Организатор как ключевой фигурой производства. стиле управления. Требования предъявляемые к руководителю Основные качества, необходимые менеджеру
7.1. Требования к современному руководителю.
7.2. Стили управленческой деятельности.
7.3. Как эффективно использовать рабочее время.
Требования к современному руководителю.
Этика управления - это культура жизни и сотрудничества с людьми, такая организация человеческих коллективов, при которой каждый может творчески, максимально самоотверженно выполнять посильную дело.
Чтобы предотвратить возможные негативные последствия из-за взвешенные действия того или иного руководителя социально-экономической системы любого уровня, разрабатываются и воплощаются в практику соответствующие правила и требования.
На сегодня существует достаточное количество так называемых "моделей" руководителя, разработанных специалистами, которые включают соответствующие профессиональные и морально-личностные требования. При этом каждая такая модель создавалась на основе практики. их суть заключается в том, что выделяются основные черты, требования, которыми должен обладать сегодняшний руководитель, менеджер: организаторско-деловые качества, профессиональные, личностные качества, черты характера.
Модели руководителя является основой профессиограмм на штатные должности, на все конкретные руководящие должности с учетом особенностей деятельности данной организации, фирмы, предприятия.
Так, модель руководителя, предложенная В.Н. Шепелем, включает три блока качеств руководителя:
Общие качества (высокий уровень интеллекта, фундаментальные знания, достаточный опыт)
Конкретные качества (идейно-нравственные: мировоззрение, культура, мотивация, научно-профессиональные: знания, опыт, компетенция; организационные качества: умение подбирать и расставлять кадры, планировать работу, обеспечивать контроль; психофизические качества: здоровье, склонность к системному мышления, тренированная память и т.п.);
Специфические личностно-деловые качества (коммуникабельность, емпатичнисть, стрессоустойчивость, красноречие и т.д.).
Р. Л. Кричевский выделяет такие качества современного руководителя:
Высокий профессионализм. Это является основой формирования и поддержания авторитета руководителя;
Ответственность и надежность. Дефицит этих качеств мы постоянно ощущаем в нашей повседневной жизни;
Уверенность в себе, умение влиять на своих подчиненных. Успех управленческой деятельности во многом определяется именно этой чертой, потому что, во-первых, в тяжелой ситуации можно положиться на такого руководителя; во-вторых, уверенность руководителя передается подчиненным, и они действуют соответствующим образом; и, в-третьих, это важно при контактах с другими руководителями;
Самостоятельность. Руководитель должен иметь свою позицию, свою личную точку зрения на те или иные проблемы и поддерживать такую самостоятельность в подчиненных;
Творческое решение задач, стремление к успеху. Это зависит от интеллекта руководителя и его мотивации.
Руководитель корпорации "Дженерал моторе" Р. Гсрстенберг определяет такие черты, которыми должен обладать менеджер:
Компетентность - каждый менеджер должен знать, как на высоком профессиональном уровне выполнять свою работу;
Высокая степень ответственности во всех делах и сохранение при этом собственного достоинства;
Чувство нового и умение идти на разумный риск;
Гибкость, чувство окружающего, острое восприятие возникающих потребностей, ощущение времени, событий;
Высокая работоспособность, постоянное стремление быть лучшим и делать все совершенным образом.
Итак, чтобы максимально проявить себя осведомленным с делом руководителем, завоевать доверие партнеров, необходимо соблюдать ряд советов:
^ Не страшитесь труднорешаемых задач;
^ Среди многих задач и проблем выберите главные, приоритетные и сконцентрируйте на них внимание;
^ Разложите большую проблему на ряд меньших и последовательно их решайте;
^ Умейте при необходимости сказать твердое "нет";
^ Начинайте рабочий день по решению наиболее трудных и неприятных дел;
^ Кто четко планирует, тот выигрывает;
^ Уделяйте постоянное внимание своему здоровью;
^ Ежедневно выделяйте время для изучения специальной литературы, повышение профессионального уровня;
^ Постоянно анализируйте собственную жизнь, учитесь на собственных ошибках;
^ Внимательно слушайте других, но решение принимайте сами;
^ Стремитесь к деловых отношений, отделяя их от дискуссий и споров, не относящиеся к делу;
^ Не вмешивайтесь в торги. Разбирайтесь сначала с проблемами, а потом с людьми;
^ Определяйте суть интересов в процессе делового общения и предпринимательства;
"При приближении неприятностей смело идите навстречу, чтобы либо их заблокировать, или, в крайнем случае, ослабить неприятные последствия;
^ Необходимо повседневно спрашивать себя: "Всегда я предоставляю достаточно внимания людям?", А также не забывать, что достичь чего-то значительного и крупного можно только тогда, когда вы научитесь ограничивать себя.
Деловая карьера руководителя
Карьера в широком понимании этого слова означает успешное продвижение в области какой-либо деятельности.
Карьера руководителя - это индивидуально осознанные и изменяемые позиции и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении его жизни.
К основным целям деловой карьеры руководителя с точки зрения его жизненных позиций относят:
Ответственность профессии и занимаемой должности уровню самооценки руководителя;
Получение морального удовлетворения;
Уважение со стороны социального окружения (родных, знакомых и т.п.);
Творческий характер деятельности, достижения независимости;
Достойная оплата управленческого труда;
Наличие свободного времени для самосовершенствования, отдыха воспитания детей и т.д.;
Наличие различных льгот, является дополнительным стимулом для деятельности;
Потенциальная возможность достойной жизни после выхода на пенсию.
Вопросы и Задания для самоконтроля
Задача 1. Допишите предложения.
1. Этика управления - это....
2. Модели руководителя является основой....
3. В трех блоков качеств руководителя (по В. М. Шепелем) относятся: ....
4. Р. Кричевский выделяет такие качества руководителя: ....
Задание 2. Объясните, как, по вашему мнению, может лучше проявить себя руководитель как человек, хорошо знает свое дело.
Задание 3. Подготовьте выступление "Мое видение деловой карьеры" в заседания дискуссионного клуба.
В современном обществе требования к руководителю изменились. В связи с научно- техническим прогрессом и новыми методами и стратегиями управления, современный руководитель должен обладать рядом свойств, которые бы увеличили бы его эффективность в современных условиях. Для эффективного управления необходимо знать его теоретические основы, иметь практический опыт и уметь творчески использовать теорию и практику, т. е. владеть наукой и искусством управления. Эффективность работы всего предприятия во многом зависит от способности ее владельцев и управляющих принимать своевременные и обоснованные решения. Множество руководителей в условиях быстро развивающейся конкуренции, научно-технического прогресса, а также нестабильной экономической и политической обстановки приспосабливаются к ситуации. Чтобы руководитель успешно и эффективно управлял своими подчинёнными, он должен иметь определённые качества и навыки. Эти требования завышены, так как на руководителя возложена большая ответственность и от его действий во многом зависит эффективность самой организации. В руководителе должно быть много хороших качеств, так как он дает пример своим сотрудникам.
Рассмотрим основные свойства современного руководителя:
- 1. Социальная направленность деятельности. Современный руководителю должен иметь широкий кругозор. Ему следует хорошо разбираться в разных сферах деятельности, ведь очень часто они переплетаются, например, знание налогового кодекса необходимо для ведения бизнеса, а так же и других законодательных и нормативных актах.
- 2. Высокая компетентность и ответственность в своей профессиональной деятельности. Это требование обусловливает необходимость получения руководителем специального образования в области управления. Управленец должен хорошо разбираться в сфере той организации, в которой он работает. Ведь он не просто управляет людьми, а ставит перед ними определённые задачи, которые связаны с производством и её технологиями. Так же ему необходимо научиться быстро принимать решения и нести ответственность за них, а так же умело и грамотно перераспределять ответственность и полномочия между другими подчинёнными. Так же современному руководителю следует знать деловую этику, психологию, философию и т.д., чтобы правильно преподносить информацию и найти к каждому сотруднику определённый подход. Они должны обосновывать цели деятельности и заставлять людей верить в необходимость их достижения.
- 3. Организаторские способности. Современный руководитель должен уметь из совершенно или мало знакомых людей, сделать команду. Он должен так организовать процесс производства, чтобы люди слажено и совместно работали, выполняя свои определённые функции. Конечно, бывает так, что руководителю легче самому выполнить работу, чем объяснять задачи и методику выполнения своему сотруднику. Но тогда сотрудник ничему не научиться и в следующий раз руководителю снова придётся выполнять эту работу. Поэтому можно создать такие условия, чтобы сотрудники друг другу помогали. Руководителю следует поощрять активность и инициативы людей.
- 4. Высокие моральные качества. Современный руководитель должен быть примером подражания для своих подчинённых. Самый лучший руководитель - это руководитель, который заслужил уважение своих людей. Для этого конечно необходимо иметь такие качества, как справедливость, толерантность, тактичность, эрудированность и т. д. Управленец должен так же общаться и не по деловым вопросам, интересоваться здоровьем сотрудников, их семьёй и т. п., ведь очень часто личные дела влияют на работу подчинённого. Руководитель должен быть внимательным и терпеливым, ведь никому бы не понравилось, если бы его руководитель каждый раз срывался на него из-за каких-то мелочей. Если человек несправедлив, неадекватен и груб, то с ним общаться не хочется, не то, что работать. Такой руководитель создаст напряжённую и некомфортную атмосферу, вследствие, чего эффективность труда снизиться
- 5. Эмоционально-волевые черты характера. Воля человека всегда приводит его к победе. Это очень важная и сильная черта, которая может горы свернуть, было бы желание. Руководитель должен обладать такими волевыми качествами как решительность, настойчивость, целеустремлённость, дисциплинированность и т. д. Важную роль занимает чувство ответственность за свои решения и результаты деятельности руководимого им коллектива. Так же важно, чтобы руководитель мог замечать не только чужие недостатки и ошибки, но и свои. Умение признать их и исправить в себе заслуживает уважения. Управленец должен всегда контролировать ситуацию, а в экстренных ситуациях уметь быстро принимать правильные решения
- 6. Интеллектуальные способности. Ум и креативность следует развивать каждому из нас, но для руководителя эти качества ещё важнее развить. Управленец должен так же обладать и логичностью мышления и способность оперативно прогнозировать сложившуюся ситуацию. Он должен мыслить шире и уметь определять будущее развитие, то есть уметь мыслить на несколько шагов вперёд. Руководитель должен постоянно пополнять свои знания, развиваться, иметь желание познать, как можно больше. Ему следует мыслить нестандартно, постоянно искать новые пути для самосовершенствования себя и своих подчинённых.
- 7. Умение поддерживать свой авторитет. Авторитет основывается на формальном статусе менеджера и завоеванном уважении. Уважение к личности является неотъемлемой частью авторитета. Авторитет для руководителя играет свою роль в общении с подчинёнными. Авторитет во многом облегчает управление и располагает к себе людей, поэтому авторитет следует оберегать и повышать. Очень трудно оставаться авторитетным лидером и быть частью команды. Самая большая сложность найти в этом баланс и умело преподносить себя в разных ситуациях. Многие не смогли найти компромисс и потеряли умение хорошего руководителя. Причиной является боязнь потерять хорошие взаимоотношения с сотрудниками, увеличив свой авторитет. Поэтому здесь действует одно из правил жизни - надо всегда уметь выбирать «золотую середину».
- 8. Имидж руководителя - важная составляющая его авторитета. Элементами имиджа являются внешность руководителя, его манеры, культура общения. Как говориться в пословице «встречают по одёжке, а провожают по уму». Руководитель должен выглядеть презентабельно, чтобы ему хотелось доверять, и был виден его профессионализм. Он должен зарекомендовать себя другим организациям, как внешне приятного, опрятного руководителя с интеллигентными и культурными качествами.
- 9. Крепкое здоровье. Стрессоустойчивость для современного руководителя - чрезвычайно необходимая вещь. Каждый день они сталкиваются с высокими нервными и физическими напряжениями. Причинами профессиональных заболеваний, как правило, является нарушение сна, высокий стресс на работе и в следствие повышенная нервная возбудимость и т. д. Многие управленцы достаточно пренебрежительно относятся к своему здоровью, пытаясь произвести впечатление на окружающих, не учитывая, что их здоровье является одним из факторов эффективного управления. Поэтому так важно, чтобы руководитель заботился о своём здоровье, вёл здоровый образ жизни. Ведь здоровье высококомпетентного, опытного руководителя - это общественная ценность для коллектива, организации и государства.
В современном обществе повысились требования к личности менеджера. Мировая практика подготовки и переподготовки менеджеров включает активные методы обучения.
Требования к современному руководителю:
- 1. Для руководителя необходима вера в свое дело, смелость, целеустремленность, решительность и умение показать эти качества своим подчиненным.
- 2. Должен уметь ценить время подчиненных.
- 3. Быть строгим и требовательным, но не придирчивым.
- 4. Должен уметь принимать критику и критиковать, а также уметь поощрять и наказывать.
- 5. Быть приветливым и тактичным, иметь чувство юмора.
- 6. Уметь вести дебаты и переговоры.
Современный руководитель должен соблюдать вышеперечисленные указания, чтобы повысить эффективность организаций. Он должен в полной мере раскрыть свои способности и постоянно совершенствовать свои навыки. Большое значение для руководителя имеет умение наладить контакты со всеми уровнями управления, а также с подчиненными в своем отделе. Это требует высокой компетенции, эрудированности, тактичности и толерантности.
Чтобы взять человека на должность руководителя, нужно чтобы он соответствовал определённым критериям, поэтому так важно знать какими качествами он должен обладать и как должен планировать своё время. Для этого как раз и оценивают деловые качества управленцев. Те менеджеры, которые добиваются наилучших результатов в работе своих подчиненных, основную массу своего времени (более 70%) тратят на взаимодействие с подчиненными и коллегами по работе, мотивацию персонала, его обучение и развитие. Чтобы так менеджеры и расходовали своё время, они должны обладать определёнными навыками и умениями.
Большинство специалистов разделяют деловые качества на три группы:
- - профессиональные;
- - личные;
- - деловые.
Профессиональным качеством можно назвать знание своего дела, то есть современный руководитель должен обладать определёнными знаниями и практическими навыками в той сфере, в которой он работает. Он должен уметь правильно организовывать и планировать, как своё время, так и своих подчинённых. К требованиям для современного руководителя обычно относят окончание высшего образования, знание английского языка, так как многие российские компании сотрудничают с зарубежными организациями, опыт в сфере его деятельности, хорошая эрудиция и т. д. Ему так же следует иметь широкий кругозор, стремится к совершенствованию себя и других, а также иметь представление о развитии деловой этики в разных странах.
Р. Катц выделяет три вида этих профессиональных качеств:
- - техническое мастерство (наличие и способность применять конкретные знания и навыки работы, например, в области бухгалтерского учета, финансов, использования оборудования и т.п.);
- - мастерство общения (умение работать с другими людьми, понимать и мотивировать их, разрешать конфликты);
- - концептуальное мастерство (умение анализировать сложные ситуации, определять проблемы, а также альтернативные подходы к их решению и выбирать среди них наиболее оптимальные).
К личным качествам руководителя можно отнести следующие качества: справедливость принятых решений, наличие моральных качеств, высокий уровень культуры, хорошее и доброжелательное отношение к другим людям, уверенность в себе, нестандартное мышление, изобретательность, коммуникабельность, умение доверять своим подчиненным, готовность к сотрудничеству, умение находить «общий язык» с представителями других компаний и наличие этических норм. Эти качества должны быть развиты у каждого сотрудника, но у управленца они должны быть развиты ещё сильнее и больше, ведь на нём лежит намного больше ответственности и обязательств.
К этическим нормам управленца можно отнести следующее:
- 1. Управленец должен заботиться об окружающей среде и минимизировать загрязнения на производстве.
- 2. Управленец должен руководствоваться общепринятыми правилами и нормами, проводить конкуренцию честными путями, соблюдая правила рыночной игры.
- 3. Созданные трудом блага должны распределяться так, чтобы не усугублять расслоение общества.
К деловым качествам можно отнести умение планировать и организовывать деятельность организации, ставить цели и распределять задачи между сотрудниками, а так же контролировать и регулировать осуществление поставленных функций. Современный руководитель должен обладать силой убеждения и уметь ловко и непринуждённо координировать своих сотрудников. Очень цениться в управленце стратегическое мышление, правильная оценка обстоятельств, целеустремлённость, инициативность и оперативность в решении проблем.
Качества современного руководителя:
- 1. Интеллектуальные способности. К этому следуем отнести ум и креативность, логичность мышления, образованность, рассудительность, знание своего дела, хорошая эрудиция, постоянное саморазвитие.
- 2. Черты характера личности. К этому можно отнести наличие моральных качеств, высокий уровень культуры, инициативность и энергичность, терпение и стрессоустойчивость, смелость и уверенность в себе.
- 3. Приобретенные умения. К ним относят силу убеждения, самосовершенствование и постоянная тяга к новым знаниям, умение разбираться в людях, завоёвывать доверие и авторитет, создание определённого имиджа.
В настоящее время все большее число предприятий пытается отойти от прежних внутрифирменных командно-иерархических отношений и упрочить свои позиции путем лучшего использования сильных сторон персонала. Одновременно меняются подходы к формированию стратегии развития предприятия и его целей, построению структуры организации и менеджмента, процессу разработки и принятия управленческих решений, работе с персоналом и оценке эффективности работы организации, ее подразделений и работающих. Требования к современному руководителю изменились, так как средства труда усовершенствовались в связи с научно-техническим прогрессом.
Английский термин "manager" подразумевает наемных профессиональных управляющих. Основная задача менеджеров состоит "в создании окружающих условий для групповой деятельности таким образом, чтобы индивиды вносили свой вклад в достижение групповых целей с минимальной затратой денег, времени, усилий и материалов, а также с минимальными неудобствами".
Сущность деятельности менеджера состоит в реализации функций планирования, организации, мотивации и контроля. Они объединяют усилия: "1) высшего уровня управления с его акцентом на грандиозной картине и больших прибылях, могущественных деятелях и удовлетворении запросов держателей акций; 2) производственников и их прицелом сделать больше, быстрее, дешевле с более удовлетворенными "делателями"; 3) персоналом, занимающимся маркетингом, чей взгляд всегда обращен на квоты, премии и проценты; 4) финансистов с их любовью к дивидендам, процентам и, прежде всего, балансу; 5) мастеров, которые смотрят вверх, чтобы удовлетворить руководство, и вниз, чтобы рабочие продолжали работать, и 6) рабочих, управляющих лишь своими собственными усилиями, чтобы удовлетворить мастеров, чтобы заработать на жизнь и дожить до пятницы, когда выдается жалованье"
Менеджеры выполняют разнообразные роли. Роль – это ожидаемый набор действий или поведения, определяющихся работой. Их классификацию и описание впервые дал Г. Минцберг. Он классифицирует их в рамках трех крупных категорий: межличностные роли, информационные роли и роли по принятию решений.
К межличностным ролям относятся:
Главный руководитель – символический глава, в обязанности которого входит выполнение обычных обязанностей правового или социального характера. Лидер – ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, ответственный за набор, подготовку работников и связанные с этим обязанности. Связующее звено – обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые представляют информацию и оказывают услуги. Информационные роли руководителя:
1. Приемник информации – разыскивает и получает разнообразную информацию (в основном текущую) специализированного характера, которую, понимая организацию и внешние условия, успешно использует в интересах своего дела; выступает как нервный центр внешней и внутренней информации, поступающей в организацию.
2. Распространитель информации – передает информацию, полученную из внешних источников или от других подчиненных, членам организации.
3. Представитель – передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы организации, действует как эксперт по вопросам данной отрасли.
Роли руководителя, связанные с принятием решений:
Предприниматель – изыскивает возможности внутри самой организации и за ее пределами, разрабатывает и запускает "проекты по совершенствованию", приносящие изменения, контролирует разработку отдельных проектов. Устраняющий нарушения – отвечает за корректировочные действия, когда организация оказывется перед необходимостью важных и неожиданных нарушений. Распределитель ресурсов – ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений в организации. Ведущий переговоры – ответственный за представительство организации на всех значительных и важных переговорах. Исследования подтверждают, что руководителями не рождаются, ими становятся на практике, ежедневно доказывая на деле свое владение искусством управления. Это искусство желательно вначале постичь теоретически, а не методом проб и ошибок. Хотя ошибки неизбежны и в этом случае, но их бывает меньше.
На взгляд Г. Минцберга существует четыре мифа о труде менеджера:
1. Менеджмент быстро становиться наукой и профессией. На самом деле среди менеджеров огромное количество дилетантов, попавших на свои должности случайно, но не желающих их оставить.
2. Взгляд на менеджера как на расудительную счетную машину. На самом деле менеджеры решают задачи за 5-10 минут, мало задумываясь о будущем.
3. Имидж менеджера как человека, все уже спланировавшего, делегировавшего, а потому решающего только важные проблемы. Однако на практике у менеджеров очень много времени уходит на пустяки и представительство.
4. Менеджеры нуждаются в систематизированной и обработанной информации. Фактически они пытаются быстро получить информацию, даже по телефону (менеджеры используют на общение 70-80% времени, нарушают цепочку команд, решают множество вопросов, зачастую не имеющих значение для организации и т.д.).
В зависимости от места в управленческой иерархии выделяют три типа руководителей:
Руководители высшего звена (в бизнесе – председатель совета корпорации, в армии – генерал, в среде государственных деятелей – министр, в университете - ректор). Они определяют миссию организации, ее цели, политику, ценности и основные стандарты деятельности, структуру и систему управления;
Руководители среднего звена (в бизнесе – начальник отдела, в армии – от лейтенанта до полковника, в университете - декан). Они координируют и контролируют работу руководителей низового звена. Кроме того, они готовят информацию для решений, принимаемых руководителями высшего звена;
Руководители низового звена (мастер, сержант, заведующий кафедрой) Они в основном осуществляют контроль за выполнением производственных заданий рабочими и другими работниками. Составляют большую часть корпуса руководителей.
В зависимости от общего влияния на организацию выделяют следующие типы менеджеров:
1. Активный преобразователь – активно воздействует на все процессы управления и стремится преобразовать их в целях повышения эффективности организации на основе новых методов и технологий управления, применения инновационных нестандартных подходов.
2. Исполнитель – ограничивает все свои действия точным следованием указаниям, поступающим от вышестоящих руководителей; любая инициатива подчиненных, с его точки зрения, потенциально опасна.
3. Конформист – безоговорочно признает и выполняет все указания своего руководства (или микрогруппы, имеющей наибольшее влияние в организации), не способен высказать и отстоять свое мнение в интересах компании, изменяет точку зрения в зависимости от чужого мнения.
4. Разрушитель – в силу своей неподготовленности или субъективных интересов разрушает сложившуюся культуру и систему управления организацией, ухудшая ее положение и ускоряя банкротство.
По характеру обучаемости выделяют следующие типы менеджеров:
1. Самообучаемые менеджеры – активно ищут новые знания, стремятся ко всему новому. Легко осваивают новые принципы и концепции. Они – основа успеха любой организации.
2. Не восприимчивые к обучению – не желают обучаться ничему. Достигнув определенного положения, считают для себя зазорным учиться. Хотя сегодня в мире постоянное обучение в области менеджмента – прямая обязанность любого руководителя, невзирая на его положение и возраст. В системе мирового менеджмента не желающих обучаться менеджеров увольняют без малейших колебаний. В России можно спокойно дослужить до пенсии и остаться с той же старой базой знаний. Которая была заложена десятки лет назад. Для России это наиболее широко распространенный тип управленца, это же и одна из главных причин отсталости страны и ее проблем.
Качества, которыми должны обладать эффективные руководители большинство специалистов разделяет на три группы:
Профессиональные;
Деловые.
Среди профессиональных качеств чаще всего выделяют:
Высокий уровень образования, управленческого опыта, компетентности в своей профессии;
Умение планировать работу;
Поиск новых форм и методов работы;
Умение работать в команде;
Умение ладить с другими руководителями;
Cпособность оперативно принимать решения и брать ответственность на себя.
К личным качествам относят:
Физическое и психологическое здоровье;
Обращение с людьми как с личностями, внимательность к ним;
Уверенность в себе и оптимизм;
Способность управлять собой;
Высокие моральные стандарты.
К деловым качествам можно отнести:
Стремление к лидерству;
Коммуникабельность;
Инициативность;
Оперативность в решении проблем;
Упорство в достижении целей;
Открытость для новых идей.
Английские специалисты по управлению Майкл Вудкок и Дейв Френсис предлагают следующий перечень требований к менеджерам: способность управлять собой, разумные личные ценности, четкие личные цели, упор на постоянный личный рост, навык решать проблемы, изобретательность и способность к инновациям, высокая способность влиять на окружающих, знание современных управленческих подходов, способность руководить, умение обучать и развивать подчиненных, способность формировать и развивать эффективные рабочие группы.
В требованиях к менеджерам формулируется некая модель качеств лидера. Но в жизни чаще всего конкретный лидер не соответствует в полной мере указанным параметрам. И в этом противоречии нет ничего страшного, поскольку любая модель упрощает ситуацию, это некий ориентир при решении проблемы. Реального человека никогда не подогнать под самую совершенную модель.
На разных уровнях управления требования в отношении качеств руководителя неодинаковы.
Если проанализировать специальную литературу по проблеме лидерства, то можно обнаружить, что между учеными нет единого мнения относительно основных качеств руководителя. Более того, прав В. И. Кнорринг, когда утверждает, что если придерживаться мнения об абсолютной необходимости выделяемых качеств, то было бы просто невозможно найти такое количество достойных людей на руководящие должности. А если вспомнить таких знаменитых руководителей, как Цезарь, Александр Македонский, Наполеон, Гитлер, Сталин, то трудно считать их образцами добродетели.
Среди главных качеств лидера В. И. Кноринг отмечает гибкое нестандартное мышление, харизматические свойства личности и владение искусством воздействия на оппонентов и коллектив. При чем вышеуказанные качества определяются не столько природой, сколько упорным трудом и самосовершенствованием.
Управление является очень динамичной наукой и практикой. Из этого следует, что требования к руководителю не сохраняются неизменными. Развивается теория управления, и совершенствуется практика. Требования к современному руководителю постоянно обновляются и дополняются.
В рамках изучения требований к современному руководителю рассматриваются следующие вопросы :
1. Задачи современного руководителя;
2. Факторы успеха руководителя;
3. Психологическая направленность руководителя;
4. Ограничения и ошибки неэффективного руководителя;
5. Психологические законы управления.
Требования к современному руководителю – это комплекс личных качеств и профессиональных черт, которые необходимы менеджеру для успешной управленческой деятельности.
Задачи современного руководителя, как показано в первой главе в разделе 1.3, заключаются в следующем:
1) сделать интересной свою профессиональную жизнь;
2) сделать интересной профессиональную жизнь подчиненных;
3) обеспечить эффективность работы коллектива;
4) сделать интересной свою личную и семейную жизнь.
Успешное решение указанных задач требует от руководителя соответствующих внутренних свойств, профессиональных качеств и необходимых усилий. Ориентация на решение только третьей задачи, которая долго доминировала в обществе, давно и безнадежно устарела. Мир изменился, и вместе с ним появились новые подходы к качеству жизни и профессиональному труду.
Люди больше не хотят просто получать заработную плату в профессии. Они стремятся к креативному труду, к самореализации, занятию достойного места в обществе, утверждению своего высокого социального статуса. В достижении всего этого очень многое зависит от непосредственного руководителя.
Современная психология управления активно использует разницу между успешным и неудачным руководителями. Соответствующий анализ позволяет сформировать факторы успеха руководителя, которые кореллируют с его задачами.
Факторы успеха руководителя – это своего рода условия, при которых его управленческая деятельность будет эффективной. Факторы успеха можно свести к четырем условиям: работа в удовольствие, современные подходы в работе с людьми, профессиональная управленческая подготовка, личная креативность.
Работа в удовольствие означает, что управленческий труд должен приносить руководителю личное удовлетворение, давать возможность самореализоваться. То есть, этот фактор связан с решением первой задачи – сделать интересной свою профессиональную жизнь.
Управленческая работа не должна быть в тягость. Иначе руководитель будет просто мучить и себя, и подчиненных. В таком случае надо поискать иную сферу деятельности, попытаться «найти себя» в другой профессии.
Так, известный американский бизнесмен Хаммер заявлял: «Для меня бизнес не средство обогащения. Это удовольствие от нестандартной работы».
Удовольствие от работы появляется тогда, когда в ней достигается высокая квалификация. А профессионализм руководителя складывается из ряда составляющих: хорошего управленческого образования, собственных волевых усилий и определенных природных данных.
Две первых составляющих находятся полностью во власти человека. Иными словами, имея желание (мотивацию) и проявив волю можно достичь высокого мастерства в управленческой деятельности.
Успешных руководителей, поднявшихся до управления крупными корпорациями и целыми отраслями, называют «золотыми воротничками». Именно эти люди управляют современной экономикой, политикой, обществом в целом.
Современные подходы в работе с людьми охватывают стиль руководства, личный (неформальный) авторитет, умение влиять на людей, ораторское искусство и умение слушать, использование современных приемов мотивации и многое другое. Этот фактор связан с решением второй задачи руководителя – сделать интересной профессиональную жизнь подчиненных.
Работа с людьми является наиболее сложной частью деятельности руководителя. Относительно легко научиться управлять потоками, системами, технологиями, оборудованием, но сложно научиться воздействовать как на отдельного человека, так и на коллектив. Однако интерес к людям, искренняя к ним привязанность позволяют добиться успеха и в этой сфере, и получить удовольствие от делового общения и руководства.
Наибольших успехов во влиянии на миллионы людей добились не грозные цари и великие завоеватели, а люди с большим сердцем. Так, Ганди «политикой ненасилия» добился освобождения своей родины Индии от колонизаторов. А его большое человеколюбие принесло ему высочайший титул – «махатма», то есть отец нации.
Профессиональная управленческая подготовка означает усвоение территории и практики менеджмента, то есть управленческое образование. Этот фактор связан с решением третьей задачи руководителя – обеспечить эффективность работы коллектива.
Высокий профессионализм руководителей позволяет добиться успешной деятельности организации. Современная теория и практика менеджмента позволяют дать заинтересованному человеку отличную подготовку в сфере управленческой деятельности. Для этого надо получить хорошее образование в вузе с высокой репутацией. А затем, на протяжении всей жизни, пополнять управленческие знания самообразованием.
Например, в западной традиции и управленческой литературе задача и требование профессионализма обозначаются так – «сделать деньги».
Креативность в работе руководителя вытекает из характера управленческой деятельности. Выше отмечалось, что в труде руководителя практически не встречается стандартных ситуаций, всегда будут определенные отличия. И поэтому даже классические управленческие знания руководителю приходится применять в конкретной оригинальной обстановке.
Креативность руководителю необходима и в семейной и личной жизни. Высокая занятость на работе и увлеченность ею создают определенные трудности в семейных и дружеских отношениях. В этом жизнь руководителя отличается от жизни других людей. И ему надо проявить немалую креативность, чтобы решить четвертую задачу современного руководителя – сделать интересной свою личную и семейную жизнь.
Психологическая направленность руководителя – это внутренние приоритеты в его профессиональной деятельности.
От направленности руководителя во многом зависит эффективность его работы. Можно выделить, в качестве основных, четыре вида психологической направленности: на задачи организации, на персонал, на мнение начальства, на себя.
Направленность руководителя на задачи организации означает приоритет производственной деятельности.
Руководители такой направленности значительное внимание уделяют достижению профессиональных целей. Они тщательно планируют работу, составляют графики ее выполнения, нормируют труд. Для подчиненных такие руководители составляют подробные инструкции, регулярно проводят производственные совещания, осуществляют обучение и контроль.
Так, часто руководители производственной направленности являются «трудоголиками». Ради дела они не считаются со своим личным временем и усилиями. Обычно они того же требуют и от подчиненных. А это далеко не всегда встречает понимание. Трудоголизм воспринимается сегодня как профессиональное заболевание.
Направленность руководителя на персонал означает приоритет внимания к подчиненным.
Такие руководители справедливо убеждены в том, что главной ценностью любой организации являются люди. Поэтому они направляют свои усилия на условия труда, социальный статус и психологический комфорт своих сотрудников, установление отношений взаимного доверия.
Например, руководители человеческой направленности открыты для общения, дружелюбны, ориентированы на благополучие работников. Они много общаются с подчиненными, активно используют «обратную связь», то есть информацию, идущую снизу вверх. Обычно такие руководители пользуются расположением со стороны подчиненных.
Направленность руководителя на мнение начальства означает приоритет внимания к указаниям сверху.
Обычно такая направленность связана с неуверенностью руководителя на своем посту, непониманием своих задач и незнанием путей их решения. Однако при этом присутствует сильное желание удержаться на руководящей должности любыми средствами.
Часто такая «подхалимская» направленность связана с активным желанием сделать карьеру путем всяческого угождения начальству.
Направленность руководителя на себя – это приоритет личных интересов.
Такой руководитель превыше всего ставит не работу, а свое положение в ней. Личные амбиции и устремления определяют его позицию в любых производственных ситуациях.
Так, в Октябрьской революции 1917 года в России историки выделяют фигуру Льва Троцкого – второго человека в партии большевиков. Его психологическая направленность оценивается так, что он любил не революцию, а себя в революции. Это привело к злоупотреблениям и стремлению к единоличной власти.
Эгоистичные руководители нередко допускают административные злоупотребления. Согласно их психологии, во главе угла стоят собственные интересы, личное обогащение.
Подводя итог рассмотрению приоритетов руководителей, следует отметить, что предпочтительной является направленность на персонал. Успешные руководители отличаются вниманием к людям, что позволяет создавать эффективные высокопроизводительные рабочие коллективы.
Факторы, которые сдерживают развития потенциала руководителя, получили наименование «ограничений». Разработана концепция ограничений – теоретическое обоснование помех в совершенствовании профессионализма руководителя.
Можно выделить шесть потенциальных ограничений.
1. Неумение управлять собой. Руководитель работает в условиях нервного напряжения. Владение своим эмоциональным состоянием позволяет сохранять работоспособность, «не расклеиваться» в сложной обстановке, и наоборот. Управление эмоциями означает также уровень общей культуры руководителя.
2. Размытые личные ценности. Действия руководителя во-многом зависят от его принципов, целей, направленности. Если его личные приоритеты недостаточно глубоки, он будет испытывать сомнения в своих суждениях, в принятии решений. Окружающие будут воспринимать это как слабость.
3. Недостаток креативности . Руководителю приходится постоянно использовать творческий подход, т.к. в управлении не бывает абсолютно идентичных ситуаций. Руководителю постоянно надо выдвигать новые идеи, принимать сложные решения, побуждать подчиненных к творчеству.
4. Непонимание специфики управленческого труда. Содержание работы руководителей имеет ряд особенностей. Их надо знать, и учитывать в работе.
Так, эффективность труда руководителя сложно измерить в прямых показателях. Чаще всего это можно сделать лишь опосредованно: о хорошем управлении может свидетельствовать производительная работа коллектива, и положительная атмосфера в нем.
Неотъемлемой частью управленческого труда являются проблемы. Полностью избежать их не удастся, при всем желании. Поэтому надо уметь их решать: от обеспечения рентабельности производства до управления конфликтами.
5. Неумение влиять на людей. Умелое воздействие на окружающих является как природным, так и приобретенным качеством. Получить необходимую поддержку и участие и со стороны подчиненных, и от других людей, часто является важным условием успеха руководителя. А для этого надо чувствовать психологию, внутренний мир других людей, и уметь на них воздействовать.
Так, по отношению к подчиненным руководитель может отдавать ясные и понятные распоряжения, объяснять способы выполнения заданий, предъявлять четкие требования. Но можно отдавать туманные приказы, пускаться в уговоры, просьбы, заигрывания, прибегать к угрозам. Это два диаметрально разных руководителя.
6. Остановленное саморазвитие. Работа над собой и движение вверх, к высшему мастерству, является жизненной нормой руководителя. Если он достиг определенных успехов, и остановился, «почивает на лаврах», он неперспективен.
Типичные ошибки в управлении допускаются неквалифицированными руководителями. Для лучшего понимания, типичные ошибки руководителей в теории управления иногда формулируется в образной форме. Можно выделить шесть основных управленческих ошибок.Рассмотрим их.
Наказание невиновных. Нередко руководители принимают решения о взысканиях «под горячую руку», не разобравшись в ситуации. В результате наказываются не истинные виновники, а те, чья отрицательная роль определена поверхностно, без должного анализа. Нередко при этом присутствует субъективное отрицательное отношение руководителя к сотруднику.
Поощрение непричастных. Это означает, что в коллективных достижениях не определяется реальный вклад каждого сотрудника, не выделяются ключевые фигуры успеха. В результате, награды получают не те, кто внес наибольший вклад в общий успех, а приближенные к руководителю.
Незрелые решения. Эта ошибка связана с принятием решений на «скорую руку», на основании недостоверной, непроверенной, неполной информации. При этом не учитывается мнение специалистов, не привлекаются эксперты. В результате решение оказывается неудачным, а то и вовсе неверным.
Собственная безгрешность. Часто руководители, особенно авторитарного типа, не признают своих ошибок. Они склонны обвинять в недостатках кого угодно, только не себя. Собственные ошибочные решения они не признают, а в неудачах обвиняют «плохих исполнителей». При этом часть подчиненных соглашается с мнением о том, что руководитель не виноват, а все дело в подчиненных.
Так, в славянском менталитете исторически сложилось мнение о том, что царь хороший, а во всем виноваты бояре. Окружение, мол, обманывает царя, и скрытно обижает народ.
Субъективизм отношений. Некоторые руководители не скрывают свое неодинаковое отношение к подчиненным, делят их на любимчиков и изгоев. Первые пользуются особым расположением, им прощаются все ошибки и неудачи. Других же нередко обвиняют даже в том, в чем их вины нет.
Людей, особо приближенных к крупному руководителю, по исторически сложившейся французской традиции называют «фаворитами».
«Навешивание ярлыков». Иногда руководители оценивают не проступок, а личные качества человека, который его совершил. Иными словами, переходят на личность. При этом частный отрицательный случай обобщается. А негативная оценка конкретного упущения подается как характеристика личности сотрудника – безответственный, неспособный, бездельник и т.д.
Следует отметить, что люди невольно стараются оправдать данные им характеристики. Если человека похвалили, он стремится соответствовать этому. И наоборот. «Если человека долго называть свиньей, он в конце концов захрюкает», – гласит русская народная пословица.
Если руководитель хочет соответствовать современным требованиям, он должен знать типичные ошибки управления, и не допускать их в работе.
Психологические законы управления – это те закономерности и тенденции, которые обязательно проявляются в руководстве в определенных условиях. Знание законов управления позволяет эффективно осуществлять руководство и добиваться успеха.
Законы управления связаны с деловым взаимодействием начальника и подчиненного, и управленческим общением в профессиональной деятельности. Часто они излагаются в образном виде.
В теории управления популярно изложение законов в юмористической форме. Однако, несмотря на юмор, в них высоко содержание истины. Поэтому такие изложения следует воспринимать всерьез. Многие законы имеют своих авторов, по именам которых они и названы.
Отметим самые известные из управленческих законов в юмористической форме.
Закон Хлейда:
«Решение сложной задачи поручайте ленивому сотруднику – он найдет легкий путь».
Закон Ханта:
«У любой великой идеи есть недостаток, равным или превышающий величие этой идеи».
Закон Хенлона:
«Не усматривайте злого умысла в том, что вполне объяснимо глупостью».
Закон Хокинса:
«Прогресс состоит не в замене неправильной теории на правильную, а в замене неправильной на неправильную же, но уточненную».
Закон Мейера:
«Усложнять – просто, упрощать – сложно».
Итак , требования к современному руководителю вытекают из задач, и кореллирующих с ними факторов успеха умелого управления. К факторам успеха относятся следующие: работа, как удовольствие; современные подходы в работе с людьми, управленческая подготовка, креативность руководителя.
Выделяют четыре основных вида психологической направленности руководителя: на задачи организации, на персонал, на мнение начальства, на себя. Успешный руководитель направлен на заботу о персонале, на задачи организации.
Современный руководитель должен знать законы управления и учитывать их в своей деятельности.
Опытный руководитель обязан ориентироваться в типичных управленческих ошибках, и не допускать их в своей работе.
Похожая информация.
Английский термин "manager" подразумевает наемных профессиональных управляющих. Основная задача менеджеров состоит "в создании окружающих условий для групповой деятельности таким образом, чтобы индивиды вносили свой вклад в достижение групповых целей с минимальной затратой денег, времени, усилий и материалов, а также с минимальными неудобствами".
Сущность деятельности менеджера состоит в реализации функций планирования, организации, мотивации и контроля. Они объединяют усилия: "1) высшего уровня управления с его акцентом на грандиозной картине и больших прибылях, могущественных деятелях и удовлетворении запросов держателей акций; 2) производственников и их прицелом сделать больше, быстрее, дешевле с более удовлетворенными "делателями"; 3) персоналом, занимающимся маркетингом, чей взгляд всегда обращен на квоты, премии и проценты; 4) финансистов с их любовью к дивидендам, процентам и, прежде всего, балансу; 5) мастеров, которые смотрят вверх, чтобы удовлетворить руководство, и вниз, чтобы рабочие продолжали работать, и 6) рабочих, управляющих лишь своими собственными усилиями, чтобы удовлетворить мастеров, чтобы заработать на жизнь и дожить до пятницы, когда выдается жалованье"
Менеджеры выполняют разнообразные роли. Роль – это ожидаемый набор действий или поведения, определяющихся работой. Их классификацию и описание впервые дал Г. Минцберг. Он классифицирует их в рамках трех крупных категорий: межличностные роли, информационные роли и роли по принятию решений.
К межличностным ролям относятся:
Главный руководитель – символический глава, в обязанности которого входит выполнение обычных обязанностей правового или социального характера.
Лидер – ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, ответственный за набор, подготовку работников и связанные с этим обязанности.
Связующее звено – обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые представляют информацию и оказывают услуги.
Информационные роли руководителя:
1. Приемник информации – разыскивает и получает разнообразную информацию (в основном текущую) специализированного характера, которую, понимая организацию и внешние условия, успешно использует в интересах своего дела; выступает как нервный центр внешней и внутренней информации, поступающей в организацию.
2. Распространитель информации – передает информацию, полученную из внешних источников или от других подчиненных, членам организации.
3. Представитель – передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы организации, действует как эксперт по вопросам данной отрасли.
Роли руководителя, связанные с принятием решений:
Предприниматель – изыскивает возможности внутри самой организации и за ее пределами, разрабатывает и запускает "проекты по совершенствованию", приносящие изменения, контролирует разработку отдельных проектов.
Устраняющий нарушения – отвечает за корректировочные действия, когда организация оказывется перед необходимостью важных и неожиданных нарушений.
Распределитель ресурсов – ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений в организации.
Ведущий переговоры – ответственный за представительство организации на всех значительных и важных переговорах.
Исследования подтверждают, что руководителями не рождаются, ими становятся на практике, ежедневно доказывая на деле свое владение искусством управления. Это искусство желательно вначале постичь теоретически, а не методом проб и ошибок. Хотя ошибки неизбежны и в этом случае, но их бывает меньше.
На взгляд Г. Минцберга существует четыре мифа о труде менеджера:
1. Менеджмент быстро становиться наукой и профессией. На самом деле среди менеджеров огромное количество дилетантов, попавших на свои должности случайно, но не желающих их оставить.
2. Взгляд на менеджера как на расудительную счетную машину. На самом деле менеджеры решают задачи за 5-10 минут, мало задумываясь о будущем.
3. Имидж менеджера как человека, все уже спланировавшего, делегировавшего, а потому решающего только важные проблемы. Однако на практике у менеджеров очень много времени уходит на пустяки и представительство.
4. Менеджеры нуждаются в систематизированной и обработанной информации. Фактически они пытаются быстро получить информацию, даже по телефону (менеджеры используют на общение 70-80% времени, нарушают цепочку команд, решают множество вопросов, зачастую не имеющих значение для организации и т.д.).
В зависимости от места в управленческой иерархии выделяют три типа руководителей:
Руководители высшего звена (в бизнесе – председатель совета корпорации, в армии – генерал, в среде государственных деятелей – министр, в университете - ректор). Они определяют миссию организации, ее цели, политику, ценности и основные стандарты деятельности, структуру и систему управления;
Руководители среднего звена (в бизнесе – начальник отдела, в армии – от лейтенанта до полковника, в университете - декан). Они координируют и контролируют работу руководителей низового звена. Кроме того, они готовят информацию для решений, принимаемых руководителями высшего звена;
Руководители низового звена (мастер, сержант, заведующий кафедрой) Они в основном осуществляют контроль за выполнением производственных заданий рабочими и другими работниками. Составляют большую часть корпуса руководителей.
В зависимости от общего влияния на организацию выделяют следующие типы менеджеров:
1. Активный преобразователь – активно воздействует на все процессы управления и стремится преобразовать их в целях повышения эффективности организации на основе новых методов и технологий управления, применения инновационных нестандартных подходов.
2. Исполнитель – ограничивает все свои действия точным следованием указаниям, поступающим от вышестоящих руководителей; любая инициатива подчиненных, с его точки зрения, потенциально опасна.
3. Конформист – безоговорочно признает и выполняет все указания своего руководства (или микрогруппы, имеющей наибольшее влияние в организации), не способен высказать и отстоять свое мнение в интересах компании, изменяет точку зрения в зависимости от чужого мнения.
4. Разрушитель – в силу своей неподготовленности или субъективных интересов разрушает сложившуюся культуру и систему управления организацией, ухудшая ее положение и ускоряя банкротство.
По характеру обучаемости выделяют следующие типы менеджеров:
1. Самообучаемые менеджеры – активно ищут новые знания, стремятся ко всему новому. Легко осваивают новые принципы и концепции. Они – основа успеха любой организации.
2. Не восприимчивые к обучению – не желают обучаться ничему. Достигнув определенного положения, считают для себя зазорным учиться. Хотя сегодня в мире постоянное обучение в области менеджмента – прямая обязанность любого руководителя, невзирая на его положение и возраст. В системе мирового менеджмента не желающих обучаться менеджеров увольняют без малейших колебаний. В России можно спокойно дослужить до пенсии и остаться с той же старой базой знаний. Которая была заложена десятки лет назад. Для России это наиболее широко распространенный тип управленца, это же и одна из главных причин отсталости страны и ее проблем.
Качества, которыми должны обладать эффективные руководители большинство специалистов разделяет на три группы:
Профессиональные;
Деловые.
Среди профессиональных качеств чаще всего выделяют:
Высокий уровень образования, управленческого опыта, компетентности в своей профессии;
Умение планировать работу;
Поиск новых форм и методов работы;
Умение работать в команде;
Умение ладить с другими руководителями;
Cпособность оперативно принимать решения и брать ответственность на себя.
К личным качествам относят:
Физическое и психологическое здоровье;
Обращение с людьми как с личностями, внимательность к ним;
Уверенность в себе и оптимизм;
Способность управлять собой;
Высокие моральные стандарты.
К деловым качествам можно отнести:
Стремление к лидерству;
Коммуникабельность;
Инициативность;
Оперативность в решении проблем;
Упорство в достижении целей;
Открытость для новых идей.
Английские специалисты по управлению Майкл Вудкок и Дейв Френсис предлагают следующий перечень требований к менеджерам: способность управлять собой, разумные личные ценности, четкие личные цели, упор на постоянный личный рост, навык решать проблемы, изобретательность и способность к инновациям, высокая способность влиять на окружающих, знание современных управленческих подходов, способность руководить, умение обучать и развивать подчиненных, способность формировать и развивать эффективные рабочие группы.
В требованиях к менеджерам формулируется некая модель качеств лидера. Но в жизни чаще всего конкретный лидер не соответствует в полной мере указанным параметрам. И в этом противоречии нет ничего страшного, поскольку любая модель упрощает ситуацию, это некий ориентир при решении проблемы. Реального человека никогда не подогнать под самую совершенную модель.
На разных уровнях управления требования в отношении качеств руководителя неодинаковы.
Если проанализировать специальную литературу по проблеме лидерства, то можно обнаружить, что между учеными нет единого мнения относительно основных качеств руководителя. Более того, прав В. И. Кнорринг, когда утверждает, что если придерживаться мнения об абсолютной необходимости выделяемых качеств, то было бы просто невозможно найти такое количество достойных людей на руководящие должности. А если вспомнить таких знаменитых руководителей, как Цезарь, Александр Македонский, Наполеон, Гитлер, Сталин, то трудно считать их образцами добродетели.
Среди главных качеств лидера В. И. Кноринг отмечает гибкое нестандартное мышление, харизматические свойства личности и владение искусством воздействия на оппонентов и коллектив. При чем вышеуказанные качества определяются не столько природой, сколько упорным трудом и самосовершенствованием.