Гибель бпк отважный. Гибель БПК «Отважный. Оперативный дежурный штаба ЧФ продолжал описывать обстановку
В 60-х годах наш флот пополнился серией больших противолодочных кораблей (БПК) проекта 61. Имея стандартное водоизмещение 3500 тонн, они стали первыми в мире крупными боевыми кораблями, оснащенными газотурбинными энергетическими установками. За характерный звук работы этих установок моряки прозвали БПК этого проекта “поющими фрегатами”. Большинство из них вошло в состав Черноморского флота. Среди этих был и БПК “Отважный”.
Утром 30 августа 1974 года БПК “Отважный” вышел из Северной бухты Севастополя и направился в море для проведения учебных стрельб зенитными ракетами. Уже на месте учений при подготовке к стрельбам в 10 часов 02 минуты в кормовом погребе 16 зенитных ракет самопроизвольно запустился маршевый двигатель одной из них, затем сработал стартовый двигатель другой ракеты, после чего произошел взрыв остальных хранившихся там зенитных ракет “Волна”. Ударной волной сорвало крышу кормовой надстройки вместе с пусковой установкой для этих ракет, разрушило поперечные переборки и в нескольких местах разорвало корпус корабля. Через образовавшиеся трещины стала поступать вода, быстро заполнившая 4 отсека. Через 8 минут крен корабля на правый борт достиг 12 градусов. На осевшей в воду на 1,5 метра корме разгорался пожар. К 11 часам к месту трагедии подошли большие ракетные корабли (БРК) “Бедовый” и “Сознательный”, которые высадили на “Отважный” аварийно-спасательные группы, а затем безуспешно пытались взять его на буксир. После 12 часов к ним на помощь подошел однотипный с “Отважным” БПК “Комсомолец Украины”, а в 13 часов 25 минут - два спасательных судна. Все они пытались водяными струями сбить огонь в районе кормового хранилища авиационного топлива и боекомплекта корабельного вертолета, но вскоре из-за большого огня вынуждены были отойти. Из-за угрозы новых взрывов, на “Отважном” развернули торпедный аппарат и выпустили за борт все пять торпед.
В 14 часов 45 минут, несмотря на все усилия по борьбе с пожаром, взорвался кормовой погреб с авиационными глубинными бомбами и авиатопливом. Было затоплено еще 2 отсека, корабль до кормовой башни погрузился в воду, а крен достиг 28 градусов. В 15 часов 03 минуты последовал приказ оставить корабль, и его экипаж с аварийно-спасательными группами перешел на другие корабли. Вскоре БПК почти вертикально, кормой вниз, стал уходить под воду. Глубина моря в этом месте составляла 125 м, поэтому, когда корма 144-метрового корабля коснулась дна, его погружение замедлилось. Носовая часть еще несколько минут возвышалась над поверхностью моря, затем она резко ушла под воду. Произошло это в 15 часов 57 минут в 40 км от Херсонесского маяка в точке с координатами 44° 44’ с.ш. и 32° 59’ в.д. Погибло 24 человека (в том числе 5 курсантов). 26 моряков получили ранения и ожоги.
Позже с “Отважного” были подняты на поверхность техническая документация, а также части оборудования и вооружения общим весом около 40 т, а в декабре 1977 года корпус БПК был подорван. Гибель корабля заставила ускорить работы по повышению пожаробезопасности хранилищ боезапаса. Результаты не замедлили сказаться: когда в 1984 году аналогичная авария произошла в носовом погребе ЗРК “Волна-М” другого БПК Черноморского флота, существенных повреждений корабль не получил.
В Севастополе на территории кладбища Коммунаров можно встретить небольшой, скромный памятник. Он находится между братской могилой экипажа линкора «Новороссийск» и памятником лейтенанту П. П. Шмидту. Выбитая на мраморном памятнике надпись сообщает: «Морякам «Отважного», погибшим при исполнении воинского долга в августе 1974 года». Здесь же содержится список из 24 фамилий погибших матросов. Больше информации из этого памятника вы почерпнуть не сможете, в СССР о гибели данного корабля предпочитали особо не распространяться.
БПК «Отважный»
Большой противолодочный корабль «Отважный» был включен в состав флота 25 января 1966 года и за свою достаточно короткую жизнь успел совершить 7 боевых походов. С 5 по 30 июня 1967 года корабль выполнял боевую задачу по оказанию помощи египетским вооруженным силам и посетил Порт-Саид. В 1968-69 годах БПК «Отважный» прошел текущий ремонт на 61-м заводе в Николаеве, в ходе которого было модернизировано его ракетное вооружение. С 1969 году капитаном судна был назначен капитан 3-го ранга Иван Петрович Винник.
В 1970 году БПК был объявлен отличным кораблем Черноморского флота, принял участие в маневрах «Океан», выходил к берегам Кубы и в Атлантику. В 1972-1973 годах корабль прошел очередной восьмимесячный ремонт в доках Севастополя. В составе отряда кораблей контр-адмирала Л. Я. Васюкова БПК «Отважный» посетил с дружественными визитами порты Италии – Таранто и Мессину. Последний боевой поход корабля в Средиземном море прошел с 10 ноября 1973 года по 6 марта 1974 года. «Отважный» входил в состав 70-й бригады противолодочных кораблей.
БПК «Отважный» принадлежал к кораблям проекта 61 типа «Комсомолец Украины» (по кодификации НАТО – Kashin). Это был тип больших противолодочных кораблей, которые находились на вооружении советского флота с 1964 по 1991 год, а впоследствии находились на вооружении флота России. На 2012 год в составе Черноморского флота России сохранился лишь 1 корабль данного типа – СКР «Сметливый». Он остался единственным кораблем из 20 судов проекта, которые успели войти в состав флота СССР с 1962 по 1973 годы. Остальные 18 кораблей были списаны и разобраны на металл, еще один – БПК «Отважный» – затонул.
Стандартное водоизмещение кораблей данного типа составляло 3500-3700 тонн, максимальное водоизмещение – 4500-4750 тонн. У модернизированных судов – 3950/4900 тонн соответственно. Размеры корпуса: длина – 144 м. (модернизированные – 147 м.), ширина – 15,8 м., осадка – 4,8 м. (до 6 м.). 4 газовые турбины общей мощностью в 94 000 л.с. работали на 2 винта, обеспечивая кораблю максимальную скорость на уровне 36-38 узлов. Дальность хода на скорости в 20 узлов равнялась 4000 морских миль. На корабле мог разместиться противолодочный вертолет Ка-25. На БПК предусматривалось хранение 5 тонн авиационного керосина, а также боезапаса для вертолета (глубинных бомб, противолодочных торпед, гидроакустических буев). Из-за отсутствия на корабле ангара вертолет на нем мог размещаться лишь временно.
Новаторским можно было назвать комплекс вооружения нового корабля. Впервые в советского кораблестроения БПК получил 2 ЗРК М-1 «Волна». Каждый зенитно-ракетный комплекс представлял собой двухбалочную ПУ ЗИФ-101, магазин с 2-мя вращающимися барабанами на 8 ракет В-600 каждый и систему управления «Ятаган». Артиллерийское вооружение включало в свой состав 2-е спаренных 76-мм башенных артиллерийских установки АК-726 (скорострельность 90 выстр./мин., максимальная дальность стрельбы 13 км., досягаемость по высоте – 9 км., боекомплект каждой установки состоял из 2400 унитарных выстрелов). Помимо этого на корабле присутствовали 2-е системы управления огнем «Турель», корабль оснащался пятитрубным торпедным аппаратом ПТА-53-61 для торпед 53-57 или СЭТ-53 и имел по 2 реактивных бомбомета РБУ-1000 и РБУ-6000 (боекомплект 48 РГБ-10 и 192 РГБ-60 соответственно).
Все корабли данного проекта имели развитое радиолокационное вооружение и гидроакустику, а также прекрасные мореходные качества, маневренность. Отличались данные корабли и замечательным внешним видом и архитектурой.
С 4 по 7 августа 1974 года БПК «Отважный» принимал участие в очередных учениях флота, а с 27 августа кораблю предстояло стать флагманским кораблем управления во время проведения 2-го этапа учений. БПК «Отважный» должен был обеспечить стрельбы малых ракетных кораблей, а также принять участие в противолодочных учениях с проведением торпедной стрельбы. 29 августа 1974 года корабль под управлением капитана 2-го ранга И. П. Винника вышел в открытое море и успешно провел торпедные стрельбы. На рассвете 30 августа БПК встал на рейд в Стрелецкой бухте, для того чтобы принять на борт контр-адмирала В. Х. Саакяна начальника штаба КЧФ, а также группу старших офицеров флота. В этот день корабль должен был обеспечить зенитную стрельбу с малых ракетных кораблей на полигоне недалеко от мыса Херсонес. В 9:55 утра корабль прибыл на полигон, на нем была объявлена учебно-боевая тревога.
Спустя всего 3 минуты в 9:58 на мостике ощутили небольшое сотрясение судна, как будто в его кормовой части произошел небольшой взрыв. После этого машины были сразу же остановлены, на корабле объявили аварийную и боевую тревогу. Спустя 10 секунд после первого корабль потряс более сильный взрыв, за кормовой трубой появился сноп пламени и хорошо заметная шапка белого дыма. Спустя еще 20 секунд случился третий взрыв, который произошел в районе ракетного погреба №8. Над местом взрыва поднялся столб пламени и повалил густой черный дым. Взрыв был такой силы, что сорвал крышку погреба и вместе с ПУ зенитных ракет отбросил ее на кормовую дымовую трубу. После этого в этом районе БПК начался сильный пожар, а личный состав судна приступил к борьбе за непотопляемость и живучесть.
Как впоследствии удалось выяснить, произошло следующее: после объявления на корабле учебной боевой тревоги мичман, который находился за пультом поста контроля ракет кормового погреба № 8, в котором хранились 15 ракет В-601 в 2-х вертикальных барабанах в боевом состоянии, действуя согласно инструкциям, приказал дежурившим на посту матросам подключить внешнее электропитание. После этого он перевел тумблеры на пульте подачи напряжения в положение «вкл». Сразу же после щелчка последнего тумблера он через иллюминатор увидел достаточно сильный сноп пламени на левом барабане. Не запустив средства пожаротушения, мичман покинул свой боевой пост и кинулся по коридору в носовую часть судна, где его настиг сильный взрыв, взрывная волна которого отбросила его в сторону.
В ходе проведенного расследования удалось установить, что от момента появления огня в погребе №8 до момента сильного взрыва прошло ровно 18 секунд. Впоследствии было установлено, что пламя в погребе появилось из-за самопроизвольной активации маршевого двигателя одной из зенитных ракет. После этого последовал запуск ракетного двигателя ее же стартовой ступени, что привело к запуску стартовых двигателей еще нескольких ракет. Все это привело к резкому скачку давления в погребе (примерно 3 атмосферы), в результате чего на крышку погреба начала действовать сила примерно в 2500 тонн, что стало причиной ее срыва. В результате произошедшего взрыва в бортовой обшивке корабля в районе 8-го погреба образовались 2 пробоины, сквозь которые в отсеки начала поступать забортная вода.
В 10 часов на корабле была объявлена боевая тревога, а затем и аварийная, в это время в погребе №8, в коридорах 9 и 10 бушевал пожар. БПК получил крен в 12 градусов на правый борт. Между 10:10 и 10:20 на корабле была подана команда включения системы водяной защиты, началось орошение и затопление погребов №6, 7 и 10. Однако осуществить задуманное не удалось, так как вышли из строя трубопроводы. Взрывом с юта корабля в море выбросило 7 матросов, которые были подобраны подошедшими к месту происшествия кораблями.
В 10:23 личному составу «Отважного», который располагался в кормовых отсеках судна, было приказано эвакуироваться с корабля. В это время пожар на борту набирал обороты. При этом погреба боезапаса №6 и №7 постоянно поливались из шлангов водой. В 10:40 на помощь БПК подошел эсминец «Сознательный», а спустя еще 12 минут «Бедовый», с которого на «Отважный» была высажена специальная спасательная партия. В 10:54 эсминец «Сознательный» взял БПК «Отважный» на буксир, для того чтобы отвести корабль на мель в районе Херсонеса, в это время крен корабля уже достиг 13 градусов. Через 7 минут на «Отважном» начали процедуру перекачки топлива с правого на левый борт, но это не помогло избавиться от крена.
Вскоре корма БПК погрузилась в море по верхнюю палубу, а крен на правый борт достиг 16 градусов. С корабля быстро были эвакуированы секретные документы. В 11:24 в море были сброшены торпеды, крен корабля удалось уменьшить до 14 градусов. При этом погреба боеприпасов №6 и 7 были затоплены водой при помощи пожарных гидрантов. В 11:55 на место событий для оказания помощи прибыл БПК «Комсомолец Украины».
В 11.59 пожар на борту корабля удалось локализовать, из погребов стал валить белый дым. Однако через 7 минут произошел обрыв буксирных тросов с эсминца «Сознательного», новые тросы начали заводить с «Бедового». Все это время пожар в кормовом машинном отделении корабля продолжался. В 12.27 была подана команда о прекращении подачи воды в отсек, решено было использовать лишь пену. В кормовом машинном отсеке была активирована система химического пожаротушения. Буксировка терпящего бедствие корабля со скоростью 3 узла вновь началась в 12:49, в это время крен противолодочного корабля достиг 17 градусов.
В 12:55 на место прибыло спасательное судно «Бештау» в 13:20 – СС-15 и СС-26, спустя еще несколько минут пожарно-дезактивационное судно «Пламя». С этих судов на борт БПК «Отважный» в район горящих погребов подавалась пена. В 14:30 была начата попытка откачки воды из кормовых отсеков, но через 17 минут произошел взрыв авиационного боезапаса, расположенного в погребе №10. По всей видимости, одновременно с этим взорвалась и цистерна, в которой хранилось 5 тонн авиационного керосина. Все это серьезно осложнило ситуацию, крен корабля на правый борт быстро достиг 19 градусов, увеличившись до 25. В 15:07 он стабилизировался на отметке в 27 градусов. Еще через 3 минуты на корабле прекратилась подача питания на приборы и отключилось освещение. В 15:12 личный состав получил приказ на эвакуацию с терпящего бедствие судна, последним БПК покинул его капитан.
В 15.35 БПК «Отважный» начал погружаться в Черное море кормой без опрокидывания, с эсминца «Бедового» отдали буксир. Спустя всего 12 минут корабль полностью скрылся под водой. Глубина в месте его затопления составляла порядка 125 метров. Всего с момента обнаружения на корабле пожара до его затопления прошло 5 часов 47 минут. В результате внутренних взрывов и образовавшихся пробоин в корпусе корабль принял на борт почти 3600 тонн воды, затопленными оказались 6 непроницаемых отсеков. При этом после затопления 4-х отсеков, расположенных в корме, дифферент и крен удалось стабилизировать, и БПК имел положительную остойчивость. Но когда вода полностью затопила еще 2 отсека, запас плавучести судна был исчерпан. Однако, даже затонув, БПК «Отважный» продемонстрировал очень высокую живучесть. Согласно спецификации корабли данного проекта могли оставаться на плаву только после затопления 3-х смежных отсеков.
Из 287 человек, которые находились на борту БПК «Отважный», в том числе и проходящих практику курсантов, погибли 24 человека (19 матросов и 5 курсантов). Весь личный состав судна во время борьбы за живучесть и непотопляемость, а также при тушении пожара действовал умело и проявил мужество. Для спасения корабля были предприняты все меры, но повреждения, полученные в результате взрывов, сделали его спасение невозможным. Впоследствии с затонувшего корабля демонтировали ценное оборудование, а его корпус был подорван на грунте.
Источники информации:
-http://ser-sarajkin.narod2.ru
-http://flot.sevastopol.info/history/otvazhniy.htm
-http://d-t-p.net/index.php?option=com_content&view=article&id=4443:----qq&catid=33:2010-06-24-10-13-10&Itemid=40
-http://ru.wikipedia.org/wiki
Недавно я помогал товарищу при переезде. На новом месте прежние хозяева оставили много ненужных им вещей. Разгребать их пришлось долго и упорно.
Где- то в середине процесса разборки и выноса и была обнаружена коробка с дембельским альбомом и фотоаппаратом, которым, вероятно, снимались фото для этого альбома.
Здесь я опубликую некоторые фотографии и рисунки из этого альбома.
Рассмотрим, затем- раскроем альбом.
Первые рисунки по традиции посвящены родному кораблю и флоту вообще.
БПК "Смелый".
15.11.1966 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве, спущен 06.02.1968 г. и 20.12.1968 г. зачислен в списки кораблей ВМФ. Вступил в строй 27.12.1969 г. и 09.01.1970 г. включен в состав Черноморского Флота.
В 1976 -1977 гг. модернизирован на “Севморзаводе” в Севастополе по проекту 61М.
17-22.09.1976 г. нанес визит в Мессину (Италия),
08-13.04.1978 г. - в Алжир,
13-18.04.1979 г.- в Риеку (Югославия).
В период с 17.12.1982 г. по 30.01.1985 г. прошел в Риге капитальный ремонт, после чего перечислен в состав Балтийского Флота.
19.01.1988 г. передан в аренду ВМС Польши с переименованием в “Warszawa” .
05.03.1988 г. исключен из состава ВМФ СССР.
Севастопольская бухта. Вертолётоносец "Москва" уже горел, но ещё крепок. Продажа его на слом за границу может присниться только в кошмаре.
Многие рисунки и стихи выдержаны в стиле "матросского романтизма"...
Вообще, девушка, которая ждёт и дождётся- очень важная часть альбома.
Большое путешествие за тридевять морей в зрелость началось...
Остро чувствующийся рубеж- проход под мостом через Босфор.
Рубикон перейдён.
Плавание было далеко не одиночным.
Средиземное море: свежий ветер.
Приём ГСМ на ходу.
Плавание не всегда препятствует творчеству.
Лирическое отступление- самодеятельность.
Ещё одно лирическое отступление. Этот колоритный мичман вполне мог быть боцманом корабля.
Лирика закончилась- встреча с кораблём вероятного противника.
Корабль- USS Barry.
Эсминец (Destroyer)
Зачислен в состав флота- 7 сентября 1956г.
Выведен из боевого состава флота- 5 ноября 1982г.
В настоящее время- корабль- музей.
В 1977 году, после модернизации снова вошёл в состав 6-го флота США.
В период 24 января- 3 февраля 1978 эсминец вёл наблюдение за группой кораблей советского ВМФ, в которую входили ТАКР "Киев", противолодочный крейсер "Москва". Затем- участвовал в серии учений НАТО в Средиземном море.
Ещё один возможный оппонент- USS Nimitz.
Введён в эксплуатацию 3 мая 1975 г.
В настоящее время- продолжает службу.
10 сентября 1979г- начало его третьего похода в Средиземном море.
Образ врага для советского матроса был несколько экзотичен и наивен.
Средиземноморье...
Заход в порт- хорошая разрядка после напряжённого похода.
Дружественное местное население
По пути на Родину.
Как тут не сфотографироваться на фоне такой печатной продукции!
Дома!
Пройдены боновые ворота. Мола ещё нет. Константиновская батарея- только начинает ремонтироваться.
Количество пройденных миль оочень впечатляет...
Это долгожданное слово- "ПРИКАЗ".
Дождалась!
С товарищами, на память.
От просмотра альбома остались хорошие впечатлния- человек прошёл испытания, получил опыт.
В конце концов- у него получилось, он совершил своё путешествие на "Смелом"...
P.S.: Приношу извинения за некорректную работу фотохостинга. Перевёл фото на другой ресурс, надеюсь, это сделает просмотр более приятным.
В Севастополе на территории кладбища Коммунаров можно встретить небольшой, скромный памятник. Он находится между братской могилой экипажа линкора «Новороссийск» и памятником лейтенанту П. П. Шмидту. Выбитая на мраморном памятнике надпись сообщает: «Морякам «Отважного», погибшим при исполнении воинского долга в августе 1974 года». Здесь же содержится список из 24 фамилий погибших матросов. Больше информации из этого памятника вы почерпнуть не сможете, в СССР о гибели данного корабля предпочитали особо не распространяться.
БПК «Отважный»
Большой противолодочный корабль «Отважный» был включен в состав флота 25 января 1966 года и за свою достаточно короткую жизнь успел совершить 7 боевых походов. С 5 по 30 июня 1967 года корабль выполнял боевую задачу по оказанию помощи египетским вооруженным силам и посетил Порт-Саид. В 1968-69 годах БПК «Отважный» прошел текущий ремонт на 61-м заводе в Николаеве, в ходе которого было модернизировано его ракетное вооружение. С 1969 году капитаном судна был назначен капитан 3-го ранга Иван Петрович Винник.
В 1970 году БПК был объявлен отличным кораблем Черноморского флота, принял участие в маневрах «Океан», выходил к берегам Кубы и в Атлантику. В 1972-1973 годах корабль прошел очередной восьмимесячный ремонт в доках Севастополя. В составе отряда кораблей контр-адмирала Л. Я. Васюкова БПК «Отважный» посетил с дружественными визитами порты Италии - Таранто и Мессину. Последний боевой поход корабля в Средиземном море прошел с 10 ноября 1973 года по 6 марта 1974 года. «Отважный» входил в состав 70-й бригады противолодочных кораблей.
БПК «Отважный» принадлежал к кораблям проекта 61 типа «Комсомолец Украины» (по кодификации НАТО - Kashin). Это был тип больших противолодочных кораблей, которые находились на вооружении советского флота с 1964 по 1991 год, а впоследствии находились на вооружении флота России. На 2012 год в составе Черноморского флота России сохранился лишь 1 корабль данного типа - СКР «Сметливый». Он остался единственным кораблем из 20 судов проекта, которые успели войти в состав флота СССР с 1962 по 1973 годы. Остальные 18 кораблей были списаны и разобраны на металл, еще один - БПК «Отважный» - затонул.
Стандартное водоизмещение кораблей данного типа составляло 3500-3700 тонн, максимальное водоизмещение - 4500-4750 тонн. У модернизированных судов - 3950/4900 тонн соответственно. Размеры корпуса: длина - 144 м. (модернизированные - 147 м.), ширина - 15,8 м., осадка - 4,8 м. (до 6 м.). 4 газовые турбины общей мощностью в 94 000 л.с. работали на 2 винта, обеспечивая кораблю максимальную скорость на уровне 36-38 узлов. Дальность хода на скорости в 20 узлов равнялась 4000 морских миль. На корабле мог разместиться противолодочный вертолет Ка-25. На БПК предусматривалось хранение 5 тонн авиационного керосина, а также боезапаса для вертолета (глубинных бомб, противолодочных торпед, гидроакустических буев). Из-за отсутствия на корабле ангара вертолет на нем мог размещаться лишь временно.
Новаторским можно было назвать комплекс вооружения нового корабля. Впервые в истории советского кораблестроения БПК получил 2 ЗРК М-1 «Волна». Каждый зенитно-ракетный комплекс представлял собой двухбалочную ПУ ЗИФ-101, магазин с 2-мя вращающимися барабанами на 8 ракет В-600 каждый и систему управления «Ятаган». Артиллерийское вооружение включало в свой состав 2-е спаренных 76-мм башенных артиллерийских установки АК-726 (скорострельность 90 выстр./мин., максимальная дальность стрельбы 13 км., досягаемость по высоте - 9 км., боекомплект каждой установки состоял из 2400 унитарных выстрелов). Помимо этого на корабле присутствовали 2-е системы управления огнем «Турель», корабль оснащался пятитрубным торпедным аппаратом ПТА-53-61 для торпед 53-57 или СЭТ-53 и имел по 2 реактивных бомбомета РБУ-1000 и РБУ-6000 (боекомплект 48 РГБ-10 и 192 РГБ-60 соответственно).
Все корабли данного проекта имели развитое радиолокационное вооружение и гидроакустику, а также прекрасные мореходные качества, маневренность. Отличались данные корабли и замечательным внешним видом и архитектурой.
Гибель БПК «Отважный»
С 4 по 7 августа 1974 года БПК «Отважный» принимал участие в очередных учениях флота, а с 27 августа кораблю предстояло стать флагманским кораблем управления во время проведения 2-го этапа учений. БПК «Отважный» должен был обеспечить стрельбы малых ракетных кораблей, а также принять участие в противолодочных учениях с проведением торпедной стрельбы. 29 августа 1974 года корабль под управлением капитана 2-го ранга И. П. Винника вышел в открытое море и успешно провел торпедные стрельбы. На рассвете 30 августа БПК встал на рейд в Стрелецкой бухте, для того чтобы принять на борт контр-адмирала В. Х. Саакяна начальника штаба КЧФ, а также группу старших офицеров флота. В этот день корабль должен был обеспечить зенитную стрельбу с малых ракетных кораблей на полигоне недалеко от мыса Херсонес. В 9:55 утра корабль прибыл на полигон, на нем была объявлена учебно-боевая тревога.
Спустя всего 3 минуты в 9:58 на мостике ощутили небольшое сотрясение судна, как будто в его кормовой части произошел небольшой взрыв. После этого машины были сразу же остановлены, на корабле объявили аварийную и боевую тревогу. Спустя 10 секунд после первого корабль потряс более сильный взрыв, за кормовой трубой появился сноп пламени и хорошо заметная шапка белого дыма. Спустя еще 20 секунд случился третий взрыв, который произошел в районе ракетного погреба №8. Над местом взрыва поднялся столб пламени и повалил густой черный дым. Взрыв был такой силы, что сорвал крышку погреба и вместе с ПУ зенитных ракет отбросил ее на кормовую дымовую трубу. После этого в этом районе БПК начался сильный пожар, а личный состав судна приступил к борьбе за непотопляемость и живучесть.
Как впоследствии удалось выяснить, произошло следующее: после объявления на корабле учебной боевой тревоги мичман, который находился за пультом поста контроля ракет кормового погреба № 8, в котором хранились 15 ракет В-601 в 2-х вертикальных барабанах в боевом состоянии, действуя согласно инструкциям, приказал дежурившим на посту матросам подключить внешнее электропитание. После этого он перевел тумблеры на пульте подачи напряжения в положение «вкл». Сразу же после щелчка последнего тумблера он через иллюминатор увидел достаточно сильный сноп пламени на левом барабане. Не запустив средства пожаротушения, мичман покинул свой боевой пост и кинулся по коридору в носовую часть судна, где его настиг сильный взрыв, взрывная волна которого отбросила его в сторону.
В ходе проведенного расследования удалось установить, что от момента появления огня в погребе №8 до момента сильного взрыва прошло ровно 18 секунд. Впоследствии было установлено, что пламя в погребе появилось из-за самопроизвольной активации маршевого двигателя одной из зенитных ракет. После этого последовал запуск ракетного двигателя ее же стартовой ступени, что привело к запуску стартовых двигателей еще нескольких ракет. Все это привело к резкому скачку давления в погребе (примерно 3 атмосферы), в результате чего на крышку погреба начала действовать сила примерно в 2500 тонн, что стало причиной ее срыва. В результате произошедшего взрыва в бортовой обшивке корабля в районе 8-го погреба образовались 2 пробоины, сквозь которые в отсеки начала поступать забортная вода.
В 10 часов на корабле была объявлена боевая тревога, а затем и аварийная, в это время в погребе №8, в коридорах 9 и 10 бушевал пожар. БПК получил крен в 12 градусов на правый борт. Между 10:10 и 10:20 на корабле была подана команда включения системы водяной защиты, началось орошение и затопление погребов №6, 7 и 10. Однако осуществить задуманное не удалось, так как вышли из строя трубопроводы. Взрывом с юта корабля в море выбросило 7 матросов, которые были подобраны подошедшими к месту происшествия кораблями.
В 10:23 личному составу «Отважного», который располагался в кормовых отсеках судна, было приказано эвакуироваться с корабля. В это время пожар на борту набирал обороты. При этом погреба боезапаса №6 и №7 постоянно поливались из шлангов водой. В 10:40 на помощь БПК подошел эсминец «Сознательный», а спустя еще 12 минут «Бедовый», с которого на «Отважный» была высажена специальная спасательная партия. В 10:54 эсминец «Сознательный» взял БПК «Отважный» на буксир, для того чтобы отвести корабль на мель в районе Херсонеса, в это время крен корабля уже достиг 13 градусов. Через 7 минут на «Отважном» начали процедуру перекачки топлива с правого на левый борт, но это не помогло избавиться от крена.
Вскоре корма БПК погрузилась в море по верхнюю палубу, а крен на правый борт достиг 16 градусов. С корабля быстро были эвакуированы секретные документы. В 11:24 в море были сброшены торпеды, крен корабля удалось уменьшить до 14 градусов. При этом погреба боеприпасов №6 и 7 были затоплены водой при помощи пожарных гидрантов. В 11:55 на место событий для оказания помощи прибыл БПК «Комсомолец Украины».
В 11.59 пожар на борту корабля удалось локализовать, из погребов стал валить белый дым. Однако через 7 минут произошел обрыв буксирных тросов с эсминца «Сознательного», новые тросы начали заводить с «Бедового». Все это время пожар в кормовом машинном отделении корабля продолжался. В 12.27 была подана команда о прекращении подачи воды в отсек, решено было использовать лишь пену. В кормовом машинном отсеке была активирована система химического пожаротушения. Буксировка терпящего бедствие корабля со скоростью 3 узла вновь началась в 12:49, в это время крен противолодочного корабля достиг 17 градусов.
В 12:55 на место прибыло спасательное судно «Бештау» в 13:20 - СС-15 и СС-26, спустя еще несколько минут пожарно-дезактивационное судно «Пламя». С этих судов на борт БПК «Отважный» в район горящих погребов подавалась пена. В 14:30 была начата попытка откачки воды из кормовых отсеков, но через 17 минут произошел взрыв авиационного боезапаса, расположенного в погребе №10. По всей видимости, одновременно с этим взорвалась и цистерна, в которой хранилось 5 тонн авиационного керосина. Все это серьезно осложнило ситуацию, крен корабля на правый борт быстро достиг 19 градусов, увеличившись до 25. В 15:07 он стабилизировался на отметке в 27 градусов. Еще через 3 минуты на корабле прекратилась подача питания на приборы и отключилось освещение. В 15:12 личный состав получил приказ на эвакуацию с терпящего бедствие судна, последним БПК покинул его капитан.
В 15.35 БПК «Отважный» начал погружаться в Черное море кормой без опрокидывания, с эсминца «Бедового» отдали буксир. Спустя всего 12 минут корабль полностью скрылся под водой. Глубина в месте его затопления составляла порядка 125 метров. Всего с момента обнаружения на корабле пожара до его затопления прошло 5 часов 47 минут. В результате внутренних взрывов и образовавшихся пробоин в корпусе корабль принял на борт почти 3600 тонн воды, затопленными оказались 6 непроницаемых отсеков. При этом после затопления 4-х отсеков, расположенных в корме, дифферент и крен удалось стабилизировать, и БПК имел положительную остойчивость. Но когда вода полностью затопила еще 2 отсека, запас плавучести судна был исчерпан. Однако, даже затонув, БПК «Отважный» продемонстрировал очень высокую живучесть. Согласно спецификации корабли данного проекта могли оставаться на плаву только после затопления 3-х смежных отсеков.
Из 287 человек, которые находились на борту БПК «Отважный», в том числе и проходящих практику курсантов, погибли 24 человека (19 матросов и 5 курсантов). Весь личный состав судна во время борьбы за живучесть и непотопляемость, а также при тушении пожара действовал умело и проявил мужество. Для спасения корабля были предприняты все меры, но повреждения, полученные в результате взрывов, сделали его спасение невозможным. Впоследствии с затонувшего корабля демонтировали ценное оборудование, а его корпус был подорван на грунте.
Источники информации:
-http://ser-sarajkin.narod2.ru
-http://flot.sevastopol.info/history/otvazhniy.htm
-http://d-t-p.net/index.php?option=com_content&view=article&id=4443:----qq&catid=33:2010-06-24-10-13-10&Itemid=40
-http://ru.wikipedia.org/wiki
БОЛЬШОЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КОРАБЛЬ «ОТВАЖНЫЙ» ( I -я часть)
Большой противолодочный корабль "Отважный"
Каждый корабль, как и человек, имеет своё имя, свою судьбу. Экипаж – душа корабля. С первого подъёма флага и до последнего спуска, экипаж и корабль это единый живой организм, выполняющий боевые задачи в дальних походах и на учебных стрельбах.
Но наступает момент, когда экипаж строится для последнего торжественного спуска флага. Торжественен и печален этот день. Последний раз обойдут моряки свои боевые посты, кубрики, каюты и навсегда покинут его, словно душа покидает тело дряхлого умирающего старика.
К сожалению, не всегда происходит именно так.
Роковые стечения обстоятельств и человеческий фактор порой играют злую роль в судьбе корабля и его экипажа.
Событие, о котором пойдёт речь в этой статье, произошло на Черноморском флоте 30 августа 1974 года, во время учений взорвался и затонул большой противолодочный корабль «Отважный».
Но прежде всего, начнём сначала.
НАЧАЛО ПУТИ.
10 августа 1963 года на стапелях Николаевского судостроительного завода «имени 61 коммунара» был заложен большой противолодочный корабль «Отважный» проекта 61.
17 октября 1964 года корабль был спущен на воду, а 25 января 1966 года был включён в состав Черноморского флота СССР. Порт приписки город Севастополь.
Строительство кораблей такого типа было вызвано появлением в мире подводных лодок с ядерными силовыми установками, увеличивающих их автономность, дальность плавания и скорость, кроме того на них базировались ядерные ракеты, которые превратили подводные лодки в мощное стратегическое оружие.
С появлением реактивной сверхзвуковой авиации корабли нуждались и в новых зенитно-ракетных комплексах для защиты корабля от атак противника с воздуха.
Для обнаружения подводных и надводных целей корабль был оборудован гидроакустической станцией кругового обзора «Титан» и станцией управления стрельбой «Вычегда». Дальность обнаружения подводных лодок составляло до 8 км. в режиме эхо-пеленгования и 18 км в режиме шумопеленгования. На корме корабле была оборудована вертолётная площадка, на которой мог разместиться противолодочный вертолёт Ка-25. На корабле имелись также пятитрубный торпедный аппарат ПТА-53-61 с системой управления стрельбой «Зуммер», два реактивных бомбомёта РБУ-6000 и РБУ-1000 с системой управления «Буря».
Для эффективной защиты корабля от атак с воздуха судно было оснащено двумя зенитными ракетными комплексами М-1 «Волна», размещавшиеся в кормовой и носовой части корабля. Каждый комплекс состоял из двух двухбалочных пусковых установок ЗИФ-101, системы управления «Ятаган» и магазина с двумя вращающимися барабанами на 8 ракет В-600. Двумя башенными артиллерийскими спаренными 76 мм. установками АК-726 в носовой и кормовой частях корабля. Скорострельность каждой артустановки составляла 90 выстрелов в минуту, дальность стрельбы 13 км, досягаемость по высоте 9 км, боекомплект 2400 унитарных выстрелов. Для каждой артустановки была своя система управления огнём «Турель».
Максимальная скорость 35 узлов.
Максимальная дальность плавания 3500 миль.
Автономность плавания 10 суток (по запасам провизии)
Экипаж составлял 266 человек, в том числе 22 офицера.
Размещение вооружение БПК проекта 61
5 июня 1967 года между Израилем с одной стороны и Египтом, Сирией, Иорданией, Ираком и Алжиром с другой возник вооружённый конфликт, так называемая Шестидневная война. Для осуществления своего военного присутствия в этом регионе и в случае необходимости вмешаться в военный конфликт на стороне стран арабского мира, правительство СССР направил в район конфликта оперативную эскадру ВМФ из состава Черноморского флота и кораблей и подводных лодок Северного флота, базировавшихся в Порт-Саиде. В составе эскадры находился БПК «Отважный». Оказывая помощь египетским вооружённым силам, посещает Порт-Саид.
В 1968-69 гг. проходит текущий ремонт в городе Николаеве. В ходе ремонта было модернизировано ракетное вооружение.
Владимир Скосырский. На фото слева
16 марта 1969 года экипаж корабля понёс первые потери. В Николаеве в ненастную погоду при заводке дополнительного швартовочного конца на бочку упал в воду и начал тонуть матрос Сайт Шаипов. Увидев, что его подчинённому угрожает смертельная опасность, старший лейтенант Владимир Иванович Скосырский прыгнул за борт и поплыл на помощь утопающему. В холодной воде проплывали расколовшиеся льдины. С трудом офицер добрался до утопающего матроса, собрав последние силы, он вытолкнул его на льдину, но спастись самому уже не хватило сил. Проплывающая мимо льдина накрыла его. За мужество и отвагу старший лейтенант В. И. Скосырский был посмертно награждён орденом Красной Звезды.
В 1969 году «Отважный» был объявлен отличным кораблём Черноморского флота.
В сентябре 1969 года на должность командира корабля назначен капитан третьего ранга Иван Петрович Винник
С 14 апреля по 5 мая 1970 года в СССР проводились крупномасштабные манёвры «Океан», охватившие акватории Атлантического и Тихого океанов. Корабль в составе кораблей Черноморского флота принимает участие в учениях и выполняет ракетные стрельбы в Атлантическом океане. За отличное выполнение задач командиру корабля вручён памятный подарок от командующего Северного флота адмирала Лобова макет подводной лодки во льдах.
В ноябре 1970 года в республике Гвинеи эмигранты, находящиеся в оппозиции к действующему президенту Ахмеду Секу Туре, при поддержки Португалии приняли участие в вооружённом вторжении в республику с целью свержения правительства и разгрома баз партизан, боровшихся за независимость Португальской Гвинеи (ныне Гвинеи-Бисау). Для поддержания стабильности и порядка и организации обороны столицы Гвинеи Конакри в этот регион был направлен БПК «Отважный».
Подвиг старшины 1-й статьи Ю. С. Чуйкина
В марте 1973 года, спустя 4 года после гибели старшего лейтенанта В. И. Скосырского, в отпуске, спасая народное добро от пожара, погиб старшина 1-й статьи Ю. С. Чуйкин. За мужество и отвагу проявленное в борьбе с пожаром старшина 1-й статьи Чуйкин был посмертно награждён орденом Красной Звезды.
6 октября 1973 года между Израилем и коалицией арабских стран возник очередной военный конфликт из-за стремления Египта и Сирии вернуть утраченные территории. Уже 7 октября СССР начал поставлять оружие и снаряжение Сирии и Египту морем. Для обеспечения безопасности советских судов, был сформирован отряд советских военных кораблей и подводных лодок, в состав которых вошёл БПК «Отважный». Кроме сопровождения корабли занимались радиоэлектронной разведкой.
С 1970 по 1974 гг. экипаж корабля выполняет курсовые задачи и боевые стрельбы только на хорошие и отличные оценки. За отличные ракетные стрельбы в 1970 году экипаж награждён переходящим призом ГК ВМФ, а в 1971 году оставляет этот приз за собой.
За свою короткую жизнь корабль побывал также на Кубе, в Александрии (Египет), Сплите (Югославия), Таранто и Мессине (Италия), участвовал в учениях Юг-71.
ПОСЛЕДНИЙ ПОХОД
29 августа 1974 года большой противолодочный корабль «Отважный» вышел последний раз в море. О том трагическом событии спустя двадцать лет написал в своём очерке «Записки командира» командир корабля Иван Петрович Винник. Очерк написан от второго лица.
Командир корабля И. П. Винник
Записки командира
«…28 августа по приказанию НШ ЧФ контр-адмирала В. А. Саакяна капитан 2 ранга И. П. Винник был вызван из Донузлава в Севастополь для выхода на БПК «Отважный» в море с целью обеспечения ракетных стрельб МРК 1 41-й бригады. Командир 70-й бригады капитан 1 ранга Л. А. Макаров, видимо, доложил НШ ЧФ, что ранее организацию ракетных стрельб отрабатывали с командиром Винником, а он назначен с артиллерийского крейсера, поэтому на выход не пошёл.
Перед выходом в море для поддержания полной боевой готовности было принято 5 тонн топлива для вертолётов. В погребе находились авиационные бомбы для вертолётов.
29 августа в 13.00 корабль вышел в море по плану БП 2 . Выполнили торпедную стрельбу по надводной цели, ночью участвовали в отработке задачи «ПЛЗ-4» 3 и в 07.30 подошли к бонам 4 , где приняли на борт НШ ЧФ контр-адмирала Саакяна, начальника ПВО ВМФ контр-адмирала Путинцева, зам. начальника 4-го отдела 5 капитана 1 ранга Шибкова и командира 41-й бригады капитана 1 ранга Комара со своим штабом и как корабль управления начали движение в район БП для участия в спецучении по выполнению ракетных стрельб кораблями 41-й ОБРК.
В связи с тем, что состояние моря было 3 балла, ракетным кораблям (МРК) было затруднено выполнение ракетных стрельб. Обсудив обстановку и состояние погоды и прогнозы, НШ ЧФ принял решение – выполнять стрельбы.
В 09.25 БПК вошёл в Полигон боевой подготовки.
Ракетные катера вышли на боевые позиции и начали подготовку к выполнению ракетных стрельб. Были включены стрельбовые РЛС 6 и станции наблюдения, ракетные комплексы начали предварительную подготовку к РС. За 10 минут до подъёма авиации с аэродрома Бельбек в 09.55 на корабле была сыграна учебная боевая тревога для приготовления к проведению матчасти РТУ 7 по воздушным целям.
В 9.59 командир получил доклад от СПК 8 о готовности корабля к проведению учения. Ракетные комплексы корабля к стрельбам не готовились, и даже не мыслилась подача ракет на пусковые установки, однако по тревоге питание на распределительные щиты ракетных комплексов и на погреба подавалось (как и положено по боевой или учебной тревоге).
В 10.02 командир поднялся с ГКП 9 на ходовой мостик и увидел белый дым и форс огня в районе кормовых труб, неожиданно прогремел взрыв. Командир объявил боевую тревогу и передал по трансляции о пожаре в районе кормовой машины, дал команду: «Носовой и кормовой аварийным партиям тушить пожар».
Через 15 – 20 секунд произошёл второй взрыв. С разрешения НШ ЧФ командир спустился на ГКП для выяснения обстановки и управления борьбой за живучестью корабля. На ходовом мостике оставил вахтенного офицера – командира БЧ-3 10 старшего лейтенанта С. А. Качинского для наблюдения за внешней обстановкой. Через 20 – 30 сек. произошли третий и четвёртый взрывы.
Было предположение: или пусковые баллоны в кормовом машинном отделении взрываются, или ракеты в погребе.
Старший помощник капитан-лейтенант В. В. Балашов сыграл аварийную тревогу. Командир скомандовал: «Командирам БП (боевых постов) и КП (командный пункт) доложить о наличии дыма, огня и воды в своих помещениях». Получил доклад, что нет связи с кормовой машиной, кормовым ракетным погребом, аварийной партией и кормовой башней.
Командир послал СПК лично проверить состояние корабля в кормовой части, пройдя по верхней палубе. После осмотра СПК доложил, что разорван кормовой ракетный погреб, а пусковая установка заброшена в район кормовых труб. Сильный пожар в погребе, продвигается в кормовую машину и в корму – в район артустановки.
Командир произвёл доклад НШ ЧФ на ходовой мостик и по установленной форме – на КП флота, дивизии и по сети ПВО лично передал на аэродром о взрывах и большом пожаре и попросил доставить на вертолётах пенообразователя или в баллонах углекислоту, чтобы вылить (сбросить) в кормовой погреб.
Командир просил командиров МРК подойти к кормовой части корабля для снятия личного состава, находящегося на юте, и оказания помощи в тушении пожара, распространяющегося в кормовую часть. Один МРК подошёл с кормы БПК, снял несколько человек с борта и поднял личный состав, который ударной волной сбросило за борт, но потушить пожар и находиться у борта БПК никто не решился, т. к. и на МРК находились боезапас, и ракеты, и топливо, а вероятность очередных взрывов была большая.
Экипаж борется за живучесть корабля
С подходом аварийно-спасательного судна ПЖК-123, на котором находился капитан 2 ранга А. В. Жбанов, к левому борту личный состав БПК совместно с ПЖК энергично повёл наступление на огонь благодаря подаваемой пене по пожарным шлангам во внутрь помещений и на верхней палубе. Огонь стал отступать и явно уменьшался. Вода подавалась пожарными стволами с ПЖК и корабельными средствами борьбы с пожарами. На БПК до последних минут подавалось электропитание, и работали средства водоотлива и пожарные насосы, что способствовало успешной борьбе личного состава за живучесть корабля. Однако на ПЖК и на корабле были очень малые запасы пенообразователя, и очень быстро всё было израсходовано. Пожар вновь стал усиливаться, а кроме воды, из пожарной системы большего ничего не было.
Командир БПК просил капитана 2 ранга Жбанова на ПЖК, чтобы ещё дали пены, но получил ответ: «Больше нет ничего», командир попросил, чтобы безрасчётно не лили воду во внутреннее помещения, чтобы не образовалось свободных поверхностей и не накапливалась вода в помещениях выше ватерлинии, ибо корабль может опрокинуться. На корабле было затоплено более трёх отсеков.
Расчёты показывали, что корабль находится в критическом состоянии.
К борту подошёл ЭМ 11 «Сознательный», на который перегрузили секретные документы, технику и документы СПС 12 и строевой части, пересадили часть личного состава, офицеров штабов. На борту ЭМ находился командир бригады капитан 1 ранга Л. А. Макаров.
Анализируя деятельность офицерского состава, мичманов по докладам членов госкомиссии и комиссии МО, можно сказать, что экипаж в этой сложной и критической обстановке показал высокие морально-политические и психологические качества, высокие навыки в борьбе за живучесть корабля, что фактически позволило в течении 5 часов 40 минут бороться с пожарами и водой и при затоплении более трёх отсеков, и при наличии сильных пожаров, когда металл плавился и стекал как воск со свечки!
Действия командного и личного состава по БЗЖ 13 ярче всего характеризует тот факт, что типовые варианты из документации по непотопляемости корабля однозначно трактуют, что корабль при затоплении трёх отсеков тонет. На самом же деле «Отважный» оставался на плаву – была хорошая герметизация помещений и надёжные линии обороны по борьбе с водой.
Во время усиливающегося пожара и постоянного продвижения его в носовую часть от кормовых труб к торпедной площадке, когда огонь угрожал боевым торпедам и в любую минуту мог произойти взрыв, капитан-лейтенант Камалов, мичман Медведев, старшина 2 статьи Селимсултанов, Сливкин, матрос Кабанов охлаждали торпеды водой и по приказанию командира (после доклада НШ ЧФ об угрозе взрыва) вручную сбросили две торпеды, лежащие на площадке, за борт (освобождали место для практической торпеды 14 для стрельбы по подводной цели), а три – выстрелами с торпедного аппарата (после личной проверки обстановки командиром корабля).
Когда начала нагреваться переборка в столовой личного состава со стороны кормовой машины и возникла угроза взрыва 6-го и 7-го погребов с глубинными бомбами, по приказанию командира (после доклада НШ ЧФ и личной проверки обстановки) мичман Медведев и старшина 2 статьи Козленеев и другие при помощи пожарных шлангов в задымленном помещении столовой личного состава затопили погреба, тем самым предотвратили взрыв около 5 тонн взрывчатого вещества и улучшили остойчивость корабля, не допустив затопления огромного помещения столовой личного состава.
Старшина 2 статьи Гарибян и матрос Никитенко в районе сильного пожара у кормовой трубы сбросили за борт баллоны с ацетиленом и кислородом, на которых уже начинала гореть краска.
Оказавшись на камбузе и не имея возможности выйти из помещения ввиду заклиненных дверей и люка матрос Прочаковский через иллюминатор крикнул: «Товарищи со мной всё ясно! Спасайте корабль!». Пытаясь выбраться из аварийного помещения, застрял в иллюминаторе матрос Петрухин. Командир приказал вырезать иллюминатор, но ни газосваркой, ни электросваркой этого не удалось сделать. Травмированному и с большими ожогами матросу сделали обезболивающие уколы, но продвигающийся огонь не позволил спасти его и других матросов, заблокированных на камбузе... » . (Продолжение следует)
1 МРК – малый ракетный корабль.
2 БП – боевая подготовка.
3 ПЛЗ – противолодочная задача
4 Бон – заграждение, защищающее вход в гавань или фарватер от неприятельских судов.
5 4-й отдел – контрразведка ВМФ
6 РЛС – радиолокационная станция
7 РТУ – радиотехнические учения
8 СПК – старший помощник командира.
9 ГКП – главный командный пункт.
10 БЧ-3 – на корабле минно-торпедная часть.
11 ЭМ – эскадренный миноносец.
12 СПС – спецсвязь
13 БЗЖ – борьба за живучесть
14 Практическая торпеда – учебная торпеда, отличающаяся от полноценной отсутствием боевой части.
- Гибель бпк отважный. Гибель БПК «Отважный. Оперативный дежурный штаба ЧФ продолжал описывать обстановку
- Гарантийное письмо об оплате — образец писем, пример текст и бланк для скачивания
- Сценарий интеллектуально-развлекательной программы для детей «Праздничный парад загадок, викторин, шарад»
- Закупка у смп пояснения по 223 фз