Стили педагогического общения презентация. Презентация на тему: "Педагогическое общение". Вопрос! Чем отличаются модели: «Сократ» и «Руководитель групповой дискуссии»? «Менеджер» и «Тренер»
В школе две главные фигуры - учитель и ученик. Их общение на уроке, во внеклассной работе, на досуге становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности школьника. Отношения с учителем занимают в жизни детей очень важное место, и дети очень переживают, если они не складываются.
Учитель - это не только тот, кто делится знаниями, мудростью и опытом. Он является человеком, организующим и направляющим учебно-воспитательный процесс.
Как же построить взаимоотношения с учеником, чтобы взаимодействие с ним позволяло получать максимальный результат в сфере образования и личностного развития, и в то же время оставалось бы перспективным для дальнейшего конструктивного общения?
Ответом на этот вопрос может стать модель взаимодействия "учитель-ученик”, назначение которой - оптимизировать учебный процесс. Но сегодня модель сотрудничества “учитель-ученик» устарела и приняла новый облик «человек-человек». И это в значительной мере поменяло весь социально-психологический аспект их взаимодействия.
Просмотр содержимого документа
«Презентация "Стили общения педагога с учащимися"»
Стили педагогического общения
Парамонычева Татьяна Сергеевна,
МБОУ «Лицей №16 при УлГТУ города Димитровграда Ульяновской области»
- Авторитарный (подавление)
- Индифферентный (равнодушие)
- Демократический (сотрудничество)
- Приказной тон, резкие замечания, нетактичные выпады в адрес одних членов группы и неаргументированное восхваление других.
- Субъективное оценивание успехов своих учеников, высказывание замечаний не столько по поводу самой работы, сколько относительно личности исполнителя.
- Оценивание детей как импульсивных, ленивых, недисциплинированных, безответственных.
- Единоличное управление классом и установление жесткого контроля за выполнением предъявляемых требований к ученикам.
- Стремление манипулировать классом, ставя во главу угла задачу организации дисциплины.
- Подчинение детей своей власти в категорической форме, не разъяснение необходимости нормативного поведения.
- Психологическое давление на личность ребенка.
- Самоустранение учителя из учебного процесса.
- Отсутствие инициативы в организации тех или иных мероприятий.
- Принятие решений под давлением администрации - «сверху», или школьников - «снизу».
- Отсутствие стремления к новшеству, боязнь проявления инициативы со стороны учащихся.
- Отсутствие совместной деятельности учащихся и педагога.
- Отсутствие дисциплины на уроке и организации учебного процесса.
- Отсутствие позитивных условий для развития личности.
- Оцениваются факты, а не личность ученика.
- Класс принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации.
- Увеличивается инициатива, возрастает общительность и доверительность в личных взаимоотношениях.
- Учитель опирается на ученический коллектив, поощряет и воспитывает самостоятельность у ребят.
- Проблемы учащихся обсуждаются совместно, при этом не навязывается точка зрения педагога.
- При непосредственном взаимодействии с учениками учитель пользуется не столько прямыми, сколько косвенными формами побуждения к действию (просьба, совет, информация).
- Ученик рассматривается как равноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске знаний.
- Учитель учитывает не только успеваемость, но и личные качества учеников.
Стили общения
Подготовила учитель музыки 1 категории:
Копылова Е.Н
Исследователи различают разные подходы к проблеме количество стилей, выделяя их по разным основаниям. Одно из самых популярных в психологической науке описание стилей руководства принадлежит немецкому психологу Курту Левину Он выделяет две стороны стилей руководства:
- содержание решений, предложенных руководителем (формальный аспект),
- техника (способы) осуществления этих решений (содержательный аспект).
Рассмотрим с этих позиций основные стили руководства:
- авторитарный,
- демократический,
- либеральный.
Лидер «всё знает сам» и не терпит возражений.
Своим подчинённым он представляет лишь минимум информации.
Он никому не доверяет и может никого не ставить в известность о своих намерениях.
Подчинённых он считает пешками,
ему свойственно подавление или удаление сильных и оригинальных людей.
Его окружает хор поддакивающих,
В этой атмосфере процветают сплетни, интриги и доносы. Некоторые работники многим ему обязаны, он не только пугает и наказывает, но и награждает.
Такая система руководства не воспитывает самостоятельности, со всеми вопросами помощники, заместители бегут к «главному». Если в коллективе руководитель – автократ, то он всех будоражит, создаёт кратковременную активность и часто оставляет после себя неразбериху, создаёт вокруг себя враждебную атмосферу. Этот стиль руководства лежит в основе большинства конфликтов.
Демократический стиль
Предполагает взаимодействия на уровне «взрослый» - «взрослый.»
У руководителя и подчинённого возникает чувство доверия и взаимопонимания.
Руководитель ведёт себя, как один из членов группы, каждый сотрудник может при нём свободно выражать свои мнения по разным вопросам.
В зависимости от выполняемой задачи руководство может передаваться от одного участника к другому. Ответственность за неудачи руководитель разделяет с группой.
Большинство проблем обсуждается коллективно. Стремление прислушиваться к мнению сотрудников по разным вопросам объясняется не тем, что он этого не понимает, а убеждением в том, что при обсуждении могут возникнуть нюансы, позволяющие лучше понять ситуацию и найти правильное решение.
Либеральный стиль.
Характеризуется безынициативностью, невмешательством в процесс тех или иных работ.
Либерал предпринимает какие-нибудь действия только по указаниям вышестоящего руководства, стремится уклониться от ответственности за решения.
Либералы непринципиальны, могут под влиянием разных людей и обстоятельств изменять своё решение по одному и тому же вопросу.
В организации, где руководитель – либерал, часто важные вопросы решаются без его участия.
Во взаимоотношениях с подчинёнными либерал корректен и вежлив. Положительно реагирует на критику, не требователен к подчинённым и не любит контролировать их работу.
поощрения.
Обычно в такой роли выступают
люди недостаточно компетентные,
неуверенные
в прочности служебного положения.
- Лидер (учитель) – над детским
коллективом, он единолично
планирует работу и несёт
единоличную ответственность;
- Он постоянно проявляет
неверие в силы учеников;
- Указывает не только задание, но и способы выполнения, этапы, распределяет кто с кем работает;
- Чаще использует приказной тон, замечания, выпады к одним, восхваление других учеников;
- Субъективная оценка личностей учеников (часты замечания не по поводу работы, а по поводу личности.
Эмоциональный настрой учеников характеризует подавленность, и одновременно возникает вражда между учениками.
Демократический стиль педагогического общения
- Лидер внутри коллектива практикует коллективное принятие решений и разделение ответственности;
- Проявляет веру в учеников, в их силы;
- Стимулируется самостоятельность в поиске решений задач, самоуправление учащихся;
- Оцениваются факты, а не личности.
В результате такого стиля общения
развивается уверенность в себе,
возрастает общительность,
отмечается рост сплоченности и
взаимопомощи в детском коллективе,
доминирующий настрой –
спокойствие, радость.
Либерально - попустительский стиль педагогического общения.
- Неопределённая позиция лидера, его самоустранение от ответственности;
- Отсутствие чётких планов;
- Неопределённость, непоследовательность в отношениях к ученикам;
- непредсказуемость, нелогичность оценок.
При либеральном стиле общения в результате непоследовательности учителя у учеников фиксируются такие эмоциональные проявления, как гнев, злость.
Функции общения
Характеристика
Информационная
Обмен сообщениями, т.е. приём-передача каких-либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями.
Контактная
Установление контакта как состояния обоюдной готовности к приёму и передаче сообщения.
Побудительная
Стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий.
Координационная
Взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности.
Понимания
Не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и понимания партнёрами друг друга.
Установление отношений
Осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, деловых, межличностных связей сообщества, в котором предстоит действовать педагогу.
- Авторитарная (разящие стрелы). Учитель единолично определяет направление деятельности группы, указывает, кто с кем должен сидеть, работать, пресекает всякую инициативу учащихся, учащиеся живут в мире догадок. Основные формы взаимодействия - приказ, указание, инструкция, выговор.
- Демократическая (возвращающийся бумеранг). Проявляется в опоре руководителя на мнение коллектива, учитель старается донести цель деятельности до сознания каждого. Основные способы общения у такого учителя - просьба, совет, информация.
- Либеральная(плывущий плот) . Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, вопросы рассматривает формально, легко подчиняется другим противоречивым влияниям.
- Общение на основе увлеченности совместной деятельностью.
- Общение на основе дружеского расположения.
- Общение-диалог.
- Общение-дистанция.
- Общение-устрашение.
- Общение-заигрывание.
название моделей
характеристика
1. Модель дикторская ("Монблан").
следствие
Педагогические функции сведены к информационному общению при отсутствии личностного взаимодействия.
2. Модель неконтактная ("Китайская стена").
отсутствие психологического контакта, безынициативность и пассивность обучаемых.
Между педагогом и обучаемым существует слабая обратная связь ввиду барьеров общения: отсутствие желания к сотрудничеству, информационный, а не диалоговый характер занятия.
3. Модель дифференцированного внимания ("Локатор")
4. Модель гипорефлексивная ("Тетерев").
слабое взаимодействие с обучаемыми, а с их стороны - равнодушное отношение к педагогу.
Основана на избирательных отношениях с обучаемыми. Педагоги ориентированы не на весь состав аудитории, а лишь на часть, допустим на талантливых, слабых, лидеров.
нарушается целостность взаимодействия в системе "педагог-коллектив", она подменяется фрагментарностью ситуативных контактов.
Педагог в общении как бы замкнут в себе: его речь большей частью монологична. Такой педагог проявляет эмоциональную глухоту к окружающим.
5. Модель гиперрефлексивная ("Гамлет").
практически отсутствует взаимодействие между обучаемым и обучающим(поле психологического вакуума).
Педагог озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения принимают для него доминирующее значение.
обостренная социально-психологическая чувствительность педагога, приводящая его к неадекватным реакциям на реплики и действия аудитории; бразды правления могут оказаться в руках обучаемых.
название моделей
характеристика
6. Модель негибкого реагирования ("Робот").
Взаимоотношения педагога с обучаемыми строятся по жесткой программе, но педагог не обладает чувством постоянно меняющейся ситуации общения. Им не учитываются состав и психологическое состояние обучаемых, их возрастные и этнические особенности.
следствие
Учебный процесс целиком фокусируется на педагоге. Он - главное и единственное действующее лицо. От него исходят вопросы и ответы, суждения и аргументы.
8. Модель активного взаимодействия ("Союз").
низкий эффект социального взаимодействия.
Педагог постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате коллектива и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции.
воспитывается безынициативность, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной активности.
Следствие: возникающие учебные, организационные, этические и др. проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивна.
- Своевременная помощь в подборе адекватной лексики, правильном
построении высказываний;
- Обучение коммуникативным приёмам, технике выступления и общения;
- Позитивная критика (если такая необходима) поведения учащегося в диалоге с преподавателем;
- Демонстрация вербальными и невербальными средствами заинтересованного внимания к учащимся, поддержка их стремления к участию в диалоге с преподавателем.
- Побуждение к активному взаимодействию с преподавателем на занятии;
- Мотивирование перед группой поощрений за проявленную инициативу;
- Критика собственных ошибок в качестве демонстрации эталона отношения к ним;
- «Игровая провокация».
Выбор учащимися личностных качеств преподавателя.
- Справедливость
- Умение поставить себя на место другого
- Доброта
- Сдержанность
- Терпимость
- Красота, стиль
- Хорошие вербальные способности
- Доступность изложения материала
- Строгость
- Интерес к людям и работе с ними; Гибкость, оперативно-творческое мышление; Умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении; Умение управлять собой; Эмпатия (способность поставить себя на место другого); Способность к спонтанности коммуникаций; Умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий; Хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств; Способность к педагогической импровизации, умение применять всё разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, применение различных приёмов воздействия)
- Интерес к людям и работе с ними;
- Гибкость, оперативно-творческое мышление;
- Умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;
- Умение управлять собой;
- Эмпатия (способность поставить себя на место другого);
- Способность к спонтанности коммуникаций;
- Умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;
- Хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;
- Способность к педагогической импровизации, умение применять всё разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, применение различных приёмов воздействия)
¢ ¢ ¢ Стиль тесно связан с психологическими особенностями его мышления, коммуникативными свойствами и т. п. ; Стиль общения не является врожденным качеством; Описание и классификация стилей общения в определенной степени воспроизводят содержание характеристики деловой сферы; Социально-экономические, политические, социальнопсихологические и другие внешние факторы влияют на характер формирования стиля общения; Стиль общения обусловлен культурными ценностями ближайшей среды, его традициями, устоявшимся нормам поведения и т. д.
Особенности мышления человека, коммуникативные свойства Процесс взаимодействия с окружающими Стиль Общения Характеристики деловой сферы Культурные ценности, традиции Сферы общественной жизни (политика, экономика и т. д.)
Ритуальное общение ¢ ¢ Главная задача - поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как о члене общества. Партнер - как бы необходимый атрибут выполнения ритуала. Эти ритуалы требуют от участников только одного - знания правил игры. Например, мы здороваемся со знакомыми и малознакомыми людьми, говорим о погоде, смеемся, жалуемся на бытовые трудности - это все элементы ритуального общения.
Манипулятивное общение ¢ ¢ ¢ В манипулятивном общении своему собеседнику демонстрируется только то, что поможет достижению цели. В этом виде общении мы, по сути, «подсовывает» партнеру стереотип, который мы считаем наиболее выгодным. Большое количество профессиональных задач предполагает именно манипулятивное общение. Любое обучение убеждение, управление всегда включает в себя манипулятивное общение. Представьте себе, что вы сидите в кабинете руководителя среднего ранга, которому часто звонят по телефону. Стиль разговора все время изменяется. Если статус оппонента выше –один тон, если ниже –другой.
Гуманистическое общение ¢ ¢ ¢ Это в наибольшей степени личное общение. Позволяет удовлетворить человеческие потребности(понимание, сочувствие, сопереживание). Цели не закрепляются и не планируются
Авторитарное общение ¢ ¢ Это власть одного в процессе общения. Единоличное принятие решения, приказы, указания. Люди, исповедующие авторитарный стиль взаимодействия, имеют догматическое мышление. Инициатива других людей не поощряется.
Демократическое общение ¢ ¢ ¢ Для него присуще коллегиальное принятие решений Поощрение активности участников. Учет интересов, потребностей, желаний участников коммуникативного процесса.
Стили руководства индивидуально-типические особенности целостной,
относительно устойчивой системы способов, методов
воздействия руководителя на коллектив с целью эффективного
и качественного выполнения управленческих
функций.(Журавлев)
целостная специфическая система устойчиво повторяющихся
особенностей деятельности руководителя, обладающая
внутренней гармонией и выработанная для эффективного
осуществления функций управления в определенных
условиях.(Шакуров)
интегративная характеристика деятельности руководителя, в
которой отражаются личные качества руководителя,
взаимоотношения с подчиненными и особенности
деятельности.(Ревенко)
стабильно проявляющиеся особенности взаимодействия
руководителя с коллективом, формирующиеся под влиянием
как объективных и субъективных условий управления, так и
индивидуально-психологических особенностей личности
руководителя.(Русалинова)
Три основных стиля руководства (по К.Левину):
Авторитарный;Демократический;
Попустительский (либеральный).
Авторитарный
учащемуся принадлежит изначальноподчинённая роль, обучение и воспитание
осуществляется как целенаправленное
воздействие.
Демократический
есть определённая регламентация ролейучастников диалога, но она не ущемляет
свободы проявления индивидуальных
склонностей и особенностей характера.
Попустительский
внешне позволяет достичь раскованныхотношений, но чреват возможностью
утраты контроля педагога над поведением
воспитанников.
В стиле педагогической деятельности находят выражение
особенности коммуникативныхвозможностей педагога;
достигнутый уровень
взаимоотношений;
творческая индивидуальность педагога;
особенности студенческого коллектива.
Существует несколько классификаций стилей педагогической деятельности.
I.Регламентир
ованный
ИмпровизационныйРегламентированный
стиль
Импровизационный стиль
предусматривает
позволяет спонтанно
строгое
находить решение
подразделение и
каждой, вновь
ограничение ролей
возникающей
участников
ситуации.
педагогического
процесса, следование
определённым
шаблонам и
правилам.
II.Стили деятельности учителя (А.К. Маркова)
ЭмоциональныйРегламентированный
(методический)
Импровизационный
Рассуждающий
Стили деятельности учителя (А.К. Маркова)
СтилиОриентаци Планирова
я
на ние
процесс/рез
ультат
учебный
материал
Ориентаци Операти
я
на вность
учеников
Методич гибкость
ность
Эмоциональ на процесс недостаточн
нообучения
о
импровизац
адекватное
ионный
наиболее
интересный
материал
для урока
на сильных высокая
учеников
низкая
Интуитивность,
чуткое
и
зависимость
от проницатель
ситуации
на ное
уроке, гибкость и
импульсивность
Эмоциональ
нометодическ
ий
на результат адекватное
и
на
процесс
обучения
поэтапная
отработка
высокая
высокая
Рассуждаю
щеимпровизац
ионный
на процесс адекватное
и
результаты
высокая
Недостат
очно
высокая
чувствителен
к чуткое
и
изменениям
проницатель
ситуации
на ное
уроке, личностно
тревожен
сочетание
интуитивности и
рефлективности,
осторожность,
традиционность
Рассуждаю
щеметодическ
ий
на
результаты
обучения
консерват
ивность
Высокая
адекватное
рефлексивность,
малая
чувствительность
к
изменениям
ситуаций
на
уроке,
осторожность
Отношение
к
учащимся
III.Стили педагогического общения (В. А. Кан-Калик):
Общение на основе увлеченностисовместной деятельностью.
Общение на основе дружеского
расположения.
Общение – дистанция.
Общение – устрашение.
Общение – заигрывание.
Общение – превосходство.
IV.Американские психологи выявили три типа педагогов:
"Проактивный","Реактивный",
"Сверхреактивный".
"Проактивный" педагог
"Проактивный" педагогинициативен в организации общения в
группе, как группового, так и парного
(учитель-ученик). Он четко
индивидуализирует свои контакты со
студентами. Но его установки меняются в
соответствии с опытом. Он знает, чего
хочет, и понимает, что в его собственном
поведении или поведении студентов
способствует достижению этой цели.
"Реактивный" педагог
"Реактивный" педагогтоже гибок в своих установках, но он
внутренне слаб, подчинен "стихии
общения". Не он сам, а студенты
диктуют характер его общения с
группой. У него расплывчатые цели, он
приспосабливается и подстраивается к
студентам.
"Сверхреактивный" педагог,
"Сверхреактивный"педагог,
замечая индивидуальные различия, тут же
строит нереальную модель,
преувеличивающую эти различия. Такой
педагог имеет дело не с реальными, а с
выдуманными им студентами и ведет себя
соответствующим образом. Студенты при
этом - его личные враги, а его поведение род защитного психологического
механизма.
V.Типология профессиональных позиций учителей, предложенная М. Таленом.
МОДЕЛЬ 1 – «СОКРАТ».МОДЕЛЬ 2 – «РУКОВОДИТЕЛЬ
ГРУППОВОЙ ДИСКУССИИ».
МОДЕЛЬ 3 – «МАСТЕР».
МОДЕЛЬ 4 – «ГЕНЕРАЛ».
МОДЕЛЬ 5 – «МЕНЕДЖЕР».
МОДЕЛЬ 6 – «ТРЕНЕР».
МОДЕЛЬ 7 – «ГИД».
МОДЕЛЬ 1 – «СОКРАТ»
Это педагог с репутацией любителяспоров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны
индивидуализм, несистематичность в
учебном процессе из-за постоянной
конфронтации; учащиеся на его занятиях
усиливают защиту
собственных позиций,
учатся их отстаивать.
МОДЕЛЬ 2 – «РУКОВОДИТЕЛЬ ГРУППОВОЙ ДИСКУССИИ»
Главным в учебно-воспитательномпроцессе считает достижение согласия и
установление сотрудничества между
учащимися, отводя себе роль посредника,
для которого поиск
демократического согласия
важнее результата дискуссии.
МОДЕЛЬ 3 – «МАСТЕР»
Педагог выступает как образец дляподражания, подлежащий безусловному
копированию, и прежде всего не столько в
учебном процессе, сколько в отношении к
жизни вообще.
МОДЕЛЬ 4 – «ГЕНЕРАЛ»
Избегает всякой двусмысленности,подчеркнуто требователен, жестко добивается
послушания, так как считает, что всегда и во
всем прав, а учащийся должен беспрекословно
подчиняться отдаваемым приказам.
МОДЕЛЬ 5 – «МЕНЕДЖЕР»
Стиль, сопряженный с атмосферойэффективной деятельности коллектива,
поощрением их инициативы и
самостоятельности. Педагог стремится к
обсуждению с каждым
учащимся смысла решаемой
задачи, качественному
контролю и оценке
конечного результата.
МОДЕЛЬ 6 – «ТРЕНЕР»
Атмосфера общения пронизана духомкорпоративности. Учащиеся подобны
игрокам одной команды, где каждый в
отдельности не важен как индивидуальность,
но все вместе они могут многое. Педагогу
отводится роль вдохновителя
групповых усилий, для
которого главное – конечный
результат, победа.
МОДЕЛЬ 7 – «ГИД»
Воплощенный образ ходячейэнциклопедии. Лаконичен, точен,
сдержан. Ответы на все вопросы ему
известны заранее, как и сами вопросы.
Технически безупречен и именно
поэтому зачастую откровенно
скучен.
Вопрос! Чем отличаются модели: «Сократ» и «Руководитель групповой дискуссии»? «Менеджер» и «Тренер»?
Основание, заложенное в типологизациюМ.Талена:
выбор роли педагогом, исходя из
собственных потребностей, а не
потребностей учащихся.
Вопрос!
Чем отличаются модели:
«Сократ» и «Руководитель групповой дискуссии»?
«Менеджер» и «Тренер»?
Если рассматривать общение как сквозной процесс в обучении, то необходимо выделить две основные модели общения:
–учебно-дисциплинарную;–личностно-ориентированную.
1. Учебно-дисциплинарная модель общения.
Для рассматриваемой модели общенияхарактерен авторитарный стиль общения,
где:
– Способы общения: наставления, разъяснения,
запреты, требования, угрозы, наказания,
нотации, окрик.
– Тактика общения: диктат или опека.
– Личностная позиция: удовлетворить
требования руководства и контролирующих
инстанций.
2. Личностно-ориентированная модель общения.
Для этой модели общения характерендиалогический тип общения.
- Способы общения: понимание, признание и
принятие личности учащегося.
- Тактика общения: сотрудничество, создание и
использование ситуаций, требующих проявления
интеллектуальной и нравственной активности
учащихся.
- Личностная позиция педагога: исходить из
интересов учащегося и перспектив его
дальнейшего развития.