Как определить направление своей карьеры. Московский государственный университет печати. Физиологические и материальные потребности
Отношение человека к своему будущему связано с работой, а для того, кто желает ориентироваться в жизненном водовороте, а не плыть по течению, необходимо индивидуальное планирование карьеры, осознанное восприятие будущего, установление ориентиров или, по крайней мере, видение желаемого будущего и возможных путей его достижения при движении по служебной лестнице. Карьера не является непрерывным движением только вверх по иерархическим уровням. Можно, например, быть учредителем своей фирмы, но не занимать в ней высший управленческий пост, а можно сделать карьеру менеджера, не достигнув вершины иерархической лестницы. Карьерой менеджера называется последовательность занимаемых должностей. Пример такой карьеры приведен на рис. 6.1.
Карьера каждого руководителя уникальна и далеко не всегда планируется на длительную перспективу. Важно "сесть на нужную лошадь". Однако планировать карьеру необходимо. Специфика современной организации состоит в ее заинтересованности в Ваших успехах как решающем факторе своего собственного, в связи с чем ее руководство вместе с Вами или даже за Вас планирует Вашу карьеру. Но и в этом случае остается актуальным индивидуальное планирование карьеры.
Различаются три направления карьеры:
1) профессиональное;
Рис. 6.1 Карьера менеджера
2) внутриорганизационное;
3) организационное.
Первое направление касается профессионального развития и деятельности и характеризуется стадиями обучения, приема на работу, профессионального роста, повышения квалификации, которые работник может проходить в разных организациях, каждый раз оставаясь верным своей профессии, например бухгалтера или инженера.
Второе направление реализуется внутри одной организации по вертикали или горизонтали. Вертикальное продвижение по службе наиболее часто отождествляется с понятием карьеры, потому что оно более очевидно. Горизонтальное перемещение означает ротацию. Карьера в этом случае состоит в том, что изменяется статус самой организации, а также расширяется сфера полномочий в рамках занимаемой должности.
Внутри организации существует особое, центростремительное продвижение. Под такой карьерой понимается доступ к пер-
вым лицам организации, движение к верхушке власти. Например, шеф приглашает Вас на недоступные ранее собрания или встречи, в том числе неформального характера, допускает к неформальным источникам информации, а значит, и власти. В этом случае речь идет о неформальной карьере, которая впоследствии, при желании обеих сторон, может трансформироваться в вертикальное продвижение.
Третье направление означает продвижение по службе путем изменения места работы, перехода в другую организацию. Оно является противоположностью планирования карьеры по принципу пожизненного найма, которое распространено в Японии. Данное направление характерно для условий переходных экономик и экономического кризиса, но только для уверенных в себе менеджеров без собственности.
Во всех случаях индивидуальное планирование карьеры означает разработку собственных действий по достижению индивидуально осознанных профессиональных и трудовых позиций, а также поведение, направленное на их достижение. Если у менеджера есть план карьеры, не ограничивающийся одной организацией, уверенность в себе, то это уменьшает страх перед сокращением рабочих мест, боязнь быть уволенным.
Чтобы успешно спланировать карьеру, надо полагаться в основном на свои собственные силы, знания и самоконтроль. В этом случае учеба и самостоятельная работа становятся своеобразной "греблей против течения". Планирование означает выбор того течения, против которого следует грести. В условиях экономически сложного времени сделать такой выбор нелегко еще и потому, что в организации, где Вы работаете, может не быть никаких "течений", а только "бурлящая вода" или даже застой. В этом случае необходимо использовать аналогичные ситуации, складывавшиеся в других организациях.
А. Дмитриев после получения квалификации инженера-механика по автоматизации производственных процессов распределился на должность инженера отдела измерительной аппаратуры предприятия строительных материалов. Через год был призван в ряды Советской Армии. Отслужив, А. Дмитриев в 1973 г. вернулся на инженерную работу, но уже в отдел главного конструктора того же предприятия, в течение ряда лет занимал инженерные должности и в 1976 г. стал энергетиком цеха по производству кирпича, т.е. вошел
ГЛАВА 6 ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ
в состав аппарата управления цехом практически на уровне заместителя начальника цеха по энергоносителям Следует отметить, что цех является тем подразделением, которое уже имеет свою организационную структуру и включает четыре уровня управления рабочий - мастер - начальник участка - начальник цеха Следующий уровень для энергетика цеха - главный энергетик завода На эту должность А Дмитриев был назначен лишь после пяти лет работы в цеховом звене управления Эти годы оказались для него фундаментом последующей карьеры менеджера
В нашем примере рассмотрено продвижение функционального руководителя по ступеням управления вплоть до главного инженера (технического директора), который руководит главными специалистами организационно-технического профиля, например главным энергетиком, главным механиком, главным технологом, металлургом, маркшейдером, в зависимости от профиля деятельности предприятия.
К исполнению обязанностей главного инженера А Дмитриев приступил в 1981 г, а спустя 3 года его назначили директором одного из филиалов произвол ственного объединения С тех пор его карьера связана, во-первых, только с вые шими уровнями управления предприятием, а во-вторых, он вошел в тот возрас i который, по мнению психологов, считается наиболее благоприятным для творческой деятельности, - 35-45 лет (рис 6 2)
ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ КАРЬЕРЫ МЕНЕДЖЕРА
Понятие "планирование карьеры" включает определение пути индивидуального профессионального развития. Под карьерой понимается прежде всего продвижение сотрудника по служебной лестнице, это часть его жизни, связанная с производственно-хозяйственной или профессиональной деятельностью Карьера дает человеку мотивы, цели, развивает способности, ожидания, которые могут быть реализованы Для каждого человека успешная карьера понимается по-своему, т.е. носит субъективный характер Планирование карьеры означает предварительное осмысление занимаемых в будущем должностей и требований к ним Оно является частью системного развития персонала. Отсюда и сама карьера носит системный характер
Карьера как система. Если на предприятии систематически занимаются планированием карьеры сотрудников, это означает,
ГЛАВА 6 ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ |
Рис 6 2 Карьера генерального дьрекгор i
что там используются современные принципы персонально ориентированной кадровой политики Современная структура карьеры как производственной системы включает шесть основных позиций:
1 "Пространство перемещений"
Речь идет о возможности
карьеры со стороны предприятия путем "поставок" должностей и
их занятия, что зависит от организационных структур, штатных
расписаний и форм самой карьеры или, говоря спортивным язы
ком, "беговых дорожек".
2 Причины и основания для перемещений
Речь идет о воз
можности занятия вакансий, о возникновении самих вакансий,
появляющихся при освобождении должностей, а также при создании определенной обстановки вокруг еще занятых должностей. Существует множество причин возникновения вакансий, например создание должности под конкретного человека, которого надо освободить от занимаемой им в настоящее время должности.
3. Направления перемещений.
Существуют три направления:
вертикальное, горизонтальное (ротация) и горизонтальное, но в
перспективную проектную группу.
4. Профили перемещений.
Они возникают в случае стабиль
ности занимаемой позиции и характерны для крупных предприя
тий со стабильной иерархией и достаточно многочисленными го
могенными (однородными) должностями. Карьера здесь опреде
ляется только положением на иерархической лестнице, т.е. это ва
риант вертикального перемещения, но с сохранением профиля
обязанностей. На малых предприятиях он невозможен.
5. Частота перемещения
и скорость продвижения.
Речь
идет о профессиональной карьере, например от экономиста до
главного экономиста. Она определяется временем пребывания
сотрудников на своих должностях и зависит прежде всего от
барьеров, которые существуют между уровнем иерархии, а так
же от функциональных разграничений между смежными облас
тями работ.
6. Уровень активности
предприятия при решении вопросов
карьеры сотрудников. Предполагает проведение мероприятий с
целью активизации всех основных характеристик карьеры как од
ной из систем развития сотрудников. Эта позиция зависит от пра
вового регулирования, размеров предприятия и динамики его раз
вития.
Одним из подходов к систематизации потенциального карьерного перемещения является так называемый "портфель ресурсов личности", разработанный с помощью критериев результативности и потенциала развития по результатам опроса 55 менеджеров, находящихся на различных фазах карьеры. На основании этих критериев выделяют четыре типа сотрудников (табл. 6.1).
ГЛАВА 6. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ
Таблица 6 1 Портфель ресурсов личности (Human Resources Portfolio (HRP»
Руководящие силы должны занимать должности, на которых у них достаточно шансов на успех и свободу действий.
"Любители задавать вопросы " способствуют развитию и выявлению проблем организации.
Исполнители работ ценны тем, что видят перспективу развития по крайней мере своей должности и могут содействовать успеху.
Что касается так называемых "попутчиков", то они работают неэффективно, но при попустительском стиле руководства в бюрократической организации умеют маскироваться под эффективных исполнителей, имитируя занятость и высокую результативность. Если организация достигает критической массы "попутчиков", в ней начинаются личностные конфликты и исчезают вопросы по поводу работы, потому что нет самой работы.
Руководствуясь Human Resources Portfolio, сотрудники могут осмыслить свое место в организации и разобраться в причинах своей карьерной ситуации. Перемещение может произойти в результате собственного решения человека, однако если позиция в организации относительно такого решения отрицательна, то он, обладая достаточной активностью, ищет пути реализации карьерных целей на другом предприятии либо направляет свою энергию на изменение позиции на данном предприятии. Если сотрудник достиг вершин собственного потенциала в вопросах карьеры, то он направляет энергию на внепроизводственные цели, на поиск ситуации, в которой может быть использован оставшийся потенциал развития.
Ряд исследователей карьеры включают в концепцию HRP еще одну переменную - "мобильность позиции". Имеется в виду использование потенциала ориентированного направления, например при потребности в карьере менеджера. В этом случае разрабатываются индивидуальные мероприятия по анализу ситуации и улучшению способностей сотрудника.
ГЛАВА 6. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ
Цели планирования карьеры. Система карьеры всегда ориентирована на выполнение определенных задач.
Производственные цели. В общем виде стратегически такие цели обозначаются благодаря тому, что с помощью планирования карьеры исследуется деловая и экономическая оптимизация работы предприятия. Деловая оптимизация может вызываться решениями по вопросам карьеры, с помощью которых достигается идеальное соотношение между требованиями должностей и квалификацией сотрудников. Если на одно вакантное место претендует несколько кандидатов, то при выборе одного из них следует руководствоваться производственными целями, которые могут противоречить индивидуальным целям остальных сотрудников.
Решение проблем карьеры сотрудников включает и экономическую оптимизацию. Оптимальное соответствие требований рабочих мест и квалификации работников дает возможность лучшего использования потенциала личности и содействует экономическому росту предприятия. Очевидно, что планирование карьеры вносит вклад в производительность труда, мотивацию сотрудников и улучшает их персональное развитие.
Индивидуальные цели. Они являются основой взаимосвязанных между собой индивидуальных целей и определяют пути их реализации. Приведем десять возможных карьероориентирован-ных индивидуальных целей (рис. 6.3).
Интересна структура мотивов карьеры, полученная в результате исследований анкетирования 2500 руководителей западных фирм, которые отвечали на вопрос: "Что могло побудить Вас к изменению занимаемой в настоящее время должности?" Результаты опроса оказались следующими:
более высокий доход (42 %);
большая компетентность и влияние (38 %);
большая самостоятельность (31 %);
деятельность без указаний сверху (26 %);
лучшие возможности развития (23 %);
большая безопасность рабочего места (11 %).
Большое место в структуре мотивов карьеры занимает возраст. Результаты исследований таковы, что примерно половина руководителей зрелого возраста считают свои карьерные или профессиональные устремления жизненно важными. Среди молодо-
ГЛАВА 6. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ
i о руководящего персонала этой точки зрения придерживаются юлько 23 %.
Предложения возможных путей карьеры (формы "беговых дорожек"). Возможность карьеры определяется, во-первых, иерархической структурой предприятия и, во-вторых - экономическим состоянием предприятия. Стимулами карьеры могут быть:
делегирование компетентности и ответственности на более низкие уровни, образование автономных рабочих групп;
использование ротации;
реструктуризация предприятия; 1 активная работа с резервом кадров;
использование практики дублеров руководителей;
создание проектных групп;
карьера "без должности руководителя".
Процесс планирования карьеры. Оптимальным вариантом процесса планирования карьеры является полное соответствие производственных целей индивидуальным, когда сотруднику удается занять один из постов в производственной иерархии в со-
ГЛАВА 6. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ
ответствии со структурой его возможностей, а предприятие создает необходимые условия для их реализации.
Если индивидуальные потребности в карьере и ее производственная система не совпадают, то для обеих сторон могут иметь место негативные последствия, выражающиеся в том, что поддерживающий карьеру личностный потенциал не реализуется в результатах работы лучшим образом. Тогда возникают "любители задавать вопросы" (см. рис. 6.2) и "трудные сотрудники" (рис. 6.4). Компромиссом в этом случае может быть конкуренция между сотрудниками в процессе групповой работы, эффективность которой зависит от межличностных отношений, приобретающих характер конфликтов.
Рис. 6.4. "Портфель" ресурсов личности
Негативные последствия можно предотвратить или уменьшить, если цели сотрудников и предприятия идентифицировать, привести в соответствие друг с другом и только после этого планировать мероприятия с учетом производственных требований и индивидуальных целей. Для этого предлагается проведение определенных действий, создающих план карьеры из интегрированных составных частей планирования персонала (плана персонала) (рис. 6.5).
ГЛАВА 6, ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ |
Процесс сотрудничества не ограничивается формулировкой целей и их согласованием. Он включает также ответственность за мероприятия плана, а также предполагает совместную деятельность, направленную на достижение общих целей. Огромное влияние на развитие персонала оказывают занимаемые им должности и время работы на них.
При планировании индивидуальных карьер определяется горизонт планирования, что необходимо в связи с динамикой требований карьер должностям, функциональным областям и уровням управления.
Успех планирования карьеры обеспечивают:
принцип результативности работы;
тщательный анализ шансов на продвижение;
планирование не более чем на один - два уровня производственной иерархии и на короткий период времени-два-три года;
доступные, открытые механизмы занятия вакантных должностей;
знание "портфеля" ресурсов личности (см. рис. 6.4).
Таким образом, планы карьеры являются сложными образованиями, поэтому для продвижения к каждому запланированному занятию должности может быть несколько путей. Предприятие в лице, например, начальника отдела кадров разрабатывает "за сот-
ГЛАВА 6. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ
рудника" несколько альтернативных путей его продвижения. На ПТО "Полесье" (г. Пинск) существует практика опроса перспективного молодого управленческого персонала для выяснения личных стратегических и тактических целей: речь идет об определении "потолка" карьеры, управленческих способностей, карьеры на ближайшие годы.
При одновременном планировании нескольких карьер для ряда должностей могут быть использованы метод попарных сравнений и табличный анализ решений.
Часто при планировании карьеры применяется так называемый принцип "синьора", когда учитываются возраст, опыт, стаж работы на данном предприятии, родители, семейное положение. Этот принцип находит применение в основном в высокобюрократических учреждениях, где достижение производственных целей возможно, только если данный принцип не противоречит квалификации сотрудников, для которых планируется карьера. Принципа "синьора" придерживаются сотрудники, ориентированные на безопасную работу (см. рис. 6.4).
План карьеры сотрудников оказывает положительное влияние на успех предприятия только в том случае, если соблюдаются следующие требования при его составлении:
объективная оценка соответствия квалификации должности;
соответствие запланированных должностей целям личного развития;
непрерывность планирования с учетом изменившихся обстоятельств;
взаимосвязь между фазами карьеры и жизненного пути (табл. 6.2).
Часто карьеру сотрудников планируют их руководители. В этом случае речь идет о внедрении системного и регулярного планирования карьеры в рамках разработанной централизованной концепции развития персонала и фирменного стиля работы с ним (рис. 6.6).
Индивидуальное планирование карьеры. Оно является составной частью:
Личного планирования, которое кроме карьеры включает в себя отношения с друзьями, семью, материальное положение, трудовую деятельность;
ГЛАВА 6. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ
Таблица 6 2. Взаимосвязь фаз карьеры и жизненного пути
Возрастные фазы карьеры | Жизненный путь | ||
Трудовая деятельность | Социальная сфера (семья, друзья и т д) | Биопсихологическая сфера | |
Ранняя (17-30) | Выбор профессии, образование; вступление в должность, осмысление пути | Молодость, семья, друзья | Развитие стиля жизни, развитие профес-синальных ориентации |
С рсдняя (30-45) | Всесторонняя ориентация; высокая отдача, регулярная результативность | Подрастающие дети; ответственность за родителей, семью; новые друзья | Осознание различий между мечтами и реальностью, поиск компромиссов |
Чрслая (45-60) | Регулярная результативность; кризис жизненных средств | Смерть друзей; общественные заботы | Осмысление пути |
Рис. 6.6 Планирование карьеры в системе решений по менеджменту персонала
ГЛАВА 6. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ
Управления самим собой, включающего самомотивацию, са
моконтроль, самоорганизацию;
Делового общения;
Техники личной работы, стиля лидерства;
Целей собственного развития.
Все эти аспекты накладываются друг на друга, тесно взаимодействуют и потому не могут быть изолированы (6.7).
Потенциальный лидер стремится управлять собой, быть самому себе и менеджером, и авторитетом, и психологом. Он ориентирован на постановку и достижение личных целей, заботится о собственном развитии, а значит, и о карьере.
Человек как объект планирования собственной карьеры должен знать свои сильные и слабые стороны, а также плюсы и минусы той внешней среды, в которой он действует (рис. 6.8).
ГЛАВА 6. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ
Известное положение о том, что человек творит обстоятельства, а обстоятельства творят человека, имеет непосредственное отношение к планированию карьеры. В роли таких обстоятельств выступают конкретные ситуации, определяющие действия чело-иска.
Отметим, что в середине карьеры (40-50 лет) возникают специфические проблемы:
резко изменяется структура мотивационных факторов, наступает этап "брожения";
человек видит начало сужения собственных возможностей;
увеличивается число семейных забот.
В связи с этим ограничимся рассмотрением начала карьеры менеджера.
Рис. 6.8 Модель планирования карьеры
Наиболее типичные ситуации, определяющие условия начала карьеры, обусловлены следующими четырьмя группами факторов:
1. Характерные черты сотрудников, знакомых:
уровень образования;
потребности;
отношение к риску, успеху, бизнесу;
уровень интеллекта, компетентность.
ГЛАВА 6. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ
2. Особенности поставленных перед самим собой или предпи
санных другими задач, выражающиеся в:
степени их конкретизации и структуризации; плановой или стихийной природе; характере (творческие или рутинные); новизне и сроках выполнения.
3. Организационные условия:
вид организационной структуры и размеры предприятия, на котором человек начинает свою карьеру;
состояние формальных и особенно неформальных коммуникаций;
степень выраженности и формы контроля;
принципы делегирования полномочий;
фирменный стиль управления;
состояние выживания и успех на рынке.
4. Условия окружающей среды:
ситуация материального избытка или недостатка;
уровень безработицы, особенности рынков рабочей силы, рабочих мест;
степень социальной защищенности;
политический строй;
монархия, демократизация или диктатура;
кадровая политика;
господствующие в обществе оценки ценностей, плюрализм или преобладание одной идеологии.
Особое значение имеет форма собственности, наличие или отсутствие стартового капитала, опыта работы и образования. В зависимости от этих факторов, а также от Вашего желания, личностных возможностей имеется два принципиально различных плана действий.
Первый из них предполагает карьеру на предприятиях государственной собственности или в органах государственного управления, второй-на предприятиях частной собственности и путем создания собственного дела.
Каждый план есть функция многих переменных, на большинство из которых повлиять практически невозможно. Курс действий становится планом в той мере, в какой он включает управляемые факторы. Другие факторы, носящие объективный
ГЛАВА 6. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ
характер, выступают в роли ограничений. Нет, например, предприятия вообще. Оно есть конкретно для каждого сотрудника, партнера, клиента.
Чтобы стать предпринимателем, лучше всего организовать свой бизнес. Учредители фирм, акционерных обществ или брокерских контор уже самим фактом учредительства сделали первый шаг в планировании карьеры менеджера. Каждого предпринимателя можно считать менеджером, если он управляет своей организацией. Когда она становится крупнее, предприниматель нанимает менеджеров. Некоторые предприниматели могут не иметь склонности, желания или способностей к выполнению функций менеджера. Более того, часто выдающийся предприниматель не становится успешным менеджером. На практике большинство новых предприятий в бизнесе распадаются из-за плохого управления, а не из-за плохих предпринимательских идей. Поэтому наряду с предпринимателями-собственниками есть те, кто не имел стартового капитала, а был приглашен в фирму для выполнения координации, контроля, маркетинга, организации снабжения производства или сбыта, т.е. менеджеры. Последние могут стать предпринимателями, если будут действовать решительно. Карьера менеджера не противоречит карьере предпринимателя. Выбор предпринимательской ориентации деятельности зависит не столько от собственности, сколько от структуры деловых качеств человека, его личности.
Концепция, согласно которой личное планирование предпринимательской деятельности не зависит от собственности, приводит к разграничению между предпринимателями и акционерами. По этой концепции, не всякий владелец акций является предпринимателем-собственником и тем более предпринимателем-менеджером. Это всего лишь виртуальный предприниматель, даже если он владеет простыми акциями.
Предприниматели-менеджеры отличаются от предпринимателей-собственников тем, что им не важно, кто собственник. Предприимчивый экономист или инженер активно ищет возможности достижения успеха и намеренно рискует. Инициативный технолог, внедряющий новую технологическую операцию, по своему духу такой же предприниматель, как и руководитель предприятия, решивший вложить капитал в рискованное дело.
Карьера определяется как «продвижение в какой-либо сфере деятельности, достижения известности, славы, выгоды», как «путь к успехам, видному положению в обществе, на служебном поприще, а также само достижение такого положения».
При этом в словарях слова «карьеризм», «карьерист» носят довольно негативную окраску. Так, в Словаре русского языка Д.Н. Ушакова карьерист – это человек, «ставящий заботу о своей карьере и личных успехах выше интересов дела»; С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова трактуют карьеризм как «погоню за карьерой, стремление к личному благополучию, продвижению по службе в личных интересах».
В русском языке, отмечает Е.Г. Молл, «не появились термины, отражающие позитивное отношение к людям, стремящимся сделать карьеру, т. е. соответствовать всем требованиям каждой занимаемой должности из их планируемой последовательности».
В настоящее время существенно изменились требования к менеджерам и их компетенции. Проблемы управленческой карьеры рассматриваются в контексте глобальных изменений, происходящих в организациях.
Так, К.А. Нордстрем и Й. Риддерстрале декларируют: «Новая реальность требует гораздо большей гибкости. На протяжении почти всего XX в. большинство менеджеров имели только одну работу и только одну карьеру. Теперь мы можем смело говорить о двух карьерах и работе на семерых работодателей в течение жизни. Времена верных и преданных компании служащих давно прошли. Скоро в центре внимания будет стиль жизни, а не карьера, и работа будет представляться вереницей проектов и великих начинаний».
Е.Г. Молл выделяет шесть основных тенденций, характеризующих происходящие изменения:
1) переход от индустриального общества к информационному. Новый «информационный работник» постоянно использует компьютер, информационные технологии. Не следует недооценивать значения данной тенденции для построения управленческой карьеры. Новые информационные технологии способствуют обмену знаниями, формированию умений и навыков, служат средством добычи карьерной информации и различных вариантов самопрезентаций и т. д.;
2) переход от силовых технологий, предполагающих непосредственное воздействие на объект труда, к высоким технологиям, которые такого воздействия не требуют. При этом человеческий фактор не только не утрачивает своей значимости для организации, а наоборот, его значимость возрастает, что наглядно видно на примере роста цены ошибок (особенно это касается управления). Следовательно, в новых условиях наибольшую ценность приобретает управленческая компетентность;
3) переход от иерархического построения организации к сетевому. На смену вертикальной иерархии приходят горизонтальные, разнонаправленные связи, осуществляется переход к преобладанию целеориентированных сетей. На первый взгляд, данная тенденция снижает актуальность исследований управленческой карьеры, но в действительности она подчеркивает многоплановость карьеры, возможность не только иерархического должностного продвижения менеджеров, но и расширения их влияния. Иногда эта тенденция приводит к различным вариантам компенсаций. Например, компании с сетевым направлением развития вводят должности директоров вертикальной интеграции;
4) переход от ситуации с ограниченным выбором к ситуации со множеством возможных вариантов, что существенно влияет на принятие карьерных решений.
Многие люди стоят перед выбором – работать или не работать, а если работать, то сколько часов в неделю? Для современной эпохи характерно снижение мотивации должностного роста, так называемый кризис управленческой мотивации;
5) переход к глобальным, мультинациональным корпорациям, породившим такое явление, как глобальные менеджеры. Они не ограничены национальными рамками, учитывают особенности культуры страны, в которой работают в данный момент;
6) возможность резких организационных и ситуационных изменений, в значительной степени затрагивающих карьеру, обусловливающих необходимость оперативной ориентации руководителей в неожиданно меняющейся карьерной ситуации.
Можно сказать, что карьера – результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом. Другими словами, карьера – это траектория движения человека в рамках профессии или организации.
З.П. Румянцева и Н.А. Саломатин выделяют несколько принципиальных траекторий движения человека в рамках профессии или организации, которые приведут к разным типам карьеры:
1) профессиональная карьера связана с ростом знаний, умений, навыков. Сотрудник в процессе своей трудовой жизни проходит различные стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии работник может пройти последовательно в разных организациях. Профессиональная карьера может идти по линии специализации (углубление в одной, выбранной в начале профессионального пути линии движения) или транспрофессионализации (овладение другими областями человеческого опыта, связанное с расширением инструментария и областей деятельности);
2) внутриорганизационная карьера связана с траекторией движения человека в организации. Она может идти по линии:
– вертикальной карьеры – подъем на более высокую ступень структурной иерархии;
– горизонтальной карьеры – либо перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (например, выполнение роли руководителя временной целевой группы, программы и т. п.); к горизонтальной карьере можно отнести также расширение или усложнение задач на прежней ступени (как правило, с адекватным изменением вознаграждения);
– центростремительной карьеры – продвижение к ядру организации, центру управления, все более глубокое включение в процессы принятия решений (например, приглашение работника на недоступные ему ранее встречи, совещания как формального, так и неформального характера, получение им доступа к неформальным источникам информации, доверительные обращения, отдельные важные поручения руководства).
Основные принципы реализации системы профессионального продвижения сотрудников в организации:
– принцип последовательного, планомерного, непрерывного движения сотрудников внутри организации – забота и ответственность организации в отношении роста персонала. Это позволяет сотрудникам ощущать свою востребованность и ценность как профессионалов. Планомерное продвижение предполагает, что перед тем как перейти на следующую ступень развития, сотрудник должен освоить определенные умения и навыки;
– принцип равенства возможностей при карьерном росте – наличие одинаковых условий и критериев для всех сотрудников (отсутствие протекции, справедливая оценка знаний, навыков, умений, деловых и личностных качеств);
– принцип преемственности – накопление знаний, навыков и умений на предыдущих ступенях развития и использование их на каждом последующем этапе. Преемственность руководства способствует последовательности стратегического курса компании, позволяет сформировать четкие корпоративные ценности;
– принцип максимального срока пребывания в должности – сочетание горизонтального перемещения с вертикальным движением;
– принцип динамики функций управления по мере изменения уровня управления – увеличение объема стратегических функций управления;
– принцип материальной и моральной заинтересованности – предполагает, что карьерный рост должен обязательно сопровождаться как прямым, так и косвенным материальным стимулированием.
Как подчеркивают З.П. Румянцева и Н.А. Саломатин, главной задачей планирования и реализации карьеры является обеспечение взаимодействия профессиональной и внутриорганизационной карьер. Это взаимодействие предполагает выполнение ряда задач:
– достижение взаимосвязи целей организации и отдельного сотрудника;
– обеспечение направленности планирования карьеры на конкретного сотрудника с целью учета его специфических потребностей и ситуаций;
– обеспечение открытости процесса управления карьерой;
– устранение «карьерных тупиков», в которых практически нет возможностей для развития сотрудника, повышение качества процесса планирования карьеры;
– формирование наглядных и воспринимаемых критериев служебного роста, используемых в конкретных карьерных решениях;
– изучение карьерного потенциала сотрудников;
– обеспечение обоснованной оценки карьерного потенциала работников с целью сокращения нереалистичных ожиданий;
– определение путей служебного роста, использование которых удовлетворит количественную и качественную потребность в персонале в нужный момент времени и в нужном месте.
Рассмотрим классификацию типов карьеры, основанную на организационном поведении руководителей:
1. Суперавантюрная карьера – очень высокая скорость должностного продвижения (расширения влияния) с пропуском значительного числа промежуточных ступеней, а иногда резкое изменение сферы деятельности. Выделяют два класса суперавантюрных карьер: случайные и совместные. К случайным карьерам относятся те, которые основаны на удачном стечении обстоятельств, т. е. человек оказался «в нужном месте в нужное время». Совместные карьеры базируются на продвижении с более сильным лидером или обеспечении высокой скорости продвижения детям, членам семьи, друзьям и т. п. Представители суперавантюрного типа карьеры нацелены на дальнейшее продвижение и характеризуются различными ситуационно-личностными ориентациями. Как исторический опыт, так и статистические данные свидетельствуют о том, что суперавантюрные карьеры с высокой вероятностью заканчиваются крахом.
2. Авантюрная карьера – пропуск двух должностных уровней при достаточно высокой скорости продвижения или существенном изменении сферы деятельности. В недалеком прошлом значительное увеличение количества авантюрных карьер было связано с широкой кампанией выборов руководителей, всесоюзными и общегородскими конкурсами на должности директоров предприятий. В настоящее время рост авантюрных карьер чаще всего обусловлен потребностью части руководителей и предпринимателей в подборе кадров по принципу личной преданности. Факт наличия в организации более 30 % руководителей с авантюрным типом карьеры свидетельствует о потенциальной нестабильности деятельности данной организации.
3. Традиционная (линейная) карьера – постепенное продвижение вверх, иногда с пропуском одной ступени, иногда с непродолжительным понижением в должности. В этом случае скорость продвижения определяется управленческими способностями конкретного человека, особенностями построения карьеры в отдельных отраслях производства, отчасти протекцией и связями. Традиционная карьера позволяет руководителю овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками, накопить достаточный опыт взаимодействия. Успешность карьеры в значительной степени определяется особенностями планирования управленческого развития внутри организации.
4. Последовательно-кризисный тип карьеры – особенно характерен для периодов кризисов и революционных преобразований, которые предполагают постоянную адаптацию менеджеров к изменяющейся ситуации. Невозможность адаптации приводит к последовательному понижению должностного уровня, к ориентации на борьбу за сохранение занимаемой позиции и личные интересы.
5. Прагматичный (структурный) тип карьеры. Представители этого типа отдают предпочтение наиболее простым способам решения карьерных задач. Для них характерно изменение сферы деятельности, типа организации в зависимости от социально-экономических, технологических, технических и маркетинговых изменений. Перемещения осуществляются в рамках одного и того же класса управления. Преимущественные ориентации на личные или общественно-личные интересы.
6. Отбывающий тип карьеры – для этой группы руководителей карьера завершена: перемещение «вниз» маловероятно, а движение «вверх» невозможно. Основная задача руководителя – удержать занимаемую позицию и использовать все вытекающие из нее преимущества. Как и в предыдущем случае, преобладает ориентация на личные интересы.
7. Преобразующий тип карьеры. Близким по направленности к преобразующему типу карьеры является тип карьеры, названный «завоевание мира», для которого характерна высокая скорость должностного продвижения (расширения влияния); оно может быть как последовательным, так и скачкообразным. В этом случае либо карьера строится в новой области, сфере производства, либо ее основу составляет выдающаяся идея. Это всегда новая позиция в обществе и устремленность в будущее, на завоевание новых рубежей.
8. Эволюционный тип карьеры – должностное продвижение (рост влияния) синхронно с ростом организации. Характерна ориентация на дальнейшее продвижение и общественно-личные интересы.
Типология карьер позволяет прогнозировать организационное поведение менеджеров на основе знакомства с их управленческим путем. Преобладание того или иного типа карьеры зависит от социально-экономической ситуации, формы собственности, отрасли производства и особенностей конкретной организации.
Следует также учитывать этап карьеры, который проходит сотрудник в данный момент. Это может помочь уточнить цели профессиональной деятельности, степень динамичности и специфику индивидуальной мотивации (табл. 5.36).
Таблица 5.36 Характеристика основных этапов карьеры менеджера
Разумеется, приведенная схема отображает некий усредненный путь работника и выполняет лишь функцию полезного ориентира в планировании карьеры. Особо необходимо отметить так называемый «кризис середины служебной карьеры», он приходится на временной отрезок где-то между 35–40 (иногда чуть позже) годами. Основная отличительная черта этого периода – осознание человеком расхождения между намечавшимися жизненными целями и реальной ситуацией. По другим оценкам, он приходится на стадию стабильной работы, т. е. на возраст 45–60 лет.
В это время человек нередко переосмысливает свою жизненную концепцию, освобождается от иллюзий, корректируя жизненные планы в сторону более реалистической оценки желаемых результатов и возможностей их достижения.
К этому добавляется и ряд других проблем, например проблема убывания физических сил, привлекательности и др. Кризис середины карьеры, как и кризис среднего возраста, оказывает психологическое, а часто и физиологическое влияние, которое может стать опасным, если не попытаться нейтрализовать это состояние.
Т. Санталайнен и Э. Воутилайнен обращают внимание на сложности, подстерегающие прежде всего руководителей в середине служебной карьеры, когда в какой-то момент наступает этап «брожения». Правда, учитывая своеобразие индивидуального пути каждого человека, они оперируют более широким возрастным диапазоном – от 35 до 50 лет. «В середине служебной карьеры человек осознает, что смертен. Одновременно он видит ограниченность и постоянное сужение собственных возможностей. У многих на первый план вновь выступают противоречия и чувства, присущие молодости. Уход выросших детей из дома, конфликты или эмоциональные причины изменяют в среднем возрасте отношение к детям и жене или мужу. По этим причинам в середине служебной карьеры снижается мотивация к работе и увеличивается число проблем на работе и дома».
В это время продвижение обычно идет довольно медленно по двум причинам: во-первых, чем ближе к вершине организационной пирамиды, тем меньше собственных мест; во-вторых, вакансии могут иметься в наличии, но человек утратил либо возможность, либо желание ее занимать.
В зарубежных исследованиях выявлено четыре типичных синдрома, которые поражают управленцев, работающих в фирме, как правило, 10–15 лет на должностях среднего и низшего руководящего уровня:
1) синдром «перегорания работника», который обычно возникает у руководителей обслуживающих подразделений в результате переутомления и чрезмерных стрессовых нагрузок. Он выражается в нервозности, частых эмоциональных срывах, агрессивного характера, циничном отношении к окружающим;
2) синдром «профессионального самоубийства», который неожиданно появляется у способных, энергичных руководителей. Успешно начав свою карьеру, они внезапно «заваливают» несколько важных заданий, чувствуя необъяснимое безразличие к своей дальнейшей судьбе и фирме, жалуются на вялость, частые недомогания;
3) синдром «приобретенной беспомощности», характеризующий ситуацию, когда руководитель постоянно преувеличивает объективные трудности, оправдывая свою инертность скоплением возникающих проблем. Он продолжает ссылаться на эти трудности даже в ситуации, которые способствуют преодолению этих проблем;
4) синдром «карьерного кризиса» – сомнения в правильности избранного пути. Руководитель переживает чувство разочарования, жизненного «сбоя», неудачи, «проигрыша» более активным и удачливым сверстникам, сумевшим продвинуться по служебной лестнице.
В возможно более раннем возрасте объективно оценить свои способности и выбрать стратегическое направление развития карьеры.
Совет понятный и вряд ли кто-либо стал бы его подвергать сомнению. А вот как его реализовать – это вопрос. Его осуществление предполагает два варианта: в самом раннем возрасте определить направление карьеры ребенка должны родители или близкие люди, это их святая обязанность. А с отроческих лет или тем более в зрелом возрасте, кто бы тебе ни помогал, но ответственность за выбор карьеры лежит на самом человеке
Важность выбора очень велика. Ошибка в этом деле может буквально обесценить всю жизнь человека, стать непоправимой. Вот что написал по этому поводу В.П. Глушко, конструктор ракетных двигателей для космических кораблей, академик, дважды Герой Социалистического Труда СССР: «Счастлив тот, кто нашел свое призвание, способное заполнить всю его жизнь. Дважды счастлив тот, кто нашел свое призвание еще в отроческие годы. Мне выпало такое счастье...» .
Выбрать стратегическое направление карьеры означает определить, чему в наибольшей степени соответствуют способности и возможности человека – технике или гуманитарным наукам, или какому-либо другому делу, например, профессиональному спорту, ведению домашнего хозяйства и т.д.
С течением времени следует уточнить область своей будущей деятельности. Если направление техническое, то конкретно отрасль народного хозяйства и промышленности, например, химия или строительство, металлургия или транспорт. Если транспорт, то какой: автомобильный, авиационный или железнодорожный. Если предпочтение отдается гуманитарной деятельности, то какой именно: изучению языков, литературе, музыке. Если спорту, то какому его виду и т.д.
Одновременно с этим следует решить для себя и один из главных вопросов в жизни: чему в большей степени соответствуют мои способности, карьере руководителя или карьере специалиста? Обычно ответ на этот вопрос дается нелегко и решение его связано подчас со многими ошибками. Наибольшего успеха достигает тот, чья стратегия соответствует его способностям, поэтому следует трезво оценивать свои качества.
Сориентировать ребенка на правильный, оптимальный для него жизненный путь – очень непростая задача. На этот счет существуют научные рекомендации. Директор Зеленоградского Центра психолого-медико-социального сопровождения (ЦПМСС) кандидат медицинских наук Юрий Белехов считает, что надо активно и целенаправленно развивать в ребенке творческую личность, при этом ребенок может и должен осознать, с какой миссией он появился на свет с 4-5 лет . Родителям нужно приглядываться к ребенку, не насиловать его, если он не хочет чем-то заниматься. А пока он мал, следует смелее менять кружки, секции, занятия, искать, что ему понравится по-настоящему.
Ю. Белехов советует дать возможность ребенку как можно раньше определиться с его предпочтением, т. е. установить, к чему он больше всего тянется – к музыке, к рисунку, к цифре, форме или слову. Это всего пять направлений, и дать попробовать все их не так и сложно. В ребенке нужно с малолетства воспитывать главное, определяющее в жизни чувство – чувство автора своей жизни.
В нашей реальной российской действительности профессиональная ориентация даже в школе для почти взрослых детей в 9-11 классах организована неудовлетворительно. А ведь в девятом классе ребенку предстоит решать: идти ли ему в колледж или продолжать учебу в школе. И в этот ответственный момент дети должны уметь правильно выбирать профессию.
В большинстве зарубежных стран профориентация поставлена не в пример лучше нашей, российской . В шведском учебнике по математике перед каждой темой дается объяснение, в каких жизненных случаях полученные знания можно применить. В Германии уже с четвертого класса ребенок должен примерно прочерчивать свой будущий жизненный путь. Во Франции проводят специальные уроки, тема которых – выбор профессии.
Недооценка работы по профессиональной ориентации в России – одна их основных причин того, что большое количество людей трудится не по специальности. В Москве, например, таких работников больше половины. Ясно, что от дилетантов ожидать высокой отдачи просто бессмысленно. Кроме того каждый, работающий не по специальности – в какой-то мере обиженный жизнью человек.
Кроме пожеланий, обоснования системы мероприятий по профессиональной ориентации, а значит и выбору направления развития карьеры, наука уже вплотную подошла к решению вопроса выдачи конкретных персональных рекомендаций каждому человеку в части его жизненного предназначения. Руководитель лаборатории развития нервной системы человека из Института морфологии человека РАМН профессор Сергей Савельев справедливо считает, что мы нередко выбираем дело своей жизни не по призванию, а в лучшем случае по размеру жалованья. Поэтому в результате лишь некоторые из нас находят свое предназначение – большинство же ежедневно ходит на работу, как на каторгу. А ведь можно жить совершенно счастливо. И нужен для этого совершенный «пустяк» – разобраться в том, что тебе на самом деле предназначено судьбой . И делать это он предлагает не при помощи психологических тестов, не путем длительного копания в себе с самых пеленок, а на основе системного подхода к проблеме, опираясь на структурные различия мозга каждого из нас.
Суть его предложений сводится к тому, чтобы, повысив разрешающую способность современных компъютерных томографов в пять-десять раз, с их помощью получить возможность в рамках обычного медосмотра определять потенциальные способности человека. Он считает, что качественные отличия людей можно уверенно установить лет с 16, когда мозг уже закончил формироваться. Его метод, описанный в книге «Изменчивость и гениальность» , выглядит как фантастика. Но вспомним, сколько изобретений, не так давно казавшихся фантастическими, внедрено в повседневную практику за последние хотя бы пятьдесят лет. Так что не исключено, что разработки С.Савельева могут стать реальностью в самое ближайшее время.
Но пока этого нет, каждый человек должен, не перекладывая это дело ни на кого, самостоятельно разобраться в своих достоинствах и недостатках, трезво оценить умения и знания и выбрать тот жизненный путь, который в наибольшей степени соответствует этому. Нужно помнить о том, что лучше, чем вы знаете себя, вас не знает никто.
Правильному выбору карьеры могут помочь методы, разработанные наукой, и уже достаточно широко применяемые на практике. Например, Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры (ВНИИФК) много лет занимался проблемой использования пальцевой дерматоглифики* для прогностической оценки физических способностей в практике отбора и подготовки спортсменов. Под руководством доктора биологических наук Т.Ф. Абрамовой были подготовлены соответствующие методические рекомендации . В аннотации к работе говорилось, что в ней отражены результаты исследования взаимосвязи морфогенетических маркеров – признаков пальцевой дерматоглифики с различными проявлениями физических способностей у представителей спорта высших достижений, а также на примере лиц, не занимающихся спортом, и лиц с врожденными двигательными ограничениями. Выявлены маркирующие свойства рисунков на пальцах рук в оценке врожденно приобретенного развития физических качеств, механизмов энергообеспечения двигательной деятельности, а также в оценке риска снижения физического потенциала человека. Показаны возможности
*дерматоглифика – изучение деталей рельефа кожи ладоней и стоп
раннего прогноза пригодности к спортивной специализации. Представлен способ оценки двигательного потенциала человека на основе признаков пальцевой дерматоглифики.
Авторы методических рекомендаций предлагают использовать полученные ими результаты при ранней ориентации детей и комплектовании команд, при выборе спортивного амплуа в игровых видах спорта, а также в профессиональной ориентации, при выборе средств и методов идеологического воздействия.
В кратком популярном изложении суть работы заключается в том, что учеными найдена зависимость (на основе исследования нескольких тысяч человек) между рисунками на пальцах и потенциальными возможностями человека. Это создает предпосылки для правильного выбора карьеры. В спорте высших достижений результаты исследований Т.Ф. Абрамовой используются давно и успешно. Есть все основания надеяться, что ее метод найдет широкое применение и за пределами спортивной сферы.
Иногда на выбор специальности у молодых людей (а ведь это – выбор жизненного пути) влияют случайные факторы. Например, выбирают ВУЗ не тот, который соответствует способностям, а куда легче поступить. Именно поэтому у нас в настоящее время огромное перепроизводство юристов и экономистов. Их сейчас 18 и 33 процента соответственно от общего количества специалистов, работающих в народном хозяйстве . Столько выпускников данных специальностей стране просто не нужно. Это приводит к тому, что молодые специалисты не могут найти работу.
Великолепный, ставший уже классическим, являет собой пример выбора карьеры Дейлом Карнеги, известного всему миру психолога, книги которого по правильному конструированию отношений между людьми и рекомендациям тем, кто стремится к успеху, до настоящего времени читаются с большим интересом.
Родители Д.Карнеги были небогатыми фермерами в США. Дейл учился в колледже, студенты которого делились в основном на спортсменов (футболисты и бейсболисты) и парней, умевших отстоять свою точку зрения в публичных дискуссиях. Д.Карнеги, ясно понимая, что не обладает атлетическими способностями, решил добиваться побед на поприще ораторского искусства. Но сначала у него ничего не получалось. Было отчаяние и в голову приходили даже мысли о самоубийстве. Вовремя поддержала мать, посоветовавшая принять участие в дискуссионном кружке, куда он поступил после нескольких попыток. Его упорство помогло обрести уверенность в себе и повысить уровень самооценки. Пришел успех. Д.Карнеги стал завоевывать высшие награды на конкурсах. Это было в 1906 году, когда ему исполнилось 18 лет.
3. 2. Карьерный план
Согласовав свои способности и возможности с карьерными желаниями, наметить план их реализации и следовать ему.
Это одна из наиболее трудных задач на пути построения карьеры, т.к. требует не только понимания своего места в жизни, но и проявления характера, таких качеств, как сила воли, целеустремленность, выдержка.
Планы в течение жизни могут меняться, но главную стратегическую линию жизни, карьеры человек должен всегда видеть ясно. Нет этой линии, и ты становишься игрушкой судьбы. Правильно говорят, что ветер бывает попутным только для тех, кто знает, куда плыть. Жизнь дает много примеров планирования карьеры и четкого выполнения этих планов.
Особого внимания заслуживает выдающийся спортсмен, писатель и общественный деятель Юрий Петрович Власов, который в 60-х годах прошлого века победил, как всем тогда казалось, непобедимого американского штангиста Эндерсона. Ю. Власов имел множество спортивных наград. Такие разные люди, как Юрий Гагарин, Мэрилин Монро, Арнольд Шварценеггер назвали его "королем в королевстве королей". Уже в зрелом возрасте я узнал, что этот выдающийся человек еще в детстве наметил стратегию своей карьеры: "Жизнь – борьба – стремление вперед – дипломат – инженер – писатель – спортсмен – гражданин". Все эти пункты Юрий Петрович Власов выполнил за исключением одного – он не стал дипломатом.
В конце 2012 г. в интервью газете «МК» Ю.П. Власов кратко, но четко выразил свою жизненную позицию, понимание смысла жизни: «Меня часто спрашивают, как вы живете? А я бы поправил: КУДА вы живете? К чему ведет моя жизнь? Задайтесь таким вопросом... Без вектора – направления – жизнь превращается в существование. Получается вместо человека разумного – существо. Выяснить для себя суть и направление собственной жизни – это уже начало нового света. И еще знаете, как говорят: люди делятся на две категории. Одни восклицают: «Куда катится этот мир?», а другие его катят. Я всегда очень любил жизнь, находил радость в ее мельчайших проявлениях. И это огромная созидающая сила – любить жизнь!»
Наглядным и весьма поучительным примером раннего выбора цели в жизни и четкой ее реализации служит губернатор штата Калифорния в США Арнольд Шварценеггер. Некоторые считают, что Шварценеггер пробился на вершину своей карьеры благодаря железным мускулам. Это не так. Дело не в мускулах, а в железной воле. Поставив цель стать лучшим в бодибилдинге, он упорно шел к ней, несмотря на яростное сопротивление родителей. Арнольд с малолетства вел тетрадку, в которую скурпулезно записывал, что он должен был достичь в течение начавшегося дня.
Завоевав все высоты в мировом бодибилдинге, А. Шварценеггер поставил перед собой следующую цель: «Я хочу стать самым великим актером!» И в школьной тетради, уже будучи взрослым, Шварценеггер записал: «Пора начать штурм Голливуда!» И он «завоевал» Голливуд, став звездой в кинематографе.
Поставив цель стать политиком, он добился поста губернатора штата Калифорния. Газеты писали, что если бы Конституция Соединенных Штатов позволяла занять пост Президента США человеку, не родившемуся на ее территории, то Шварценеггер был бы лучшим кандидатом на этот пост.
Пример из нашей, российской жизни. Лично я категорически против женского бокса. Смотреть, как женщины бьют друг друга – малоприятное занятие. Моя бы власть – запретил бы я этот бокс. Особенно укрепился в этом мнении после того, как увидел финал одного боя. Проиграла его англичанка, на ее лицо было страшно смотреть – это была бесформенная распухшая маска.
Но женский бокс существует. Россиянка Наталья Рогозина покорила в профессиональном боксе все высоты, завоевав 9 наградных поясов по самым известным версиям. За всю историю женского и мужского бокса такого не было, и повторить это практически невозможно.
В данном случае Н. Рогозина интересует нас как образец человека, выбравшего свое направление карьеры и четко следовавшего намеченным планам. Она рассказывает, что очень нелегко было особенно в молодые годы не отвлекаться от намеченной цели, тянуло сходить и на дискотеку, и в кино вместо тренировки. Но смогла себя преодолеть и в результате добилась феноменального успеха .
Планирование карьеры – понятие широкое, включающее и стратегические (долгосрочные), и тактические (средне- и краткосрочные) планы. По сути своей совет заключается в тщательном обдумывании всех действий, связанных с реализацией карьерных амбиций, в каком бы виде они ни были: это и устройство на работу, и поведение на рабочем месте, выбор системы повышения квалификации или перепрофилирования и т.д. Во всем нужен четкий план и продуманная система его реализации плюс постоянный самоконтроль.
Мне известны успешные люди, которые, имея давно выбранную жизненную цель, ставят себе конкретные задачи на несколько лет, год, на месяц, на неделю. Пишут эти задачи на листке бумаги и впоследствии проверяют исполнение. Я и сам стараюсь так делать. Бывает очень неудобно перед собой, когда видишь причину срыва намеченных задач в своей расхлябанности, лености или забывчивости.
В литературе и в интернете нередко можно встретить четкие советы по планированию карьеры и реализации этих планов. Приведу одну из этих рекомендаций, подготовленных психологом В.Аладьиной, процитировав текст без комментариев, поскольку согласен с его содержанием.
«Определившись со стратегией, приступайте к построению карьерного плана. Подумайте, кем вы себя видите через 10 лет, и на основании этого делайте обратный отсчет. Такая техника даст вам четкую картину необходимого времени и пошаговый алгоритм достижения целей.
Перечислите все профессиональные качества, которые требуются для желаемой должности. Исключите мечтания, просто опишите наиболее эффективных руководителей, которых вы лично считаете образцом для подражания. Затем подробно охарактеризуйте их с точки зрения личных качеств, распишите график их жизни, как и с кем они проводят рабочее и свободное время, каким занятиям отдают приоритеты, что читают, какие фильмы смотрят и т.д. Обязательно ознакомьтесь с историями тех, кто, по вашему мнению, является успешным: такие люди часто дают полезные рекомендации – следуйте им.
Теперь проанализируйте собственный график: найдите в нем наименее эффективные способы времяпровождения и внесите корректировки. Через десять лет вам необходимо достичь конечного пункта своего плана, а значит, нужно придерживаться советов и образцов поведения тех, кто уже проделал этот путь. Учитесь, но при этом вырабатывайте собственный стиль.
Далее, исходя из принятой стратегии, в обратном порядке распишите, каков должен быть ваш уровень через 5 лет, 3 года, год. Всегда упрощайте процесс до элементарных шагов, продумывайте их последовательность.
Включите в свой план систему непрерывного обучения: ни один год не должен быть упущен, поэтому обязательно проходите курсы повышения квалификации или самостоятельно приобретайте требуемые знания и умения. Читайте не менее 30 страниц в день, обзаводитесь аудиокнигами, если часто находитесь за рулем. Помните, что никакое качество не приобретается одним только намерением.
При постановке карьерных целей полностью раскрывайте для себя их параметры – это дает возможность сконцентрироваться, лучше понять, чего именно вы хотите, быть честным перед собой и более конкретным в формулировках. Точность в определении цели – это основа ее успешного достижения.
Теме целепостановки посвящено много литературы, прочтите хотя бы пару небольших книг, а лучше сходите на хороший тренинг. Никогда не жалейте времени и разумных денег на обучение: инвестиция в себя является единственно беспроигрышной, ведь дивиденды вы получаете всю жизнь.
Выстроив алгоритм на десять лет вперед, и разбив его по годам, уменьшайте фокус до каждого квартала, месяца, недели, дня. Четко придерживайтесь намеченного плана и научите всех вокруг учитывать ваши интересы – это качество необходимо вырабатывать с самого начала, так как оно очень пригодится в дальнейшем, когда карьера пойдет в гору.
Никогда не забывайте, что полноценная жизнь состоит не только из работы, но развивается во всех направлениях одновременно. Перекос в какую-то одну сторону означает топтание на месте.
Если вы уже достигли определенного успеха и можете себе позволить дополнительные расходы, задумайтесь о коучинге. Выберите подходящего тренера, который будет работать с вами лично и не позволит вам ни жалеть себя, ни лениться, и вы увидите, насколько быстро подниметесь по карьерной лестнице.
Всегда помните формулу успеха: (ТЦ * ЧП)/В = Э(У), где:
ТЦ – точность в определении цели, ЧП – четкость в планировании, В – время,
Э – эффективность, У – успех.
Успешен лишь тот, кто эффективен, так будьте эффективны!» .
Очень важная задача в плане реализации карьерных планов – устройство на работу, соответствующую вашим жизненным устремлениям. По этому поводу известный теоретик менеджмента П. Друкер писал: «Вероятность, что первый выбор работы, сделанный вами, окажется полностью правильным, составляет один шанс на миллион. А если вы решите, что такой выбор правилен, то высоки шансы того, что при этом выборе вы просто показали себя достаточно ленивым». (Цитирую по монографии: Г. Зайцев, Г. Черкасская, Управление деловой карьерой.)
При всем уважении к П. Друкеру согласиться с ним не могу. Получить один шанс на миллион в выборе «правильной работы» – это значит вообще бездумно отнестись к этому делу. Если же подойти к выбору работы как положено, по-серьезному, ошибки в этом деле можно свести до минимума.
Первое и главное – знать, что ты хочешь. А это «хотение» должно соответствовать и стратегическому направлению карьеры, и тем планам, которые вами намечены на ближайший период. Очень важно правильно составить краткие сведения о себе (раньше это называлось «объективка», сейчас – «резюме»). Следует понять, что правильно составленное резюме важно не только для предоставления его работодателю с целью получения желаемой работы, но и для объективной оценки собственной персоны, что может привести к пересмотру карьерных ориентиров, намеченных ранее.
В течение многих постперестроечных лет сформировались общие подходы к составлению эффективного резюме. Выглядят они примерно следующим образом. Резюме состоит из трех блоков: личные данные, образование, опыт работы. Информацию следует располагать в хронологическом порядке. Мысли надо выражать лаконично, но не куце. Перечисляя места работы, указывать основной круг должностных обязанностей. Важно реально и четко сформулировать цель поиска, т.е. какая именно работа требуется. Не забыть вписать все формы пройденного повышения квалификации (тренинги, курсы и т.д.) Давая сведения о личных качествах и хобби, желательно указать состояние здоровья (оно должно быть хорошим), положительное отношение к инновациям, степень владения современными технологиями (и, в частности, информационными технологиями), желание и способность обучаться и т.п.
Подыскивая себе работу, неплохо письменно, (а не устно) продумать и сформулировать идеальную для вас должность, объективно указать все те ее характеристики, которые желательно вам иметь: график работы, систему подчинения, содержание служебных обязанностей, права, количество подчиненных, удаленность от места проживания, зарплату и т.д. Все это – разделы плана по реализации карьерных возможностей.
Нелишне напомнить, что перед собеседованием с работодателем также необходимо подготовиться, составив план беседы. Основой этого плана является ранее подготовленное резюме. Но при этом нужно помнить, что личные контакты всегда существенно отличаются по достигнутому результату от контактов письменных (в данном случае речь идет о резюме).
Вывод по второму совету: не ленитесь составлять «карьерные» планы в письменном виде, контролировать их выполнение, и вы получите хорошо заметное вам прибавление в качестве решения карьерных задач и в ускорении их реализации.
результат осознанной позиции и поведения человека в , связанный с должностным или профессиональным ростом.
- Должностной рост — изменение должностного статуса человека, его социальной роли, степени и пространства должностного авторитета.
- Профессиональный рост — рост профессиональных знаний, умений и навыков, признание профессиональным сообществом результатов его , авторитета в конкретном виде профессиональной деятельности.
Деловая карьера — поступательное продвижение личности, связанное с ростом профессиональных навыков, статуса, социальной роли и размера вознаграждения.
- Карьера вертикальная — вид карьеры, с которым чаше всего связывают само понятие деловой карьеры. Под вертикальной карьерой понимается подъем на более высокую ступень структурной иерархии (повышение в должности, которое сопровождается более высоким уровнем ).
- Карьера горизонтальная — вид карьеры, предполагающий либо перемещение в др. функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре; к горизонтальной карьере можно отнести также расширение или усложнение задач на прежней ступени (как правило, с адекватным изменением вознаграждения).
Управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением
Карьеру — траекторию своего движения — человек строит сам, сообразуясь с особенностями внутри и внеорганизационной реальности и главное — со своими собственными целями, желаниями и установками.
Начинается деловая карьера с формирования субъективно осознанных собственных суждений работника о своем трудовом будущем, ожидаемом пути самовыражения и удовлетворения трудом.
В процессе реализации карьеры важно обеспечить взаимодействие всех видов карьеры.
Виды деловой карьеры
Виды и типы карьеры
предполагает прохождение всех ступеней карьерного роста (обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию) в рамках одной . Эта карьера может быть специализированной и неспециализированной.
Межорганизационная карьера предполагает, что работник проходит все ступени карьерного роста в разных организациях. Она может быть специализированной и неспециализированной.
- Специализированная карьера отличается тем, что работник различные этапы своей профессиональной деятельности проходит в рамках одной профессии. При этом организация может оставаться одной и той же или меняться.
- Неспециализированная карьера предполагает, что разные этапы своего профессионального пути работник проходит в качестве специалиста, владеющего разными профессиями, специальностями. Организация при этом может как меняться, так оставаться той же.
Неспециализированная карьера широко развита в Японии. Японцы твердо придерживаются мнения, что руководитель должен быть специалистом, способным работать на любом участке компании, а не по какой-либо отдельной функции . Поднимаясь по служебной лестнице, человек должен иметь возможность взглянуть на компанию с разных сторон, не задерживаясь на одной должности более чем на три года . Так, считается вполне нормальным, если руководитель отдела сбыта меняется местамис руководителем отдела снабжения. Многие японские руководители на ранних этапах своей карьеры работали в профсоюзах. В результате такой политики японский руководитель обладает значительно меньшим объемом специализированных знаний (которые в любом случае потеряют свою ценность через пять лет) и одновременно владеет целостным представлением об организации, подкрепленным к тому же личным опытом. Ступени этой карьеры работник может пройти как в одной, так и в разных организациях.
Вертикальная карьера предполагает подъем с одной ступени структурной иерархии на другую. Происходит повышение в должности, которой сопровождается ростом оплаты труда.
Горизонтальная карьера — вид карьеры. Который предполагает перемещение в другую функциональную область, расширение и усложнение задач или смену служебной роли в рамках одного уровня структурной иерархии, сопровождаемые увеличением .
Ступенчатая карьера — вид карьеры — совмещающий элементы вертикальной и горизонтальной карьеры. Ступенчатая карьера встречается довольно часто и может принимать как внутриорганизационные, так и межорганизационные формы.
Скрытая (центростремительная) карьера
— вид карьеры наименее очевидный для окружающих, предполагающий движение в ядру, к руководству организацией. Скрытая карьера доступна ограниченному кругу работников, как правило, имеющих обширные деловые связи вне организации. Например, приглашение работника на недоступные др. сотрудникам встречи, совещания как формального, так и неформального характера, получение сотрудником доступа к неформальным источникам информации, доверительные обращения, отдельные, важные поручения руководства. Такой работник может занимать рядовую должность в одном из подразделений организации. Однако уровень оплаты его труда существенно превышает вознаграждение за работу в занимаемой должности.
Модели деловой карьеры
На практике существует большое многообразие вариантов карьеры, которые базируются на четырех основных моделях:
«Трамплин». Подъем по служебной лестнице происходит, когда занимают более высокие и лучше оплачиваемые должности. На определенном этапе работник занимает высшую для него должность и старается удержаться на ней в течение длительного времени . А потом прыжок с «трамплина» — уход на пенсию. Эта карьера наиболее характерна для руководителей периода застоя, когда многие должности занимались одними людьми в течение 20-25 лет. С другой стороны, данная модель является типичной для специалистов и служащих, которые не ставят перед собой целей продвижения по службе в силу ряда причин — личных интересов, невысокой загрузки, хорошего коллектива — работника устраивает занимаемая должность и он готов оставаться на ней до ухода на пенсию.
«Лестница». Каждая ступень служебной лестницы представляет собой определенную должность, которую работник занимает определенное время (не более 5 лет). Этого срока достаточно, чтобы войти в новую должность и проработать с полной отдачей. С ростом квалификации, творческого потенциала и производственного опыта руководитель или специалист поднимается по служебной лестнице. Каждую новую должность работник занимает после повышения квалификации. Верхней ступеньки он достигает в период максимального потенциала, и после этого начинается планомерный спуск по служебной лестнице с выполнением менее интенсивной работы. Психологически эта модель очень неудобна для руководителей из-за нежелания уходить с «первых ролей». Здесь можно порекомендовать внимательно относиться к таким работникам — включать в совет директоров, использовать в качестве консультанта.
«Змея». Она предусматривает горизонтальное перемещение работника с одной должности на другую путем назначения с занятием каждой непродолжительное время, а потом занимает более высокую должность на более высоком уровне. Главное преимущество этой модели — возможность изучить все функции деятельности и управления, что пригодится на вышестоящей должности. Эта модель характерна для , так как они связывают себя не только с отдельной профессией, но и с будущим всей фирмы. При несоблюдении ротации кадров эта модель теряет значимость и может иметь негативные последствия, т.к. часть работников с преобладанием темперамента меланхолика и флегматика не расположены к смене коллектива или должности и будут воспринимать ее очень болезненно.
«Перепутье». Когда после определенного периода работы проводится аттестация (комплексная оценка персонала) и по результатам принимается решение о повышении, перемещении или повышении работника. Это похоже на , характерна для совместных компаний.
Карьера и особенности ее формирования
Конфигурация карьеры по Драйверу
Как видно из предыдущего раздела в процессе работы меняется уровень профессионализма и статус, но сочетание этих изменений в карьерах разных людей разное, что и рождает рисунок индивидуальной карьеры специалиста. Существует несколько типовых конфигураций карьеры.
Целевая карьераЦелевая карьера — сотрудник раз и навсегда выбирает профессиональное пространство, планирует соответствующие этапы своего продвижения к профессиональному идеалу и стремиться к его достижению.
Монотонная карьераМонотонная карьера — работник намечает раз и навсегда желаемый профессиональный статус и достигнув его не стремиться к карьерному продвижению в организационной иерархии даже при наличии возможностей улучшения своего социально профессионального и материального положения.
Спиральная карьераСпиральная карьера — работник мотивирован к перемене видов деятельности и по мере их освоения продвигается по ступеням организационной иерархии.
Мимолетная карьераМимолетная карьера — перемещение с одного вида деятельности в другой происходит стихийно, без видимой логики.
Стабилизационная карьераСтабилизационная карьера — специалист растет до определенного уровня и остается на нем достаточно долго, более семи лет.
Затухающая карьераЗатухающая карьера — сотрудник растет до определенного статуса, останавливается на нем, затем начинается нисходящее движение.
Типы и этапы карьеры
Можно выделить несколько принципиальных траекторий движения человека в рамках или , которые приведут к разным типам карьеры.
Профессиональная карьера — рост знаний, умений, навыков. Профессиональная карьера может идти по линии специализации (углубление в одной, выбранной в начале профессионального пути, линии движения) или транспрофессионализации (овладение другими областями человеческого опыта, связанное, скорее, с расширением инструментария и областей деятельности).
Внутриорганизационная карьера — связана с траекторией движения человека в организации. Она может идти по линии:
- вертикальной карьеры — должностной рост;
- горизонтальной карьеры — продвижение внутри организации, например, работы в разных подразделениях одного уровня иерархии;
- центростремительной карьеры — продвижение к ядру организации, центру управления, все более глубокое включение в процессы принятия решений.
Этапы карьеры
Встречаясь с новым сотрудником, менеджер по персоналу должен учитывать этап карьеры, который он проходит в данный момент. Это может помочь уточнить цели профессиональной деятельности, степень динамичности и главное — специфику индивидуальной мотивации. Представим краткое описание этапов карьеры следующей таблицей:
Потребности человека на этапе карьеры
Этап карьеры |
Возрастной период |
Краткая характеристика |
Особенности мотивации (по Маслоу) |
Предварительный |
Подготовка к трудовой деятельности, выбор области деятельности |
Безопасность, социальное признание |
|
Становление |
Освоение работы, развитие профессиональных навыков |
Социальное признание, независимость |
|
Продвижение |
Профессиональное развитие |
Социальное признание, самореализация |
|
Завершение |
После 60 лет |
Подготовка к переходу на пенсию, поиск и обучение собственной смены |
Удержание социального признания |
Пенсионный |
После 65 лет |
Занятие другими видами деятельности |
Поиск самовыражения в новой сфере деятельности |
Предварительный этап включает учёбу в школе, среднее и высшее образование и длится до 25 лет . За этот период человек может сменить несколько различных работ в поисках вида деятельности, удовлетворяющего его и отвечающего его возможностям .Если он сразу находит такой вид деятельности, начинается процесс самоутверждения его как личности, он заботится о безопасности существования.
Это период, когда закладывается база как общетеоретических, так и практических знаний, человек успевает получить среднее или высшее профессиональное образование.
Этап становленияДалее наступаетэтап становления, который длится примерно пять лет от 25 до 30 . В этот период работник осваивает профессию , приобретает необходимые навыки, формируется его квалификация , происходит самоутверждение и появляется потребность к установлению независимости. Работника беспокоят вопросы, безопасности, здоровья. Появление у большинства работников семьи, рождение детей, приводит к увеличению потребности в более высокой .
Этап продвиженияЭтап продвижения длится от 30 до 45 лет . В этот период идет процесс роста квалификации, продвижения по службе . Происходит накопление практического опыта, навыков, растет потребность в самоутверждении, достижении более высокого статуса и еще большей независимости, начинается самовыражение как личности. В этот период гораздо меньше внимания уделяется удовлетворению потребности в безопасности, усилия работника сосредоточены на увеличении размеров оплаты труда и заботе о здоровье.
Этап сохранения характеризуется действиями по закреплению достигнутых результатов и длится от 45 до 60 лет . Наступает пик совершенствования квалификации. Появляется потребность передачи знаний другим. Для этого этапа характерно творчество в работе, пик самовыражения и независимости, усиливается потребность в уважении. Растет потребность в увеличении оплаты труда и интерес к дополнительным источникам доходов.
Этап завершенияЭтап завершения длится от 60 до 65 лет . Работник готовиться к уходу на пенсию, идет поиск замены и обучение претендентов. Это период кризиса, физиологического и психологического дискомфорта. Увеличивается потребность в уважении и самоутверждении. Работник заинтересован в сохранении уровня оплаты труда, но стремятся увеличить другие источники дохода, которые заменили бы им заработную плату данной организации при уходе на пенсию и были бы хорошей добавкой к пенсионному пособию.
Пенсионный этапНа последнем - пенсионном этапе карьера в данной организации (виде деятельности) завершена. Появляется возможность для самовыражения в других видах деятельности, которые были невозможны в период работы в организации или выступали в виде хобби.Внимание уделяется здоровью и поддержанию финансового положения. Такие специалисты часто с удовольствием соглашаются на временные и сезонные работы в своей организации.
Практика показала, что работники часто не знают своих перспектив в данном коллективе. Это говорит о плохой постановке работы с персоналом, отсутствии планирования и контроля карьеры в организации.