачам базисного, сопоставляемого с расчетным года;
n - длительность базисного периода в годах.
При этом оптимальная величина нормативной потребности на перспективный пятилетний период определяется по формуле:
H = b + 5a | (2.2.2.) |
Н - прогнозируемая посещаемость к концу 5-летнего периода.
В ряде случаев при становлении и развитии новой врачебной специальности увеличение числа посещений может происходить в геометрической прогрессии и планирование нормативной потребности на ближайший период осуществляется с помощью экстраполяции экспоненциального роста посещаемости:
H = b x (I + | b_2 | ) | n | <*> | (2.2.3.) | |
100 |
b_2 - годовой прирост числа посещений в %%;
n - длительность планируемого периода в годах.
<*> Г.А. Попов, 1974
Таким образом, величина показателя посещаемости, принимаемого в качестве исходного при проектировании норматива должностей врачей амбулаторно-поликлинических учреждений, основывается на определении уровня посещаемости и анализе ее динамики.
Функция врачебной должности определяется тем объемом работы, который должен быть выполнен в пределах годового баланса рабочего времени по данной должности.
На производительность труда врача, ведущего амбулаторный прием, то есть на показатель его нагрузки, влияют разнообразные факторы: структура посещений по нозологическим формам, характеру и тяжести патологии, соотношение первичных и повторных посещений, а также посещений, сделанных в связи с заболеваемостью, с профилактической целью, диспансерным наблюдением и пр.; уровень квалификации врача, его техническая вооруженность, наличие помощников, организация труда и др. (рис. 5). Средние затраты времени на I посещение являются интегрирующими величинами, в которых отражается влияние различных факторов, имеющих отношение как к характеру посещения и возрастно-половому составу больных, так и к формам и условиям организации труда врачей. Это предполагает разработку дифференцированных норм труда и последующий расчет на этой основе единой нагрузки с учетом многообразия деятельности медицинского персонала.
Полученные в результате укрупнения конечные данные о затратах труда, выраженные по времени, позволяют исчислить их в показателе "посещение", число которых за единицу рабочего времени (час) определяет врачебную нагрузку на амбулаторном приеме (60 мин: М мин = Н).
Рис. 5
ФАКТОРЫ, УЧИТЫВАЕМЫЕ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ НОРМ ПО ТРУДУ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В дальнейшем осуществляется переход от показателей затрат труда к показателя "должность". В настоящее время показателем и измерителем объема амбулаторно-поликлинической помощи в плане здравоохранения является "врачебная должность".
Число посещений, которое врачебная должность должна выполнить в течение года называется функцией врачебной должности. Она выражается формулой:
Ф = (A x t_а) + (B x t_b) + (C х t_с) х Б | (2.2.4.) |
Ф - функция врачебной должности (число посещений);
А,В,С - нагрузка врача на 1 час работы в поликлинике, при проведении профилактических осмотров, оказании помощи на дому соответственно;
t_а, t_b, t_с - число часов работы в день на данные вида работы;
Нагрузка врача на приеме в поликлинике и на дому регламентируется расчетными нормами обслуживания для врачей амбулаторно-поликлинических учреждений, утверждаемыми Минздравом СССР или полученными в результате научных исследований. Годовой баланс рабочего времени определяется исходя из количества рабочих дней в году и продолжительности рабочего дня, в соответствии с действующим трудовым законодательством. Начало и окончание работы, распределение рабочего времени по видам деятельности в течение учетного периода устанавливается графиком сменности (работы), утверждаемым администрацией по согласованию с профсоюзным комитетом в зависимости от конкретных условий. График работы врачебного персонала может быть самым различным не только в разных учреждениях здравоохранения, но и у врачей одноименной специальности одного и того же амбулаторно-поликлинического учреждения. Распределение рабочего времени врача для амбулаторного приема и помощи больным на дому должно быть дифференцировано с учетом численности и возрастного состава населения, уровня заболеваемости и обращаемости за медицинской помощью, особенностей участка.
Поскольку нормы обслуживания на 1 час приема в поликлинике, проведение профилактических осмотров и оказание медицинской помощи на дому неравнозначны, функция врачебной должности различна в зависимости от графика работы при прочих равных условиях.
Пример. Если в среднем врач-терапевт участковый в течение рабочего дня затрачивает 4 часа на прием в поликлинике, из них 1 час на проведение профилактических осмотров, а 2 часа на оказание медицинской помощи на дому, тогда
Ф = (5 х 3) + (7,5 х 1) + (2 х 2) х 282 = 7473 посещений.
При другом графике работы в случае, когда врач-терапевт выделяет 2,5 часа на прием в поликлинике, 1 час на профилактические осмотры и 2,5 часа на оказание помощи на дому, плановая функция врачебной должности составит
Ф = (5 х 2,5) + (7,5 х 1) + (2 х 2,5) х 282 = 7050 посещений.
При разработке нормативов врачебных должностей амбулаторного приема необходимо иметь стабильный показатель плановой врачебной должности, стандартизованный по всем указанным параметрам. Таким требованиям отвечает перевод всех видов посещений в единицы, эквивалентные какому-либо одному из них, например, посещениям в поликлинике. Способ перевода в эквивалентные единицы довольно широко применяется в экономике здравоохранения.
Расчет общего числа посещений в эквивалентных единицах осуществляется по формуле:
П = А х 1 + Б х К_1+ С х К_2 | (2.2.5.) |
П - общее число посещений в эквивалентных единицах;
А - число лечебно-диагностических посещений в поликлинике;
Б - число профилактических посещений;
С - число посещений на дому;
К_1,2 - коэффициент перевода соответствующих посещений в единицы, эквивалентные посещениям в поликлинике.
При таком расчете плановая функция должности врача-терапевта участкового вне зависимости от графика работы будет составлять 8460 посещений (5 х 6 х 282).
Устранить влияние различного графика работы врача в течение дня, месяца, года на величину функции должности и следовательно, показателя штатного норматива можно и с помощью другого методического подхода, рассчитывая средневзвешенное число посещений на 1 час работы по формулам:
П = | 100 | или | (2.2.6.) | ||||||
m | + | n | + | p | |||||
M | N | P |
П = | 60 | (2.2.7.) | ||||||||||||||
( | 60 | ) | x m | ( | 60 | ) | x n | ( | 60 | ) | x p | |||||
M | + | N | + | P | ||||||||||||
100 | 100 | 100 |
П - средневзвешенное число посещений на 1 час работа;
m, n, p - удельный вес числа лечебно-диагностических, профилактических посещений и посещений на дому в общей структуре посещаемости в %%;
M, N, P - расчетная норма нагрузки на различные виды посещений.
Завершающим этапом разработки нормативного показателя является переход от измерителя объема деятельности должности в числе посещений к измерителю "население", более удобному для практического применения. Расчет норматива осуществляется по формуле:
Н = | П х Ч | (2.2.8.) | |
Ф |
Н - норматив врачебной должности;
П - показатель посещаемости на 1 жителя в год;
Ч - численность населения, на которую рассчитывается норматив врачебной должности (10 тыс., 100 тыс.);
Ф - плановая функция врачебной должности.
Пример расчета. Научным исследованием установлено, что планируемое число посещений на 1 взрослого жителя в год к врачу-терапевту участковому составляет 4,3 в том числе 2,4 лечебно-диагностических, 1,2 профилактических и 0,7 посещений по оказанию медицинской помощи на дому (таблица 5).
Таблица 5
Распределение посещений к врачу-терапевту участковому в расчете на 1 взрослого жителя в год
NN п/п | Вид посещения | Число посещений | Структура посещений в %% | К | Число эквивалентных посещений |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Лечебнодиагностическое | 2,4 | 55,8 | 1.0 | 2.4 |
2. | Профилактическое | 1,2 | 27,9 | 0,667 | 0,8 |
3. | На дому | 0,7 | 16,3 | 2,5 | 1,75 |
всего: | 4,3 | 100,0 | 4,95 |
1 вариант расчета (по формуле 2.2.5.). Функция должности врача-терапевта участкового в условных поликлинических лечебно-диагностических посещениях составляет 8460 посещений. Плановое число условных эквивалентных посещений получается умножением числа разного рода посещений (гр. 3) на величину коэффициента (гр. 5) и составляет 4,95 условных посещений, принимаемых в расчет и тогда величина норматива должности врача-терапевта участкового равна 5,9 должностям в расчете на 10 тысяч взрослого населения:
Н = | 4,95 х 10000 | = 5,9 |
8460 |
2 вариант расчета (по формуле 2.2.6). Средневзвешенное число посещений на 1 час работы врача-терапевта участкового при данной структуре посещений составит 4,342:
П = | 100 | = 4,342 | |||||
55,8 | + | 27,9 | + | 16,3 | |||
5 | 7,5 | 2 |
Такой же результат получается и при использовании формулы 2.2.7 при расчете средневзвешенной нагрузки на 1 час работы.
П = | 60 | = 4,342 | |||||||||||
( | 60 | ) | x 55,8 | ( | 60 | x 27,9 | ( | 60 | x 16,3 | ||||
5 | + | 7,5 | + | 2 | |||||||||
100 | 100 | 100 |
Отсюда функция должности врача-терапевта будет равна 7347 посещениям в год (6 х 4,342 х 282) и величина штатного норматива - 5,9 должностей врача-терапевта участкового в расчете на 10 тысяч взрослого населения:
Н = | 4,3 х 10000 | = 5,9 |
7347 |
Основной задачей стационаров лечебно-профилактических учреждений является обеспечение полного объема обследования и лечения больного в соответствии с материальными и кадровыми возможностями в разные периоды его пребывания в стационаре (поступление, обследование, лечение, выписка) и на различных этапах оказания помощи (реанимация и интенсивная терапия, активное лечение, долечивание и восстановительное лечение) в условиях непрерывности лечебно-диагностического процесса в течение суток.
На величину затрат времени медицинского персонала при обслуживании больных в стационаре оказывают влияние многочисленные факторы, основными из которых являются: состав больных по нозологическим формам заболеваний; медицинские мероприятия, соответствующие периоду пребывания больного в стационаре в зависимости от порядка поступления (плановая или экстренная госпитализация); средняя длительность пребывания в стационаре (рис. 6).
Кроме того, степень удовлетворения потребности населения в стационарной помощи при прочих равных условиях оказывает опосредованное влияние на нормативы по труду медицинского персонала больничных учреждений.
Укрупнение показателей нагрузки работника в зависимости от указанных факторов для получения единого средневзвешенного показателя осуществляется, как и при нормировании труда в амбулаторно-поликлинических учреждениях, ступенчатым методом.
Рис. 6
НОРМООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ, УЧИТЫВАЕМЫЕ ПРИ РАЗРАБОТКЕ НОРМ ПО ТРУДУ В БОЛЬНИЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
При проведении этой работы исследователь применяет различную последовательность расчетов. Например, на первом этапе - определяются затраты труда на обслуживание больных с различными нозологическими формами заболеваний с учетом возрастно-полового состава госпитализированных по периодам стационарного лечения.
Фотохронометражные наблюдения, которые обычно проводятся в течение двух недель, не всегда выявляют истинную нагрузку работника по ряду выполняемых в течение года работ, особенно по редко проводимым инструментальным и аппаратным методам обследования. В этом случае данные фотохронометражных наблюдений дополняются хронометражными замерами. При невозможности их осуществления используются данные о временных затратах, полученные от работников, непосредственно осуществляющих эти манипуляции, исследования. Количество этих исследований в течение года устанавливается на основании показателей работа подразделения за календарный год, получаемых из "Карт объема деятельности медицинского персонала учреждения здравоохранения" на основе данных учетной документации.
Так, например, врач-уролог, по данным фотохронометражных наблюдений, на эти виды деятельности затрачивает 30 мин., т.е. в среднем 1,2 мин. на одного лечащегося больного. Из "Карты объема деятельности..." устанавливается объем этих исследований, он составляет 0,8 обследований на одного больного, и, следовательно, расчетные затраты времени на одного больного средней длительности пребывания его в стационаре 13 дней составят 1,85 мин.
Таким образом, сопоставление данных непосредственных наблюдений с годовым объемом деятельности работника позволяет более объективно установить затраты его труда на те или иные виды работ.
Дальнейший расчет укрупненного показателя осуществляется по формуле:
М + К х М_л х (-2 - | n | ) + М_в | |||
М = | 7 | (2.3.1.) | |||
n - | n | ||||
7 |
М - средневзвешенные затраты времени на непосредственное обслуживание больного в расчете на один осмотр (в мин.);
M_n - затраты времени врача на оказание медицинской помощи поступившему больному (в мин.);
М_л - затраты времени врача на оказание медицинской помощи лечащемуся больному в день осмотра (в мин.);
M_в - затраты времени врача на оказание медицинской помощи выписывающемуся больному (в мин.);
К - коэффициент частоты врачебных осмотров лечащихся больных в расчете на рабочий день врача;
N - средняя длительность стационарного лечения (в днях);
7 - число дней в неделе.
Как правило, больного, находящегося в стационаре, врач осматривает ежедневно, тогда К = I. В ряде случаев в силу специфики врачебной работы и обслуживаемого контингента число осмотров больного в день отклоняется от единицы в ту или другую сторону. Так, в отделениях (палатах) реанимации и интенсивной терапии, в родовом отделении в течение рабочего дня врач несколько раз осуществляет опрос и обследование пациента. В психиатрических больницах, санаториях, отделениях для долечивания врачебный осмотр возможен один раз в 2, 3 и более дней, в детских санаториях - один раз в 5 дней и т.д. Следовательно, коэффициент частоты осмотра составляет соответственно 0,5; 0,3 и 0,2.
Таким методом рассчитывается затраты врача, непосредственно связанные с обслуживанием больного: опрос, осмотр, оказание медицинской помощи и ведение документации. В дальнейшем определяется время в течение рабочего дня, затрачиваемое на другие виды работ (вспомогательная деятельность, служебные разговоры, переходы и др.) и личное время.
При нормировании труда врачебного персонала учитывается и работа врача в вечернее и ночное время, в общеустановленные выходные и праздничные дни (так называемые "дежурства"). Врачебное обслуживание больных в это время, как правило, обеспечивается врачами, должности которых предусмотрены штатными нормативами для данного учреждения, в пределах их рабочего времени за учетный период. К этим работам привлекаются врачи, ведущие лечебную работу. К "дежурствам" не привлекаются врачи-рентгенологи, занятые исключительно диагностической работой, лаборанты, бактериологи. Эти врачи могут привлекаться к так называемым "дежурствам" по своим специальностям.
"Дежурство", продолжительность которого не должна, как правило, превышать 12 часов, осуществляется по больнице в целом, а в крупных больницах, помимо этого, и по группе отделений при наличии в группе не менее 200 коек. В учреждениях здравоохранения сельских районов и родильных домах в городах могут вводиться "дежурства на дому".
Полученные данные затрат времени врача по всем видам выполняемых работ позволяют исчислить их в показателе "больной" по формуле:
Н_б | Т - В - Д | (2.3.2.) | |
М |
Где Н_б - измеритель показателя "больной" (нагрузка врача на рабочий день);
Т - продолжительность рабочего дня по данной должности (в мин);
В - среднее время в течение рабочего дня, не связанное с непосредственным обслуживанием больных (в мин.);
Д - среднее время, исключаемое из длительности рабочего дня для выполнения "дежурств" (в мин.);
М - среднее расчетное время на обслуживание 1 больного (из формулы 2.2.1.).
Пример расчета.
Врач-терапевт затрачивает в среднем ежедневно 15 мин. на одного больного. В течение месяца 24 часа предусматривается на " дежурства", т.е. ежедневное рабочее время сокращается в среднем на 1 час; среднее время в течение рабочего дня, не связанное с непосредственным обслуживанием больных, составляет 0,5 часа, следовательно:
Для перехода к принятому для расчета штатов больничных учреждений показателю - "койка", используется следующий методический прием. Известно, что плановая длительность работы койки в году неодинакова в учреждениях различного типа: для городских больниц она составляет 340 дней, для сельских - 320, инфекционных - 310, родильных домов - 300. Таким образом, в течение года часть больничных коек простаивает, так как не занята больными по ряду причин. Поэтому, при переходе от показателя "больной" к показателю "койка" необходимо, с учетом планируемой длительности занятости койки в году, увеличить полученный ранее расчетный показатель:
Н_к | 365 | х Н_б | (2.3.3.) | ||||||
П |
Т = SUM (n_1 x t_1 + n_2 x t_2 +... + n_1 x t_1) | (2.4.1.) |
Т - годовой объем деятельности, выраженный в минутах или числе условных единиц;
n - число исследований, процедур;
t - в минутах или условных единицах на одно исследование, процедуру.
В тех случаях, когда в одном структурном подразделении действуют расчетные нормы времени, выраженные как в минутах, так и в условных единицах, Т определяется раздельно по этим показателям.
Расчет необходимого числа должностей (W) на выполнение годового объема работы, проводится по формуле:
W = | Т | (2.4.2.) | |
Б |
Т - соответствует формуле 2.4.1;
Б - годовой бюджет рабочего времени должности.
Годовой бюджет рабочего времени должностей медицинского персонала вспомогательной лечебно-диагностической службы может бать выражен, как указывалось в соответствующем разделе, в минутах или в условных единицах. Так, годовой бюджет врача-лаборанта, лаборанта, врача и медицинской сестры по функциональной диагностике составляет 101910 мин., врача-рентгенолога - 66240 мин., медицинской сестры по физиотерапии 15000 условных физиотерапевтических единиц, медицинской сестры по массажу - 8340 единиц массажа.
Как правило, показателем, по которому определяется норматив должности медицинского персонала вспомогательной лечебно-диагностической службы в амбулаторно-поликлинических учреждениях являются врачебные должности, ведущие амбулаторный прием, а в больничных и санаторных учреждениях - койка.
Норматив должностей медицинского персонала вспомогательной лечебно-диагностической службы рассчитывается по формуле:
N = | F | (2.4.3.) | |
W |
N - норматив должности;
F - показатель норматива (число врачебных должностей, ведущих амбулаторный прием или число коек);
W - соответствует формуле 2.4.2.
Таблица 6
РАСЧЕТ ГОДОВЫХ ЗАТРАТ ВРЕМЕНИ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ЛАБОРАТОРИИ НА ПРОВЕДЕНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Наименование исследования | Число исследований (n) | Время на 1 исследование в мин. (t) | Общие затраты времени (Т) | ||
для лаборанта | для врача-лаборанта | для лаборанта | для врача-лаборанта | ||
Подсчет лейкоцитарной формулы | 50000 | 2 | 6 | 50000 х 2= 100000 | 50000 х 6 = 300000 |
Определение группы крови | 1000 | 5 | 1000 х 5 = 5000 | ||
Определение амилазы (диастазы) в моче | 20000 | 15 | 20000 х 15 = 300000 | ||
Исследование пунктатов опухолей | 500 | 6 | 14 | 500 х 6= 3000 | 500 х 14 = 7000 |
Всего: | 100000 + 5000 300000 + 3000 = 435000 | 300000 + 7000 = 307000 |
Пример расчета норматива должности лаборанта амбулаторно-поликлинического учреждения
Указанный в предыдущем примере объем работы, соответствующий 4,268 должностей лаборантов, осуществляется в поликлинике, имеющей 33,75 должностей врачей, ведущих амбулаторный прием:
Т.е. устанавливается норматив из расчета 1 должность лаборанта на 8 должностей врачей, ведущих амбулаторный прием.
Пример расчета норматива должности лаборанта больничного учреждения
Указанный объем работы, соответствующий 4,268 должностям лаборантов, выполняется в больнице на 210 коек.
Ф х Д х Т х Ч |
N - норматив должности;
Б - годовой бюджет рабочего времени должности;
Ф - оборот койки;
Д - доля больных, нуждающихся в исследованиях, процедурах (в %%);
Т - среднерасчетное или нормативное время на 1 исследование, процедуру, осмотр;
Ч - число процедур, исследований, осмотров на курс лечения.
Формула 2.4.4. удобна тем, что по ее составляющим можно в определенной мере оценивать организацию лечебно-диагностического процесса, полноту и качество медицинской помощи больным и производить корректировку, исходя из экспертных оценок. Эта формула применима в основном при проведении научных исследований.
Пример расчета
В стационаре оборот койки составляет 20, из всех больных 30% нуждается в лечебном массаже, количество условных единиц массажа на одну процедуру составляет 2,2 ед.; за курс лечения в среднем проводится 12 процедур
N = | 8340 х 100 | = 52,6 коек |
20 х 30 х 2,2 х 12 |
Т.е. должность медицинской сестры по массажу устанавливается на 50 коек.
При внесении изменений в один из показателей, норматив изменяется. Так, если отбор больных на лечение определен не в 30, а 60%, то норматив должности составит 25 коек, при уменьшении среднего числа процедур с 12 до 10-60 коек и т.д.
В ряде случаев при нормировании труда среднего медицинского персонала вспомогательной лечебно-диагностической службы используется норматив соотношения. Так, число должностей рентгенолаборантов устанавливается соответственно числу должностей врачей-рентгенологов.
Нормирование труда в медицинском бизнесе зачастую осуществить достаточно проблематично. Причина в том, что основной методический прием, который требуется для формирования расчетных норм, – хронометраж (или фотография рабочего дня), а для его проведения нужны соответствующие специалисты - нормировщики. Такие специалисты в клинике есть далеко не всегда.
Впрочем, по рекомендации Минтруда, эти обязанности может выполнять «структурное подразделение (работник), в ведении которого находятся вопросы кадрового обеспечения деятельности учреждения, организации труда и заработной платы».
! Если вы хотите повысить эффективность вашей клиники и увеличить ваш доход, то скорее попробуйте от «Клиникон». С ее помощью вы автоматизируете большинство рутинных процессов, освободите больше времени вашим сотрудникам и увеличите прибыльность вашего бизнеса. Нам доверяют более 2500 салонов красоты по всей России!
Нормирование труда медицинского персонала: специфика, правовое сопровождение
Специфика медицинской сферы предполагает определенные особенности в проведении работ по нормированию труда. Сами нормы тоже могут значительно разнится. Например, нормы труда могут зависеть от уровня диагностики, методик лечения и проведения профилактических процедур, форм медицинского обслуживания. Кроме того, нормы должны быть удобны для расчета.
Для расчета норм численности сотрудников лучше использовать формулы и нормативы, рекомендуемые министерствами и ведомствами. Плюсами такого подхода являются: объективность, актуальность и относительная простота использования. Для расчета нормативов труда и норм численности персонала клиники я бы рекомендовала использовать следующие документы:
1. Приказ Минтруда РФ №504 от 30.09.2013 г. «Об утверждении методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях» и сопровождающие его методические материалы: 1.Рекомендуемые методики вычисления нормы численности согласно типовым нормам времени и типовым нормам обслуживания и 2. Примеры (алгоритмы) расчета норм труда путем редактирования типовых норм труда с учетом организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов.
В указанном документе и сопровождающих его методических рекомендаций приведены формулы и конкретные примеры расчетов по нормированию труда персонала, применимые как раз для медицинских учреждений и которые могут быть без существенной адаптации использованы частной клиникой.
2. Рекомендации и методические материалы Минздрава РФ. Например, типовые отраслевые нормы времени на оказание медицинской помощи клиенту клиники врачом-педиатром участковым, врачом-терапевтом участковым, врачом общей практики (семейным врачом), врачом-неврологом, врачом-оторинолангологом, врачом-офтальмологом и врачом- акушером-гинекологом, утвержденные приказом Минздрава РФ от 2.06.2015г.
Нормы времени приема врачами
В частности, согласно вышеприведенному документу нормы времени на 1 прием клиента клиники у врача-специалиста в связи с заболеванием, которые требуются для проведения в амбулаторных условиях необходимых трудовых действий для оказания медицинской услуги (включая затраты времени на заполнение необходимой медицинской документации):
а) врача-педиатра участкового – 15 минут;
б) врача-терапевта участкового – 15 минут;
в) врача общей практики (семейного врача) – 18 минут;
г) врача-невролога – 22 минуты;
д) врача-оториноларинголога – 16 минут;
е) врача-офтальмолога – 14 минут;
ж) врача-акушера-гинеколога – 22 минуты.
Что касается норм времени приема врачами на повторное посещение клиники при наличии заболевания, то они устанавливаются в размере 70-80% от норм времени, связанных с первичным посещением врача одним пациентом.
Возможно, вам также понравится:
- Как формировать зарплату администратора частной клиники
Данные нормы времени приема врачами могут быть скорректированы частной клиникой в зависимости от особенностей технологических процессов, на основе методических рекомендаций (см п.1)
Расчет нормы численности медицинского персонала
Зная нормы времени, несложно определить нормы численности медицинского персонала для врачей каждой категории и на основе их составить штатное расписание в вашей клинике.
Для расчета нормы численности медицинского персонала при известной норме времени используется такая совокупность формул:
Нч = (То/ Фп)*Кн
То= Тр*Кр
Кн = 1+ Вр/ (Фсум * Чср)
Тр=Нв* Оi
- Нч – это норма численности сотрудников определенной квалификации
- То – общие затраты времени за год на объем работ, проведенных сотрудниками (час)
- Фп – плановый нормативный фонд рабочего времени одного сотрудника клиники за год
- Кн – коэффициент, для которого берутся в расчет планируемые невыходы работников во время неоплачиваемого отпуска, болезни и т.д.
- Тр – затраты времени на соответствующий вид работ, по которым определены нормы времени
- Кр – коэффициент, учитывающий трудозатраты на работы, носящие разовый характер, по которым не определены нормы времени
- Вр – общее время, не отработанное из-за отсутствия на работе сотрудников клиники за расчетный период времени
- Фсум – нормативный фонд рабочего времени одного специалиста за расчетный период времени
- Чср – среднесписочная численность всех сотрудников клиники за расчетный период времени
- Нв – норма времени
- Оi – объем работы iго вида, выполняемый работником. Расчетным периодом рекомендуется признавать два предыдущих года
ПРИМЕР
Рассчитаем норму численности медицинского персонала на примере терапевта, используя приведенные выше рекомендуемые министерством нормы времени (переведя их из минут в часы) и исходя из того, что в клинике происходит за год 6800 первичных посещений терапевта и 9500 повторных, врачи работают 5 дней в неделю по 8 часов, отпуск 28 календарных дней, фонд рабочего времени по производственному календарю равен в текущем году – 1970, в предыдущих двух годах – 1986 и 1981 час. Все работы занормированы (Кр=1), среднесписочная численность работников клиники за два предыдущих года 215 человек, суммарное время, неотработанное из-за невыходов работников за расчетный период (Вр) составило 7213 часа.
Тр = 6800*(15 минут норматива/60 минут) + 5500*(15 минут норматива*80/60 минут) = 6800*0,25 + 9500*0,2 = 1700 + 1900 = 3600
То = 3600*1= 3600
Фсум = (1986+1981) – (2 года*28 дней отпуска/7дней недели*5 рабочих дней*8часов) = 3647
Кн = 1+7213/(3647*215) = 1,0092
Фп =1970-(28/7*5*8) =1810
Нч =3600/1810*1,0092 = 2,007 = 2 человека
Следовательно, в штатном расписании клиники необходимо предусмотреть двух врачей данной категории.
Организационная наука (научный менеджмент) в разные периоды решала проблемы рационализации, и оптимизации трудовой деятельности для повышения производительности, уменьшения физических и материальных затрат, борьбы с безработицей и т. д. Сейчас эти проблемы приобретают все большую актуальность. Следовательно, следует больше внимания отдавать проблемам нормирования труда, которые позволят рационализировать и оптимизировать различные области трудовой деятельности.
Происходящие в современной экономике процессы, характеризующиеся различной динамикой рыночных отношений, представляют собой новый этап в истории становления социально-трудовых отношений. Однако социально-трудовые отношения, как показывает опыт развитых стран, могут быть эффективными лишь тогда, когда гарантом выступает сильное и стабильное государство, основными параметрами которого являются: постоянный темп роста валового национального продукта, государственная управляемость безусловна, а эффективность проводимого экономического курса подтверждается видимыми для граждан результатами. Для федеративного государства наиболее значимым показателем является социально-экономическое развитие его субъектов и муниципальных образований, определяющее качество жизни населения страны.
А одним из основных направлений, влияющих на качество жизни населения, является здравоохранение, уровень развития которого во многом определяют показатели эффективности использования трудовых ресурсов страны.
В здравоохранении постоянно развиваются технологии оказания медицинских услуг, изменяются структуры патологии заболеваний, что требует постоянного совершенствования методологий в области регламентации труда персонала медицинских учреждений здравоохранения.
Изучению проблем регламентации труда уделялось достаточно большое внимание, в частности, были разработаны межотраслевые, отраслевые и локальные нормативные материалы по нормам времени на выполняемые работы, нормам нагрузки и нормативам численности, а также проводились исследования по установлению и закреплению состава работ в виде квалификационных справочников.
Совершенствование организации выполнения работ в учреждениях здравоохранения требует дальнейшей разработки методологии определения норм времени на медицинские услуги, методик расчета норм нагрузки медицинского персонала, подходов к определению и планированию численности медицинского персонала.
Для реализации вышеуказанной цели необходимо решение следующих задач:
- формирование новой системы регламентации труда медицинского персонала с применением мировых стандартов по технологиям оказания медицинских услуг;
- разработка современных методик по разработке норм времени (трудоемкости работ) на оказание простых и сложных медицинских услуг;
- формирование методики расчета норм нагрузки медицинского персонала учреждений здравоохранения по трем направлениям (амбулаторно-поликлинический прием, диагностические службы, стационары) с учетом приоритетов развития здравоохранения Российской Федерации;
- развитие новых подходов к определению и планированию численности медицинского персонала учреждений здравоохранения.
Необходимо отметить, что основой функционирования медицинских учреждений являются трудовые ресурсы, поэтому особую роль нужно отводить организации труда, которая должна базироваться на управлении персоналом медицинских учреждений на основе научно-рациональной (регламентационной) деятельности. В настоящее время высокая организация труда дает более высокие результаты, что непременно ведет к более высокой самоотдаче работника, повышению им производительности своего труда, самореализации под организованным руководством, призванным управленческими средствами мотивировать и стимулировать работника и самое главное обеспечивает необходимое качество оказываемых медицинских услуг.
Очевидно, что только управление, организованное на научной основе, позволит найти оптимальные решения для многих социальных проблем, касающихся уровня жизни не только медицинского персонала учреждений здравоохранения, но и потенциальных работников.
Взаимосвязь нормирования труда с общим уровнем жизни
За последние годы проведены исследования ФГУП «НИИ ТСС» Минздравсоцразвития России, предназначенные для учреждений здравоохранения Российской Федерации.
На основе объемного анализа функционирования медучреждений, собранных материалов и ожидаемых перспектив выявлено: при помощи нормирования труда возможно решение многих проблем, касающихся уровня жизни медицинских работников как на микро, так и на макро уровнях.
Учреждению здравоохранения, применяя научно обоснованную организацию труда, удается повысить результативность всей своей деятельности, увеличить производительность труда своих работников, добиться роста эффективности выполнения медицинским персоналом своих обязанностей. В свою очередь, это ведет к повышению вознаграждения за проделанную работу в виде заработной платы и тем самым к повышению покупательной способности. А эффективная деятельность, организованная в целом по учреждению здравоохранения и качественное функционирование данного учреждения в целом ведут к улучшению его деятельности на государственном уровне. Тем самым достигается возможность всестороннего влияния на уровень жизни населения страны.
Нормирование и эффективность
Нормирование труда необходимо применять при определении и планировании численности медицинского персонала. Оно оказывает непосредственное влияние на оплату труда основного и вспомогательного медицинского персонала учреждений здравоохранения.
Это направление сейчас играет ключевую роль при формировании стратегии развития учреждений здравоохранения. От того, насколько оптимально сформирован состав медицинского персонала, зависит эффективность работы всего учреждения здравоохранения в целом. К сожалению, для современного периода развития характерна острая проблема как качества, так и состава медицинского персонала учреждений здравоохранения.
Одной из наиболее актуальных проблем для государственных учреждений здравоохранения является отсутствие утвержденных на отраслевом уровне материалов по нормам труда для приемных отделений, охватывающих полный объем выполняемых медицинских функций. В связи с этим возникают следующие неопределенности в процессе установления размера заработной платы и численности персонала приемных отделений:
- отсутствие норм труда персонала приемных отделений государственных учреждений здравоохранения;
- отсутствие норм труда для вспомогательного персонала (медсестер, санитарок) приемных отделений государственных учреждений здравоохранения;
- необходимость определения напряженности труда персонала приемных отделений государственных учреждений здравоохранения;
- не разработаны типовые критерии работы приемных отделений по видам учреждений здравоохранения.
В настоящее время отсутствуют регламентирующие документы по нагрузке врачей, среднего и младшего медперсонала приемных отделений (за исключением Приказа Минздрава СССР № 560 от 31.05.1979, который носит в настоящее время рекомендательный характер, значительно устарел, а потому и неприменим на практике).
Все вышеуказанные проблемы затрудняют разработку адекватной системы оплаты труда, учитывающей напряженность труда основного и вспомогательного персонала приемных отделений государственных учреждений здравоохранения. В результате все это сказывается на качестве оказываемых медицинских услуг населению.
Методика расчета нормирования труда
С вышеописанными трудностями сталкивается практически каждое медицинское учреждение. Отдельные ставки существуют уже просто потому, что существовали всегда, даже если нагрузка на них падает. Для других работ и нагрузок ставок не находится, т. к. руководство учреждения при явной их востребованности не всегда умеет обосновать и рассчитать их необходимость.
Для подробного анализа описанных проблем и как способ решения приводим пример расчета необходимых ставок на основе фактически выполняемых работ и затрат времени врачом приемного отделения ГУЗ.