Проект внедрения системы управления проектами социальными. Использование социального проектирования в управлении учреждением социальной защиты населения. Проектное управление в социальной сфере
Произошедшие в последнее время финансово-экономические потрясения породили много вызовов, на которые мировому сообществу необходимо дать эффективный ответ. Решение сложных экономических, социальных и политических задач, с которыми столкнулся мир, преодоление накопившихся в мире дисбалансов, затрагивающих приоритетные интересы и потребности личности и общества, требуют глубоких структурных реформ.
В современных посткризисных условиях ведущие государства решают задачи выработки новых моделей социально-экономического роста, определяют перспективы и направления своего развития на долгосрочный период. В основе такой работы фактически лежит практическая реализация концепции устойчивого развития, при котором процесс изменений в интересах не только настоящего, но и будущего поколений осуществляется на стыке трех согласованных составляющих - экономической, социальной и экологической.
Концепция устойчивого развития социально ориентирована, направлена на снижение социальной напряженности, сохранение и приумножение культурного капитала. Сегодня уже очевидно, что именно решение актуальных вопросов социального сектора, проведение обдуманной социальной политики имеет для государств первостепенное значение. Только при высоком моральном и культурном уровне, который должен постоянно поддерживаться в обществе, можно рассчитывать на эффективные преобразования и, в конечном итоге, устойчивое будущее. Именно социальная сфера выполняет важнейшую функцию поддержания в обществе высоких моральных стандартов. Поэтому любое государство будет эффективным только в случае серьезного системного подхода со стороны его руководства к развитию социальной сферы.
Модернизация экономики и общества в целом требует качественно иного состояния социальной сферы, а значит, необходимо разрабатывать и воплощать в жизнь эффективные решения существующих социальных проблем. В последнее время правительства многих стран активно реформируют социальный сектор, осуществляют колоссальные бюджетные вложения в развитие социальной сферы. При этом усиливается целевая ориентация бюджетных расходов, в государственный сектор проникают конкурентные начала.
Основной целью преобразований является повышение уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем образования, здравоохранения, культуры, поскольку недостатки, существующие именно в этих областях, в первую очередь ощущает на себе каждый гражданин.
Постоянно увеличивающийся разрыв между потребностями общества и бюджетными ограничениями привел к возникновению в экономиках стран института государственно-частного партнерства (ГЧП). ГЧП представляет собой направленный на реализацию определенных целей институциональный и организационный альянс государственной власти и частного бизнеса со своими специфическими моделями финансирования, отношениями собственности и методами управления. Бурное развитие многообразных форм государственно-частного партнерства во всех регионах мира, их широкое распространение в различных отраслях позволяют трактовать ГЧП как характерную черту современной экономики.
Эффективное функционирование института ГЧП позволяет привлечь в экономику дополнительные ресурсы, в том числе иностранные инвестиции, повысить эффективность использования государственных средств, выделяемых на реализацию тех или иных проектов, перераспределить рис- ки между государством и бизнесом. Проекты ГЧП способствуют выходу на мировые рынки капиталов, направляют усилия предпринимателей на решение значимых для общества вопросов.
Опыт государственно-частного партнерства стран постсоветского пространства невелик и преимущественно связан с инфраструктурными преобразованиями, однако международная практика показывает, что сотрудничество между государственным и частным секторами, которое реализовано в форме ГЧП, является высокоэффективным способом управления широким спектром социальных проектов.
В целом, чем выше уровень социальной защиты в государстве, тем больше доля проектов государственно-частного парт-нерства реализуется именно в социальной сфере. Так, в странах «Большой семерки» (США, Великобритания, Германия, Италия, Канада, Франция, Япония) первые места занимают проекты государственно-частного партнерства в здравоохранении и образовании. Например, в структуре наиболее развитого рынка ГЧП Великобритании на здравоохранение и образование приходится более 65% проектов ГЧП. В Германии более 40% проектов ГЧП реализуются в области образования. Япония считается одним из лидеров Азии в вопросах внедрения и применения на практике механизма государственночастного партнерства.
На основе ГЧП, появившегося в стране восходящего солнца в 1999 году, было запущено более 430 проектов. Интересной формой опыта Японии в сфере государственно-частного партнерства является привлечение частных компаний к управлению учреждениями культуры, науки, образования и спорта, находящихся в непосредственном подчинении органов местного самоуправления. Проекты государственно-частного партнерства позволяют задействовать преимущества обеих сторон, не провоцируя глубокие социальные перемены и потрясения. Каждый из партнеров вносит свой вклад в общее дело. Государство обеспечивает правомочия собственника, возможность предоставления налоговых и иных льгот, гарантий, а также материальных и финансовых ресурсов, реализуя при этом свои основные функции - контроль, регулирование, соблюдение общественных интересов. Бизнес обеспечивает необходимые финансовые ресурсы, эффективные инновационные технологии управления и работы, профессиональные компетенции, мобильность, гибкость и оперативность реагирования на изменение условий, реализуя при этом свою главную цель - получение коммерческого эффекта.
Государственно-частное партнерство в социальной сфере имеет серьезную общественную значимость. Модели и структуры ГЧП разнообразны, но при этом все они характеризуются одним обязательным условием - наличием конкурентной среды, когда, например, за каждый контракт или концессию происходит борьба между несколькими представителями частного сектора. На выходе - хорошее медицинское обслуживание, высокий уровень образования, достойные жилищно-коммунальные условия и т.д., то есть в итоге выигрывает общество как потребитель более качественных социальных услуг. Становясь партнером государства при реализации проектов в социальной сфере, частный бизнес получает ряд существенных конкурентных преимуществ.Такие преимущества могут разниться в зависимости от формы ГЧП, например, определенные льготы, преференции, исключительные права, или быть общими для всех проектов ГЧП. Одной из распространенных форм ГЧП является контракт между государством и частным бизнесом на выполнение работ и/или оказание услуг.
В практике государственно-частного партнерства широко известны примеры контрактов на поставку продукции для государственных нужд, оказание технической помощи государственным учреждениям социальной сферы. Не секрет, что подобные контракты привлекательны для предпринимателя, поскольку обеспечивают ему устойчивый рынок и соответствующий доход.
В развитых странах большое применение в различных сферах получила такая форма ГЧП как концессия (концессионное соглашение). Частный бизнес проектирует и строит больницы, школы и другие общественные и культурные объекты, а затем управляет ими. В случае, если социальный проект реализуется в форме концессии, то частный партнер (концессионер) получает от государства исключительное право на выполнение определенных функций в отношении объекта концессии. При этом в рамках данного социального проекта выполнение аналогичных функций любыми третьими лицами не допускается.
«В целом, чем выше уровень социальной защиты в государстве, тем больше доля проектов государственно-частного партнерства реализуется именно в социальной сфере»
Подводя итог, следует отметить, что, без сомнения, институт государственно-частного партнерства является весьма перспективным с точки зрения развития социальной сферы. Каждый партнер принимает на себя те задачи и ответственность, которые он может эффективно обеспечить. Таким образом, реализация социальных проектов в форме ГЧП направлена на рациональное использование всех видов ресурсов – природных, финансовых, человеческих и т.д., то есть на долговременный, постоянный рост или, другими словами, устойчивое развитие.
В общем случае участие частной компании в социальных проектах, не только в статусе партнера государства, способствует ее устойчивому развитию.
Социальная ответственность компании с положительной стороны влияет на такие устойчивые явления как репутация, имидж, престиж. Сегодня на страницах известных мировых журналов (например, Fortune, Forbes) публикуются глобальные репутационные рейтинги. При формировании рейтингов учитываются параметры, описывающие экономическую, экологическую и, что важно, социальную деятельность компаний.
Благодаря публичной социально-ориентированной деятельности частный бизнес создает и поддерживает свою высокую деловую репутацию. Компания с высокой деловой репутацией испытывают меньшее социальное давление, лучше воспринимается во внешнем поле, что обеспечивает лояльность и доверие существующих поставщиков и клиентов, позволяет активизировать работу с ними. Компания получает возможность привлекать новых клиентов, повышает свои шансы на заключение выгодных и перспективных партнерских соглашений, увеличивая, тем самым, темпы роста и прибыльность.
Важнейшим конкурентным фактором является персонал, ведь, как известно, «кадры решают все». Современные посткризисные реалии таковы, что эта известная цитата начинает обретать особо актуальный окрас. Поддержка социальной сферы дает неоспоримые преимущества бизнесу при работе с персоналом. Во-первых, компания с высокими достижениями в социальной сфере за счет тех же имиджевых составляющих может привлекать наиболее талантливых сотрудников. Опросы показывают, что более 80% россиян с большим доверием относятся к организациям, активно участвующим в социальных проектах.
Во-вторых, социальная деятельность, влияя и на внутреннюю среду организации, улучшает восприятие компании как престижного места работы среди ее сотрудников и, как следствие, обеспечивает их лояльность. Компании с высокой социальной ответственностью характеризуются меньшим давлением со стороны персонала, меньшей текучестью кадров, меньшим количеством рабочих конфликтов, прежде всего вертикальных.
Доступность внешних финансовых ресурсов является существенным фактором для обеспечения инновационного устойчивого развития организации. Результатом высокой репутации компании, достигаемой, в том числе, за счет социальной деятельности, становится доступность и более низкая стоимость внешних финансовых ресурсов.
Для инвесторов анализ репутационных факторов служит источником важной информации для принятия инвестиционных решений. Организации, осуществляющие социально-ориентированную деятельность, обычно более высоко оцениваются рынком, поскольку это положительно влияет на оценку инвесторами рискованности вложений, и они соглашаются получать меньший возврат на вложенный капитал. Причем данный тезис справедлив по отношению ко всем внешним источникам финансирования: получению кредитов, размещению займов или продаже акций.
Социальное проектирование проявляет себя как научно-теоретическая и одновременно предметно-практическая деятельность, направленная на создание проектов развития разнообразных социальных объектов, их качеств, свойств и отношений, реализующих значимые потребности и интересы. Оно выражается в разработке проектов конкретных планов и программ социального развития территориально-промышленных, экономико-хозяйственных, социально-культурных и иных комплексов.
Социальное проектирование как самостоятельная отрасль социологической науки появилось во второй половине XX в. и на первых этапах своего становления было "производным" от научного и технического проектирования. Исторически научно обоснованные методы проектирования впервые стали применяться в архитектуре и машиностроении. Сегодня складываются новые самостоятельные направления проектирования: человеко- машинных систем, экологическое, демографическое, инженернопсихологическое и др.
Проектирование как особый вид деятельности имеет свои методы, охватывая целостный процесс создания и отбора замыслов, их трансформацию в форме проектов и процедур, обеспечивающих его принятие и адекватное воплощение. Отметим, что проникновение методологии проектной деятельности из технической в социальную культуру и развитие основ социокультурного проектирования инициировало ее осознание и применительно к системе образования в формах проектирования образовательных систем и технологий преподавательской деятельности.
Социальное проектирование связано не столько с познанием реального мира, сколько с его преобразованием. Созидание новых социальных институтов, проектирование развития социальных явлений и процессов, помимо их "конструирования" в виде системы кодирования, воспроизводства и трансляции знаний и опыта, еще и некий "призыв к практическому действию".
Исходные принципы социального проектирования разрабатывались Дж. Джонсом, Я. Дитрихом, Т. Тиори, Д. Фраем, а также отечественными учеными: Г. А. Антонюк, Н. А. Аитовым, Т. М. Дридзе, Н. И. Лапиным, В. А. Луковым, И. И. Ляховым, Ж. Т. Тощенко, А. Г. Раппопортом, Г. П. ТЦедровицким и другими исследователями.
В настоящее время реально сложились следующие методологические подходы к раскрытию сущности социального проектирования:
- 1) специфическая деятельность, результатом которой является разработка научно обоснованных вариантов (моделей) прогнозируемого и планируемого развития новых объектов, социальных явлений и процессов в контексте решения определенных задач. Важной составной частью социального проекта выступает прогнозная деятельность;
- 2) директивное (нормативно-целевое) определение будущего состояния конкретного объекта социальной среды, связанная с реализацией долгосрочных программ и планов развития;
- 3) один из видов социального планирования;
- 4) основной задачей социального проектирования является обеспечение социальных приоритетов в любых вновь принимаемых решениях.
Наиболее предпочтительным является первый подход, позволяющий в наибольшей степени учитывать специфические особенности социального проектирования. Речь идет прежде всего о том, что социальное проектирование должно рассматриваться в качестве базовой формы выработки и принятия решения, выступать "связующим звеном" между прогнозированием и последующими стадиями социально-управленческой деятельности – планированием и программированием. Кроме того, социальное проектирование должно допускать многовариантность решений по достижению социальных целей при заданных ограничениях по времени, ресурсам и качеству конечных результатов.
Таким образом, социальное проектирование можно характеризовать в качестве автономной созидательной деятельности по научно обоснованному определению вариантов развития новых социальных явлений и процессов, а также по целенаправленному изменению существующих социальных объектов на принципиально иных основах. Иными словами, это деятельность по созданию конкретных образов будущего, конкретных деталей разрабатываемых программ и планов, результатом которой зачастую является новый (или модернизированный) социальный объект, обладающий новым механизмом и новыми средствами регулирования общественных отношений.
Проектировать – означает заниматься перебором схем будущего действия, вырабатывать механизм и формы реализации социального прогноза. Отметим, что в ряде случаев социальное проектирование может и не иметь определенных сроков, основываться на примерных расчетах, без строгого временно́го ограничения.
Объективные условия разработки социальных проектов:
- ориентация на конечный результат;
- принцип минимума обязательств и концентрирование внимания на основной цели;
- привлечение к выработке идей наибольшего числа творческих, профессионально подготовленных специалистов;
- анализ причин несоответствия в решении поставленных задач;
- оригинальность решений и эффективно организованная система поощрения инициатив;
- научно обоснованное определение объектов социального проектирования (социальных институтов, явлений и процессов).
Субъективные условия: личность проектанта (умение грамотно и нестандартно мыслить, мастерство, заинтересованность и т.п.); гибкость руководителя-организатора (или лица, принимающего решение, – ЛПР) в восприятии новаторских идей и решений.
В методологии социального проектирования принципиальное значение имеет правильное определение объектов, которыми обычно становятся социальные институты, проявляющие себя посредством различных явлений и процессов. Соответственно этому, объекты социального проектирования должны классифицироваться по разным основаниям, в качестве которых могут выступать проекты по совершенствованию определенных функций общественного развития в экономической, социально-политической и духовной жизни общества или через создание условий (проектов) для эффективной жизнедеятельности человека в конкретной сфере общественного развития, например в трудовой деятельности. Отметим, что социальное проектирование направлено на решение проблем, охватывающих в комплексе все социальные аспекты жизнедеятельности, и различаемо только лишь по уровням организации общественной жизни.
Предметно-проблемное поле социального проектирования охватывает объекты самой разнообразной природы:
- 1) поддающиеся организованному воздействию – элементы и подсистемы материального и духовного производства (средства и предметы труда, социальные технологии, материальные орудия труда, средства жизни, духовная культура, социальная деятельность и т.п.);
- 2) человек как общественный индивид, субъект конкретноисторического процесса и социальных отношений с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, престижем, ролями и т.п.;
- 3) элементы и подсистемы социальной структуры общества – трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т.п.;
- 4) политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные и иные общественные отношения;
- 5) элементы и подсистемы образа жизни – жизненные позиции, способы жизнедеятельности, качество и стиль жизни и т.п.
При этом каждый объект социального проектирования должен восприниматься как организованная структура (система) социальных связей и отношений, включенных в проектно-созидательную деятельность, которые подвергаются воздействиям субъектов проектирования и выступают основанием для этого воздействия.
Назовем структурные уровни объектов проектирования.
Уровень социальной системы – различные возможные формы социального взаимодействия социальных институтов, социальных слоев, социальных организаций.
Уровень социальной организации – элемента социальной системы.
Уровень общей социальной жизнедеятельности – формы взаимодействия больших групп людей между собой и формы их взаимодействия с организациями.
Уровень межорганизационной жизнедеятельности – формы взаимодействия элементов социальной системы.
Уровень индивидуальной социальной жизнедеятельности – межсубъектные формы взаимодействия внутри уровня общей социальной жизнедеятельности.
Социальное проектирование на всех названных уровнях корреспондирует с предметно-объектными параметрами и выражается во взаимосвязи собственно социального проектирования и проектно-социального развития. Там, где доминируют объектные параметры, речь идет о проектно-субъектном развитии, а там, где доминируют предметные параметры, – о превалировании аспектов собственно социального проектирования. И в том, и в другом случае критерием различения служат характеристики предмета и объекта социального проектирования.
Перед социальным проектированием стоят задачи по разработке, во-первых, предметных структур различных социальных практик (конструкций) и, во-вторых, совокупности действий субъекта, обеспечивающих использование указанных структур в соответствии с их назначением (технологий создания и организации функционирования).
Кратко остановимся на наиболее распространенных направлениях (видах) социального проектирования.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Объективные предпосылки возникновения методов управление проектами. Общее определение и основные признаки проекта. Многопроектное управление, его сущность и преимущества. Примеры критериев выполнения проекта. Жизненные циклы организации и проекта.
презентация , добавлен 25.01.2014
Основные понятия проектного менеджмента. Становление направления "Управление проектами" в Республике Казахстан и Российской Федерации. Планирование как основа управления ресурсами. Основные концепции управления персоналом. Управление разработкой проекта.
курсовая работа , добавлен 18.09.2013
Сущность и требования к проектам в социальной работе. Фазы жизненного цикла проекта. Анализ создания и системы управления основными функциями проекта на примере проекта ГБОУ ЦВР "Раменки". Основные пути эффективного внедрения социального проекта.
курсовая работа , добавлен 14.11.2016
Уроки американского менеджмента. Исследование факторов среды, в которой функционирует международный бизнес. Социальная ответственность и этика, отношения организаций с общественной средой. Оперативное управление производством, управление проектами.
учебное пособие , добавлен 09.01.2009
Теория и практика управления социальными коммуникациями внутри организации. Понятие, сущность и основные функции коммуникационного менеджмента, основные направления его развития. Определение последовательности, сроков и способов решения задач.
курсовая работа , добавлен 26.09.2011
Сущность и актуальность управления проектами. Методы исследования и обоснования инвестиций в проекте. Управление рисками и стоимостью проекта. Организация финансирования проекта, торги и контракты. Планирование и формы структуры управления проектами.
реферат , добавлен 14.02.2011
Управление проектами как творческий процесс. Методология проектного менеджмента. Технологии управления проектом. Основные виды проектов, их цели и реализация. Формирование бюджета проекта, риски и жизненный цикл, особенности организационной структуры.
курсовая работа , добавлен 23.11.2010
Статья также доступна (this article also available):
Скопин Олег Викторович
Место и роль проектного управления в сфере физкультурно-оздоровительных услуг// Современные технологии управления . ISSN 2226-9339
. — . Номер статьи: 1507. Дата публикации: 2012-03-08 . Режим доступа: https://сайт/article/1507/Введение
Проектное управление занимает значительное место в решении проблем социальной сферы. Например, Гейзер А.А. отмечает, что реализация национального проекта «Образование» в 2006 г. стала катализатором деятельности государственных структур по решению наиболее острых проблем развития в этой сфере, выделению дополнительных финансовых ресурсов. Можно привести и другие примеры.
Но в настоящее время в недостаточной мере разработаны вопросы, связанные механизмом реализации проектов и построении на данной основе логично выстроенной системы, позволяющей поднять социальную сферу на качественно новый уровень. В сфере физкультурно-оздоровительных услуг, как составляющем элементе социальной сферы, проектный подход в управлении научно обоснованного применения практически не находит, не смотря на то, что реализуется много мероприятий, и все они решают, как правили текущие задачи.
Подходы к управлению, используемые в сфере физкультурно-оздоровительных услуг
Как показали результаты исследований , многосторонний характер причин возникновения проблем в сфере физкультурно-оздоровительных услуг в России предопределяет необходимость комплексного использования различных подходов в управлении программно-целевого, проблемно-ориентированного, планового подходов, которые базируются на традиционных методах управления: экономических, организационно-административных и социально-психологических, а также проектного подхода, базирующегося на методах управления ресурсами, сроками, результатами.
Следует отметить, что наибольшее применение в России в управлении сферой физкультурно-оздоровительных услуг получил программно-целевой подход, позволяющий сконцентрировать финансовые ресурсы при проведении работ на конкретных объектах, предотвратить их распыление. Данный метод обеспечивает эффективное решение системных проблем в рассматриваемой отрасли за счет реализации комплекса мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам. Однако программно-целевой подход слабо ориентирован на конкретные проекты и, в частности, на последовательность действий в программе в целом и в отдельных проектах, что часто приводит к недостижимости поставленных целей в сфере физкультурно-оздоровительных услуг.
Значительным потенциалом в управлении сферой физкультурно-оздоровительных услуг, как показали результаты исследований обладает процессный подход, способствующий более качественно осуществлять деятельность в данной отрасли, а тем самым удовлетворять потребности населения. Но данный подход четко выстаивает последовательность действий, но глубокая их детализация часто препятствует решению задач нахождения оптимальных вариантов решений в цепочке ресурсы – сроки – результат. Эта проблема может быть решена с помощью использования проектного управления, что подчеркнуто и в трудах ряда авторов научных работ, например в работах Ганиевой А.А. , Герасимова В.В., Кругловой Э.В. , Давлетшина Т.Ф. , Кораблева М.М. , Первушина В.А. , Соловьевой Т.В. .
Проектное управление в социальной сфере
По мнению Антропова Ю.Ю. , управление проектами в системе социального обслуживания населения – это не только и не столько дань моде, а скорее, проверенный и эффективный инструмент управления любыми изменениями, в какой бы сфере человеческой деятельности они бы не происходили. Успешно реализованные проекты являются фундаментом, на котором учреждение может строить свое будущее в условиях формирования регионального рынка социальных услуг, в условиях постоянных изменений внешней среды и высокой вероятности появления новых, ранее не выполнявшихся работ, для которых методология, технология и система управления должны создаваться в кратчайшие сроки.
В своей работе автор отмечает, что особенности проектного подхода заключаются в неразрывности проектов, обусловленных не столько технологией реализации, сколько едиными ресурсами, едиными структурами и работами. Объединение отдельных проектов в систему – «портфель» – позволяет получить дополнительный эффект от совместной, скоординированной их реализации на общей технологической и ресурсной базе.
Для принятия решений об использовании проектного управления, как отмечает Смолыгин И. , необходимо:
- оценить, является ли цель, поставленная перед проектом, трудоемкой и технически сложной, являются ли задачи разносторонними, и есть ли необходимость соединить их в обобщенную систему, есть ли необходимость в управлении несколькими ресурсами;
- знать, есть ли возможность у организации материальные средства выделить отдельную структуру, подразделение или лицо, ответственное за реализацию конкретного проекта;
- знать, требует ли проект установления строгих рамок бюджета, времени, является ли необходимым условием быстрое реагирование на изменения, происходящие в ходе реализации проекта;
- оценить, следует ли применять методы проектного управления в случае, если в реализации поставленных задач требуется использование разноплановых знаний и специалистов;
- рассмотреть, возможно ли применение методов проектного управления при решении задач в условиях жесткой конкурентной среды, в случаях, где сроки и время их решения играют главную роль.
Довольно неординарное видение использования проектного подхода в управлении представляет Пурдехнад Д. . В методологию проектного подхода он вводит понятие интерактивного планирования, представляя его как синтетический подход к проблемам, который предполагает:
- использование проектирования вместо исследования, как способ работы с системой взаимосвязанных проблем (mess – проблемным месивом);
- «растворение» (dissolving) проблемного поля в целом вместо решения входящих в него проблем по отдельности.
Как подчёркивает Пурдехнад Д. , интерактивное планирование избегает недостатков традиционных методов планирования. Оно состоит в том, чтобы спроектировать желательное настоящее (не будущее!) и изобрести или найти способы как можно более тесного приближения к нему. Интерактивное планирование осуществляет шесть взаимосвязанных действий, происходящих одновременно, так как весь процесс ведется непрерывно.
Рисунок – Процесс интерактивного планирования
Несмотря на достаточную разработанность методологии проектного управления, в отдельных отраслях социальной сферы он используется фрагментарно. Например, в сфере образования, как отмечает Гейзер А.А. , Ассорина Г.Ю. , Маркова С.М., Седых Е.П. , в большинстве случаев управление образовательным учреждением представляет собой функциональную систему, в рамках которой обходятся без внутреннего планирования, ресурсной оптимизации, оценки эффективности инвестиций и других действенных инструментов.
Инвестирование в данной сфере, по мнению Гейзера А.А. , должно выполняться в формате инвестиционного проекта, отвечающего современным подходам к проектной деятельности. В рыночной экономике под проектно-ориентированным управлением понимают управленческий подход, при котором отдельно взятые задачи, решаемые в рамках деятельности организации, рассматриваются как отдельные проекты, к которым применяются принципы и методы управления проектами. Такое управление увеличит гибкость и динамичность, децентрализует ответственность функциональных руководителей и обеспечит готовность компании к организационным изменениям.
Использование проектного управления в сфере физкультурно-оздоровительных услуг
В сфере физкультурно-оздоровительных услуг в настоящее время отмечаются значительные диспропорции, согласимся в этом вопросе с Доевым В.К. . Как правильно отмечает Доев В.К. , если в различных учебных заведениях занятия спортом в большинстве своем обеспечены за счет государства, то сектор услуг для взрослых является частным сектором, предлагающим ограниченный набор дорогостоящих услуг, т. е. существует разрыв в структуре предложения услуг массового спорта, в т. ч. и в сфере физкультурно-оздоровительных услуг. Среди субъектов физкультурно-оздоровительных услуг, как подчеркивает Карасёва М.В. , продолжает увеличиваться доля коммерческих предприятий, которые не могут быть управляемы только административными методами. Доев В.К. предлагает в сложившейся ситуации осуществление перехода от действующей системы управления к территориальной, предусматривающей приоритетность развития данной сферы. Он утверждает, что при соблюдении приоритета массового спорта, разделении спорта высших достижений и спорта-для-всех создаются условия для формирования адекватной спросу ресурсной базы.
Предпосылками активного использования проектного управления в сфере физкультурно-оздоровительных услуг, как отмечают в своих работах Парфенова Т.Н. , Нестерова Е.В. , являются их особенности, которым присущи следующие компоненты и факторы:
- наличие материальных средств и свободного от трудовой деятельности времени экономически активного населения;
- разнообразие выбора видов отдыха;
- относительная добровольность участия отдыхающих в физкультурно-оздоровительных мероприятиях;
- зависимость условий отдыха от особенностей национально-этнических и региональных традиций;
- общекультурные, познавательные, социальные, профессиональные, бытовые и семейные интересы различных возрастных групп населения;
- личностная направленность средств и форм отдыха;
- степень отражения в физкультурно-оздоровительном сервисе индивидуальных потребностей и средств коллективного взаимодействия;
- соответствие содержания профессиональной подготовки специалистов физкультурно-оздоровительным мероприятиям.
Завыдивская Н.Н., Ополонец И.В. отмечают обстоятельства, которые побуждают человека к активности действий в сфере физического развития, и в частности в сфере физкультурно-оздоровительных услуг, называя их факторами социализации. Они объединяют основные факторы социализации в три группы: макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы.
Таблица – Факторы, влияющие на активность в сфере физкультурно-оздоровительных услуг
Группы факторов | Содержание групп факторов |
Макрофакторы (гр. makros — большой, больших размеров) | В данном случае влиять на группу людей будут международные физкультурные и спортивные объединения, которые культивируют тот или иной вид двигательной активности или вид спорта с присущими им ценностями. Также к этой группе можно отнести государственную политику, законодательное и нормативно-правовое обеспечение сферы физической культуры и спорта. |
Мезофакторы (гр. mezzos — средний, промежуточный) | Это условия социализации больших групп людей, которые выделяются по национальному признаку (этнос как фактор социализации) по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, город, село), по принадлежности к аудитории тех или иных средств массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и другие). Люди принимают элементы системы физического воспитания той или иной нации, адаптируются к среде, в которой происходит усвоение и реализация ею определенных программ взаимодействия с природой, формирования определенного типа сознания, а также соответствующих форм и методов жизнедеятельности. Природная среда обусловила также и возникновение типичных видов двигательной активности. |
Микрофакторы (гр. mikros — малый) | Социальные группы, которые непосредственно влияют на конкретных людей (семья, группа сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание — учебные, профессиональные, общественные и другие). Микрофакторы влияют на развитие людей через агентов социализации, то есть лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми проходит их жизнь. Этот тип факторов является для нас наиболее значимым. |
Влияние данных факторов на физкультурно-оздоровительные услуги предопределяет целесообразность инициализации и реализации проектов, повышающих эффективность учреждений отрасли и достижения максимальной удовлетворенности клиентов. Значительное внимание данному вопросу посвящает Дубакин А.Н. .
Отмечая значимость проектного управления, Кушнер М.А. , Михайлов В.Ю. значительное внимание уделяют комплексности предоставления услуг и качеству проектов, предлагая рассматривать оценку эффективности управления качеством проектов предоставления комплексных услуг с нескольких позиций.
Рисунок – Показатели эффективности управления качеством проектов предоставления комплексных услуг
(по Михайлову В.Ю. )
Для оптимизации функционирования сферы деятельности в области физкультурно-оздоровительных услуг можно предложить как и в целом для массового спорта, как подчеркивают Доев В.К. , Захаров К.С. , в первую очередь разработать единую государственную стратегию, реализуемую на всех уровнях и во всех регионах, создающую благоприятные условия для распространения массового спорта.
Заключение
Целесообразно отметить, что в настоящее время назрела необходимость инициализации, разработки и реализации общенациональных проектов в сфере физкультурно-оздоровительных услуг, как элемента массового спорта для различных категорий и групп населения. На федеральном уровне должны выполняться задачи создания правовой базы развития, формирования научно обоснованной системы физкультурно-оздоровительных услуг, реализации федеральных целевых программ и проектов. Задачей, требующей незамедлительных решений на уровне регионов является развитие эффективной системы управления сферой физкультурно-оздоровительных услуг, основанной на методологических разработках в области управления проектами, учитывающей особенности данной отрасли. Использование проектного управления позволит выйти на более высокий уровень оздоровления и физического воспитания населения страны.
Библиографический список
- Антропова Ю.Ю. Проектное управление как инструмент развития системы социального обслуживания населения в современных условиях // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 11. С. 164-168.
- Ассорина Г.Ю. Особенности программно-целевого и проектного подхода к управлению инновационной деятельностью вуза // IDO Science. 2011. № 1. С. 2-6.
- Ганиева А.А. Проектный подход в государственном управлении // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2009. № 2. С. 107-110.
- Гейзер А.А. Проектное управление инвестициями в сфере образовательных услуг // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2008. № 2. С. 57-61.
- Герасимов В.В., Круглова Э.В. Проектное управление развитием человеческого капитала // Успехи современного естествознания. 2007. № 8. С. 93-93.
- Давлетшин Т.Ф. Проектный подход в управлении и модернизации экономики региона (на примере республики Башкортостан) // Молодой ученый. 2009. № 3. С. 55-59.
- Доев В.К. Формирование региональной системы управления массовым спортом (спорт-для-всех) // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. № 4. С. 270-277.
- Дубакин А.Н. Внедрение в управление спортивными мероприятиями технологий проектного менеджмента и особенности его использования в спортивной среде // Экономические науки. 2008. № 38. С. 263-266.
- Завыдивская Н.Н., Ополонец И.В. Социализация в физкультурно-оздоровительном образовании: трактовка понятий, проблемы, перспективы // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2010. № 12. С. 48-51.
- Захаров К.С. Механизм государственной поддержки сферы физкультурно-оздоровительных услуг // Вестник Российской академии естественных наук (Санкт-Петербург). 2010. № 1. С. 75-77.
- Карасёва М.В. Педагогические и экономические факторы, обеспечивающие рентабельное функционирование коммерческих физкультурно-оздоровительных клубов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2007. № 5. С. 100-105.
- Кораблев М.М. Развитие проектного подхода в государственном управлении // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. Т. 152. № 4. С. 228-235.
- Кушнер М.А. Комплексная методика оценки эффективности проектного управления развитием // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2011. № 2. С. 63-71.
- Маркова С.М., Седых Е.П. Теоретические основы проектного управления образовательными системами // Наука и школа. 2011. № 3. С. 8-10.
- Михайлов В.Ю. Управление качеством проектов предоставления комплексных услуг в регионе // Вестник Чувашского университета. 2009. № 4. С. 458-464.
- Нестерова Е.В. Принципы, факторы и компоненты развития физкультурно-оздоровительной деятельности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 6. С. 228-232.
- Парфенова Т.Н. Проектный менеджмент: организация педагогического обеспечения для физкультурно-оздоровительных клубов // диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Малаховка, 2001
- Первушин В.А. Использование методологии проектного управления для реализации инфраструктурных проектов // Инициативы XXI века. 2010. № 1. С. 65-68.
- Пурдехнад Д. От теории к практике: проектный подход к решению проблем управления // Проблемы управления в социальных системах. 2009. Т. 1. № 1. С. 66-80.
- Скопин О.В. Иерархия уровней процессного подхода к управлению в сфере физкультурно-оздоровительных услуг // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2008. — №1 (13).
- Скопина И.В., Скопин О.В. Оценка эффективности системы управления сферой физкультурно-оздоровительных услуг в регионе // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 19. С. 99-102.
- Смолыгин И. Социальные методы проектного управления // Социальная политика и социальное партнерство. 2009. № 6. С. 25-29.
- Соловьева Т.В. К вопросу о применении проектного подхода в управлении региональной экономикой // Новые технологии. 2011. № 1. С. 126-129.
В современных условиях функционирования социальной сферы особое значение приобретает качество управления – «Для становления новой парадигмы управления складываются благоприятные предпосылки <…> в том числе формируется современная социологическая теория, социология управления в частности, которая позволит не только изменить творческий потенциал людей, равный запасам атомного ядра, но и создать инновационные технологии его эффективного выявления и использования»
В практике управления социальными процессами все большее распространение получают социальные технологии как способы комплексной, алгоритмизированной деятельности, ориентированные на многоразовое применение в целях достижения заранее определенного результата.
Технологизация управления социальной сферой в целом, системой социальной защиты в частности, подразумевает «массированное проектирование и внедрение новейших социальных технологий».
Несмотря на сложность и неоднозначность определения понятия «социальная технология», в среде ученых и практиков есть общие моменты в его понимании.
В перевод с греческого «технология» – искусство, мастерство.
В традиционном понимании «технология» – это научное описание способов производства либо документ, регламентирующий и описывающий порядок действий.
Построение любой технологии осуществляется за счет разделения деятельности на отдельные операции, процедуры с учетом специфики той области, в которой она будет реализовываться.
В своей работе «Технологии оказания социальных услуг подросткам и детям в трудной жизненной ситуации» Т. В. Герасимова указывает, что социальные технологии являются средством оптимизации и обеспечения развития общества; могут рассматриваться как проводник теоретических выводов и изысканий в русле решения практических задач; основной целью внедрения социальных технологий является оптимизация социальных процессов – от управления до оказания конкретной социальной услуги.
Таким образом, социальная технология может быть определена как:
1) специально организованная область знания о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности человека;
2) способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с последующей координацией и выбор оптимальных средств, методов их выполнения;
3) метод управления социальными процессами, обеспечивающий их воспроизводство в определенных параметрах: качество, свойство, объемы.
Социальные технологии различаются по характеру их новизны. Потребность в новых технологиях возникает тогда, когда существует проблемная ситуация и осознана необходимость в новых действиях. Будучи элементом человеческой культуры, социальные технологии возникают либо эволюционно, исходя из возникшей потребности решить ту или иную проблему, либо создаются искусственно (насаждаются извне).
Социальная технология – способ организации практической деятельности, представляющий собой совокупность приемов, направленных на изменение (преобразование) социального объекта (процесса) и достижение заданного результата.
На наш взгляд, специфика социальной технологии заключается в том, что она представляет собой алгоритм действий и может быть тиражирована (мультиплицирована), а также использована для решения сходных (похожих) задач и проблем.
Среди основных требований к социальным технологиям должны быть: однозначность выполнения операций и процедур и надежность результатов, безопасность и гибкость внедрения, возможность внесения корректив на каждом из этапов апробации, возможность их мультипликации.
Теоретическая разработка социальной технологии, «красивое» прописывание на бумаге еще не гарантирует ее эффективность в реальной жизни. Для этого требуется ее практическая «обкатка», т. е. реализация в определенных условиях в ограниченные временные сроки. Иначе говоря, проектирование.