Презентация "использование икт на уроках в начальной школе". Презентация "Применение ИКТ – технологий на уроках математики" Презентация икт на уроках в начальной школе
В деятельности современного учителя, направленной на обеспечение качества образования, можно выделить три основных компонента:
- содержательный (чему учить?), включающий отбор содержания, освоение новых образовательных программ, участие в проектах различных уровней;
- деятельностный (как учить?), включающий внедрение современных образовательных технологий, в т.ч. ИКТ;
- процессуальный (как организовать педагогическое взаимодействие?), включающий определение условий и путей достижения педагогических целей.
Главным содержательным компонентом в современной школе является информатизация как процесс создания условий для системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учреждения образования, что должно обеспечить достижение большинством учащихся образовательных результатов, адекватных новым требованиям рынка труда и современной социальной жизни .
Внедрение средств ИКТ в учебный процесс неразрывно связано с информационно-техническим оснащением образовательного учреждения. В состав школьной информационной среды могут входить:
- компьютерные классы, оснащенные персональными компьютерами, объединенными в локальную сеть с выходом в Интернет, оргтехникой, необходимым программным обеспечением;
- учебные классы, оснащенные одним персональным компьютером, мультимедийным проектором, интерактивной доской;
- рабочие места школьной администрации с подключением к Интернет и необходимым программным обеспечением;
- медиатека, обеспечивающая доступ к различным информационным ресурсам.
Сегодня существует достаточно большой набор средств информационных технологий, доступных школьному учителю. При подготовке и проведении учебного занятия могут быть использованы:
- офисные технологии (MS Word, MS Excel, Power Point и др.), которые позволяют создавать программные продукты в поддержку преподавания своего предмета и организовывать проектную деятельность учащихся;
- образовательные ресурсы сети Интернет;
- электронные образовательные ресурсы (ЭОР), которые расширяют возможности образовательной среды и создают условия для развития творческого мышления учащихся.
ЭОР – учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся с помощью компьютера.
Классификация ЭОР:
- Первый уровень – текстографические ЭОР, отличаются от обычных книг только способом предъявления текстов и иллюстраций – материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Такие ресурсы очень легко распечатать, т.е. перенести на бумагу.
- Второй уровень – текстографические ЭОР, имеющие навигацию по тексту (гипертекст).
- Третий уровень – ЭОР, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Формальные отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук для полиграфического издания невозможны.
- Четвёртый уровень – мультимедийные ЭОР, обеспечивающие возможность одновременного использования текста, графики, фото, видео, анимации и звука.
- Пятый уровень – ЭОР нового поколения, которые представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС), - интерактивные сетевые авторские продукты, размещённые на сайтах Интернет для свободного доступа .
Современный учитель должен хорошо владеть как компьютерной техникой, так и информационными технологиями. В настоящее время существует несколько различных возможностей для повышения компьютерной грамотности: курсы повышения квалификации за пределами школы, внутришкольные компьютерные курсы, взаимообучение и самообразование. Освоение учителем ИКТ осуществляется в несколько этапов:
Знакомство – освоение общих приёмов использования ИКТ; использование – применение готовых электронных образовательных ресурсов для решения отдельных задач; интеграция – изменение технологии преподавания за счет применения ИКТ; преобразование – изменение содержание образования, разработка собственных электронных образовательных ресурсов .
Развитие информационной компетентности педагогов является одним из условий внедрения в образовательную практику учреждения современных образовательных технологий, прежде всего ИКТ и проектной технологии, которые способствуют:
- развитию информационной компетентности учащихся;
- реализации межпредметных связей как при изучении ИКТ на информационной базе других предметов, так и при использовании ИКТ на предметных уроках;
- развитию учебной мотивации;
- активизации познавательной деятельности учащихся;
- развитию способности к самостоятельной работе;
- развитию навыков работы в коллективе;
- развитию коммуникативных навыков;
- корректировке самооценки учащихся;
- укреплению веры ученика в свои силы;
- развитию оценочных умений и др.
Результатами применения ИКТ становятся всестороннее развитие учащихся и педагогов, организация процесса обучения на более высоком методическом уровне, повышение эффективности и качества образования.
Методы использования ИКТ на уроке достаточно разнообразны и могут быть реализованы как:
- представление в мультимедийной форме информационных материалов (иллюстрации, видеофрагменты, звукозаписи, презентации и др.);
- изучение моделей объектов, явлений и процессов в интерактивном режиме (интерактивные модели, виртуальные лаборатории, конструкторы для предметов естественнонаучного цикла);
- организация проектной деятельности с использованием ИКТ, которая позволяет создавать условия для самостоятельных исследований, формирования навыков самостоятельной творческой деятельности, развития презентативных умений и навыков;
- использование электронного оборудования при постановке естественнонаучных экспериментов, обработка результатов эксперимента и подготовка отчёта;
- решение тренировочных, творческих, исследовательских задач;
- формирование навыков информационно-поисковой деятельности;
- осуществление объективного и оперативного оценивания и др.
Варианты использования ИКТ на различных этапах уроках
Тип урока |
Варианты использования ИКТ на различных этапах урока |
Урок усвоения новых знаний |
Информационный ввод: электронная презентация, использование ЭОР (аудио и видеофрагменты) |
Урок усвоения навыков и умений -компьютерная лабораторная работа |
Вводная беседа: презентация или использование ЭОР (видеофрагменты) |
Урок усвоения навыков и умений – исследовательская работа |
Практическая работа: компьютерный эксперимент, компьютерное моделирование, решение интерактивных задач, творческие задания, сбор информации |
Урок усвоения новых знаний (навыков и умений) – виртуальная экскурсия |
Виртуальное путешествие по странам, музеям, заповедникам и т.д. |
Урок обобщения, систематизации |
Электронная презентация; интерактивная дидактическая игра; разработка краткосрочного проекта в одной из программных сред (MS Power Point, MS Publisher, MS Word, Блокнот). |
Урок контроля и коррекции |
Тестовые программы, электронные дидактические материалы. |
При большой наполняемости классов и недостаточном количестве компьютерной техники организация урока с использованием ИКТ может быть проблематичной. Исходя из технического обеспечения школы, организационной формой урока с использованием ИКТ может быть:
- фронтальная работа в учебном классе с использованием одного персонального компьютера и проектора (или интерактивной доски) для компьютерных демонстраций и иллюстраций изучаемого материала, представления результатов проектной деятельности;
- индивидуальная и групповая работа в компьютерном классе на 10-12 рабочих мест для организации лабораторных, творческих, контрольных и других самостоятельных работ.
Форма организации работы учащихся на конкретном уроке с использованием ИКТ определяется количеством рабочих мест в компьютерном классе, уровнем технологической подготовки учащихся, содержанием учебного материала, целями и задачами урока.
- Каждый учащийся за индивидуальным компьютером (возможно при малой наполняемости класса или делении класса на подгруппы) – оптимальный вариант.
- Индивидуальная домашняя работа учащегося с предоставлением отчёта в электронном виде (возможно при большой наполняемости класса, наличии домашних компьютеров и высокой учебной мотивации учащихся) – допустимый вариант.
- Парная работа за компьютерами с распределением обязанностей в паре (возможно при количестве учащихся, не более чем в два раза превышающем количество компьютеров и сформированных навыках самооценки) – допустимый вариант для слабого класса.
- Сменная работа за компьютером 2-3 групп учащихся (возможно при количестве учащихся, в 2-3 раза превышающем количество компьютеров и сформированных навыках самостоятельной работы у большей части учащихся) – оптимально при большой наполняемости класса.
Сменная работа является одной из самых эффективных и сложных, т.к. требует от учителя практических навыков одновременного сопровождения разных видов деятельности. Возможный вариант организации такой работы представлен в таблице:
«сильная» группа |
«средняя» группа |
«слабая» группа |
1. Постановка цели урока - 2 минуты |
||
2. Работа за компьютером - 10-12 минут |
2. Работа с учебником - 10-12 минут |
2. Работа с учителем - 10-12 минут |
3. Работа с учебником - 10-12 минут |
3. Работа с компьютером - 10-12 минут |
3. Работа с учебником и тетрадью - 10-12 минут |
4. Решение задач - 10 - 20 минут |
4. Работа с компьютером - 10 - 20 минут |
|
5. Подведение итогов урока, домашнее задание - 4-5 минут |
При такой форме организации работы урок состоит из пяти этапов, первый и пятый этап являются фронтальными, второй этап начинается для всех одновременно, на 2-4 этапах учащиеся имеют возможность продвигаться в индивидуальном темпе, учитель большее внимание уделяет «средним» и «слабым» учащимся, «сильные» работают самостоятельно. Состав групп может быть сменным, в «сильную» группу желательно включать учащихся с высоким уровнем технологической подготовки, тогда для учащихся из средней и слабой групп останется больше компьютерного времени, при этом учащиеся «слабой» группы могут работать за компьютером в паре. При правильной организации такой работы выигрывают все: «сильные» имеют возможность для дальнейшего продвижения, «средние» подтягиваются до уровня «сильных», «слабые» подтягиваются до уровня «средних».
Для того чтобы использование ИКТ на уроке было эффективным, необходимо соблюдения ряда требований: правильное определение дидактической роли и места ЭОР на уроке; использование продуманных организационных форм урока; рациональное сочетание различных форм и методов использования ИКТ, учёт возрастных особенностей и соблюдение санитарных норм при работе за компьютером.
При подготовке к уроку или внеклассному занятию с использованием ИКТ учитель следует алгоритму :
- Изучить программу и требования Государственного стандарта, сформулировать цели и задачи урока.
- Изучить материал учебника и дополнительных пособий.
- Оценить технические возможности (наличие оборудования, режим работы кабинета информатики и т.п.).
- Подобрать имеющиеся ЭОР в соответствии с целями и задачами урока.
- При необходимости самостоятельно разработать недостающие ЭОР, привлечь для этого специалистов, учащихся.
- До урока просмотреть и прослушать весь отобранный материал, сделать хронометраж и составить сценарий урока.
Используя ИКТ на уроке, учитель должен помнить о том, что перегруженность урока средствами ИКТ ведёт к нерациональному распределению рабочего времени, снижению активности учащихся и эффективности обучения в целом.
Литература
- НФПК ИСО (электронный ресурс)
- Электронные образовательные ресурсы нового поколения. – Федеральное агентство по образованию (электронный ресурс СБППО) .
- Черненко О.Н. Информационные технологии в учебном процессе. – Волгоград.: Учитель, 2007.
- Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство. – Москва.: Бином, 2005.
1 слайд
Применение ИКТ на уроках в начальной школе "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда". Древняя мудрость МОУ ООШ №2, г.Щербинки учитель начальных классов Синдецкая Наталья Петровна.
2 слайд
18% учителей 1-4 классов негативно относятся к применению компьютерных технологий на уроках, не проявляют интереса к компьютеру, избегают обучения на курсах повышения компьютерной грамотности, предпочитая прибегать к помощи своих «продвинутых коллег. Педагогический стаж этой группы учителей превышает 20 лет. 54% учителей начальных классов положительно относятся к компьютеру, проявляют интерес к новым ИКТ, используют их в своей практике, среди них как молодые учителя(стаж работы до 5 лет), так и опытные педагоги. 28% учителей начальных классов положительно относятся к ИТ, интересуются ими, но не используют на своих уроках. В данную группу также вошли педагоги с разным стажем.
3 слайд
Среди учителей начальных классов, владеющих компьютерными технологиями: 18% не применяют их на уроках 27% используют, но редко 36% используют 2-3 раза в неделю, 19% постоянно, практически на каждом уроке
4 слайд
Использование учителями начальных классов ИКТ В таблице приведены данные по мере уменьшения значимости: 1 Электронная обработка документов 2 Использование готовых мультимедийных продуктов 3 Использование ресурсов сети Интернет для подготовки к урокам или для самообразования 4 Использование электронной почты для переписки, общения с коллегами 5 Использование компьютерных технологий во внеурочное время 6 Использование компьютерных технологий в работе с родителями, на педсоветах, заседаниях МО 7 Использование собственных мультимедийных продуктов 8 Профессиональные форумы, работа в сетевых профессиональных ассоциациях 9 Использование сети Интернет для участия в дистанционных конкурсах, олимпиадах, конференциях разного уровня 10 Дистанционное образование (курсы повышения квалификации)
5 слайд
Полезные сайты Уч.портал "На Урок. Ру" http://pedsovet.su/ http://www.proshkolu.ru/ http://educat.msk.ru/ http://metodsovet.su/ http://www.uchportal.ru/ http://www.uroki.net/
6 слайд
Использование ИКТ в учебном процессе позволяет: усилить образовательные эффекты; повысить качество усвоения материала; построить индивидуальные образовательные траектории учащихся; осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению; организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.
7 слайд
Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям: Создание презентаций к урокам; Работа с ресурсами Интернет; Использование готовых обучающих программ;
8 слайд
Презентации позволяют учителю наглядно представлять материал; интенсифицировать процесс объяснения нового материала; регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации;
9 слайд
Тема самообразования: «Применение ИКТ на уроках в начальной школе как средство повышения качества обученности»
10 слайд
Преимущества работы с интерактивными досками для преподавателей Позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса, работать в большой аудитории; Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений; Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала; Позволяет учителям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их; Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.
11 слайд
Преимущества для учащихся: Делает занятия интересными и развивает мотивацию; Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков; Учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала; Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям; Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
12 слайд
Основные способы использования интерактивных досок в начальной школе: делать пометки и записи поверх выводимых на экран изображений; использование групповых форм работы; совместная работа над документами, таблицами или изображениями; управление компьютером без использования самого компьютера (управление через интерактивную доску) использование интерактивной доски как обычной, но с возможностью сохранить результат, распечатать изображение на доске на принтере и т.д.; изменение текста в выводимых на экране документах, используя виртуальную клавиатуру, которая настраивается в программном обеспечении доски; изменение любых документов или изображений на экране, использование любых пометок; сохранение на компьютере в специальном файле всех пометок, которые учитель делает во время урока, для дальнейшей демонстрации на других уроках; сохраненные во время урока записи учитель может передать любому ученику, пропустившему занятие или не успевшему сделать соответствующие записи в своей тетради; демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса; демонстрация картин, видеороликов, фильмов; создание рисунков на интерактивной доске без использования компьютерной мыши; создание рисунков, схем и карт во время проведения урока, которые можно использовать на следующих занятиях, что экономит время на уроке.; возможность делать записи электронными чернилами; просматривать видеофрагменты, прослушивать аудиозаписи; выделять отдельные части экрана; вырезать и стирать, копировать и вставлять объекты, отменять или возвращать действия; листать страницы вперед и назад; поворачивать и перемещать объекты.
13 слайд
Использование различных обучающих программ Уроки практически не содержат текста - весь материал представлен видеоизображениями и анимированными интерактивными тренажерами, что наиболее подходит для детского восприятия. Мультимедийные уроки способствуют формированию у младших школьников логического мышления, развивают внимание и расширяют кругозор. Учебник предназначен для учеников начальной школы и разработан в соответствии с Государственным стандартом образования РФ. Диски из серии «Уроки Кирила и Мефодия»
14 слайд
«Природа и человек. Естествознание для начальной школы». Развивающая программа для учащихся 1-4 классов предлагает ребёнку 250 интерактивных заданий, выполняя которые он научится размышлять и самостоятельно находить верные ответы, пользуясь дополнительной информацией в виде кратких текстов, схем и таблиц. Красочные иллюстрации, интересные и забавные задания, загадки и кроссворды, доступное изложение материала, тесно связанного с повседневной жизнью- всё это не даст заскучать во время занятий. Программа работает в трех режимах: 1. обучение с "обратной связью " под управлением программы 2. обучение в свободном режим 3.тестирование
17 слайд
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ Рост положительной мотивации на уроках с применением ИКТ; Повышение уровня использования наглядности на уроке; Повышение производительности учебно-воспитательного процесса; Качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса; Рост качества знаний.
«Использование ИКТ в начальной школе в условиях реализации ФГОС начального общего образования»
«Скажи мне - и я забуду. Покажи мне, я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда». Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают "общеучебные умения", "общие способы деятельности", "надпредметные действия" и т.п. Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность, являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). (СЛАЙД 3) В новом тысячелетии мы вступили в так называемую «информационную эпоху». Она ставит перед школьным образованием и новую проблему - подготовить учеников к жизни в быстроменяющемся информационном обществе, которое предъявляет новые требования к системе образования, в том числе и к компетентности учителя. Теперь одной из её целей является формирование высокого уровня информационной культуры. И ключевую роль в решении этой проблемы играет способность современного человека владеть ИКТ технологиями. Главная цель их внедрения - появление новых видов учебной деятельности. Использование персонального компьютера, мультимедийных программ и устройств позволяет изменить преподавание школьных дисциплин, оптимизировать процессы понимания, запоминания и усвоения детьми учебного материала, повысив тем самым мотивацию обучения и эффективность урока, а также обеспечивая реализацию идей развивающего обучения, совершенствуя формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. (СЛАЙД 4-5) Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет: . организовать одновременно детей, обладающих различ- . ными возможностями и способностями; . активизировать познавательную деятельность учащихся; . индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания; . повысить качество усвоения материала; . осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению; . проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация); . развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, . овладевать практическими способами работы с информацией, . перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Конечно, использование ИКТ на каждом уроке достаточно сложно и трудоёмко, так как возрастает роль и ответственность учителя. Ему всегда приходится находиться в поиске приёмов и средств организации учебно-познавательной деятельности учащихся так, чтобы урок был максимально информативным, продуктивным, а главное - незабываемым, поэтому (СЛАЙД 6) современный учитель должен быть «ИКТ» - компетентен: ? владеть основными инструментами пользователя компьютера; ? мультимедийными информационными источниками; ? инструментами коммуникации; ? ИКТ - средствами. Информационная компетентность находит своё отражение в учебно-воспитательном процессе начальной школы, поскольку обучение на этой ступени - это фундамент, на котором будет строиться вся дальнейшая деятельность человека. Использование ИКТ более полно развивает у учащихся творческие способности и навыки исследовательской деятельности, учит ребят работать с информацией, развивает коммуникативные умения, приобщает обучающихся к достижениям информационного общества. Уроки с использованием ИКТ могут стать привычными для учащихся начальной школы, а для учителей - нормой работы - это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Варианты применения ИКТ (СЛАЙД 7) в образовательном процессе начальной школы могут быть самыми разными (они представлены на экране): ? использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, и т. д.); ? введение учебного курса «Информатика» как учебного предмета для младших школьников; ? проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями). Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно - найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным, что способствует значительному повышению качества образования. На своих уроках я использую ИКТ в форме презентаций, переработанных и адаптированных для своего класса (СЛАЙДЫ 8-21), а также созданных мною, на любом этапе урока: для определения темы и постановки учебных задач, при работе над новым материалом, для закрепления, на этапе рефлексии и т.д. Презентации помогают вовлечь ребят в дискуссию, заочно посетить музеи, выставки, побывать на встрече с писателями; с помощью презентаций можно организовать разные виды деятельности: работа в парах, группах, индивидуальная работа. Также на уроках использую интерактивные мультимедийные компоненты к учебникам (они представлены на дисках): 1. В.Г.Горецкий «Азбука» 2. М.И.Моро «Математика» 3.А.А.Плешаков «Окружающий мир» 4.В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» Эти диски интересны тем, что материал можно использовать, работая по учебникам разных авторов. Задания позволяют применять их на любом этапе урока, разнообразить формы и виды деятельности и т.д. Мне хотелось бы на примере одной темы по русскому языку продемонстрировать разнообразные виды работ. Например, словарная работа: представлено объяснение смыслового значения слова, наблюдение за орфоэпическим и орфографическим произношением, работа по обогащению словарного запаса и т.п. На этапе знакомства с новым материалом предлагается его теоретическое объяснение. Для закрепления и отработки знаний представлены задания в игровой форме. Также много разнообразных упражнений, направленных на развитие речи детей. Увлекательные интерактивные игры помогают развивать логику и воображение, память и внимание ребёнка. Есть задания для практической работы, тренировочные и проверочные упражнения, что позволяет провести индивидуальный и полный анализ уровня знаний учащихся, дать им объективную оценку, а также выявить слабые места в усвоении нового материала. Одна из главных задач образования - это развитие творческих способностей ребенка. Оно зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, когда задания отличаются наглядностью, яркостью, вызывают у ребят положительные эмоции. Считаю, что использование на уроках презентаций, мультимедиа, тестирующих программ помогают решить следующие (СЛАЙД 23) дидактические задачи: . усвоить базовые знания по предмету; . систематизировать усвоенные знания; . сформировать навыки самоконтроля; . сформировать мотивацию к учению в целом и к определённому предмету в частности; . оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом. Компьютер объединил учителя, учеников, родителей. Не секрет, что сегодня многие, имея дома компьютер, используют его как игрушку. А ведь взрослые могут стать активными участниками образовательного процесса, например, помогать ребёнку находить интересный материал к уроку, оказывать помощь в выполнении проектов, готовить презентации по различной тематике, итоговый материал о жизни класса. Восемь моих учеников участвовали во всероссийском конкурсе рисунков «Человек в мире художествен-ной культуры» (СЛАЙД 24-25). Родители отправили их работы на конкурс в электронном виде, и активно голосовали за интересные детские рисунки. Так же я использую ИКТ во внеурочной деятельности, при проведении классных часов (СЛАЙД 26-31), праздников и родительских собраний. Будущее формируется в школе. Наши сегодняшние ученики должны быть готовыми успешно интегрироваться в общество. И решить эту задачу помогает внедрение ИКТ в образовательный процесс. Сегодня для учителя компьютер - это уже не роскошь - это необходимость.
Просмотр содержимого документа
«Презентация "Использование Информационно- коммуникационных технологий"»
Использование ИКТ на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС начального общего образования
Литвинова Лариса Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «Лицей № 101»
- "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда". Древняя мудрость
Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет
* организовать одновременно детей, обладающих различными возможностями и способностями;
* активизировать познавательную деятельность учащихся;
* индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания;
* повысить качество усвоения материала;
* осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
* проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
* развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира,
* овладевать практическими способами работы с информацией,
* перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.
Современный учитель должен быть «ИКТ» - компетентен:
- владеть основными инструментами пользователя компьютера;
- мультимедийными информационными источниками;
- инструментами коммуникации;
- ИКТ – средствами.
Варианты применения ИКТ в образовательном процессе начальной школы
- использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, и т. д.);
- введение учебного курса «Информатика» как учебного предмета для младших школьников;
- проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями).
На своих уроках чаще всего использую ИКТ в форме презентаций
- по окружающему миру;
- по русскому языку;
- по математике;
- по литературному чтению;
- во внеклассной и внеурочной работе
1. Назови первый зимний месяц
2. С какого месяца начинается лето?
3. Назови месяц, который следует за октябрём
5. Какое время года следует за осенью?
6. Назови последний месяц лета
7. Какое время года сменится летом?
8. Какой месяц наступит после марта? Назови третью букву этого слова.
Что я хочу узнать на уроке:
- когда жили динозавры;
- как они выглядели;
- чем питались;
- почему динозавры вымерли;
- кто помогает нам узнать о динозаврах;
Мы побывали и в холодных, и в жарких районах Земли, встретили много разных животных, но нигде не увидели динозавров. Почему?
Динозавры сейчас не живут на Земле, они давно вымерли.
Палеонтологический музей
г. Москва
Согласны ли вы с тем, как назвали животных?
К О РОВА (п,П)ушинка
КО Ш КА (б,Б)одун
С О БАКА (к,К)рикун
П Е ТУХ (з,З)орька
К О ЗЁЛ (т,Т)ишка
Проверь себя
КОШКА П ушинка
СОБАКА Т ишка
ПЕТУХ К рикун
КОЗЁЛ Б одун
КОРОВА З орька
Работа в группах
Придумайте и напишите
названия животных и дайте им клички:
1группа – из одного слога;
2 группа – из двух слогов;
3группа – из трёх слогов.
Рефлексия
Пришло время проверить, достигли ли мы целей урока.
Сегодня на уроке:
Я узнал …
Я научился …..
Мне понравилось …
Я буду …
Встал он прямо у дорожки: Не идут со страха ножки, И мычит бедняга "Му! Шаг я сделать не могу!"
- Он лежать совсем не хочет. Если бросить, он подскочит. Бросишь снова, мчится вскачь, Ну, конечно – это….
Железная птица В небе кружится, По сигналу пилота На землю садится.
Поднимает великан Груз тяжелый к облакам. А если станет душно, - Себя польет из душа.
Статный парень заводной Носит короб за спиной. И в тот короб поместится С поля целого пшеница.
Серый байковый зверюшка, Косолапый длинноушка. Ну-ка, кто он, угадай. И морковку ему дай!
Он стройный и красивый, У него густая грива. Жаль, нельзя на нём промчаться. Только можно покачаться.
Праздник, праздник у ворот! Кто встречать его пойдёт? Я и верный мой дружок – Красный, маленький …
Зверь забавный сшит из плюша, Есть и лапы, есть и уши. Мёду зверю дай немного. И устрой ему берлогу.
Ходит город-великан На работу в океан.
С бородой родится - никто не дивится.
Также на уроках использую интерактивные мультимедийные компоненты к учебникам
- В. Г. Горецкий «Азбука»
- М.И.Моро «Математика 1 класс »
- В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык, 1 класс»
- А.А.Плешаков «Окружающий мир»
Использование на уроках презентаций, мультимедиа, тестирующих программ помогают решить следующие дидактические задачи:
- усвоить базовые знания по предмету;
- систематизировать усвоенные знания;
- сформировать навыки самоконтроля;
- сформировать мотивацию к учению в целом и к определённому предмету в частности;
- оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
Использование ИКТ
на уроках окружающего мира
в начальной школе
как способ повышения
познавательной активности обучающихся
"Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда". Древняя мудрость
Использование ИКТ позволяет проводить уроки:
- На высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация).
- Обеспечивает наглядность.
- Привлекает большое количество дидактического материала.
- Повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза.
- Обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуальный подход к ученику, применяя разноуровневые задания) .
Подготовка к уроку окружающего
мира с использованием ИКТ
- Характер учебного материала.
Источники:
- Электронные энциклопедии.
- Мультимедийные ресурсы.
- Логические игры.
- Личные разработки.
- Ресурсы Интернет.
- Временные затраты в учебном процессе.
- Возможности, интересы и способности учащихся.
Окружающий мир, как учебный предмет, предоставляет учителю широчайшие возможности применения информационных компьютерных технологий.
Роль учителя на уроке с использованием ИКТ изменяется, учитель теперь не только источник знаний, но и менеджер процесса обучения, главными задачами педагога становятся: управление познавательной деятельностью обучающегося.
ИКТ можно использовать на всех этапах урока в соответствии с нормами СанПиН:
1) актуализация опорных знаний;
2) самоопределение к деятельности;
3) открытие нового знания;
4) первичное закрепление;
5) здоровьесбережение (физкультминутки);
6) работа по новой теме;
7) подведение итогов урока;
8) рефлексия.
На этапе актуализации опорных знаний
можно использовать:
- блиц-опрос с подачей правильных ответов;
- тесты, которые помогают быстро определить типичные ошибки и устранить пробелы в знаниях;
- сообщения детей с просмотром презентаций, подготовленных дома.
На этапе
самоопределения к деятельности
можно использовать:
- загадки;
- кроссворды;
- анаграммы.
На этапе открытия новых знаний компьютер выступает в роли мощного демонстрационного средства, обеспечивающего не только высокий уровень наглядности, но и возможность создания проблемной ситуации.
Элементы проблемности могут создаваться через включение специальных слайдов, содержащих конфликт, вопрос, противоречие.
Страницы всемирной
истории
Начало истории человечества
Первобытные люди
Первобытное общество, палеолит – период в истории человечества (примерно 2,5 миллиона лет назад) до возникновения письменности.
Тема урока: «Мир глазами эколога» (4 класс)
Составление блок-схем:
Причины загрязнения океана
нефтепродукты
Радиоактивные
Пластмассовые отходы
Сточные воды с полей и ферм, содержащие ядовитые удобрен ия
Меры защиты океана от загрязнений
Эффективные химические препараты
Очистительные сооружения на предприятиях
Ограничение отлова рыбы
«суда – губки»
Причины уничтожения тропических лесов
Вырубка для древесины
Выжигание, выкорчевывание деревьев
Результаты уничтожения тропических лесов
Разрыв цепи питания
Изменение климата
Разрушение почвы
Уменьшение кислорода
Гибель животных
Игра «Найди пару»
Осязание
Обоняние
Проект «Музей путешествий»
Проект выполнил:
ученик 3 В класса
МБОУ «СОШ №13»
Кляуз Эдуард
Отношение детей
к применению ИКТ на уроках
Вопросы
Варианты ответов
Нравятся ли вам уроки с применением ИКТ?
Количество ответов
скорее да
Какой вариант проведения уроков лучше?
Помогают ли уроки с использованием ИКТ лучше и прочнее усваивать материал?
только с ИКТ
Итого 100 %
скорее нет
чередовать формы
Повышают ли уроки с использованием ИКТ интерес к предмету?
не проводить
затрудняюсь
Итого 100 %
затрудняюсь ответить
Использование ИКТ имеет
для учителя и учащихся
Сильные стороны Сильные стороны
- Усиливает образовательный эффект.
- Дает возможность регулировать объем и скорость вводимой информации.
- Обеспечивает оперативность и объективность контроля.
- Позволяет максимально наглядно представить учебный материал.
- Возрастает интерес к предмету, усиливается учебная мотивация.
- Формируются представления в возможностях компьютера.
- Возникает мотивация на самостоятельное изучение компьютерных возможностей.
- Воспитывает принятие объективной оценки знаний.
Слайд 1
Возможности применения ИКТ на уроках технологии
Учитель технологии: Павлова Светлана Фёдоровна
МБОУ гимназия №1
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев…
В. А. Сухомлинский
Слайд 2
Цель: повышение эффективности образовательного процесса
Задачи
Обеспечение доступности качественного образования учащимся.
Расширение возможностей индивидуализации учебного процесса.
Активизация самостоятельности и творческой активности каждого ученика.
Повышение уровня наглядности учебного материала.
Инициирование профессионального творчества учителя, повышение педагогической деятельности через расширение возможностей применения современных технологий.
Слайд 3
Специфика предмета «технология»
Аккумулирует знания из смежных наук, распредмечивает образовательный процесс, является интегрирующим компонентом общего среднего образования.
Слайд 4
Направления применения ИТ на уроках технологии
Создание банка справочных материалов, способное в короткое время выдать учителю или ученику нужную информацию по интересующему вопросу.
Динамическое средство наглядности, позволяющее воспроизвести различные процессы, явления, объекты труда.
Средство управления учением через передачу в определённой логике порций информации, заданий, вопросов в темпе, который удобен конкретному ученику.
Средство объективного текущего и итогового контроля знаний учеников.
Средство организации игровых ситуаций, стимулирующее познавательный и практический интерес.
Средство, способствующее научной организации труда учителя и ученика.
Слайд 5
При объяснении нового материала и проведении практических работ по разным разделам программы «Технология» можно использовать компьютерные программы:
Word,
Paint,
Excel,
PowerPoint,
Adobe Photoshop,
Publisher
Слайд 6
ИТ – средство наглядности
Урок в 9В классе по ручному вязанию на тему: «Экология в семье: использование отходов пряжи и ниток»
Слайд 7
Применение созданных с помощью программы Power Point презентаций учебного курса по различным разделам программы
Основной инструмент для вязания – спицы
По качеству различают пластмассовые, металлические, костяные, бамбуковые, деревянные спицы.
круговые
заострённые с одного
конца и двух концов
прямые
Спицы бывают
Слайд 8
Средство наглядности, позволяющее воспроизвести различные процессы при изготовлении швейных изделий
Этапы изготовления изделия
Снятие мерок
Разработка конструкций и выкройки (моделирование)
Слайд 9
Средство наглядности при изучении НРК
Изучение национальной культуры даёт возможность воспитывать у школьников уважение к традиционному укладу жизни, быту, обычаям русского народа, а также коренного населения Кольского края – саамского народа, стремление сохранить то ценное, что живёт в памяти народа.
Слайд 10
Сотни лет на русской земле мастерицы пекли сказочное печенье.
Маленькой приметой северного края стали «козули».
Это мелкие фигурки животных, которые было принято делать из ржаного теста.
Поморские козули Поморы говаривают: «Без козули и праздник не в праздник»
Слайд 11
Передник в русском национальном костюме
Самой декоративной, богато украшенной частью и северного, и южного женского русского костюма был передник, или занавеска, закрывающий женскую фигуру спереди. Обычно его делали из холста и орнаментировали вышивкой, тканым узором, цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами.
Край передника оформляли зубцами, белым или цветным кружевом, бахромой из шелковых или шерстяных ниток, оборкой разной ширины.
Слайд 12
Группы вышивки
К первой относятся вышивки, выполняемые по счёту нитей ткани и поэтому тесно связанные с её структурой. К счётным верховым вышивкам относятся также крест, косая гладь и др.
Вторую группу традиционных русских вышивок составляют те их виды, швы которых не зависят от структуры ткани - тамбур, «гладь по рисовке»(свободная гладь), владимирская гладь и швы, используемые в золотом шитье.
Слайд 13
Поэзия ремёсел народов Севера
Саамские национальные традиции
Слайд 14
Электронные таблицы Excel можно применить для создания схем и рисунков для вышивки крестом
Легко создавать орнаменты. Нужно выполнить один раппорт, скопировать его и вставить несколько раз. Получится нужная полоса. При раскрашивании можно получить несколько вариантов цветовых сочетаний одного и того же орнамента.
Слайд 15
Практическая работа: составление узоров из треугольников
2. Составление узора (выкладывание)
Итог: ваша фантазия
Графический редактор Paint можно использовать при создании схем для лоскутной мозайки
Поиск информации для получения знаний по различным темам уроков, так и по межпредметным связям.
Поиск и получение необходимой информации при разработке и выполнении проекта.
Возможность реализации результатов своей деятельности посредством ознакомления с ней большого числа людей.
Поиск и получение в сети информации для выбора учащимися будущей профессии.
Формирование элементов информационно-технологической культуры при ознакомлении с международным опытом подачи информации и используемыми новыми технологиями.
Слайд 19
Экзаменационные проекты выпускников
Декоративная
наволочка
Вышивка
бисером
Комплект
для кухни
Детский
вязаный комплект